Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чичилимов В.В.Заводской социолог в системе управления коллективом // Социологические иссле Дования. 1982. №4. С. 126




3G7

Академическая и заводская социология: статус и структура

К началу 80-х гг. методологические позиции заводской социологии, ее ста­тус и место в системе научного знания в общем и целом определились. В спе­циальной литературе понятия «академическая социология» и «заводская со­циология» употреблялись как постоянные элементы научного разговорного языка. Под ними подразумевались два уровня социологического знания: пер­вый был максимально приближен к общетеоретическому знанию, второй — к практическим внедрениям. Академическая социология, по мнению ново­сибирских ученых, «охватывает исследования и разработки, которыми зани­маются коллективы академических институтов, кафедр общественных наук и лабораторий вузов»2'.

Развитие прикладной социологи немыслимо в отрыве академической. Между этими двумя ветвями социологии всегда существовало активное вза­имодействие. Так происходило и в 20—30-е гг. и в 60—80-е гг. в СССР, так было на протяжении XX в. США, где крупные прикладники занимали даже посты президентов Американской социологической ассоциации.

Учреждения большой науки — научны? подразделения Академии наук СССР, республиканских академий, вузов страны, крупных отраслевых и реги­ональных центров (например, Уральский научный центр) призваны были осу­ществлять комплексное управление всеми нижестоящими подразделениями в масштабе всей страны. Но как оказывают академические институты реальную помощь заводским службам? Анализ деятельности социологических служб по­казал, что наибольшую помощь оказывают Институт социологии Академии наук СССР и ССА (37% служб), затем отраслевые НИИ (31 %) и вузы страны (25%). Институт психологии АН СССР оказывает Помощь лишь 14% служб: часто (в 20% случаев) помощь не оказывает никто. Однако в отличие от ИСАН и ССА, которые оказывают помощь практически всем, ИПАН помогает только тем службам, в составе которых есть социологи или психологи22.

В их задачу входило прежде всего проведение фундаментальных исследо­ваний, в ходе которых выявлялись объективные закономерности и тенденции становления «развитого социалистического общества», анализ социальной и экономической ситуации в стране на данный период, изучение социальных по­следствий научно-технического прогресса, определение перспектив и разра­ботка долгосрочных прогнозов общественного развития.

К типу фундаментальных научных исследований обычно относят всесоюз­ные и межрегиональные либо лонгитюдные исследования, охватывавшие боль­шие совокупности людей на длительных отрезках времени и позволявшие от­слеживать крупномасштабные сдвиги в социальной структуре или социальных институтах. На разработку теоретической программы и методического инст­рументария, организацию полевого обследования и сбор первичной инфор­мации, анализ полученных результатов, их апробацию и опубликование ухо­дило несколько лет, иногда более 10.

Напротив, заводские социологи обычно в течение одного года проводи­ли 2—3 исследования, выявляя скоротечные социальные процессы, затраги-

21 Герчиков В.И., Рывкина Р.В. Социологический «треугольник» // ЭКО. 1983. № 3. С. 81. Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 20.

вающие небольшие совокупности людей на небольших отрезках времени Информация о долговременных тенденциях, на которую тратились десяти­летия, сохранила свою ценность до сегодняшнего дня. Напротив, информа­ция о скоротечных процессах, собранная за 1—2 месяца, устаревала уже че­рез несколько месяцев. Но на большее она и не была рассчитана. Основнау задача заводского социолога — предоставить информацию для принятия эф­фективного управленческого решения. А решения, в зависимости от быстрс меняющейся обстановки, приходилось неоднократно пересматривать.

В середине 70-х гг. у одесского социолога И.М. Поповой появилась до­вольно оригинальная концепция деятельности заводской службы, согласие которой она не должна заниматься тем, чем она всю жизнь занималась, i именно собирать субъективную информацию. Почему? Такая информацш крайне ненадежна. Нет ничего страшного в том, что при отсутствии анкет­ных опросов потеряется часть информации: «Те потери, которые несут служ­бы информации, где отсутствуют данные о субъективных характеристиках




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.