КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нужны профессионалы
Завадским социологическим службам Письмо в редакцию Врезка В периодической печати неоднократно поднимался вопрос о заводских социологах: число их растет, а должности эти по-прежнему нередко занимают случайные, некомпетентные люди. Например, в электротехнической промышленности функционирует 186 социологических служб (297 сотрудников), в которых работают гидротехники, историки, инженеры-строители, металлурги, психологи, педагоги, плановики, зоотехники — кто угодно, но не социологи. Неудивительно, что люди, занимающиеся не своим делом, долго на этом месте не задерживаются: среди работников социологических служб отрасли очень велика текучесть кадров. Так, только в одном промышленном объединении — «Союзэлектроаппарате» — на конец 1982 г. она составила 38%. Сложилась парадоксальная ситуация: социологи вынуждены исследовать мотивы текучести среди своих коллег, которые объясняются не только отсутствием профессиональной подготовки, но и довольно низкими статусом и зарплатой заводского социолога, коротким отпуском и т.п. Мы проверяли работу социологических служб отрасли и убедились, что лучше других справляются с делом специалисты, знающие производство и имеющие философскую, психологическую, экономическую подготовку. Следова- тельно, в ситуации, когда еще не налажена подготовка социологов в системе высшей школы, а социологические службы продолжают создаваться и расширяться, четкие критерии при отборе работников на первых порах могут помочь делу. Но, конечно, по-прежнему главным остается вопрос о профессиональной подготовке столь необходимых промышленности специалистов по стабильной общесоюзной программе. От случайных людей, занимающихся социальными исследованиями, польза минимальная, не говоря уже о том, что они подчас компрометируют науку. Ж.С. Тростановский, старший научный сотрудник отдела отраслевых проблем социального управления. Информэлектро (Министерство электротехнической промышленности СССР), г. Москва Источник: Социологические исследования. 1984. № 2. С. 182-183. 41 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 36. податься в социологию: технолог-механик, просто механик, инженер, педагог, историк, математик, геолог, филолог. Некоторое время назад в самой лаборатории завода работали преподаватель начальной школы, студент, летчик в отставке»42. За годы, прошедшие с той поры, немногое изменилось в социологических лабораториях предприятий. Социологами по-прежнему числятся представители сотен весьма почтенных специальностей. Дефицит профессиональных знаний у советских социологов, занятых прикладными исследованиями на предприятиях, ощущался у 88% опрошенных в исследовании социологов. Недостаток знаний имел как минимум два негативных последствия. Во-первых, отсутствие необходимых знаний ухудшало качество исследований, повышая необоснованность разрабатываемых рекомендаций, внедрение которых в лучшем случае не приносило никакой пользы. Во-вторых, недостаток знаний нередко служил причиной профессионального бессилия, которое снижало удовлетворенность социологов своей работой и соответственно увеличивало среди них текучесть кадров. Таблица; Зависимость удовлетворенности работой от стажа работы социологом, %43
Из табл. 3 видно, что доля удовлетворенных работой заводских социологе! резко возрастала в первые три года их профессиональной деятельности и также резко падала после этого. Соответственно после трех лет стажа расширялась дол* неудовлетворенных. Это объясняется следующими обстоятельствами. На должность заводских социологов приходили главным образом представители другю профессий, которых привлекал престиж такой работы, но обманывала ее кажущаяся простота и доступность. Они считали: достаточно быть зачисленным f должность и можно смело приниматься за составление анкеты. Таким работни- 4з 1°лембиовский И. Социолог на заводе. // Известия. 1969. 28 окт. '-лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 37. кам неизвестно, что составление социологических анкет, во-первых, не главное содержание, а лишь один из многих аспектов деятельности социолога, а во-вторых, что разработка социологических анкет — целая наука, что любой ее вопрос отрабатывается годами для того, чтобы получить на него истинную информацию. Как следствие, первые 2—2,5 года деятельности социолога-новичка тратились на ознакомление с предприятием, определение темы исследования, обучение азам социологии, попытку самостоятельно разработать программу и анкету. В то время, когда руководство ожидало от социолога максимума отдачи, ему приходилось методом самообучения компенсировать отсутствующее в стране высшее социологическое образование, начитывая литературу, консультируясь с опытными специалистами, пробуя и ошибаясь. Именно в первые два-три года, когда социолог решал, остаться ли ему на данном рабочем месте, а директор — оставлять ли у себя полуграмотного специалиста, формировалось отношение к труду и происходил ответственейший процесс закрепления кадров. К сожалению, и эмпирические данные показали эту тенденцию со всей очевидностью, пик неудовлетворенности и уровень потенциальной миграции приходится как раз на эти злополучные годы. Неудовлетворенный и малограмотный социолог — плохой помощник хозяйственнику. Он способен только на тривиальные советы и примитивные расчеты данных. Ничего нового руководителю они не дают и потому социологические рекомендации часто не реализовались на практике. И социолог, и его руководители убеждались в бесполезности совместной работы. Социолога начинали активно использовать на других работах, например, при оформлении документации, организации выставок, подшефной помощи колхозу. Росла взаимная неудовлетворенность социолога и руководителя, возникала мысль о перемене места работы. Достаточно сказать, что за 1983—1984 гг. на заводах электротехнической промышленности сменилось около 60% социологов. Средний стаж их социологической работы составлял 2,1 года, а стаж работы на данном предприятии — 2,5 года. Более 65% уволившихся не имели профилирующего образования по общественным наукам (инженеры, учителя и др.), и никто не имел социологической профессиональной подготовки44.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |