Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заводской социолог в системе управления коллективом




В.В. Чичилимов

По нашему мнению, задача заводских социологов заключается не столько в поиске путей решения отдель­ных острых вопросов жизни трудового коллектива, сколько в выработке концепции деятельности заводс­кой социологической службы. От этого во многом бу­дет зависеть и эффективность работы служб в целом, и решение отдельных практических задач социального управления. Далее мы остановимся на не­которых вопросах организации и функционирования заводской социологи­ческой службы, и прежде всего на проблеме ее включения в управленческую структуру предприятия (объединения).

В литературе неоднократно указывалось, что многие трудности в работе заводских социологических служб обусловлены нечетким определением их функций в системе социальной организации предприятия. Как справедливо отмечает В.Г. Бритвин, в деятельности «заводских социологических подраз­делений явно наблюдаются элементы некоторой неупорядоченности, случай­ности». И, думается, проблему нельзя кардинально решить, передавая соци­ологов отделам НОТ, кадров, труда и заработной платы. Эффективность управления социальными процессами (а именно в этом направлении долж­на развертываться деятельность социологической службы!) может быть дос­тигнута лишь тогда, когда подобного рода деятельность строится с учетом теории и практики формирования организационных структур управления.

Обычно в основе всех создаваемых до сих пор систем управления пред­приятием лежала одна идея — выполнение производственных программ. Управление процессами социального развития коллектива, если и было пред­ставлено в организационных структурах, то, как правило, на «периферии». Современная теория управления характеризуется более широким подходом к задачам, стоящим перед предприятиями. Чаще всего выдвигаются четыре главные цели: техническая, производственная, экономическая и социальная, соответственно в организационной структуре формируются четыре основных блока управления. При этом подразумевается, что социальные вопросы бу­дут решаться лишь в социальном блоке, а остальные подобных функций выполнять не будут. На практике так и происходит: техническому, произ­водственному, экономическому блокам (их отделам и службам) задаются только производственные цели и функции1.

Ясно, однако, что деятельность любого управленческого подразделения всегда связана с «человеческим фактором», имеет определенные социальные последствия. И если управленческому блоку задать только производственные цели и функции, то это затруднит, с одной стороны, целенаправленное исполь­зование социальных факторов в технико-экономической области, а с другой — регулирование социальных последствий организационно-технических реше­ний. Таким образом, многие аспекты социального развития коллектива вы­падают из-под контроля, возникает разрыв между социальным и технико-эко­номическим планированием и управлением. Необходимо, следовательно, видоизменить целевую направленность основных блоков управления предпри -ятием (объединением). Прежде всего речь идет о «дереве целей» первого уровня управления.

На схеме представлена организационная структура управления Тирас-польского производственного швейного объединения им. 40-летия ВЛКСМ, созданная здесь в период перехода на ВАЗовскую систему. Каждому блоку управления задаются не только производственные, но и социальные цели. Иначе говоря, в ходе проведения технических, технологических и органи­зационных мероприятий планомерно решаются социальные задачи, а соци­альные факторы «подключаются» к выполнению производственных задач. Разработка подобной системы входит в компетенцию предприятия, вмеша­тельство верхних этажей управления тут не требуется. Успех во многом за-

Такой подход предопределяет, по нашему мнению, основной недостаток в организации деятельно­сти социологической службы: все, что технические отделы упустили в социальной сфере, предлага­ется решить социологам.

висит от инициативы руководителей объединения, общественных органи­заций, социальной активности коллектива. И еще одно немаловажное обсто­ятельство, которое возникает, если взять на вооружение упомянутую выше структуру управления. Социологическая служба получает при этом возмож­ность постоянно руководствоваться в своей работе долговременной целью — совершенствованием социальной организации предприятия. Повышается вместе с тем эффективность работы службы, поскольку она строится на на­учной основе, на принципах теории управления.

Обобщенные социальные цели первого уровня каждый блок делегирует своим службам, что закрепляется в «Положениях» об их деятельности. Эти службы в свою очередь формируют более частные социальные цели (второ­го уровня) и через должностные инструкции обеспечивают выполнение по­ставленных задач. Необходимо подчеркнуть: система социальных функций в блоках не добавочная нагрузка той или иной службе, а важная предпосыл­ка для перехода на более высокий уровень деятельности всей системы управ­ления, предпосылка, позволяющая планомерно получать и использовать социальный эффект.

Конечно, данная система организации деятельности социологической службы не может автоматически решить все вопросы, стоящие перед завод­скими социологами. Наоборот, она обостряет ряд «традиционных» проблем — подготовки профессиональных социологов, разработки социальных показа­телей, систематического накопления социальной информации, повышения социологической культуры руководителей и т.д. Вместе с тем упомянутый подход открывает перспективы для обеспечения единства науки и практи­ки, социальной, экономической и технической политики предприятия. Ко­ротко проанализируем шаги, уже предпринятые в этом направлении тирас-польскими швейниками.

На интересном опыте Пермского телефонного завода учились многие социологи. Однако опубликованное недавно положение о социологической службе этого предприятия, на наш взгляд, не отвечает современным тре­бованиям, предъявляемым к системе управления социальными процесса­ми. В документе, например, ничего не сказано о цели создания социоло­гической лаборатории, задачи и функции нередко отождествляются, под­меняются перечнем конкретных видов деятельности (совершенствование соревнования, системы материального и морального поощрения и т.п.), слабо разработан и вопрос о правах и обязанностях службы. Документ от­ражает принципиальный недостаток в организации работы лаборатории — необходимость искусственно «привязывать» ее к работе других подразде­лений. Включение же социологической службы в организационные струк­туры управления предприятием позволяет осуществить четкое разделение функций и обеспечить взаимодействие социологов с другими звеньями управления.

В «Положении», разработанном для социологической службы Тирасполь-ского объединения ее цель определяется следующим образом: дальнейшее совершенствование социальной политики и социальной организации объе­динения. Исходя из этого, выдвигаются следующие основные задачи: 1) раз­работка и внедрение прогрессивных методов социального управления и пла­нирования в объединении с учетом специфики последнего, достижений об­щественных наук, требований научно-технического прогресса; 2) создание

организационных условий для реализации в объединении социальной поли­тики... эффективного управления процессом воспитания кадров, разработ­ка соответствующих целевых программ; 3) изучение социальных процессов, совершенствование системы информации об их состоянии и тенденциях развития (по основным сферам жизнедеятельности: труд, общественно-по­литическая активность, быт, досуг, общение, семейные отношения и т.д.); 4) совершенствование социальной организации коллектива объединения, форм и методов использования «человеческого фактора» в технических, тех­нологических и организационных мероприятиях; 5) обеспечение эффектив­ного функционирования автоматизированной системы управления процес­сом социального развития объединения.

Схема организационной структуры управления Тираспольским производственным швейным объединением имени 40-летия ВЛКСМ

 

функциональный блок системы управления Производственно-экономические функции Социальные функции
• организационно-эконо­мический Совершенствование хозяйственного механизма предприятия в целях до­стижения высокой эффективности производства Повышение стимулирующей ро­ли оплаты труда в развитии тру­довой активности социалистиче­ского соревнования,укреплении трудовой дисциплины; создание благоприятных условий труда, финансовое обеспечение соци­альных мероприятий
• производственно-ис­полнительский Обеспечениевыпускаи поставки про­дукции в торговую сеть в заданных параметрах(сроки, номенклатура, ас­сортимент, объем, качество) Обеспечение единства хозяйст­венной и воспитательной работы линейного персонала
• инженерного обеспече­ния Расширение и обновление ассорти­мента изделий, обеспечение высо­кого научно-технического уровня производства Улучшение содержания труда работников, охрана труда и тех­ника безопасности
• управления социальным развитием и воспитанием кадров (втом числе соци­ологическая служба) Совершенствование системы управ­ления в коллективе, подготовка и пе­реподготовка кадров Дальнейшее совершенствование социальных отношений и соци­альной организации объедине­ния
• контроля за качеством продукции, труда и про­изводства Повышение качества работы, выпус­каемой продукции Шефская и наставническая ра­бота со сквозными бригадами отличного качества
• технического и энерге­тического обслуживания Обеспечение ритмичности процесса производства Борьба за экономию рабочего времени за счет снижения про­стоев и затрат времени на ре­монт оборудования
• ресурсного обеспече­ния Своевременное обеспечение произ­водства всеми видами ресурсов и контроль за их эффективным ис­пользованием Материально-техническое обес­печение социальных мероприя­тий
• хозяйственно-бытового обслуживания Проведение социально-бытовых, оз­доровительных мероприятий, орга­низация общественного питания, детских комбинатов и т. п. Организационное обеспечение культурно-массовых мероприя­тий
• юридическая служба Охрана прав объединения и его ра­ботников Пропаганда правовых знаний среди трудящихся

В рамках поставленных задач социологическая служба осуществляет следу­ющие функции: планирования, организации, исследования и анализа, распо­рядительства, контроля и оценки, представительства2. Характер ее деятельнос­ти, кроме того, определяется «Положением о взаимоотношении органов аппа­рата управления объединения, парткома, общественных организаций и социологической службы», распределяющим полномочия между указанными органами. Обозначенный выше статус социологической службы может вызы­вать возражения сторонников концепции «исследование — рекомендации» (ког­да основным видом деятельности социолога на предприятии считается прове­дение исследований, при этом подразумевается, что рекомендации будет вне­дрять кто-то другой). Практика, однако, показывает: реализовывать за социологов рекомендации другие отделы и службы не будут. Работают они за­частую по очень напряженной, строго установленной программе. Социальные цели и функции должным образом не отражены в их структуре, т.е. не обеспе­чены организационно. Следовательно, внедрение ими даже самых простых ре­комендаций социологов целиком зависит от субъективных обстоятельств.

Включение социологической службы в организационную структуру уп­равления позволит, во-первых, более квалифицированно, целенаправленно проводить необходимые исследования: накапливаемая в различных отделах социальная информация даст возможность определить наиболее актуальные проблемы, требующие изучения. Отпадает, кроме того, необходимость про­водить исследования по незначительным вопросам. Во-вторых, социолог уже не будет заниматься множеством частных проблем, например созданием технических условий для внедрения рекомендаций. Подобную работу выпол­нят другие подразделения.

В дискуссиях о работе заводских служб часто указывается на необходимость помощи им со стороны Госкомтруда, Академии наук СССР, отраслевых ми­нистерств. Где-то должны создать методики, положения, инструкции, норма­тивы, стандарты, кто-то должен заводского социолога «признать», «понять», «одобрить», «поддержать» и т.п. Конечно, помощь нужна. Но для решения подавляющего большинства проблем отнюдь не обязательно вмешательство сверху. Взять, например, «Положение о социологической службе предприя­тия». Практически у каждой крупной организации достаточно прав, чтобы разработать его своими силами. Да и многие ведомства уже не надо уговари­вать, когда речь заходит о социологических лабораториях. Безусловно, мето­дическое содействие в создании службы необходимо. Однако, на наш взгляд, здесь одна из главных проблем сводится, что называется, к месту действия социолога — существуют ли в данном коллективе объективные и субъектив­ные предпосылки для целенаправленного регулирования социальных процес­сов. В условиях, когда предприятия имеют различный уровень технико-эко­номического и социального развития, требовать единого положения о службе преждевременно. Речь должна идти скорее о документе, раскрывающем ос­новные направления работы. В качестве таковых можно выделить следующие: 1) сбор социологической информации о различных сторонах деятельности коллектива, анализ полученных данных с целью разработки мер, направлен-

Основными элементами службы являются следующие: социологическая лаборатория (восемь чело­век); заместители начальников цехов по воспитательной работе; диспетчер-координатор социальных мероприятий. Функционально все они подчинены лаборатории, а служба в целом — директору объе­динения.

ных на всемерное совершенствование социальной организации предприятия; 2) разработка целевых программ социальных реконструкций; 3) создание орга­низационных условий для внедрения целевых программ.

Иными словами, изучив и оценив содержание тех или иных процессов на предприятии, социологи совместно с администрацией и партийной органи­зацией должны в случае необходимости разработать программу их реконст­рукции, организовать ее реализацию, «выдавая» задания всем службам (бло­кам) управления, подключая различные общественные организации, первич­ные коллективы и т.д.

Мы не случайно употребили термин «реконструкция». Ныне интенсивное развитие экономики осуществляется преимущественно за счет реконструкции отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий. Обычно она представ­ляет собой комплекс мер, направленных на увеличение объема производства, освоение выпуска новой продукции и технологии, перестройку системы управ­ления, улучшение условий труда. Понятно, что в ходе технических реконструк­ций социальный эффект отнюдь не достигается автоматически. Они сами не­возможны без социальных перестроек, без качественно нового уровня социаль­ного и социально-психологического обеспечения деятельности коллектива. При этом нельзя просто где-то что-то улучшить. Речь идет о воспроизводстве систе­мы именно на новом уровне, об отказе от многих традиционных видов деятель­ности, рутинных форм организации, морально устаревших стандартов управ­ления и т.д. Реконструкция социальной организации предприятия обязательно должна сопровождать его техническое перевооружение. Это вытекает из тесной взаимосвязи различных сторон деятельности трудового коллектива.

Инерция, присущая социальным процессам, — во многом следствие за­висимости «живого» труда от труда «прошлого». В сфере управления она осо­бенно сильна — любые нововведения отражаются здесь на самых различных сторонах деятельности коллектива. Например, внедрение бригадной формы организации труда (особенно на предприятиях преимущественно со сдель­ной оплатой) требует не просто пересмотра принципов оплаты и нормиро­вания труда, но и изменений в организации соревнования, в участии трудя­щихся в управлении делами коллектива. Вместе с тем это влечет за собой иные методы создания первичных коллективов, линейных и функциональных структур управления, новые формы воспитательной работы. Мы уже не го­ворим о преодолении каждым работником психологического напряжения, связанного с вхождением в новую производственную ситуацию. Понятно, что эффективность такой реконструкции будет во многом зависеть от надежно­сти и обоснованности ее программы, от того, насколько «живой» управлен­ческий труд сможет нейтрализовать инерцию «прошлого» труда.

Если попытаться составить перечень неотложных задач заводской соци­ологии, то он окажется весьма солидным даже для коллектива с высоким уровнем социального развития. Качественного совершенствования требуют идеологическая работа, система социально-психологического обеспечения плановых заданий и социалистического соревнования, процесс адаптации работников в коллективе, методы деятельности общественных организаций, культурно-массовая и физкультурная работа и т.д. Попытки решать их по­очередно, одну задругой, малоэффективны. Социальные проблемы коллек­тива обычно тесно связаны между собой. Например, нельзя снизить текучесть кадров, предав забвению вопросы соревнования, психологического клима-

та, демографические особенности, образовательный и квалификационный уровни работающих. Поэтому задача службы заключается в «сведении» все­го множества социальных вопросов к нескольким крупным, решение кото­рых может дать множественный, комплексный эффект, т.е. повлиять на раз­ные стороны жизни коллектива.

Социальная реконструкция станет, таким образом, занимать одно из глав­ных мест в планировании социального развития коллектива, а процесс реа­лизации планов будет сводиться к последовательной цепи реконструкции в тех или иных сферах социально-производственной деятельности (труд, быт, досуг, общение и т.п.). В целом план социального развития коллектива дол­жен, по нашему мнению, иметь три основных аспекта (раздела): а) условия для оптимального протекания социальных процессов; б) совершенствование деятельности коллектива в производственной и внепроизводственной сфе­рах; в) самосовершенствование работника. В существующих методиках (и планах) упор обычно делается на первый аспект (иногда эти вопросы зани­мают до 80% объема плана), в то время как проблемам оптимизации собствен­но жизнедеятельности коллектива внимание уделяется явно недостаточное. Многие предприятия, например, затратили тысячи рублей на создание бла­гоприятных условий труда. Но эти меры не дали желаемого снижения теку­чести кадров, улучшения трудовой дисциплины.

По нашему мнению, одна из главных задач при составлении плана соци­ального развития заключается не столько в создании дополнительной мате­риальной базы, сколько в превращении ее в подлинное условие деятельнос­ти коллектива. Словом, речь идет прежде всего о совершенствовании всей системы жизнедеятельности предприятия, поиске и реализации потенциаль­ных возможностей коллектива.

И еще об одном важном аспекте проблемы. К сожалению, на практике работа по руководству социальным развитием начинается как бы с конца, с составления плана. Но ведь он всегда был и будет продуктом определенной концепции, т.е. целостной системы представлений о функционировании объекта, целях и задачах, методах его преобразования. Если же концепции нет, если социологи, а вслед за ними и органы управления идут «от проблем», то план — не более чем набор мероприятий, пусть даже и влияющих на те или иные стороны жизнедеятельности завода, фабрики. Только концептуальное понимание особенностей коллектива может дать ключ к эффективному ре­шению стоящих перед ним, проблем.

Конечно, разработка и внедрение комплексных программ социальных реконструкций должны происходить постепенно: от простых к сложным, от тех областей, где уже есть определенный опыт, к новым проблемам, от од­ной программы к созданию комплекса программ. Накопив опыт социальных реконструкций на уровне отдельных коллективов, можно будет осуществлять крупные социальные реконструкции на уровне региона, а в перспективе и в рамках всесоюзной социологической службы.

Сокращено по источнику: Чичилимов В.В. Заводской социолог в системе уп­равления коллективом//Социологические исследования. 1982.№4.С. 127—133.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.