КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инион РАН
NATCEN NORC ESOMAR ВЦИОМ B7 различных формулировках, с целью проверить, насколько формальная сторона влияет на качество ответов и какая формулировка вопроса (высказывание, рисунок) в наименьшей степени оказывает воздействие на респондента. С 1958 г. широко применяется метод включенного наблюдения при опросах потребителей, когда опрашивающий сам выступает в роли покупателя, задавая наизусть выученные вопросы продавцу и сразу же по завершении интервью фиксируя ответы в анкете. ИДА в рамках изучения общественного мнения, рынка рекламы и масс-медиа дал жизнь определенному набору методических нововведений. Институт проводил исследование на основе широкой (1000—2000 респондентов) панели. Разработанные в 1967 г. методики и технологии успешно применяются не только при исследовании товарных рынков, но и при изучении избирательных кампаний. При этом, во-первых, можно выяснить, какие категории опрошенных изменили свое мнение о продукте, рекламе, политической партии или деятеле; во-вторых, способность опрашиваемых удерживать в памяти те или иные события подвергается меньшему испытанию, поскольку опросы проводятся через сравнительно короткие промежутки времени; в-третьих, при помощи метода: «опрос до того как — опрос после того как» удается, не прибегая к прямым вопросам, оценить эффективность проведенной рекламной кампании на восприятие продукта (услуги, политической партии, деятеля). Для этого ответы контрольной группы опрошенных сравниваются с ответами участников панели. С 1973 г. проводится хорошо зарекомендовавший себя домашний тест рекламы. Для его осуществления сотни интервьюеров договариваются с избранными по определенным квотам респондентами о возможности участвовать у них дома в просмотре определенной телепрограммы. Социолог перед началом передачи и по ее завершении задает опрашиваемым свои вопросы. Таким образом, помимо ответов, интервьюеру удается фиксировать эмоциональную реакцию на тестируемые рекламные ролики и сравнивать ее с реакцией на другие рекламные ролики, демонстрируемые в ходе той же телепрограммы. Организация исследовательского процесса. Львиную долю внимания ИДА уделяет организации исследовательского процесса. Можно предположить, что это является одним из залогов успеха работы центра. Особенностью этого процесса является то, что каждый проект последовательно проходит несколько стадий, где с ним работают специалисты соответствующего подразделения. То есть разработка проекта проводиться по принципу конвейера. Этот конвейер включает планирование (определение задач и методики исследования); предварительное исследование на основе вторичных материалов: психологические предварительные тестирования (интенсивные интервью, фокус-группы, установочная аналитическая записка); репрезентативный опрос: анкета и выборка (расчет выборки, «перевод» исследуемых проблем на язык вопросника для опрашиваемых, пробные интервью на основе различных вариантов анкеты, окончательная формулировка вопросов итоговой анкеты); репрезентативный опрос: полевая стадия (выбор и инструктирование интервьюеров, проведение интервью, контроль за ходом опроса); обработку анкет; оценки результатов; анализ и итоговый отчет (составление таблиц и оформление дополняющих их статистических данных, изложение, интерпретация и комментарий полученных результатов). Одной из отличительных особенностей ИДА является наличие отдельного подразделения под названием анкетная конференция. Здесь на вариативной основе разрабатываются формулировки вопросов для предстоящих опросов. В такой работе обычно участвуют психолог, лингвист и журналист. В качестве отдельного подразделения существует также графическое ателье, включающее двух художников-графиков, поскольку методика ИДА предполагает представление многих вопросов не в вербальной, а в графической форме. Важной частью информационной структуры ИДА является библиотека, хранящая свыше 9 тыс. томов специальной литературы по теории и практике изучения общественных мнений, и существующая при ней база данных (архив исследований). Здесь выписывается около 80 специальных журналов. Институт демоскопии выпускает большое количество монографий, книг, изданий. Наиболее важными из них являются «Алленсбахские ежегодники». Каждый вышедший том содержит материалы ИДА за ряд лет, в английской версии вышли уже два тома — за 1947—1966 и 1967—1980 гг. — под общим названием «The Germans». ИДА имеет дочернее Издательство демоскопии, выпускает труды классиков социологии, а также ежеквартальники «Allensbacher Berichte» (Алленсбахские сообщения), где публикуются результаты некоторых общедоступных исследований ИДА за соответствующий период времени. Всероссийский (до 1992 г. — Всесоюзный) центр изучения общественного мнения создавался на волне перестройки и в эпоху гласности. По существу он стал символом и рупором новой демократической эры, ее информационным выражением, интеллектуальным лицом. У истоков ВЦИОМа стояли три выдающихся социолога: Б.А Грушин, Т.И. Заславская и Ю.А. Левада. Но даже тогда, когда наше общество, как многим казалось, невозвратно повернулась лицом к прогрессу, пробить какое-либо исследовательское учреждение сквозь плотные ряды бюрократических препон было почти невозможно. Как позже вспоминал Ю. Левада, только благодаря огромному общественному авторитету акад. Т.И. Заславской и организаторскому таланту проф. Б. А. Груши на удалось осуществить то, что казалось практически неосуществимым. Мощная бюрократическая машина, окутавшая нитями все общество, вовсе не нуждалась в объективной информации о том, что думает народ. Тем более в условиях, когда общественные настроения тут же распространялись советскими журналами, в те годы имевшими многомиллионные, самые большие в мире, тиражи. В 1988 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых социальных проблем советского общества», согласно которому социология приобрела права самостоятельной науки. Несколько ранее в декабре 1987 г. было подписано Постановление Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР «О создании Всесоюзного центра изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам», во главе которого стала академик Т.И. Заславская. «Во ВЦИОМе собрались первоначально разные люди, не находившие должного приложения своим силам в старых академических рамках, и многие надеялись просто продолжать свою работу по социаяьным проблемам труда, занятости, потребления и др. (до 1992 года название цен- тра содержало оговорку «...по социально-экономическим вопросам»). Мы же (группа старых моих сотрудников, составивших отдел теории) хотели заниматься теоретической социологией с некоторой оглядкой на общественное мнение; возможность заниматься другими, например, социально-политическими проблемами поначалу не казалась реальной. Помнится, все же именно отдел теории вызывал наибольшую подозрительность у тогдашних профсоюзных чиновников. Мало кто, кроме Б. Грушина и немногих его старых сотрудников (Я. Капелюша, В. Ней-гольдберга, В. Сазонова) владели тогда искусством и технологией опросов. Понадобилось несколько лет, чтобы люди научились работать вместе и отошли в сторону те, кто этого не желал, чтобы стало ясно — только еще в принципе — как должны связываться разные направления и фазы нашей деятельности и как подойти к самому сложному — к пониманию смысла тех данных, которые мы получаем сейчас регулярно и в огромном количестве»10. ВЦИОМ сразу же занял одно из ведущих мест в отечественной социологии. «От мнений — к пониманию» — такой лозунг взят коллективом на вооружение, постоянно напоминая о необходимости следовать лучшим традициям социологической мысли. В 1998 г. Центр был перерегистрирован как государственное унитарное предприятие, в 1999 г. Центру был присвоен статус научного учреждения. С 1992 г. директором ВЦИОМа является проф. Ю.А. Левада. Президент центра — член-корр. РАН Т.И. Заславская. Сегодня ВЦИОМ — крупнейшая в России исследовательская организация, занимающаяся социально-экономическими, социально-политическими, а также маркетинговыми исследованиями на базе массовых опросов населения, опросов экспертов и элит, углубленных интервью, фокус-групп и других методов. Центр обеспечивает полный технологический цикл проведения исследовательских работ — от разработки программы исследования до презентации аналитических отчетов. Во ВЦИОМе работают более 100 специалистов в области социологии, политологии, экономики, психологии, организации массовых опросов и обработки данных, в том числе 6 докторов и 30 кандидатов наук. Все ведущие сотрудники центра прошли стажировку в исследовательских институтах AGB Intomart, Gallup Denmark, Market Behavior Limited, Puis Train Technology. Среди специалистов — члены Всемирной ассоциации исследователей общественного мнения (WAPOR), а также Европейской ассоциации исследований общественного мнения и рынка (ESOMAR). В полевой работе ВЦИОМ участвует более трех тысяч подготовленных интервьюеров. ВЦИОМ опирается на региональную сеть из 10 собственных региональных офисов (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Ставрополь, Нижний Новгород, Саратов, Пермь, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск). Помимо них еще 17 региональных социологических центров, являясь независимыми, работают по методике ВЦИОМ и принимают участие в его программах (Архангельск, Калининград, Владимир, Смоленск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань, Самара, Волгоград, Екатеринбург, Уфа, Ижевск, Оренбург, Барнаул, Кемерово, Владивосток, Петропавловск-Камчатский). Кроме того, зарубежные связи ВЦИОМ позволяют ему вести исследования практически во всех странах СНГ 10 Левада Ю.А. Десять лет работы Всероссийского центра изучения общественного мнения // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 222. и Восточной Европы. Центр является учредителем нескольких региональных исследовательских центров (на базе бывших отделений ВЦИОМ). В Центре действует одиннадцать научных отделов, соответственно числу основных направлений исследований: социально-политических проблем и исследований образа жизни; социально-экономических и демографических проблем; проблем уровня жизни населения и потребления; маркетинговых исследований; качественных методов; исследований в сфере бизнеса; измерения аудитории средств массовой информации; организации полевых работ: проектирования выборок; ввода и обработки данных; архив данных ВЦИОМ. В своей работе ВЦИОМ использует широкий спектр исследовательских техник, представленных в социологической практике. Это личные интервью, телефонные интервью, фокус-группы, углубленные интервью, опросы экспертов, тесты продукции, упаковки и рекламы, дневниковые исследования, аудит розничной торговли и др. ВЦИОМ обладает специализированной программой построения выборок, которые охватывают всю Россию. В ее основе — данные государственной статистики за текущий год и обширные базы проведенных ранее исследований Для минимизации эффекта смещения выборки, неизбежно возникающего i ходе полевых работ, используется специально разработанная программа взвешивания данных. Регулярно ВЦИОМ проводит такие виды исследований: «Мониторинг» —до 100 вопросов по общероссийской репрезентативно? выборке среди 4 тыс. респондентов в 88 точках в срок за 35 дней; в рамка? программы «Мониторинг» производится ежемесячный опрос 4 тыс. челове!-по общероссийской выборке, ежеквартальные опросы населения, работников, экспертов, предпринимателей; «Факт» — до 100 вопросов по общероссийской репрезентативной выборке среди 1650 респондентов в 42 точках за 25 дней; «Экспресс» — до 10 вопросов по репрезентативной выборке городской: населения России среди 1600 респондентов в 24 точках за 7 дней. Разовые (специальные) исследования включают от 10 до 100 вопросов пс общероссийской, региональной репрезентативной или направленной выбор ке и проводятся в срок от 10 до 45 дней. Наиболее оперативными являюта «Блиц-опросы» одной-двух тысяч жителей Москвы, до 12 вопросов, по слу чайной выборке, со сроком проведения 1—3 дня. Допустимая погрешносп для выборки 2 тыс. человек составляет при 50 точках опроса около 2,5% npi 100 точках опроса — около 1,8%. Систематически ведутся исследования по программам «Экономическа; реформа», «Уровень жизни», «Русские в республиках» и др. Данные массо вых опросов населения, проводимых по репрезентативным для России вы боркам, дополняются и углубляются результатами анкетирования квалифи цированных экспертов, представителей новой элиты, предпринимателей фермеров, безработных и многих других групп населения. С 1989 г. действует исследовательская программа «Советский человек», i рамках которой исследуются ценностные ориентации и образ жизни люде! постсоветского общества, а также программа «Институты власти», направ ленная на изучение политических пристрастий населения. Совместно < Интерцентром осуществляется программа «Экономические и социальны! перемены». Собственная исследовательская программа ВЦИОМ — «Итоп года» («Новый год») — направлена на изучение отношения людей к важнейшим событиям общественной жизни за год. С 1994 г. ВЦИОМ ведет проект «Российский потребитель: стиль жизни». Исследуется рынок потребления определенных видов продуктов и товаров различными слоями населения, изучаются региональные рынки тех или иных товаров. С 1993 г. ВЦИОМ занимается проектами, направленными на исследование рынков — товаров, рекламы, финансовых услуг и пр. Одним из важных направлений работы является ведение собственного архива данных. В настоящее время архив содержит материалы более 2000 исследований, проведенных специалистами Центра с момента его создания. На основе исследований ВЦИОМ издается информационный бюллетень «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения» — выходит ежемесячно с июня 1993 г., объем — Юпеч. л.,тираж — 1 тыс. экз. Первая половина каждого выпуска содержит аналитические и теоретические статьи, вторая — материалы исследований по программе «Мониторинг». Издание распространяется по подписке в России и зарубежных странах. Каждый номер информационного бюллетеня Мониторинга приносит читателям свежую информацию о мнениях, настроениях и взглядах 2—3 тыс. человек. «Вестник ВЦИОМ» («VCIOM Report») — также ежемесячное издание — содержит краткие сообщения, таблицы, графики по данным текущих исследований, тираж определяется заказами и подпиской. Экспресс-выпуски содержат оперативную информацию по результатам последних исследований; ежемесячно выходит от пяти до десяти выпусков, которые распространяются подписчикам по факсу. С начала 2000 г. ВЦИОМ издает электронный бюллетень «ВЦИОМетр», основанный на материалах ежемесячного исследования «Экспресс». «Экспресс» — ежемесячное исследование омнибусного типа, которое обеспечивает наиболее быстрое получение результатов. «Экспресс» проводится по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения. В исследовании опрашивается 1600 человек в возрасте 18 лет и старше. «ВЦИОМетр» содержит подборку табличных распределений, динамику основных показателей, а также аналитические материалы. Пресс-выпуски для СМИ готовятся на основе всех текущих исследований, а также блиц-опросов. Они публикуются раз в неделю и представляют собой результаты опросов в сжатом виде по 4—5 темам (15—30 вопросов). Предназначенные в основном для иностранных клиентов «Экспресс-выпуски» ВЦИОМ выходят еженедельно на русском и английском языках. Каждый выпуск содержит информацию (краткие заключения по результатам исследований) по 3—4 наиболее актуальным вопросам недели. Доклады, аналитические отчеты, тематические сборники и подборки материалов по результатам исследований готовятся по заказам заинтересованных фирм и частных лиц. Изданы книги: «Есть мнение» (1990), «Советский простой человек» (1993), ЮЛ. Левада «Статьи по социологии» (1993). Выполнение многих исследовательских программ ВЦИОМ финансировалось различными общественными фондами и организациями, в частности: ООН (1989), Мировым Банком (1993-1996), Фондом Сороса (1993-1994), Фондом Эберта (1992—1996), Обществом Красного Креста (1990, 1996), Московской патриархией (1992). Постоянные клиенты ВЦИОМ — аппарат Президента России, законодательные и исполнительные органы власти, профсоюзы, крупнейшие исследовательские центры, телевизионные компании и радиостанции, крупнейшие газеты и журналы, информационные агентства. ВЦИОМ поддерживает деловые контакты с научными организациями многих стран, принимает участие в международных исследованиях. ВЦИОМ активно участвует в международном научном сотрудничестве. Среди потребителей информации Центра числятся Университет Беркли (США), Вашингтонский университет (США), Университет Калифорнии (США), Иллинойский университет (США), Мичиганский университет (США), Университет Кента (Великобритания), Исследовательский отдел USIA, Roper Starch Worldwide, Gallup DK, Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина и др. Данные исследований ВЦИОМ, проводящихся в рамках международного проекта ISSP, передаются в Кельнский архив социологических данных; данные инициативных исследований ВЦИОМ — в архив Роуперовского центра (США)''. ESOMAR: European Society for Opinion and Marketing Research (Европейская ассоциация исследований общественного мнения и рынка)12. ESOMAR является одной из ведущих всемирных ассоциаций, объединяющих специалистов в области исследований общественного мнения и маркетинговых исследований. Она была основана в сентябре 1948 г., когда 29 ведущих европейских исследователей встретились в Амстердаме для того, чтобы создать международную профессиональную организацию. Целью создания ассоциации явилось стремление содействовать развитию и популяризации маркетинговых исследований в Европе и других странах мира. Сегодня ESOMAR насчитывает более 4000 индивидуальных членов в 100 государствах. Штаб-квартира организации размещается в Амстердаме (Голландия). Среди его членов рекламные и медиа-агентства, исследовательские центры по изучению рынка, пользователи данных — коммерческие и профессиональные, а также органы власти и общественные организации. Общество по праву гордится членством в нем таких ведущих европейских маркетинговых и аналитических центров, как GALLUP, AGB и GfK. Главным органом ассоциации является Совет, в который входят: Президент, вице-президент, члены совета, предыдущий Президент и Генеральный директор. Главной задачей членства в ассоциации является обмен между исследователями из разных стран мира профессиональным опытом, новейшими достижениями в области методики исследований, а также полученными результатами. Оно позволяет быть в курсе всех последних тенденций в исследованиях и обеспечивает регулярный профессиональный контакт между исследователями. Членство в ассоциации строго персональное и обеспечивает международное признание специалиста в области исследований. Членами ESOMAR являются социологи и специалисты в области исследования " Источники: Социологический журнал. 1994. № 2. С. 193-195; Плотников Н. ВЦИОМу -10 лет // Социлогические исследования. 1998. №6. С. 26-37; Левада Ю.А. Десять лет работы Всероссийского центра изучения общественного мнения // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 221-227; Национальная электронная библиотека: http://nel.nns.ru/tsentr/vciom2.litml; Веб-сайт ВЦИОМ: hltp:/ /www.wciom.ru/ Официальный веб-сайт ESOMAR: http://www.esomar.nl/ общественного мнения, профессионалы, занятые в различных отраслях производства, менеджеры рекламных и PR-агентств, представители университетов и школ, а также государственных и общественных институтов. ESOMAR является первой организацией, которая поставила вопрос о защите прав респондентов вне зависимости от методик и характера осуществляемых исследований. Разработанный в 1977 г. ESOMAR «Международный кодекс практики маркетинговых и социальных исследований» применяется в 69 профессиональных организациях в 41 стране мира. Кодекс гарантирует соблюдение самых высоких профессиональных стандартов качества. Ежегодно ESOMAR организует Конгресс, на который съезжаются члены ассоциации и гости из 60 стран мира. Кроме этого, в различных странах осуществляются регулярные научные и практические семинары ассоциации. Так, 10—12 ноября 2002 г. в Бостоне (США) проходила исследовательская конференция и выставка по состоянию качественных исследований в мировой практике. Целью семинаров является в первую очередь просветительская деятельность, а также предоставление членам ассоциации возможности обмена опытом и повышения образовательного уровня. 22—24 сентября 2002 г. в Барселоне (Испания) проходил 54-й конгресс ESOMAR. При ESOMAR существуют два регулярных печатных СМИ: Marketing & Research Today (публикует в основном научные статьи и данные последних исследований) и NewsBrief (содержит сжатую информацию о деятельности исследователей, компаний и тенденциях на рынке исследований). Национальный центр опроса общественного мнения США (National Opinion Research Center — NORC)13 — старейшее в стране учреждение по организации выборочных опросов, созданное в 1941 г. при Чикагском университете. Оно является некоммерческим заведением, аффилированным в университетскую социологию. Существующая при Центре группа выборочных операций (Survey Operations Group) оказывает консультативную помощь и разрабатывает эмпирические проекты (разработка программы и методических документов, проведение поля, анализ и интерпретация данных, научный отчет) для профессиональных социологов и научных центров. В Центре накоплен богатый архив данных и существует адресная база для репрезентативных общенациональных исследований. В рамках основного проекта GSS (General Social Survey) проводится многолетний мониторинг по комплексному вопроснику (омнибус), построенный 13 Адрес Центра: National Opinion Research Center, University of Chicago, 1155 East 60th Street, Chicago, Illinois 60637 (773) 256-6000; веб-сайт: http://www.icpsr.umich.edu/GSS/index.html на личных интервью домохозяйств США. С тех пор более 38 тыс. респондентов ответили на 3200 различных вопросов. Основные тематические модули: семейная мобильность, религия и война, стратификация, трудовые организации, социополитическое участие, культура, эмоции, социальные сети, расы, тендер, рьшоки обмен, умственное здоровье, медицинское страхование. Разработчиками и руководителями проекта являются ведущие социологи США, известные своими книгами и исследованиями в области количественных методов, а именно: Джеймс Дэвис — директор NORC в 1971—1975 гг., преподававший в ведущих вузах США, возглавлявший ряд крупных исследовательских проектов, имеющий специальные награды АСА, Том Смит — общепризнанный эксперт по методологии выборочных опросов и исследований в области социальной динамики, возглавлявший ряд крупномасштабных проектов, финансируемых правительством США и Национальным научным фондом, руководит GSS Methodological Report, опубликовал более 300 научных трудов по методике и методологии, и Питер Марсден — профессор, декан факультета социологии Гарвардского университета, специалист по социальной стратификации и методологии социальных наук, участник крупнейших исследовательских проектов, преподаватель ведущих вузов США, член многочисленных научных, издательских и правительственных комитетов, главный редактор известной серии Sociological Methodology, издававшейся АСА в 1991— 1995 гг. Всего в научно-консультационный совет Центра входит более 50 ведущих социологов страны, профессоров различных университетов. Национальный центр социальных исследований National Centre for Social Research, NatCen) является крупнейшим независимым (некоммерческим) исследовательским институтом в Великобритании14. Это признанный международным сообществом исследовательский центр. Он основан в 1969 г. Роджером Джовеллом (Roger Jowell), который по сию пору является его президентом (international director). Институт, основанный двумя социологами и первоначально размещавшийся в одной квартире, сегодня имеет в своем штате 170 постоянных сотрудников, а годовой доход от исследований превышает 12 млн фунтов стерлингов. Его деятельность, отвечающая самым высоким научным критериям, спонсируется благодаря правительственным заказам и научным фондам. Центр осуществляет широкое и плодотворное сотрудничество с британскими и зарубежными университетами, участвует во множестве крупномасштабных международных проектах. В течение 30 лет он проводит выборочные обследования социальной политики в стране, предоставляя информацию профессиональным социологам, правительству, общественным фондам и движениям. Хотя специалисты Центра с равным успехом пользуются качественными и количественными методами, предпочтение они отдают последним. Высокопрофессиональная команда специалистов, в состав которой входит группа компьютерного анализа данных, пользуется разветвленной сетью из 1000 подготовленных интервьюеров (которыми руководят 100 бригадиров). Центр выборочных методов разрабатывает Веб-сайт Центра: http://www.natcen.ac.uk/natcen/index.htm программы и оргпланы полевых исследований, готовит методический инструментарий, разрабатывает новые подходы в области методики выборочных исследований, готовит к публикации научные монографии и учебники по своей тематике, занимается обучением интрвьюеров. Основными методами являются: личный опрос (face-to-face), телефонное интервью, почтовый опрос. Отдел качественных исследований использует главным образом методы глубинного интервью и групповой беседы (group discussion). Центром опубликовано несколько десятков монографий о методике и методологии эмпирических исследований. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, созданный в 1969 г., — единственный в России научный центр, занимающийся подготовкой научно-информационных и аналитических материалов по всему спектру социальных и гуманитарных наук. Его база — крупнейший в мире специализированный научных фонд, включающий около 13 млн единиц хранения (более половины — зарубежных). Институт обладает автоматизированными базами данных, которые содержат свыше 1,5 млн библиографических описаний и, кроме того, — телекоммуникационным доступом к зарубежным базам данных. Институт широко известен отечественной и мировой научной общественности своими реферативными, библиографическими и аналитическими изданиями, автоматизированной информационной системой по общественным наукам и Фундаментальной библиотекой. В нем выпускается свыше 30 сериальных реферативных и специализированных изданий, посвященных ключевым проблемам общественных наук. В задачи ИНИОН входят: ♦ подготовка, издание и распространение работ научно-аналитического, реферативного, библиографического и справочного характера; ♦ создание и развитие автоматизированных баз данных; ♦ библиотечное обслуживание российских и зарубежных пользователей; ♦ депонирование научных рукописей (информация о них затем помещается в соответствующих библиографических указателях, базах данных, в том числе в сети Интернет); ♦ выполнение заказов на изготовление копий документов, имеющихся в фондах библиотеки (ксерокопии, микрофиши, микрофильмы, машиночитаемые носители); ♦ координация информационной деятельности в области социальных и гуманитарных наук в целях формирования в России единого информационного пространства. 77G Он включает следующие структурные подразделения: Центр социальных научно-информационных исследований, Центр гуманитарных научно-информационных исследований, Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем, Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям, Центр по изучению проблем европейской безопасности, Центр по информационному обеспечению банковской и предпринимательской деятельности, Центр информатизации, Фундаментальную библиотеку, Издательский центр. Центр социальных научно-информационных исследований осуществляет информационно-аналитическую работу по проблемам становления рыночной экономики, социально-экономических аспектов коррупции, особенностей развития рынка занятости в переходный период, функционирования банковской системы в России, теории и практики федерализма, регионального управления и местного самоуправления, проблем предупреждения преступности, теории и методологии политической науки, политической культуры, политических элит, типов власти в сравнительно-исторической перспективе, всеобщей и российской истории, истории мысли, актуальных проблем современной западной и российской социологии и социальной психологии. Непосредственно социологическими проблемами занимается лаборатория социологии. Здесь изучаются отечественная и зарубежная социология, теория и методология, история социальной мысли, конкретные области и сферы социальных исследований. Анализ многих актуальных тем часто требует информации, находящейся на стыке философии, этнографии, социологии, истории, антропологли и т.п. Сюда можно отнести динамику социокультурных процессов, социальную психологию, проблемы межнациональных отношений и национализма, процессы глобализации и модернизации, цивилизационные аспекты современного развития, широкий спектр социально-политических и социально-экономических вопросов. Деятельность Института связана с отражением всего потока современной научной литературы (книг, монографий, сборников, периодических изданий, статистических материалов). С этой целью издаются справочно-биб-лиографичсские периодические указатели и реферативные журналы, представляющие достаточно полную информацию о состоянии социальных и гуманитарных исследований в отечественной и мировой науке, библиографические указатели (12 выпусков в год) включают проблемную рубрикацию, аннотацию и термины, раскрывающие основное содержание документа. Библиография и проблемно-тематическая рубрикация указателей, призванных отражать всю поступающую в фонды Института литературу, — ценный инструмент для любого рода исследовательской работы, позволяющий следить за состоянием того или иного научного направления. Приоритетным направлением деятельности научных подразделений института, как и прежде, остается издание реферативных журналов (РЖ): «Социология», «Философия», «Государство и право», «Экономика», «Исторические науки», «Востоковедение и африканистика», «Китаеведение»* и др., дайджесты «Науковедение», «Идеи в культурологии». Помимо обзоров, в РЖ активно используется такая форма подачи информации, как сводные рефераты. Они охватывают более широкий объем информации при сохранении ее качества и оперативности. В РЖ существует раздел «Ретроспектива: пе- реводы, обзоры, рефераты», который регулярно знакомит читателя как с работами классиков, так и с малоизвестными исследованиями. Помимо РЖ, важной традиционной сферой деятельности института является подготовка тематических реферативных сборников и крупномасштабных научно-аналитических обзоров. Как правило, это результат серьезных авторских исследований. Осуществляются и серийные выпуски специализированной информации, посвященные конкретным социальным проблемам или программам. Фундаментальная библиотека ИНИОН, созданная в 1918 г., имеет статус библиотеки федерального значения, с 1920 г. получает обязательный бесплатный экземпляр документов. Штат библиотеки — 342 человека, количество читателей — 31399. Фонды библиотеки насчитывают 13,5 млн экз. документов на древних, современных восточных, европейских и русском языках. В фонде хранятся редкие издания XVI — начала XX вв. Информация о фондах отражается в системе карточных (алфавитном и предметном) каталогов, электронных базах данных (2,5 млн библиографических записей), печатных текущих и ретроспективных библиографических указателях по социальным и гуманитарным наукам. Фундаментальная библиотека ИНИОН обеспечивает библиотечно-информационное и справочно-библиографи-ческое обслуживание пользователей в специализированных читальных залах, научно-информационных центрах, через сеть библиотек в институтах РАН, межбиблиотечный абонемент, а также предоставляет доступ к электронным ресурсам в сети Интернет. Библиотека ведет международный книгообмен с 874 партнерами в 69 странах мира. Библиографические базы данных ИНИОН по социальным и гуманитарным наукам ведутся с 1980 г. Общий объем массивов составляет более 3 млн записей. Ежегодный прирост — 80-100 тыс. записей. В 2002 г. в Интернет и на компакт-дисках было доступно около 2,5 млн записей15.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |