КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чичилимов В.В.Заводской социолог в системе управления коллективом // Социологические иссле Дования. 1982. №4. С. 126
3G7 Академическая и заводская социология: статус и структура К началу 80-х гг. методологические позиции заводской социологии, ее статус и место в системе научного знания в общем и целом определились. В специальной литературе понятия «академическая социология» и «заводская социология» употреблялись как постоянные элементы научного разговорного языка. Под ними подразумевались два уровня социологического знания: первый был максимально приближен к общетеоретическому знанию, второй — к практическим внедрениям. Академическая социология, по мнению новосибирских ученых, «охватывает исследования и разработки, которыми занимаются коллективы академических институтов, кафедр общественных наук и лабораторий вузов»2'. Развитие прикладной социологи немыслимо в отрыве академической. Между этими двумя ветвями социологии всегда существовало активное взаимодействие. Так происходило и в 20—30-е гг. и в 60—80-е гг. в СССР, так было на протяжении XX в. США, где крупные прикладники занимали даже посты президентов Американской социологической ассоциации. Учреждения большой науки — научны? подразделения Академии наук СССР, республиканских академий, вузов страны, крупных отраслевых и региональных центров (например, Уральский научный центр) призваны были осуществлять комплексное управление всеми нижестоящими подразделениями в масштабе всей страны. Но как оказывают академические институты реальную помощь заводским службам? Анализ деятельности социологических служб показал, что наибольшую помощь оказывают Институт социологии Академии наук СССР и ССА (37% служб), затем отраслевые НИИ (31 %) и вузы страны (25%). Институт психологии АН СССР оказывает Помощь лишь 14% служб: часто (в 20% случаев) помощь не оказывает никто. Однако в отличие от ИСАН и ССА, которые оказывают помощь практически всем, ИПАН помогает только тем службам, в составе которых есть социологи или психологи22. В их задачу входило прежде всего проведение фундаментальных исследований, в ходе которых выявлялись объективные закономерности и тенденции становления «развитого социалистического общества», анализ социальной и экономической ситуации в стране на данный период, изучение социальных последствий научно-технического прогресса, определение перспектив и разработка долгосрочных прогнозов общественного развития. К типу фундаментальных научных исследований обычно относят всесоюзные и межрегиональные либо лонгитюдные исследования, охватывавшие большие совокупности людей на длительных отрезках времени и позволявшие отслеживать крупномасштабные сдвиги в социальной структуре или социальных институтах. На разработку теоретической программы и методического инструментария, организацию полевого обследования и сбор первичной информации, анализ полученных результатов, их апробацию и опубликование уходило несколько лет, иногда более 10. Напротив, заводские социологи обычно в течение одного года проводили 2—3 исследования, выявляя скоротечные социальные процессы, затраги- 21 Герчиков В.И., Рывкина Р.В. Социологический «треугольник» // ЭКО. 1983. № 3. С. 81. Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 20. вающие небольшие совокупности людей на небольших отрезках времени Информация о долговременных тенденциях, на которую тратились десятилетия, сохранила свою ценность до сегодняшнего дня. Напротив, информация о скоротечных процессах, собранная за 1—2 месяца, устаревала уже через несколько месяцев. Но на большее она и не была рассчитана. Основнау задача заводского социолога — предоставить информацию для принятия эффективного управленческого решения. А решения, в зависимости от быстрс меняющейся обстановки, приходилось неоднократно пересматривать. В середине 70-х гг. у одесского социолога И.М. Поповой появилась довольно оригинальная концепция деятельности заводской службы, согласие которой она не должна заниматься тем, чем она всю жизнь занималась, i именно собирать субъективную информацию. Почему? Такая информацш крайне ненадежна. Нет ничего страшного в том, что при отсутствии анкетных опросов потеряется часть информации: «Те потери, которые несут службы информации, где отсутствуют данные о субъективных характеристиках
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |