Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европеизация




Культурная экспансия может носить не только негативный, но и пози­тивный оттенок. Так, например, европеизация российского общества, нача­тая Петром I и продолженная Екатериной II, положительно отразилась на

57 Николов С, Милев Р., Стаменов С. Болгария между Востоком и Западом (http://cjes.ru).

58 Павлич Б. Новый подход к процессу развития // Культуры — диалог народов мира. 1983. № 4. С. 63-77.

историческом строе нашей страны и в конечном итоге вывела ее на передо­вые позиции культуры и науки.

К началу XVIII в. в западноевропейских странах произошло осознание того, что на европейском континенте формируется своеобразная историче­ская, этническая и культурная общность — европейская цивилизация. На­роды Германии, Франции, Англии, Голландии, Испании обнаружили свое глубокое родство в мышлении, психологии, укладе жизни. Страны Европы в XVII в. вступили в процесс «европеизации», т.е. формирования европей­ской цивилизации. Англичанин Ньютон и немец Лейбниц одновременно и независимо друг от друга изобретают дифференциальное и интегральное исчисление — совпадение неслучайное, подтверждающее существование европейской (а не только немецкой, английской и т.д.) науки и, больше того, единого стиля мысли, единой проблематики мысли. Рождался особый ев­ропейский тип экономики, государственности, европейский стиль филосо­фии, искусства, литературы, происходил процесс взаимных влияний и меж­дународных контактов — рождалась Европа59.

В этот момент в процесс европеизации включается и Россия. Европеи­зация России означала, что закончился период самоизоляции страны, Рос­сия вышла на контакт с соседними народами. В связи с этим России стали интересны европейские народы, их образ жизни, их языки, их культура. В Россию проникают немецкая мода, немецкая военная наука, немецкие и голландские технологии, английские экономические идеи, французская гастрономия и философия и т.д. С другой стороны, в европейскую культуру входят русские научные достижения, русские товары, русские понятия. Россия приобщается к Европе, обнаруживает в себе родство с европейской идеей.

Как отмечает Г.Ю. Литвинцева60, активное проникновение западноевро­пейской культуры на Русь наблюдалось на протяжении всего XVII в. Тем не менее в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейско­го влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насажда­ются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства — главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями — Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внеш­ней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соот­ветствии с европейскими ценностями.

Еще в XVII в. Немецкая слобода, так называемая «русская заграница», являлась местом, куда стекалось большое количество иностранных мастеров. В петровскую же эпоху можно говорить об огромном наплыве иностранцев, начиная от таких выдающихся, как Д. Трезини, Б. Растрелли с сыном, Ж. Леблон и заканчивая различного рода авантюристами, которые рассмат­ривали Россию как место «отхожего» промысла. С помощью иностранцев, их опыта и знаний Петр стремился решить прежде всего экономические, тех­нические, военные проблемы, но этим их сфера деятельности не исчерпы-

Подковыркин П.Ф. История русской литературы XVIII века (http://ppf.asf.ni).

60 Литвинцева Г.Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху (www.orenburg.ru).

валась, так как они оказывали влияние на просвещение, образование, ис­кусство, светскую жизнь дворянского общества. Анализируя просветитель­скую роль иноземцев — пленных шведов, М. Богословский отмечал, что «очевидно на долю этих пленных шведов в первой четверти XVIII в. выпала та­кая же роль в русском обществе, какую в начале XIX в. пришлось повторить французским эмигрантам, оставшимся в России после кампании 1812 г. и сде­лавшимися гувернерами в помещичьих семействах и учителями в школах»61. С 1700 г. Петр I ввел в России принятое в европейских странах летоис­числение «от рождения Христова» вместо летоисчисления «от сотворения

мира», принятого в древней Руси. Изме­нение календаря имело прямое отно­шение к «европеизации», так как рос­сийский календарь приводился в соот­ветствие с западным. В 1702 г. в Москве начала работать «Комидиальная дере­вянная храмина» — первый постоян­ный театр, где подвизалась выписан­ная из Данцига труппа Куншта. В 1703 г. в Москве, а затем в Петербурге стала издаваться первая русская газета «Ве­домости», которую редактировал сам Петр. С 1704 г. были установлены оп­ределенные правила градостроитель­ства. В Москве, в Кремле и Китай-го­роде было разрешено строить только каменные дома. В Петербурге строи­лись дома определенного образца. Введено было мощение улиц булыжником и уличное освещение. В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт: вме­сто кириллицы и полуустава были введены близкий к современному так называемый гражданский шрифт и новая азбука. В 1719 г. открыта Кунст­камера, собрание которой послужило основой для создания других музеев. Указом от 28 января 1724 г. создавалась Академия наук.

Повсеместно происходило изменение стиля и образа жизни русского дворянства, насильственно перекраиваемых по западным меркам: бояр за­ставляли стричь бороды, надевать парики и камзолы и танцевать на ассамб­леях. Так Петр старался приобщить русское общество к просвещению евро­пейских стран: «сперва повелел монарх платью сему быть венгерскому, но потом сие отменил, а указал носить мужескому полу верхнее саксонское и французское, а камзолы и нижнее платье немецкое, и женскому немецкое». Внешне русские дворяне уже ничем не отличались от своих западноевропей­ских собратьев. Одевались они в иноземное платье, пудрили свои парики, в их языке было много иностранных слов и оборотов речи. В своем обраще­нии друг с другом дворяне руководствовались изданной по приказу Петра книгой «Приклады, како пишутся комплименты разные», в быту — книгой «Юности честное зерцало».

Всюду, куда приезжал царь Петр, перенимая европейский опыт, он преж­де всего знакомился с учеными, посещал академии, музеи, университеты, лаборатории, искал «раритеты», «монстры», «куриозите». В Амстердаме он

61 Литвинцева Г.Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху (www.orenburg.ru).

подружился с бургомистром Витзеном, географом и этнографом, и связь между ними не прекращалась и в дальнейшем. Здесь же Петр посетил каби­нет знаменитого анатома, изобретателя способа сохранения анатомических препаратов — доктора Райша и очень интересовался ег~о трудами. В Лейде­не Петр осматривал университет и знакомился с его анатомическим театром В Дельфе Петр впервые заглянул в микроскоп, показанный емуЛевенгуком Заинтересовавшись ботаническими садами Амстердама, Петр завел соб­ственную коллекцию. В Англии Петр посетил Королевское общество, Окс­фордский университет, монетный двор, директором которого был великий математик Исаак Ньютон, Гринвичскую обсерваторию, где беседовал с из­вестным математиком и астрономом Рэллеем. В 1711 г. Петр познакомился с Лейбницем, который еще за несколько лет до того составил по просьбе царя докладную записку о развитии наук и просвещения в России.

Любя и ценя науку, Петр гордился избранием в 1717 г. членом Француз­ской Академии Наук. Он знал истинную цену знаниям и был польщен по­добной оценкой составленной им карты Каспийского моря. До сих пор в европейских городах, в том числе в Антверпене, можно встретить памятни­ки, мемориальные доски и другие достопримечательности, связанные с Петром I. Пожалуй, он был единственным среди русских людей, кто оста­вил по себе такую громкую культурную память за рубежом.

Хотя сам Петр I не особо интересовался вопросами культуры62, своими реформами он способствоват быстрому проникновению в Россию западных влияний и расцвету культуры. Каналом экспансии иноземных идей послу­жили не столько театр, живопись или поэзия, сколько техника и техноло­гия, прежде всего кораблестроения, передовые приемы которых царь изу­чал в Голландии. Одновременно происходило ослабление позиций Право­славной церкви, которая выступала ревнительницей старых традиций и защитницей консерватизма.

Правление Екатерины II вошло в историю России как время бурного градостроительства, многих начинаний в области искусства, науки и техни­ки. Екатерина переписывалась с Вольтером и другими французскими мыс­лителями, создавая себе в глазах европейской общественности образ мудрой правительницы, радеющей о народном благе. Императрица приглашает в Россию крупнейших европейских композиторов: Б. Галуппи, Дж. Паизиел-ло, Дж. Сарти, Д. Чимарозо и др. При ней вошло в моду исполнять кантаты (вокально-инструментальные произведения), заменившие исключительно вокальные петровские канты. В течение всего XVIII столетия русские писа­тели перенимали образцы европейской культуры, европейский литератур­ный стиль. Вскоре екатерининская Россия стала полноправной участницей европейской системы государств.

Только в начале XIX в., после 75-летнего ученичества у культурной Ев­ропы, в России сложился возвышенный язык светской литературы — осно­ва возникновения современной литературной формы и оригинальной куль­турной продукции. Появление переводной литературы породило поток ори­гинальной русской литературы, новых жанров, новых сюжетов и героев.

62 Петр любил больше всего точные науки и технические отрасли знания, в том числе артиллерию, кораблестроение, фортификацию. Позднее Петр увлекся естественными науками, из которых его больше всего привлекли анатомия и лекарственная ботаника.

Нового в литературе XVI11—XIX вв. стало так много, что традиционные чер­ты, унаследованные ею от древнерусской литературы, оказались малозамет­ными, трудно различимыми. Глубокие перемены произошли в русском язы­ке, причем перемены всеобъемлющие: от фонетики до синтаксиса; измени­лась русская разговорная речь, письменная речь приблизилась по структуре к европейским языкам63. Благодаря европеизации в литературе к нам при­шло античное искусство, наследницей которого всегда считала себя Евро­па. Петр I, в своей попытке перевести мышление русских дворян в европей­скую мифологическую систему, стремился сделать для них привычной ан­тичную мифологию. Свой первый сад он «заселяет» выписанными из Италии мраморными фигурами античных богов, бюстами императоров и героев. В Летнем саду он также размещает скульптуры, которые иллюстрировали басни Эзопа. Как отмечает С.Н. Шубинский «император любил собирать здесь гуляющих и сам объяснял им смысл изображения басен». Огромную поддержку в реализации программы «европеизации» культуры русского дво­рянства Петр получал от иностранцев, проживающих в России.

Процесс европеизации происходит и в XXI в. Термин «европеизация» отражает реальность европейских интеграционных процессов.

Унификация учебного процесса в европейских странах привела к организации двухступенчатого образования в России — бакалавриат и МБА

В сфере образования он предполагает унификацию образовательных систем в различных странах, сближение содержательного аспекта образова­ния. В этой связи в российской высшей школе создалась многоуровневая система, включающая и магистратуру как один из этапов. Введение магист­ратуры в программу российских вузов означает, что наша страна не просто готова к вхождению в международную образовательную систему, но и явля-

63 Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIXbb. Изд. 3-е. М., 1991. С. 64—65; См. также обстоятельную монографию: Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М„ 1996.

ется достойным партнером для серьезно зарекомендовавших себя заруье* ных учебных заведений. В настоящее время международное образователь ное сообщество осуществляет проект «Международный бакалавриат» (выходом на диплом, дающий право поступать в университеты любой стра ны). В связи с этими основными направлениями реформ называются г1Вр главные цели: а) способствовать приобретению новых знаний; б) добивать ся овладения тремя основными европейскими языками («Белая книга об­разования». Страсбург, 1995). Следствием международного экономическо­го сотрудничества и социальной стабильности стала и единая образователь­ная политика в странах Западной Европы, направленная на формирование стандартизированной системы информации, согласование реформ общего и профессионального образования (Shennan M. Teaching about Europe London, 1991).

От европеизации надо отличать близкое ему понятие европоцентризма. Европоцентризм — мировоззренческая установка, согласно которой Европа является центром мировой культуры и цивилизации. Возвеличение Запада прослеживается в европейском сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, великие географические открытия, захват новооткры­тых земель, Великая французская революция, индустриальная революция, раз­витие капитализма и экономический прогресс способствовали формированию сознания и ощущения технического, политического и экономического лидер­ства Европы во всем мире. Согласно европоцентризму, Запад с его экономи­ческим и культурным превосходством представляет безусловную ценность, противостоящую «неправильности» и «неразвитости» восточного мира, в ко­тором усматривали воплощение патриархальной старины и отсталости. Восхо­дящая к эпохе Просвещения вера в прогресс человеческих знаний укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Прогресс мыслился европейскими философами и учеными как постепенное проникновение евро­пейской цивилизации во все регионы мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.