Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Углубление теории




Поиск специфики данной социальной ситуации — способа, с помощью которого она формируется и изменяется под воздействием внешних сил, — ставит проблему обобщения. Но это проблема только для индукции, соглас­но которой теории конструируются заново исходя из фактов. Если исследо­ватель верит в то, что теории появляются через реконструкцию созданных заранее теорий, которые оспариваются аномальными случаями, тогда еди­ничные отклоняющиеся явления достаточны для развития знания. Прини­мая такой подход, ученый исходит из социальной ситуации и ищет теорию, которую эта ситуация ставит под сомнение. Или он может начать с теории, которую собирается развить, и ищет случаи, которые вынуждают ее расши­рить. Естественно, что аномально и удивительно для одних, то здраво (обыч­но) для других. Таким образом, в поисках «теорий» для реконструкции важ­но обратить внимание на аудиторию. В этом смысле такой взгляд на разви­тие теории концентрируется на взаимодействии не только между теорией и отклонением, но также между членами научного сообщества, которые воз­можно воспринимают информантов так же, как и наблюдателей.

В исследовании замбинизации реконструкция теории проходила на не­скольких уровнях. Во-первых, в качестве исходной точки была официальная теория замбинизации, согласно которой чем больше замбийцев перемещает­ся на новые позиции, тем лучше. Она показала, что факты более понятны в связи с воспроизводством цветного исключения со всеми сопутствующими организационными отклонениями. Во-вторых, эта теория была использова­на для критики теории Гоулднера об управленческой преемственности, не делавшей различия между естественной и принудительной преемственностью. Противоречия в последнем случае, когда преемник теряет власть и влияние, отличаются от противоречий в первом, когда преемник замещает лидера, по­кинувшего организацию. Я также показал, что мы не можем понять развития преемственности без изучения более широкого контекста, в котором она про­исходит. В-третьих, я подверг критике теории отсталости и зависимого раз­вития, авторы которых, с одной стороны, считали отсталую культуру замбий­цев ответственной за экономическую стагнацию, а с другой — развивали нео­колониальный тезис, согласно которому и господствующий, и угнетенный классы были жертвами международного капитализма. Я пытался развить клас­совый подход в понимании отсталости, доказывая, что эти теории становились идеологиями правящего класса для мистификации воспроизводства классо­вых отношений и расового порядка, унаследованного из прошлого.

Четыре элемента развернутого монографического исследования, возмож­но, обладают некоторыми общими свойствами, но логически независимы. Наблюдатель может погрузиться в жизнь информанта, но не на продолжи­тельное время. Наблюдатель может изучать процесс с изменением времени и пространства, но не погружаться в более широкий контекст. Для реконст­рукции теории на основе отклоняющихся случаев или пробелов не обязатель­но связываться с включенным наблюдением. Действительно, Манчестерс­кая школа никогда не формулировала и не применяла все четыре элемента одновременно, чаще концентрируясь на втором за счет третьего и четверто­го. Таким образом, их заключения становились широкими межисторически­ми законами, такими, как циклическая теория Тернера о фазах социальной

драмы: нарушение, кризис, восстановление вслед за реинтеграцией или рас­колом; различение восстания и революции Глюкманом и его анализ функ­ций конфликта. Манчестерская школа толстое описание заканчивала тонким заключением. Это была скорее обоснованная, чем реконструированная тео­рия. Частично это объяснялось индуктивным взглядом исследователей на науку, а также стремлением показать, что принципы, открытые в «племен­ной» Африке, в равной степени применимы к «современной» Англии. В поис­ках общих законов они упускали из виду контекст. С небольшими известны­ми исключениями они не теоретизировали, а скорее наблюдали за происхо­дящими под влиянием внешних сил процессами, такими, как колониальная администрация, иммигрантский труд и индустриальное развитие. Нет ни­чего лучшего для совершенствования развернутого монографического иссле­дования, чем противопоставить ему другие методы, для того чтобы прибли­зить его к герменевтической модели науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.