Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное управление в узком смысле




Другой, более конкретный уровень понимания социального управленш получил название управления социальными процессами на предприятии. Сс временем он оформился в самостоятельное управленческо-прикладное со циологическое направление. Именно в этой области, а не в высокой теории советские ученые, академические и заводские, получили наибольшие резуль таты. В 60—70-е гг. в рамках заводской социологии в СССР были разработа ны очень эффективные программы социального управления персоналом н; предприятии, трудовой дисциплиной, социально-психологическим клима том, текучестью, подготовкой и расстановкой кадров.

Если говорить об узком значении термина «социальное управление», тс достаточно убедительным выглядело определение, предложенное в 80-е гг чехословацким ученым М. Иллнером: «это комплексный процесс, которьп можно аналитически моделировать как последовательность этапов, ведущи) от выявления какой-либо социальной потребности к ее удовлетворению»8.

По мнению А. Величко и В. Подмаркова, управление социальными про цессами как часть производственной деятельности, воздействие на формь деятельности людей и формы их сознания (т.е. совокупность объективных \ субъективных явлений) вскрывает важные резервы повышения эффектив­ности производства9. В социологической литературе сложилась точка зрения что социальное планирование и социальное управление являются двумя фор­мами, методами или средствами социального развития трудового коллектива

Субъектом социального управления выступают административные органь и общественные организации предприятия, а объектом — сам производствен­ный коллектив и протекающие в нем социальные процессы: совершенствова­ние социальной организации и структуры коллектива, его стабилизация, раз­витие материального стимулирования и т.п. Управление социальными процес­сами как часть производственной деятельности воздействует на реальнук деятельность людей, структуру их сознания и поведения (т.е. совокупное™ объективных и субъективных явлений), значит, выявляет социальные резер­вы повышения эффективности производства.

Социальное управление является комплексным процессом, который можне аналитически моделировать как последовательность этапов, ведущих от вы­явления какой-либо социальной потребности к ее удовлетворению: диагноз -

Иллнер М. Функциональные типы показателей в социальном управлении // Социологические ис 9 следования. 1983. № 4. С. 140.

Величко А., Подмарков В. Социолог на предприятии. М., 1976. С. 26, 35.

программирование — реализация — контроль — оценка. Формирование соци­ального управления на предприятиях связано с переориентацией заводских со­циологов от простого описания социальных процессов к активному вмешатель­ству в ход их протекания. Социологи на предприятии не ограничиваются про­ведением исследования, построением социальной «фотографии» коллектива, но подготавливают практические рекомендации и нередко занимаются вне­дрением научных результатов в практику.

Задача практической социологии, как понималась она в те годы, — поста­вить точный научный диагноз положения дел на предприятии, выявить его социальный потенциал, всю совокупность социальных резервов производ­ственного коллектива, а затем методами социального управления и плани­рования разрешить выявленные проблемы и недочеты.

Социальное управление призвано было заниматься практическим внедре­нием запланированных социальных мероприятий, при помощи которых на­меревались «оптимизировать социальные резервы производительности труда». Эта обтекаемая фраза насчет оптимизации социальных резервов являлась не только самым распространенным идеологическим ярлыком, маскировавшим крупные просчеты в организации производства, но и своеобразной лазейкой для социологов, которые, прикрывшись с виду благовидной формулой, пред­полагавшей, что никто не покушается на основы социалистического строя, выявлять реальные болячки производства и как-то с ними бороться. От соци­ологов в те времена не требовали радикальных программ. Их даже боялись. Партия и правительство предлагали социологам создать нечто такое, с помо­щью чего можно чуть-чуть подновить здание социализма, ничего не меняя по существу. Сами социологи прекрасно понимали, что косметическими сред­ствами не обойтись, но руки у них были связаны. Вот тогда и нашли околь­ные пути — такие формулировки социального планирования, которые позво­ляли сохранить статус кво: и волки были сыты, и овцы целы. Так что же такое социальные резервы производства, как они понимались в те годы?

Методы социального управления имеют как сложные, так и простые фор­мы. К сложным можно отнести систему социального управления социологи­ческой лаборатории Тираспольского ПШО, которая охватывала все предпри­ятие и предусматривала сложно раветвленную систему социальных целей, которые юридически закреплялись в особом «Положении о предприятии». К простым формам можно отнести любую удачно найденную идею, оригиналь­ное предложение, касающееся человеческого фактора. Так, на одном из воен­ных предприятий США — огромном подземном ангаре — ученые однажды отметили падение удовлетворенности трудом. Выяснилось: работникам не хватает воздуха. В цехе функционировали модные кондиционеры, условия труда были практически образцовыми, но субъективное ощущение замкнутого пространства, отсутствие обычных окон тяготило людей. Кто-то подсказал остроумное решение: к потолку подвесили бумажные вертушки и потоки воз­духа ясно показывали, что помещение прекрасно проветривается.

Другой пример управленческого решения. На ряде предприятий Фран­ции для укрепления дисциплины и борьбы с невыходами на работу (из-за них в стране ежегодно теряется до 400 млн чел./дней) придумали любопытный способ. Если, например, один из членов бригады отсутствует, то за счет сверхурочной работы бригада обязана выполнить дневное задание. Каждо­му работнику записывается фактически отработанное время, на основании

чего в конце недели начисляется зарплата. В СССР принцип коллективно] ответственности применялся в бригадном подряде. Высокая требователь ность сочеталась с взаимным увязыванием экономических интересов каж дого. Члены бригады понимали, что прогул или опоздание одного скажутс: на общих результатах, что брак в продукции или плохую работу одного дол жна компенсировать вся бригада.

Более обстоятельно о методах социального управления мы будем гово риться в связи с социальными технологиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.