КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фундаментализм как культурная универсалия
БС клонений порождает другой культурный феномен — фундаментализм. Оба они представляют идейную и общественную реакцию на ереси и расколы. Экуменизм появился только в XX в. как попытка воссоединения христиан различных вероисповеданий, как ответ на вызов, брошенный христианству как тоталитаризмом, так и секуляристским релятивизмом. ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (от ойкумена) — движение христианских (первоначально протестантских) церквей за объединение всех христианских церквей. Руководящий орган — Всемирный совет церквей (с 1948). Для современной молодежи, очень быстро забывающей или отходящей от традиций отцов, стали совершенно неактуальными взаимные счеты конфессий. Она не знает, а иногда и не стремится узнать доктринальные и вероисповедные тонкости, приведшие христианство к расколу. По выражению С.С. Аверинцева, экуменическое движение обусловлено ситуацией христианства как веры, заново предлагающей себя нехристианскому миру. Современный человек, в акте личного выбора становящийся христианином, все реже наследует навыки конфессиональной культуры своих предков. Внешним побудителем к объединению стало культурное и политическое давление со стороны нехристианских стран, прежде всего исламских, население и политический экстремизм которых стремительно растут. Инициатива в экуменическом движении принадлежала протестантским деноминациям (Эдинбургская конференция, 1910). С тех пор протестантские церкви играют в нем главную роль. С православной стороны конференция была поддержана в 1920 г. посланием Константинопольского патриарха, обращенным ко всем Церквам и призвавшим их к общению и сотрудничеству. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ), объединивший важнейшие протестантские деноминации и ряд православных поместных церквей. С 1961 г. участие в его работе принимает Московская патриархия, а также наблюдатели от Ватикана. В 1965 г. папой Павлом VI и патриархом Афинагором было объявлено об отмене взаимных анафем между католическим Римом и православным Константинополем. Фундаментализм — термин, возникший как самоназвание групп американских протестантов, выступивших против либерального протестантского рационализма и отвергавших любую критику Библии (как течение сложились в южных штатах США в 1910-х гг.). Сегодня трактуется расширительно для обозначения любого (чаще всего относимого к исламским странам) социального и культурного движения, сторонники которого выступают за неизменность обрядов и основных принципов вероучения, против попытки их модернизации, изменения или отклонения от них, за восстановление первоначальной чистоты, «возвращение к истокам». По существу, это консервативное идейное течение. Фундаментализм близок к различного типа ортодоксии. Он возникает в условиях кризиса какого-либо движения и, как правило, противостоит, втом числе насильственными средствами, процессу перемен, обновлению. До исламских фундаменталистов были известны движение католических «интегристов», отвергших 2-й Ватиканский собор, в православной Греции — «старокалендаристов», в России — старообрядцев, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной Православной церкви. Фундаметализм как устремление очистить первоначальные принципы веры, вернуться к истокам, можно рассматривать вообще как одну из культурных универсалий. Возвращение к первоистоку, к тому, как это было «при отцах», — основной мотив мифологии. Возвращение к первоистокам послужило стимулом для зарождения ислама. Миссия Мухаммада заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога. Ислам видит себя стоящим в известном родстве с библейской традицией: исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, он возводит свои истоки к «религии Авраама», которая, по убеждению мусульман, была забыта и искажена иудеями и христианами. Движением назад к истинной вере отмечено возникновение протестантизма, который, как и другие течения, основанные на принципах фундаментализма, стремился воскресить «забытое и искаженное» вероучение перво-христиан. Фундаментализм многолик. Его можно считать стражником старины, а можно посмотреть на него как на революционера и поборника нового. В этом случае его придется квалифицировать как разновидность реформаторского движения. РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio — преобразование) — общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянские войны 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе). В лоне суннитского ислама в середине XVIII в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов (по имени основателя — Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба), отвергавших «новшества», которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т.д.). Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й половины XIX — начала XX в. (ал-Афгани, Мухаммад Абдо, Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. В XX в. — во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада — в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм). Реформация породила протестантизм. Этот термин подразумевает идейный протест против сложившегося церковного канона, господствующей идеологии или существующего социального устройства. В узком значении к протестантизму относят только одну конфессию христианства — сам протестантизм. В широком смысле к протестантскому движению нужно относить русских старообрядцев и духовных христиан. Протестантизм (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Для него характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Протестантизм не знает святых и не имеет монастырей. Протестантизм, по мнению С.С. Аверинцева, создал культуру — мирскую и церковную, — которая отличается от католической и православной: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени. Протестантизм активно прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма (разумеется, социальная приписанность типа религии к типу общества всегда является условной и может использоваться лишь как научная метафора). Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоединятся США) по темпам индустриального развития обогнал южные регионы Европы — центры католицизма, не говоря уже о православной России, значительный вклад в капитализацию и индустриализацию которой внесли, как известно, старообрядцы, выработавшие свой аналог протестантской этики. Для новых течений протестантизма в XX в. характерна проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |