Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовой культуры




КАК ФЕНОМЕН

ТУРИЗМ

И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Удивительным образом расцвет массовой культуры в середине XX в. сов­падает с переходом наиболее развитых стран от индустриального к пост­индустриальному обществу. Удивляет и другое совпадение — место дей­ствия: Соединенные Штаты.

Массовое производство предполагает и массовое потребление — иначе производство становится нерентабельным. Массовое производство вполне допускает различные модификации одного и того же продукта: на одном заводе изготавливают и дешевые машины для народа, и дорогие лимузины для миллиардеров.

В постиндустриальном обществе товары и услуги для богатых составля­ют только вершину айсберга, девять десятых которого составляет массовое производство.

Характеристики постиндустриального общества наложили неизглади­мый отпечаток на массовую культуру. Присущий ему глобализм превратил эту культуру в интернациональное явление. Народная культура целиком базировалась на региональных, общинных и национальных особенностях, поэтому фламандская школа живописи существенно отличается, скажем, от итальянской или французской. С массовой культурой все иначе — песни «Биттлз», созданные в одном месте, транслируются на весь мир электрон­ными СМИ. Массовая культура стала возможной только благодаря подоб­ного рода техническим достижениям.

Другая особенность ее в том, что она формируется не в повседневном взаимодействии людей, отражающих их проблемы, ценности, интересы, а как бы спускается к ним сверху по каналам СМИ. А если говорить о том, какие ценности к ним спускаются, то это прежде всего ценности буржуаз­ного индивидуализма. Во второй половине XX в. Англия и США господство-

вали на рынке рок- и джаз-музыки, здесь создавались выдающиеся хиты, которые миллионными тиражами расходились по всем странам, в том чис­ле и тем, где ни о каких либеральных ценностях не знали (страны третьего ми­ра), либо думали о них на очень абстрактном уровне (СССР 1960—1980-х гг., когда советская молодежь, воспитываемая партией в духе коммунистичес­ких идей, увлекалась западной эстрадой). Тем самым в самой простой и до­ступной форме происходила социализация молодежи в самых разных странах преимущественно в духе одного типа идеологических ценностей. Политологи сказали бы, что массовая музыка превратилась в канал экспор­та западной демократии во все страны мира.

Создание и внедрение в XIX в. новых транспортных средств: парохода, железной дороги — существенно облегчило сообщение между отдален­ными уголками мира, различными культурами, стимулировало резкий рост миграции населения. В XX в. появился новый феноментуризм, который стал возможен только благодаря внедрению новых и совершен­ствованию старых транспортных средств.

Туризм наиболее ярко и выигрышно демонстрирует лучшие черты совре­менной массовой культуры, которая у искусствоведов и социологов в целом вызывает неоднозначную оценку. Указывают на ее вульгарность, примитивное содержание, коммерческую подоснову, а иногда и откро­венно обсценную лексику. Путешествие за деньги в другие страны име­ет коммерческий характер, если это не шоп-туры. Подавляющее боль­шинство из почти миллиардной армии туристов ставят перед собой ис­ключительно либо преимущественно культурно-познавательные задачи — приобщение к сокровищам мировой культуры, памятникам ста­рины, художественным галереям, ознакомление с нравами, традициями и образом жизни других народов.

С экономической точки зрения, туризм является выгодной и высокодо­ходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложе­ний с нефте-, газодобывающей и перерабатывающей промышленно­стью. С социальной точки зрения, он являет собой демонстрацию возмож­ностей среднего класса. Именно его представители (а не высшего или низшего классов) составляют подавляющую массу туристов во всех странах. Естественно, что мимо этого феномена не могли и не могут пройти социологи, изучающие туризм не только как характернейшую черту постиндустриального общества и массовой культуры, но и как своеобразный этнографический феномен, в котором проявляются тво­рческие особенности городской интеллигенции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.