КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Quantum
Врезка Ф.Э. Шереги Как мы работаем' Центр социального прогнозирования и маркетинга функционирует с 1988 г., сотрудники имеют более чем 20-летний опыт исследовательской работы общероссийского (общесоюзного) масштаба. Мы располагаем постоянной сетью профессиональных интервьюеров в 14 регионах России, проводим до 50 исследований в год. Из них 2/3 — общероссийские массовые исследования. Исследования проводятся по трем направлениям: социальные, электоральные и маркетинговые. Штат у нас небольшой: 21 штатный и около 50 привлеченных работников. Начинали с двух простеньких компьютеров и аренды небольшого помещения площадью 39 кв. м. В 1994 г. мы перешли на собственные полномасштабные исследования. Самое трудное было научиться разрабатывать сценарий для фокус-групп. Это творческая работа. В какой то мере данный процесс можно сравнить с написанием сценария для спектакля. С 1994 по 1995 г. произошло расширение Центра. У нас сейчас имеется в частном владении офис площадью 240 кв. м, свой вычис- Шереги Франц Эдмундович — к.ф.н, известный в стране специалист по методике и технике эмпирических исследований, директор Центра социального прогнозирования. лительный центр, мощные компьютеры, своя типография, даже собственное кафе для сотрудников. Объемы работ увеличились в три раза. Мы ориентированы на маркетинговые исследования преимущественно для отечественных фирм. Однако заказы со стороны российских фирм и предприятий, находящихся в тяжелом экономическом положении, сегодня обеспечивают не более 5% всех выполняемых Центром работ. На начальной стадии деятельности Центра по маркетингу у нас были в основном зарубежные заказы. Первые четыре года, с 1990-го по 1994-й, в этом направлении мы работали совместно с International Research (Лондон). Причем это было не столько изучение рынка, сколько потребительское тестирование товара и фокус-группы для оценки эффективности рекламы. Первые фокус-группы мы проводили для «Пепси-Колы» в 1988 г. и у них обучались методам фокус-групп, а с 1994 г. начали проводить работы по аттестации нового товара. До 1998 г. Центр выполнял многочисленные заказы по изучению финансового рынка и инвестиционного поведения населения страны. Это были заказы банков и инвестиционных фондов (Центробанка РФ, Инкомбанка, Уникомбанка, Элексбанка и других кредитных структур; Московской недвижимости, Русской недвижимости, ЛЛД-фонда). В конце 1994 г. мы отказались от сотрудничества с иностранцами потому, что западные исследовательские маркетинговые фирмы рас-
но отследить в панелях другого типа. Данное исследование в рамках всей Восточной Европы предлагает только GfK Group. Non-food Tracking представляет собой панель розничных торговых точек, информация из которых собирается и обрабатывается в специальном пакете программ. Данный подход является комплексным, и патент на него принадлежит GfK. Это исследование охватывает большинство стран мира и является мировым лидером в своем направлении. Media Research компании GfK занимает первое место в Европе, располагая оборудованием для измерения телевизионной аудитории в Швейцарии, Германии, Австрии, Нидерландах и Бельгии. В России существует дочернее предприятие компании GfK Group — Институт маркетинговых исследований ГфК-Русь (www.gfk.ru), расположенный в Москве. Генеральный директор ГфК-Русь — кх.н. А.М. Демидов. Она была одной из первых организаций по проведению маркетинговых исследований в России, созданных в начале 1990-х гг. Цель ГфК-Русь — использование богатого международного опыта компании GfK Group для обслуживания клиентов, в том числе зарубежных, и развития рынка маркетинговых исследований в стране. В середине 1990-х гг. доля российских предприятий в числе заказчиков ГфК-Русь не превышала 5%, сегодня она достигает 30%.
В 1991 г. компания состояла всего из трех человек, сейчас в ней трудится около 80 специалистов, которые в 2001 г. завершили около 400 исследователь- сматривают наши центры как простые филиалы для сбора информации, как черновую рабочую силу. За эту работу платят хорошо, но параллельно происходит дисквалификация наших сотрудников. Технология заказов с их стороны следующая. Иностранные компании разрабатывают методику исследования, бланки интервью, сценарии. Российская фирма собирает информацию, вводит ее в компьютер. Это черновая и довольно дорогостоящая работа. Порой она составляет 60-70% общего бюджета исследования. Зарубежным центром, тем не менее, это обходится намного дешевле, чем проведение аналогичных работ путем командирования своих специалистов в Россию. В итоге иностранные заказчики получают чистую информацию в виде стенограмм, баз данных, которую анализируют сами. Кроме технической работы, эти исследовательские компании другого от наших центров и не требовали. Таким образом, многие маркетинговые центры в России функционируют, более или менее успешно, только благодаря этой «подпитке». Такое положение нас не устраивало. Если функционировать только как придаток зарубежных фирм, то мы не обретем опыта по содержательной части маркетинговых исследований, не разработаем эффективный инструментарий. Это важно вот почему. Точных «формул» для проверки достоверности результатов маркетинговых исследований нет. Поэтому сделать вывод о том, что данные точны с погрешностью не более +5%, возможно только тогда, когда мы сами выполняем содержательные работы и потом перепроверяем их результаты. Например, улучшился ли спрос на тот или иной вид товара. С 1990 г. по всей стране у нас функционирует стабильная сеть по сбору информации. К нам обращаются академические институты и министерства. В результате мы полностью монополизировали общероссийские исследования по образованию. При работе с заказчиком основная проблема заключается в том, что приходится помогать им прояснять техническое задание. Они знают проблему, информация о причинах которой отсутствует, однако не всегда могут изложить свои информационные потребности на языке технического задания. В этом случае мы применяем косвенный экспертный опрос, при помощи определенных логически выстроенных вопросов «выпытываем» у заказчика существо проблемы, последовательно формализуя ее (по сути дела — это бесплатное маркетинговое консультирование, но — вынужденное, так как часто заказчик затрудняется представить итог количественного отображения той проблемы, описание которой он дает словесно). Мы знаем, как найти количественные параметры явления, но мы недостаточно компетентны в содержательной части проблемы. Заказчик выступает здесь как эксперт для построения нами исследовательс-
ских проектов более чем для 200 клиентов. Полевые работы для этих проектов проходили в 69 субъектах РФ, и основывались на постоянной занятости почти тысячи интервьюеров. Коллектив компании обладает многолетним опытом работы. Все ключевые сотрудники имеют стаж от 6 до 12 лет и регулярно повышают свою квалификацию в зарубежных компаниях GfK Group; ежегодно в ГфК Русь проходит несколько корпоративных тренингов. ГфК Русь проводит исследования на следующих рынках: FMCG, B2B, Durable Goods, IT, Retail, Pharma, Finance, Tourism, Automotive. Во всех направлениях применяются стандартные международные технологии исследований, адаптированные к российским условиям. Процедура производственного процесса, включающая сбор, обработку и анализ данных, — многократно отработана и прозрачна для клиентов. Помимо стандартных видов полевых работ, ГфК Русь предлагает исследования с применением CAPI (Computer Assisted Personal Interviewing). Обработка данных ведется в SPSS, Quantime, Oracle, PC+TV. Многоуровневый контроль сбора и последующей работы с данными — неотъемлемая черта всех проектов, позволяющая гарантировать клиентам высокую надежность проведенных исследований. ГфК Русь сотрудничает с 2531 домашними хозяйствами в 25 крупнейших городах России, отобранных по специальным квотам на основе данных официальной статистики.
Структура компании ГфК Русь, как и структура всего концерна GfK, состоит из четырех основных направлений и сервисных подразделений (они пе- ких гипотез и методического инструмента исследования. В результате такого взаимодействия формулируется задача исследования. По итогам исследования заказчик получает аналитический материал и выводы. Как правило, рекомендации мы стараемся не представлять, хотя по просьбе заказчика это часто приходится делать. Подобные просьбы связаны с общей культурой маркетинговой деятельности, самих марке- тологов. На предприятиях многие маркетологи — это бывшие социологи, экономисты, психологи. Им самим еще приходится обучаться. Часто получая от нас цифры или выводы, они думают, что на этом все закончено. Но это далеко не так. Например, в результате исследования выясне-чо. что 20% населения потребляют какой-либо товар. Если говорить о рынке компьютеров, то это высокий показатель. А если говорить о потреблении хлеба, то это очень низкий показатель. Какие надо принять меры — это зависит и от масштаба рынка, и от количества денег, выделяемых под маркетинговые программы, от того, какой рынок производитель хочет освоить — московский или региональный, каков потенциал производства. Результаты наших исследований адресованы маркетинговым службам предприятий, которые должны уметь работать со статистикой. И не только с той, которую мы даем, но и с общегосударственной, и со своей собственной статистикой наблюдения. Заказывать же дополнительные исследования имеет смысл, если наличные данные недостаточны для решения проблемы, оценки какого-то нового явления на рынке. Например, падает потребление продукта. Почему? Может быть, появился новый конкурент? — Неизвестно. Снизились доходы населения? — Неизвестно. Давайте изучать. Мы изучаем, даег/ заказчику информацию, выясняем, в чем причина. Что делать и какие меры предпринять? Этс уже должен решить заказчик. Мы производил/ только информацию. Сокращено и адаптировано по источнику: Сергеева СЕ. Становление и развитие маркетинговых консультационных услуг (из опыта работь Центра социального прогнозирования и маркетинга) // Маркетинг в России и за рубежом 2000. № 4. Веб-адрес: http://www.dis.ru/market arhiv/2000/4/7.html; Структура аналитической: центра // Национальная служба новостей: http:, /www.nns.ru/tsentr/tsspr2.html речислены выше). Среди чисто социологических технологий можно назвать «Социостили» — это многомерная сегментация на основе мотиваций, эмоций, отношений, ценностных ориентиров, особенностей поведения и условий жизни. В исследовании Socio Styles используется качественный подход к пониманию потребителя, это инструмент классификации различия и сходства в отношениях потребителей к окружающему миру. На диаграмме, получаемой в результате анализа соответствия (напоминающей географическую карту), различные стили жизни группируются в семейства или вступают в противоречие друг с другом в зависимости от того, что их объединяет и что их разделяет. В 1998 г. совместно с ВЦИОМ создана новая компания GfK-ВЦИОМ Институт Исследований СМИ. Еще ранее, в 1995 г., был создан медиа отдел компании ВЦИОМ. В том же году в 19 крупнейших городах России прошла первая волна исследования аудитории средств массовой информации «Российская Медиа Карта». С этого времени компания ВЦИОМ/МедиаМар прочно вошла в число основных медиа-исследовательских компаний России. В1998 г. компания GfK Group заинтересовалась направлением исследований СМИ и предложила свое сотрудничество ВЦИОМ/МедиаМар. Объединение с немецким исследовательским концерном GfK Group, входящим по обороту в пятерку крупнейших исследовательских компаний мира, сделало возможным использование методик GfK для проведения медиа- и интернет-исследований в России. В настоящее время ГфК Русь предоставляет возможность проведения медиа- и маркетинговых исследований в любом уголке мира по единым стандартам GfK Group и является крупнейшей в России исследовательской компанией, предоставляющей полный цикл исследований рынка. Первая крупная ассоциация по квантификации в историко-социальных исследованиях в Западной Европе возникла в 1975 г. в Германии (Кельн). Она получила название QUANTUM (Association for quantification and Methods in Historical and Social Research — Arbeitsgemeneinschaft fur Quan-tifizierung und Methoden in der historisch — sozialwissenschaftlichen Forschun-ge. V.). Штаб-квартира QUANTUM находится в Центре историко-социальных исследований при Центральном архиве эмпирических социальных исследований Кельнского университета. Целью ассоциации, как было объявлено ее учредителями, является «внедрение формальных методов, особенно количественных, в историко-социальные исследования». Ежегодные школы-конференции ассоциации (QUANTUM — WORKSHOP) посвящаются новым направлениям использования компьютеров и математических методов в историко-социальных исследованиях и привлекают специалистов ряда стран. QUANTUM выпускает международный ежеквартальный журнал «Historical Social Research»—«Historische Sozialforschung» (HSR), в котором публикуются как научные статьи, так и различные информационные материалы. Это крупное научное сообщество насчитывает в своих рядах несколько сот членов. С 1987 г. в рамках общества QUANTUM был образован Центр по ис- торико-социальным исследованиям «Zentrum fur Historische Sozialforschung» (ZHSF). Задачи этого Центра следующие: обеспечение машиночитаемыми банками данных историко-социальных исследований в ФРГ, технико-методические консультации специалистов в области использования массовых источников по историко-социальным исследованиям и др. В первые годы своего существования QUANTUM, издавал информационный сборник «Quantum Information». Затем совместно с ZHSF начал выпускать периодический научный журнал «Historical Social Research» (HSR). Этот журнал содержит научные статьи на английском и немецком языках, а также информацию о конференциях и школах-семинарах, проводимых QUANTUM. За 15 лет своего существований общество QUANTUM провело более 20 конгрессов, конференций и школ-семинаров, в том числе и международного характера19. Ниже приводятся сводные данные о наиболее значимых зарубежных исследовательских центрах (табл. 1). Таблица 1 Сводные данные о некоторых зарубежных и отечественных исследовательских центрах
Подробнее см.: Греков Б.И. Информация об обществе немецких квантификаторов КВАНТУМ // Информационный бюллетень комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях. 1990. № 1. Ноябрь. С. 13—14. Таблица 1 (Продолжение) Сводные данные о некоторых зарубежных и отечественных исследовательских центрах
Таблица 1 (Продолжение Сводные данные о некоторых зарубежных и отечественных исследовательских центрах
Таблица 1 (Окончание) Сводные данные о некоторых зарубежных и отечественных исследовательских центрах
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |