КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позитивная религия О. Конта
НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Научные предпосылки социологии религии сложились в эпоху Просвещения. Тогда Гоббс, Юм и Локк обосновали существование тесной связи Coser L. American trends //A history of sociological analysis. London, 1979. P. 287. CouldnerA. The Coming Crisis of Western Sociologi. N.Y., 1970. P. 24. религии и общества, государства и церкви; социально-философскую критику феодальных институтов и церкви как социального института дали Гельвеций, Гольбах и Дидро; исследование религии с позиций разума провел Кант, а заслуга в применении принципа историзма к анализу развития религии принадлежит Гегелю. Наконец, стоит отметить обоснование связей демократии, веротерпимости и свободы совести, данное Токвилем, Франклином, Джеферсоном. Появление новой информации о религии благодаря открытиям и исследованиям в археологии, этнографии, социальной антропологии, языкознании (Мюллер, Баховен, Тайлор, Фрэзер) и отделение на этой основе научного изучения религии от теологии произошло в XIX в. Именно тогда возник интерес ученых к «позитивной» социологии и «позитивной» религии. Социальная философия этого времени обосновывала автономию светского государства, политики, права, морали, свободу совести и мысли, заново определяя место религии и церкви в обществе. В Англии этим были заняты в первую очередь Т. Гоббс и Д. Юм, во Франции — Ш.Л. Монтескье, Ф.М. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, энциклопедисты, в Германии — Г.Э. Лессинг и И. Кант, несколько позже — Г.В.Ф. Гегель. Французский археолог, историк и религиовед Фюстельде Куланж (1830-1889) одним из первых понял, что религиозные представления являются элементами социальной среды. Он утверждал, что социальные институты древности (в античном мире — такие, как семья, фратрия, городская община) останутся загадкой, если мы не поймем религиозных верований соответствующей эпохи. Необходимо объяснить и найти правильную оценку религии для понимания, в частности, древнегреческой и древнеримской цивилизаций, которыми он занимался. Главные перемены в их истории связаны с переменами в религиозной жизни. Историк должен отыскать корни религиозных обычаев и представлений в том обществе, которое он изучает, попытаться определить функцию этих обрядов, обычаев и представлений в данной социальной структуре. Социология как наука о структуре и развитии общества начинает формироваться в XIX в. первоначально в недрах философии. Ее родоначальник Опост Конт (1798-1857), философ по образованию, первым решил разорвать с умозрительным методом философии и обратиться к конкретно-научному изучению любых явлений, существующих в обществе, в том числе и к религии. Он предложил применить к исследованию социальной жизни индуктивные методы, с успехом используемые естественными науками. Перед ним встал вопрос о том, что лежит в основе социального порядка, и в этой связи — вопрос о роли религии. Ответ был дан в выдвинутом О. Контом законе трех стадий развития человечества: теологической, метафизической и научной. Согласно О. Конту, на первой, теологической стадии, человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперирует понятием сверхъестественного. Вера в богов или единого Бога обусловливает стабиль- пость общественной системы. Теологическая, или фиктивная стадия, охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Конт делил ее на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма — эпоха средневекового христианства. Их главная особенность — нераздумывающая вера в существование Бога или, если речь идет о язычестве, богов. Вторую, метафизическую стадию (с 1300 по 1800 г.), Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований — фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи — Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. На второй стадии человечество начинает задумываться о предпосылках существования сверхъестественного мира и Бога, о том, есть ли он на самом деле, о сущности и причинах возникновения божественного миропорядка. Философские рассуждения о сущности бытия Бога привело европейских мыслителей к созданию огромного числа теорий и написанию трактатов, посвященных рациональному обоснованию такого бытия. Их называют метафизическими. Отсюда и наименование второй фазы истории общества, ярким выразителем которого стала эпоха Просвещения. Задача второй стадии — критическая. ПРОСВЕЩЕНИЕ — прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма: послужило идеологической подготовкой ряда буржуазных революций (особенно Великой французской). В ряде стран Западной Европы распространилось в XVIII в. (и Англии — со 2-й пол. XVII в.). Крупнейшие представители: Дж. Локк — в Англии; Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. 1оль-бах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро — во Франции: ГЭ. Лессинг, И.Г Гердер, Ф. Шиллер, И.В. Гете — в Германии: Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн — в США. В России эта идеология возникла в XVIII в. (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу и гражданское равенство. Большое значение для достижения нового общественного порядка они придавали распространению знаний. Многие просветители были материалистами. Разрушая религиозные представления, она подготавливает приход третьей стадии — позитивной, или научной. Свидетельством вступления в последнюю, позитивную эру является распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни. Законодателем интеллектуальной моды в обществе становится не религия, как на первой стадии, и не философия, как на второй, а наука, точнее сказать, естествознание, давшее толчок невиданному развитию промышленности. Конт считал неизбежным конфликт между религией и позитивным знанием — наукой и предсказывал в недалеком будущем победу науки над ре- лигией. Наука, по мнению Конта, призвана заменить религию не только с точки зрения формирования нового мировоззрения, но прежде всего в качестве связующей силы, призванной объединить людей и социальные институты, стать основой стабильного порядка. Установлению солидарности и согласия между людьми, считал Конт, призвана новая синтетическая наука — социология. С помощью науки достигается точная оценка существующего положения вещей и разумная, научно обоснованная вера людей в Бога как высшую моральную ценность, преобразующую материальную и духовную жизнь людей. Только тогда устанавливается тот социальный порядок в обществе, о котором всю жизнь мечтал О. Конт, уставший от череды бесконечных революций и войн. Конт отдавал себе отчет в том, что наука и религия несовместимы: вторая утверждает то, что отрицает первая. Чаще всего наука ведет к безверию и атеизму, нежели к вере и глубокой религиозности. Но религия выполняла интегративную функцию в обществе, ее гибель ведет к гибели порядка и стабильности. Ратуя за науку, Конт по существу провозглашал гибель религии, а вместе с ней и человеческого общества. Получался логический тупик, выход из которого он нашел весьма своеобразно. Оказывается, если верить французскому философу, раньше была «не та вера». На теологической стадии слепая вера в богов поддерживалась принудительно — благодаря военно-авторитарным и монархическим режимам. Население было неграмотным и верило в то, что приказывали. Ныне ситуация в корне изменилась. Просвещение распространило грамотность среди широких слоев населения, а в обществе сформировалась широкая прослойка интеллектуалов. Они-то и должны повести за собой людей к новой вере — позитивной религии. Она основывается на достижениях разума, прогресса и науки. В обществе будущего исчезнет противостояние науки и религии, обе они будут трудиться на благо социального порядка и стабильности. Такой «научной религией» призвана стать социология — наука об обществе и социальном прогрессе. Лишь социология, по Конту, позволяет связать воедино идеи порядка, за который ратует религия, и идеи прогресса, которые несет с собой наука. В середине жизни Конт решает «расширить» социологию за счет «субъективного метода» и превратить ее в «практическую науку» преобразования общества на основе «социолатрии» — культа человечества как единого «Великого существа». Он создает «вторую социологию», изложив ее в 4-томном труде «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества» (Systume de politique positive, ou Traite de sociologie instituant la religion de I'humanite, 1851-1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе3. Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у Конта религиозные формы: любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество Конт именует «Великим Бытием», пространство — «Великой Сферой», землю — «Великим фетишем». Догматами новой веры должны были выступить позитивная философия и науч- 3 В новой религии человечества он отводил себе роль первосвященника. Известно также, что О. Конт пытался привлечь к реализации своего замысла царя Николая I, турецкого визиря, орден иезуитов. ные законы. Историк науки Р. Арон назвал его «Великое Бытие» «наилучшим из всего, сделанного людьми»: «стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения... То, что Огюст Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское — завтра, не американское — послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься»4. Выход в свет «Системы позитивной политики» шокировал многих и вызвал раскол среди последователей Конта. Попытка создать «позитивную религию» свидетельствует о крахе его просветительских иллюзий и намерений переустроить общество. Он полагал, что самое совершенное изложение «системы наук» не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. Поэтому необходим «второй теологический синтез» как духовная опора нового общества5. Наука о «социальном человеке» родилась в узком кругу французских интеллектуалов-утопистов (Тюрго, Кондорсе, Сен-Симон, Фурье, Конт) в конце XVIII — начале XIX в. Восхищенные техническими достижениями научного прогресса, они верили в то, что история складывается из человеческих поступков и движется энергией разума. Они верили также, что социальный порядок можно изменить при помощи тех методов, какие были использованы ими при свершении революции в физических науках. Люди все больше тянутся к знаниям, и это превращается в мощное социальное движение. Человечество движется от теологической фазы к позитивной через метафизическую. Социология становится царицей социальных наук. Согласно историческим исследованиям Ф. Мануэля6, французские утописты разработали практическую программу позитивной научной религии. Первосвященнику, в роли которого мыслился Конт, подчинялись национальные пророки-социологи, реализующие идеалы переустройства общества на принципах гуманизма в каждой европейской стране. Им подчинялись низшие чины, выполнявшие работу на местах. Получалась сложная иерархическая система, подобная Римской католической церкви. Всего предполагалось подготовить 20 тыс. позитивистских священников, одного на 10 тыс. европейских семей. Соглашаясь с мнением Ф. Мануэля, Р. Фридрихе полагает, что в своих сочинениях Конт настойчиво проводит мысль о социологе как священнике. Но своей жизнью, практическими шагами он демонстрирует иной образ: социолога как пророка7. Позитивизм получил признание и опору в Англии благодаря проявленному к нему интересу со стороны Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера. Давидюк Г.П., Грицанов А.А. Огюст Конт // Социология: Энциклопедия. Минск, 2003. С. 454. Киссель М.А. Огюст Конт // Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 139. ь Manuel RE. The Prophets of Paris. Harvard, 1962. Friedrichs RE. A Sociology of Sociology. N.Y., 1970. P. 70.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |