Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Древней Греции 1 страница




01.06.2015 – 30.06.2015

ГРАФИК

обзорных лекций, консультаций и Государственных экзаменов

для студентов V курса заочной формы обучения

    Вз-15   Уз-15   ТМз-15  
5 июня, пятница   -          
  МРР (Тараненко С.М.)      
  Методика ФЭМП (Постольская Е.В.)      
  -      
10 июня, среда   -   Мет. муз. воспит. (Пивоварова О.А.)   Электрооборуд.а/м (Перетрухин М.А.)  
  Психология (Гришина С.В.)   Метод.физ.воспит. (Коваль Е.И.)   Автомобили (Кричевец Д.С.)  
  Метод.обуч природ (Курнаева О.С.)   Метод.трудов.обуч. (Воеводо И.П.)   Тех.обслуж.а/м (Васильчук С.А.)  
      Метод.ИЗО деят. (Воеводо И.П.)      
11 июня, четверг   -   -   -  
  Педагогика (ШешеловскаяАИ)   Мет. обуч. рус.яз. (Лищенко Г.Н.)   -  
  Метод.ИЗО деят. (ШешеловскаяАИ)   Мет.обуч. природ. (Спихайло Ю.А.)   Техэкспл-ция а/м (Кричевец3 Д.С.)  
          Тех.обслуж.а/м (Васильчук С.А.)  
               
15 июня, понедельник     Педагогика (Филимонова Е.Л.)   11.00 час. КОНСУЛЬТАЦИЯ к гос.экзамену по спец. дисц. (Тех. экспл-ция автомобилей)    
  Педагогика (Филимонова Е.Л.)    
  Мет. обуч.математ (Олейникова Е.Г.)    
       
16июня, вторник       11.30.час. КОНСУЛЬТАЦИЯ к гос. экзамену по педагогике с частными методиками   13.00 час. ГОСУДАРСТВ. ЭКЗАМЕН по спец. дисци- плинам (Тех. экспл-ция автомобилей)  
  Педагогика (ШешеловскаяАИ)    
  Мет. физ. воспит. (ШешеловскаяАИ)    
  Мето.д муз. восп. (Пивоварова О.А.)    
17июня, среда 09.00 час. КОНСУЛЬТАЦИЯ к гос. экзамену по педагогике с частными методиками 13.00 час. ГОСУДАРСТВ. ЭКЗАМЕН по педагогике с частными методиками    
   
   
   
   
18 июня, четверг 08.00 – 12.00 час. 13.00 час. – 16.00 час. ГОСУДАРСТВ. ЭКЗАМЕН по педагогике с частными методиками     Орг. и метод. ПО (Харлампиев Б.Г.)  
    Орг. и метод. ПО (Харлампиев Б.Г.)  
    Психология (Грунина Е.М.)  
         
19 июня, пятница              
          Педагогика (Морозова А.Ю.)  
          Орг. и мет восп. раб (Морозов С.И.)  
               
23 июня, вторник           11.00 час. КОНСУЛЬТАЦИЯ к гос. экзамену по психолого-педагогическим дисциплинам
         
         
         
         
24июня, среда           13.00 час. ГОСУДАРСТВ. ЭКЗАМЕН по психолого-педагогическим дисциплинам
         
         
         
         
25июня, четверг РЕПЕТИЦИЯ сценария выпускного вечера (генеральный прогон)  
26 июня, пятница   12.00 час., конференц-зал колледжа ТОРЖЕСТВЕННОЕ ВРУЧЕНИЕ ДИПЛОМОВ

 

Зав. отделением Л.С.Дикая

Периодизация:

1. Гомеровский п-д 12 – 8 вв до н.э.

2. Архаика 7-6 вв до н.э.

3. Классика 5-4 вв до н.э.

4. Эллинизм 3-1 вв до н э.

Искусство Древней Греции носит гуманистический характер, проникнуто верой в красоту и величие свободного гражданина полиса (город- государство), обращенное к массе свободных граждан и во многом являясь материализацией античной мифологии. В образах греческого искусства (богов, героев, атлетов) воплощался идеал гармонически развитой личности, утверждались этические и эстетические представления греков. Живопись Древней Греции выступала в художественно единстве с архитектурой, скульптурой; украшала храмы, жилища, т.е. служила не только культовым, но и светским целям.

Архитектура: основные арх. формы сложились в период архаики. Это формы храмов: антовый (наос – основное помещение храма, пронаос – преддверие храма, разделенные антами- выступами в стене храма- и двум колонная у входа) наверху с фронтоном (треугольник, образованный двускатной крышей и карнизом, по углам украшенный акротериями – скульптурными деталями виде листьев или каких-либо фигур); простиль (та же структура храма, но с 4 колоннами у входа); амфипростиль (дополнительно к уже существующим помещениям, этот храм получил опистодом – сокровищницу с отдельным входом и колоннами); периптер (структура помещений как у амфипростиля, но с 2 колоннами у входа, возвышением на тройном стилобате и окруженным со всех сторон рядом колонн). Греческий ордер (порядок, строй) – система несущих (колонны) и несомых (антаблемент) частей в стоечно-балочной конструкции здания. Дорический – в антаблементе: карниз, фриз, украшенный триглифами и метопами – керамическими или каменными плитами с 3 полосками или с рельефом, архитрав, далее плита-абака и колонна, состоящая из капители в виде трапецевидной плиты, фуста – ствола колонны с каннелюрами и расширяющийся к низу, база отсутствует. Ионический – в антаблементе более сложный карниз, простой фриз и архитрав из 3 плит, абака и колонна с капителью в виде завитков, фуст с каннелюрами и базой. Коринфский – сложный ступенчатый карниз, рельефный фриз, архитрав из 3 плит, абака и колонная со сложной капителью в виде стилизованных валют и листьев аканфы, фуст стройный с каннелюрами и базой. Вершиной архитектурного мастерства греков был Акрополь, построенный в 5 в. до н.э. в честь победы над персами. Главным храмом Акрополя был Парфенон (Афина Парфенос-Дева), построенный Иктином и Калликратом по типу периптер, внутри - 13 м статуя Афины работы Фидия. Акрополь знаменит и Пропилеями –входными воротами и храмом Эрахтеоном.

Живопись:

В специальных зданиях пинакотек греки писали фрески не только на мифологические, но и исторические сюжеты, пейзажи и портреты. Известным художником был Полигнот, писавший фрески на темы «Илиады» Гомера, «Гибель Трои», «Битва при Марафоне» Он использовал 4 краски: белую, желтую, красную и черную. Его живописи было характерно: совершенный рисунок, передача человеческого тела в любых ракурсах, в изображение лица передача душевного состояния человека (лицу придавалось эмоциональная выразительность). Кроме Полигнота в развитии реалистической живописи и конкретного изображения человека много сделали и такие живописцы как Зевсксис, Паррасий и др.

Скульптура Древней Греции достигла наивысшего расцвета. На смену архаической скульптуре кор и куросов с их столпообразностью, обобщенностью и имперсональностью, в классический период прослеживается стремление скульпторов создать реальный образ, основанный на анатомически точном знании человеческого тела, свободной постановке фигуры в пространстве. Так, Мирон в «Дискаболе» преодолевает застылость статуи, перенеся тяжесть тела на одну ногу, стремится к единству гармонически прекрасного и непосредственно жизненного. Идеал «телесности» был достигнут Поликлетом, основанном на точном геометрическом расчете, изложенном в его трактате «Канон» и статуе «Дорифор» (Копьеносец) – сочетание идеальной красоты и духовности, пластический гимн ясности, разуму, равновесию. Вершиной в передаче «пластической жизни» статуи явилось творчество Фидия – идеальное содержание в его скульптурах в пластике тела, в движениях драпировок платья («Шествие афинских граждан», «Мойры» на фронтоне Парфенона). Идеал времени конца классики отразил в своих работах Пракситель: стройный, гибкий человек, изящные формы, особое внимание внутреннему миру человека («Отдыхающий Сатир», «Аполлон Сауроктон»). Страсть, порыв, беспокойство и борьба в образах полных экспрессии, созданных Скопасом в период поздней классики («Менада»).

Т.О., в творчестве этих скульпторов с наибольшей полнотой раскрылась гуманистическая сущность греческой скульптуры:

- утверждение значимости человеческой личности;

- классическая красота человеческого тела, соединенная с идеальной обобщенность образа (тип лица)

4 в. до н.э. – разложение и гибель демократии Греции, в 338 г – завоевание Александром Македонским. Скульптуры Леохара («Аполлон Бельведерский») – это эффектность, манерность, театральность чуждая подлинному классицизму.

В эллинистический период в греческой скульптуре преобладала напряженность образов, внешняя эффектность форм, патетичность, эмоциональный порыв (Харе с – «Ника Самофракийская», рельефы алтаря Зевса в Акрополе Пергама, «Лаокоон» Агесандра, Атенодора и Аполлодора, статуи Эпигона «Умирающий галл», «Галл, убивающий свою жену и закалывающий себя»). «Афродита Милосская» Агесандра – образ близкий идеалам высокой классики, т.к.красота его неотделима от его высокой нравственной силы.

Завоеванием Коринфа в 146 г. до н.э. заканчивается греческий период искусства Античности и ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство.

В отличие от греческого древнеримское искусство было более рациональным, приземленным, направленным на практическую пользу и целесообразность. В архитектуре Древнего Рима основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства: форумы, триумфальные арки, амфитеатры (Колизей), термы, базилики, дворцы и виллы, акведуки, подающие воду на десятки километров, дороги и мосты, сточные каналы. На рубеже 3-2 вв до н.э. входит в употребление новый строительный материал – водоупорный прочный бетон, составными частями которого были известковый раствор, вулканический песок и щебень. Он применялся при строительстве дорог, способствовал возникновению новых конструкций – сводчатых перекрытий больших помещений. Одним из значительных строений древнеримской архитектуры стал Пантеон («Храм всех богов»), проектировщиком которого был Аполлодор Дамасский (115-125 гг). Храм имеет форму ротонды диаметром 43,5 м, высотой 42,7 м На стены 6,7 м толщиной опирается купол с круглым отверстием-окном («Окулус»- «глаз небес») 9 м диаметром.

Изобразительное искусство:

Римские художники не просто подражали греческим, но буквально копировали их произведения. Однако скульптуре Древнего Рима был присущ реализм, который наиболее полно распространяется в портретах, поражающих острой индивидуальностью и социальной обрисовкой характеров. В Древнем Риме получает развитие и исторический рельеф, повествующий о героических победах римского войска, украшающий триумфальные арки и колонны. Сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия). Получила развитие и станковая живопись на досках в технике энкаустики (восковая живопись) – римские ритуальные портреты 1-3 вв до н.э. – это т.н. «фаюмские портреты», найденные в «Фаюмском оазисе» Египта.

 

 

ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Острый кризис, начавшийся с 3 в н.э. в античном мире (восстание рабов, натиск варваров) вызвал крушение в 476 г Римской империи и рабовладельческого строя. На ее территории образуются ряд самостоятельных, но недолговечных варварских государств. С 5 до 8 вв художественные традиции варваров играли преобладающую роль в искусстве западной Европы. Первая половина 9 в. – период мощи франков и создания Карлом Великим первой империи Западноевропейского Средневековья, которая не имела экономической базы и была непрочным военно-административным объединением. В результате распада империи образовалось три государства: Германия, Франция, Италия. Конец 9 и 10 вв – самый «темный» период в истории: набеги норманнов, сарацин, венгров, междоусобицы и распри. Норманны оседают на севере Франции, начинают оформляться новые государства и феодальные отношения, а, следовательно, новый рост культуры и искусства. Наступил романский период в истории искусства Западного Средневековья. Термин «романский» возник в 19 в., как обозначение искусства 10-12 вв, в котором постройки были преимущественно каменными, со сводчатыми перекрытиями, т.е. по «римскому образцу».

10 - 11 в. – период раннего романского искусства

12 в. – время «зрелого романского периода» (в Италии и Германии – романский стиль – это и 13 в., во Франции он продолжался до середины 12 в.

Р.с. возник в искусстве Германии и Франции, представляющих отдельные замкнутые враждующие между собой феоды (поместья). Дух воинственности и самозащиты характерны для Р.и. Церкви принадлежало исключительное право, поэтому главными заказчиками были монастыри, а строители, скульпторы и живописцы – монахами (только в конце 11 в. появились бродячие артели каменотесов-мирян (строители и скульпторы).

Основным видом искусства в Романский период является архитектура, а монументальная живопись и скульптура была связана с ней. По своим функциям она различалась по 2 видам: оборонительная (замки, города) и культовая (христианские храмы и монастыри). Замки господствовали над округой как «град Божий», т.е. как наглядное выражение могущества феодального владыки. Цитаделью замка был донжон– прямоугольные или круглые 4-х ярусные башни с бойницами (нижний ярус – склад, 2-й – помещение для слуг, 3-й – покои хозяев, 4-й – рыцарский зал). В состав замка были включены хозяйственные постройки, водопровод и цистерны для сбора воды. В жилище доминировала утилитарность.

Характерными особенностями построек Р.с. были геометризм, массивность, тяжеловесность, узкие проемы окон, ступенчатый углубленный портал, высокие башни. Ромаснкие здания – это система простых объемов (кубов, параллепипедов, призм, цилиндров), их поверхность расчленена лопатками, ажурными фризами, галереями.

Храмы романского стиля – это базилики (прямоугольные в плане и вытянутые в длину здания, разделенные на 3 или 5 нефов. Средний неф шире и выше боковых. В восточной части – полукруглые выступы (апсиды), где размещается алтарь. В западной части – портал. Продольные нефы пересекает трансепт – поперечный неф, т.о. здание имеет форму креста. На средокрестии возвышается башня. Образцом романского стиля являются три храма на Рейне: соборы в Вормске, Шпейере и Майнце. Вормский собор – это храм-корабль с массивной башней. Во внутреннем убранстве собора скульптуры святых. Аскетизм христианской религии предполагал главенство духа над плотью, поэтому плоть человека была объявлена «сосудом греха», обнаженные фигуры изображать было запрещено, а главную цель художник видел в воплощении некой абстрагированной идеи – божественного предопределения мира. Теперь предмет изображения превращается в символ, олицетворяющий идею, смысл которой в величии божества, жертвенном страдании Христа. Фигуры святых приземисты, мужиковаты, явно простонародного происхождения. («Валаам и ангел», «Страшный суд»). Искусство грубоватое и дикое («наивное»), но непосредственное и искреннее, т.к. романские художники – это простые ремесленники и каменотесы, плотники и гончары. Встречаются изображения кентавров, львов, полуящер, полуптиц, химер, в которых отражаются «варварские» основы искусства Средневековья и олицетворяют силы дьявола.

Готическое искусство (сер. 12-14 вв)

Условное название как синоним варварства в представлении гуманистов эпохи Возрождения, которые впервые применили этот термин.

Г.И. связано с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой за независимость от феодальной зависимости. Г.с. развивается в странах, где господствовала католическая церковь, поэтому стало преимущественно культовым по назначению и религиозной по тематике. Готика стала зарождаться так же и в странах с сильной королевской властью Франции, Испании, Чехии, Англии, в которых короли внедряли готику как символ христианской монархии. Вместе с тем в городах образуются церковные и городские школы, а Болонье, в 1118 г. в Оксворде, в 1209 г. – Кембридже, в 1215 г. – в Париже, 1220 г. – Тулузе – университеты, ставшие центрами науки и ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства. Популярна в городской среде поэзия вагантов (лат. «бродячие люди»), в придворной рыцарской среде с 13-14 вв рождается светское отношение к миру Наряду с эпосом и рыцарским романом расцветает любовная лирика трубадуров – «альбы», «концоны», «баллады», проникнутые индивидуальным чувством. Т.О., в рамках официального мировоззрения «религиозного аскетизма» реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение Божие.

Родиной готики считается Сев. Франция – Иль-де-Франс.

Периодизация:

- сер. 12 в. – до конца 12 в. – ранняя готика

- 13 в. – расцвет готики («Высокая готика»)

- 14 и 15 вв – поздняя готика или «Пламенеющая», «Лучистая»

Архитектура:

В городах - соборы, ратуши, биржи, крытые рынки, жилые дома, сосредоточенные вокруг центральной площади. Готические собор стал важным общественным местом в городе, олицетворяющим «божественную вселенную». Это базилики, которые отличались каркасно-нервюрной конструкцией: в основе травеи - каркас из четырех внутренних столбов с пересекающимися стрельчатыми арками, прорезанными сетью выступающих ребер-нервюр. Но остроконечная арка, в отличие от полукруглой, была неустойчивой. Для ее укрепления и служили контрфорсы – вертикальные каменные столбы-подпоры для укрепления стены и противодействия давлению свода. Контрфорсы присоединялись к стене здания или соединялись с ней а ркбутанами – упорная арка, противодействующая силе давления свода. Т.О. стена становится ненужной в конструкции здания и на ее месте появляются сквозные галереи для статуй, аркады и большие окна-розы. На средокрестии – дозорные, световые башни беффруа. Богатый декор рождает впечатление движения вверх. Вимперги – остроконечные фронтоны, завершающие порталы и окна храма, украшенные крабами – декор в виде листьев; фиалы (греч. чаша, кубок) – башенки, венчающие контрфорсы в виде пирамиды с цветокрестием и крабами; пинакли – башенки, столбики в виде пирамиды с цветокрестием. Химеры, горгулии на соборах – аллегории грехов человеческих и их греховных страстей.

Франция: Собор Парижской Богоматери (сер. 13 – 14 вв), Реймский собор (нач. 13 – нач. 14 вв) – место коронование французских королей и символ национального объединения. Амьенский и Страсбурский соборы – примеры «пламенеющей» готики. Германии: сочетание готики и романской традиции (Фрейбургский собор (13-15 вв), стрельчатый Кельнский собор (13 -19 вв) – «пламенеющая» готика; Италия: Миланский собор (кон. 14 – 19 вв) – двойственный характер Готики и Ренессанса, Венеция – Дворец Дожей – венецианская готика (сочетание готической, ренессансной традиций и византийской декоративности.

Изобразительное искусство Готики:

Готическая скульптура органическая часть архитектуры. Скульптурные композиции сосредоточены, в основном, в порталах: большие по размеру статуи святых, пророков, апостолов как бы встречают верующих. Готическаяскульптура сохраняет связь со стеной, с опорой. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры, их пропорции находятся в точном соотношении с архитектурными формами. Вместе с тем, усиливается роль круглой скульптуры, т.к. статуи отделяются от стены и помещаются в нишах на отдельных постаментах. В скульптурах появляются легкие изгибы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, позы, жесты наполняют фигуры движением, которые начинают нарушать архитектурные вертикали. В характеристике святых появляется человечность, мягкость. Возвышенное сочетается в них с житейским. В лицах переживания, они обращены друг к другу, словно беседуют между собой, духовно объединены, много жизненных деталей обогащают скульптуру. Например, скульптуры Марии и Елизаветы реймского собора. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое решение и поставлена на отдельный постамент, но внутренне они объединены. Повернувшись друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумья. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, прислушивается к пробуждению новой жизни. Это волнение выражено в сложном движении корпуса, в вибрации драпировок одежд. Мария в своем духовном подъеме, внутренней просветленностью противопоставлена пожилой Елизавете, поникшей и осунувшейся, с морщинистым лицом и трагическим предчувствием. Эти образы привлекают своей нравственной силой и в то же время жизненностью и простотой.

Изображение Христа как странствующего проповедника: образ «Христа-странника» (Реймский собор) как углубленного в свои мысли человека, скорбного, примирившегося с судьбой, проповедник, обличающий богатых грешников.

Образ Марии с младенцем на руках – «Золоченая Мадонна» (Амьенский собор) 13 в. – воплощение девичьей чистоты и материнской нежности. Она изображена с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, улыбающейся; женское очарование и мягкость.

Кроме мира возвышенных образов в готической скульптуре встречаются и бытовые мотивы: фигуры монархов, жанровые фигуры аптекарей, мясников, сборщиков винограда, торговцев. Изображаются «Каменные календари» в Амьенском соборе, в которых характерные для каждого месяца работы и занятия граждан (сбор винограда, работа на полях и др.). В Германии появляются и конные статуи на соборах. Например, «Бамбергский всадник» - рыцарь на коне как воплощение мужества и рыцарской энергии и власти с чувственным надменным лицом.

Живопись:

- витражи с религиозными сюжетами, сценами труда и литературными сюжетами. Витражи сочетали цветовое и световое начала живописи, создавая особую эмоциональность. Цветное стекло в витражах соборов Шатра, Парижа и др. дополнялось бесцветными вставками, создавая эффект иррационального пространственного фона.

- книжная миниатюра – это многоцветные яркие картины, наполненные деталями быта, всевозможными жизненными сценами в иллюстрациях Библии или рукописях светского содержания («Большие хроники» Франции и др.)

- живопись алтарей – роспись створок алтаря, как отдельных картин. Живопись алтарей драматична, с подробностями реального мира. Пространство трактуется плоскостно, орнаментально. Фигуры разномасштабны: главное лицо – в центре и большого размера. Движения угловаты, S-образны изгиб фигуры, пышные каскады одежд – как языки пламени. (Примеры: «Христос на горе Елеонской», «Воскресение Христа»).

В Византии в архитектуре были выработаны новые формы: помимо базиликального типа храмов, возникли и крестово-купольные (с квадратом в основании, расчлененным внутренними столбами на нефы (3 или 5), полукруглыми выступами в восточной части храма – апсидами, внутренними сводами, опирающимися на столбы и поддерживающими барабан купола). Пример совмещения обоих типов храмов – Софийский собор в Константинополе (6 в., Исидор и Анфимин), с большим куполом, опирающимся на подкуполья. Изобразительное искусство представлено в форме фресок (от ит. «сырой»- живопись по сырой штукатурке, красками разведенными на воде); мозаики (живопись, выполненная путем вдавливания в штукатурку смальты – раскрашенное стекло, частик камней) – пример: «Добрый пастырь в райском саду» - мозаика в мавзолее Галлы Плацыдии, мозаика церкви Сан Витали (изображение Юстиниана и Феодоры); книжная миниатюра; иконопись - икона Владимирской Богоматери византийского письма.

Живописи Византии присущи локальные цвета, ритмические линии, выразительные контуры, плоскостные формы, фон золотой (божественный нетварный свет), большую роль играла символика композиции и цвета. Интерес в живописи направлен внутрь духа индивида, а человеческое тело теряет свое значение. На смену красоте обнаженной натуры приходит культ умерщвления плоти, тело скрывается тяжелой монашеской одеждой. Художники не передавали различие взросло и ребенка: Христос и младенец и взрослы человек, разница в размерах. Живопись условно-плоскостная. Господство христианского спиритуализма – духовно-символического начала).

 

 

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

 

Древняя Русь существовала с 9 в. (882 г. объединение Киева и Новгорода, согласно «Летописи Временных лет»). Искусство Древней Руси формировалось на основе художественной культуры восточных славян, самобытной культуры скифов и сарматов. Но особое влияние на развитие древнерусского искусства оказала Византия с принятием в 988 г.Русью христианства. Т.О., опираясь на традиции восточно-европейского искусства (крестово-купольный тип каменного храма, мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, письменность) и восточно-славянского русские мастера сумели создать собственное национальное искусство: формами храмов (кроме крестово-купольного, шатровый, храм-корабль), стенной росписи, иконописи.

Архитектура:

В древнерусском искусстве западное влияние особо ощутимо проявилось в зодчестве (несмотря на то, что в традиции русского зодчества преимущественно было деревянное строительство – избы, деревянные церкви клети, однако с принятием христианства повсюду распространился тип крестово-купольного монументального храма из Византии (13 купольный Киевский Софийский собор 1037-1040 гг, построенный Ярославом Мудрым, Новогородский Софийский собор (1045-1052 гг). С 11 в. в храмах Северо-Западной Руси (Новгород, Полоцк) встречаются элементы романской архитектуры. Особенно это проявляется в 12 в. во Владимире (башни «Золотых ворот Владимира; украшения каменной резьбой Успенского собора, церкви Покрова Богородицы на Нерли и Дмириевского собора во Владимире).

С 16 в. в русском зодчестве развивается тип шатрового храма (церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой), представляющими собой четверик в основании, с восьмириком и высоким шатром с главкой. Эти церкви имели мемориальное значение и воздвигались в честь знаменательных событий или военных побед (храм Покрова Пресвятой Богородице, что на рву в Москве, который был воздвигнут в честь завоевания русским войском Ивана 4 Казанского ханства в 1552 г. (Барма и Постник Яковлев) и представляющей собой 9 церквей на одном основании (в форме звезды), в 1588 г. в 9-й предел был захоронен юродиевый Василий, от чего храм получил второе название Василия Блаженного. В 17 в. такие неканонические храмы были запрещены патриархом Никоном из-за их светского происхождения (шатры - элемент башен крепостей) и шатры превратились в чисто декоративный элемент храмов (шатры-двойни, шатры-тройни на храмах 17 в.). В архитектуре Руси в 17 в. преобладает тип храма-корабля (крестово-купольный храм, соединенный с трапезной и шатровой колокольней) – церковь Святой Троицы в Никитниках, Успенья Богородицы в Гончарах и др. Влияние западноевропейской архитектуры – в строительстве Теремного дворца царя Алексея Михайловича в московском кремле с надстройкой Злотоверхнего терема. В 90-х гг. 17 в. складывается новый архитектурный стиль – «Древнерусское барокко» или «Московское барокко» (по имени заказчиков «Нарышкинское барокко» или «Строгановское барокко»)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.