Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фундаментализм как культурная универсалия




БС

клонений порождает другой культурный феномен — фундаментализм. Оба они представляют идейную и общественную реакцию на ереси и расколы. Экуменизм появился только в XX в. как попытка воссоединения христи­ан различных вероисповеданий, как ответ на вызов, брошенный христиан­ству как тоталитаризмом, так и секуляристским релятивизмом.

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (от ойкумена) — движение христи­анских (первоначально протестантских) церквей за объединение всех христианских церквей. Руководящий орган — Всемирный совет церк­вей (с 1948).

Для современной молодежи, очень быстро забывающей или отходящей от традиций отцов, стали совершенно неактуальными взаимные счеты кон­фессий. Она не знает, а иногда и не стремится узнать доктринальные и ве­роисповедные тонкости, приведшие христианство к расколу. По выражению С.С. Аверинцева, экуменическое движение обусловлено ситуацией христи­анства как веры, заново предлагающей себя нехристианскому миру. Совре­менный человек, в акте личного выбора становящийся христианином, все реже наследует навыки конфессиональной культуры своих предков. Внеш­ним побудителем к объединению стало культурное и политическое давле­ние со стороны нехристианских стран, прежде всего исламских, население и политический экстремизм которых стремительно растут.

Инициатива в экуменическом движении принадлежала протестантским деноминациям (Эдинбургская конференция, 1910). С тех пор протестант­ские церкви играют в нем главную роль. С православной стороны конферен­ция была поддержана в 1920 г. посланием Константинопольского патриар­ха, обращенным ко всем Церквам и призвавшим их к общению и сотрудни­честву. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ), объединивший важнейшие протестантские деноминации и ряд православных поместных церквей. С 1961 г. участие в его работе принимает Московская патриархия, а также наблюдатели от Ватикана. В 1965 г. папой Павлом VI и патриархом Афинагором было объявлено об отмене взаимных анафем между католичес­ким Римом и православным Константинополем.

Фундаментализм — термин, возникший как самоназвание групп американ­ских протестантов, выступивших против либерального протестантского ра­ционализма и отвергавших любую критику Библии (как течение сложились в южных штатах США в 1910-х гг.). Сегодня трактуется расширительно для обозначения любого (чаще всего относимого к исламским странам) социаль­ного и культурного движения, сторонники которого выступают за неизмен­ность обрядов и основных принципов вероучения, против попытки их модер­низации, изменения или отклонения от них, за восстановление первоначаль­ной чистоты, «возвращение к истокам». По существу, это консервативное идейное течение. Фундаментализм близок к различного типа ортодоксии. Он возникает в условиях кризиса какого-либо движения и, как правило, проти­востоит, втом числе насильственными средствами, процессу перемен, обнов­лению. До исламских фундаменталистов были известны движение католичес­ких «интегристов», отвергших 2-й Ватиканский собор, в православной Гре­ции — «старокалендаристов», в России — старообрядцев, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной Православной церкви.

Фундаметализм как устремление очистить первоначальные принципы веры, вернуться к истокам, можно рассматривать вообще как одну из куль­турных универсалий. Возвращение к первоистоку, к тому, как это было «при отцах», — основной мотив мифологии.

Возвращение к первоистокам послужило стимулом для зарождения ислама. Миссия Мухаммада заключалась не в создании новой религии, а в восстанов­лении исконной и истинной веры в единого Бога. Ислам видит себя стоящим в известном родстве с библейской традицией: исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, он возводит свои истоки к «религии Авраама», которая, по убеж­дению мусульман, была забыта и искажена иудеями и христианами.

Движением назад к истинной вере отмечено возникновение протестан­тизма, который, как и другие течения, основанные на принципах фундамен­тализма, стремился воскресить «забытое и искаженное» вероучение перво-христиан.

Фундаментализм многолик. Его можно считать стражником старины, а можно посмотреть на него как на революционера и поборника нового. В этом случае его придется квалифицировать как разновидность реформа­торского движения.

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio — преобразование) — обществен­ное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направлен­ное против католической церкви. Начало Реформации положило вы­ступление в 1517 г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации вы­двинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отверга­лось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянские войны 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестан­тизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных пре­образований в его духе).

В лоне суннитского ислама в середине XVIII в. возникает религиозно-по­литическое движение ваххабитов (по имени основателя — Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба), отвергавших «новшества», которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т.д.). Ваххабизм ока­зал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й половины XIX — начала XX в. (ал-Афгани, Мухаммад Абдо, Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. В XX в. — во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада — в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).

Реформация породила протестантизм. Этот термин подразумевает идей­ный протест против сложившегося церковного канона, господствующей

идеологии или существующего социального устройства. В узком значении к протестантизму относят только одну конфессию христианства — сам про­тестантизм. В широком смысле к протестантскому движению нужно отно­сить русских старообрядцев и духовных христиан.

Протестантизм (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказы­вающий) откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Для него ха­рактерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсут­ствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, свя­тых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причаще­нию). Протестантизм не знает святых и не имеет монастырей.

Протестантизм, по мнению С.С. Аверинцева, создал культуру — мирскую и церковную, — которая отличается от католической и православной: осо­бый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семей­ном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая дело­вая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респекта­бельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократическо­го великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в ста­новлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени.

Протестантизм активно прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма (разумеется, социальная приписанность типа религии к типу общества всегда является условной и может использоваться лишь как научная метафора).

Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоеди­нятся США) по темпам индустриального развития обогнал южные регио­ны Европы — центры католицизма, не говоря уже о православной России, значительный вклад в капитализацию и индустриализацию которой внесли, как известно, старообрядцы, выработавшие свой аналог протестантской этики. Для новых течений протестантизма в XX в. характерна проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.