Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Древней Греции 3 страница




Маскарадная театральность человеческого бытия 18 в. сочеталась со стремлением к интимности и покою. Р. – преимущественно светский стиль, ему присуще фривольность и гедонистичность (культ наслаждений и чувственных ощущений). Р. Культивировал изысканность, утонченность чувств, прихотливость, элегантность.

Для искусства Р. характерны: камерность, орнаментальность, тяготение к любовным сюжетам, преобладание жанра пасторали, волшебной фиерии, лирической миниатюры.

Наибольшие достижения стиля Р. в декоре убранства интерьера (мебель, фарфор, панно…): ассиметричность, отсутствие прямых углов, хрупкость, пуфы на тонких изогнутых ножках.

В скульптуре – модны фарфоровые фигурки, которым характерны декоративность, миниатюрность, прихотливость выразительной детализации: Этьен Фальконе «Весна», «Зима» и др.

Живопись Р: просветленность палитры, нежные и нарядные цветовые сочетания, прихотливая легкость рисунка, порхающие движения. В живописи Р. все облегченное и воздушное, ощущение невесомости, облака розовые, голубые, клубящиеся. Живопись Р. лишена торжественности, ее характеризуют камерность и лиризм. Герои Р. – не герои стремящиеся к подвигу, они руководствуются только собственными желаниями и настроениями.

Основоположником живописи Р. является Антуан Ватто, искусство которого – сплав бытового, декоративного, театрального в интимных лирических фантазиях. Его влекло к декоративной живописи и театру. Самые поэтические произведения Ватто – «Галантные празднества», тема, навеянная романами того времени («История кавалера Де Грие и Манон Леско» Антуана Прево) – «Праздник любви», «Общество в парке». Персонажам Ватто не свойственны проявление бурных чувств, его герои движутся в медленном темпе, с едва заметными полуулыбками, взглядами; художник подмечает внутреннюю грацию, изображает тихие беседы, объяснения, прогулки, танцы. Колорит картин легкий, зыбкий. Светлые, полупрозрачные краски. Жизнь – игра, театр, сон, а искусство – реальность сна, царство мечты, уход от действительности, от переживаний – эти ноты звучат в искусстве Р.

Франсуа Буше – красота колорита в золотистых, розовых голубых тонах («Венера, испрашивающая доспехи для Энея», «Геркулес и Олефала» Его пейзажи – это окрестности Парижа («Пейзаж в окрестностях Бове») – декоративность, тщательность рисунка, хрупкие фигурки, «ковровый» принцип композиции, где фигуры расположены на фоне густой зелени, веселы пестрые краски.

Жан Оноре Фрагонар: чувственные, гедонистические картины – апофеоз жизни, радости, наслаждения. Люди на его картинах воздушные, эфемерные. («Поцелуй украдкой», «Счастливые возможности качелей» и др.), живопись виртуозная, изящная, изысканная, со световыми эффектами.

 

РОМАНТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Р. возник в кон. 18 в. в Германии в философии Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Артура Шопенгаура, а в нач. 19 в. распространился по всей Европе. Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию (Великая французская революция 1789-1793 гг. и другие социальные революции), а затем и всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно, отсюда:

- разочарование в революции как способе изменения социального бытия;

-переориентация общественной психологии: поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе, к проблемам духовным, эмоциональной жизни человека.

Романтизму свойственно:

- отрицание буржуазной действительности;

- отказ от рационалистических принципов буржуазного просветительства и классицизма; недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и классицизма;

- утверждение, прежде всего, достоинства человеческой личности, ее самоценности, духовного начала, что нашло отражение в образах героев романтического искусства, которым свойственны незаурядные характеры, сильные страсти, устремленность к свободе. Романтизм объявляет себя защитником идеала свободы, связывая его, прежде всего, с независимостью творческой индивидуальности и личности, ее права на самоусовершенствование и самовыражение.

Идеал Р.: идеи свободы, братства, духовного бунта, раскованности.

Основа искусства Р. – субъективность, свобода творческого воображения. Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности, а субъективный произвол их творческого воображения отдавал предпочтение сюжетам исключительных, неординарных событий. Не отрицая величия древних классиков, они отвергали их в качестве неизменной нормы, т.к. были против нормативности, считая, по В. Гюго, что «уродливое существует рядом с прекрасным, а безобразное – рядом с красивым». Они напомнили, что помимо античных памятников искусства были и готические соборы, рыцарские романы, Данте и Шекспир. Именно романтики возродили славу Данте и Шекспира; раздвинули горизонты искусства, введя фольклор, составив первые сборники народных песен и сказок; историческое прошлое, обратились к миру Востока. Р. раскрыл сложный мир человеческой души, показав чувства; способствовал формированию общественного идеала: веры в человека, свободную личность, индивидуальность, ее неограниченные возможности. Но в каждой европейской стране, где он распространился, романтизм имел специфические черты, национальные традиции:

Романтизм Франции:

Серия социально-политических коллизий на рубеже 18/19 вв: Великая французская революция (1789-1793 гг), революции 1830 и 1848 гг, отразились на характере французского искусства этого периода, которому свойственно: жажда деятельности, поиски нового героя, способного на подвиг, борьба за свободу и независимость – это черты, которые питали романтический идеал французского искусства.

Основоположником французского романтизма, в творчестве которого наиболее полно отразились черты этого направления был Теодор Жерико: его творчество отличает интенсивность чувств, полет воображения, пристрастие к драматическим ситуациям, динамика, сильные контрасты света и тени. «Офицер конных егерей, идущих в атаку» - тип романтической личности – офицер увлекает в самую гущу боя своих солдат; тема единоборства, драматического поединка вызов стихии жизни. «Плот «Медузы» - Жерико проявляет себя здесь мастером психологии, сосредотачивая внимание на моменте, когда у отчаявшихся людей вдруг возникает надежда на спасение; передает тончайшие спектры эмоций: от отчаяния до возрождения надежды, силу духа человека.

Последователь Жерико – Эжен Делакруа: наделяет своих героев сильными эмоциями, страстями, переживаниями. Жизнь и смерть – рядом! («Ладья Данте», «Свобода, ведущая народ на баррикаду»- картина навеяна революцией 1830 г., Свобода – символ богини революции, символ нации, т.к. на картине изображено торжество народа-победителя, включая и элементы трагедии: победа и ее цена – убитые и раненые. Увлечение романтиков историей и духом Востока – картина Делакруа «Смерть Сарданапала».

Романтизм Испании связан с периодом оккупации страны Наполеоном 1808-1814 гг, герильей – освободительной войной испанского народа против захватчиков и творчеством художника Франциско Гойя, который создал серию гравюр и картин о сопротивлении оккупанта (герильи), показав отвагу безоружного народа, совершаемого свой героический подвиг. «Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 г» - бешенство ненависти оккупантов, трагический восторг самопожертвования повстанцев. Искусство Гойи многолико и сложно, отличается подтекстом, зашифрованной системой иносказаний: «Капричос» (вольная фантазия, игра воображения) – сцены испанской жизни полные сарказма, ужаса, порой отчаяния и ненависти.

Романтизм Англии отразился в поэзии Байрона (Джордж Ноель Гордон), творчество которого проникнуто ненавистью к мещанству (поэмы «Корсар», «Песнь о Чарльд Гарольде»), любви к свободе. Живопись Англии кон. 18 в. связывают с зарождением техники акварели, которую использовали пейзажисты-романтики в своем творчестве. Особенности романтического идеала Англии раскрылись в творчестве Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера. Охваченный успехами естествознанияи технических наук, он любил передавать впечатление движения жизни («Дождь, пар и скорость» - быстрое движение поезда сквозь дождь и туман. Его пейзажи, предметы словно растворены в воздухе, их окутывает мгла). Одна из лучших его работ «Последний рейс корабля «Отважный», которой раскрывается талант Тернера-морениста. Парусник выглядит символом уходящей эпохи – романтического прошлого, противопоставленного закопченному буксиру – символу прозаической эпохи пароходов. Заходящее солнце усиливает настроение ностальгии по уходящей эпохе. Остротой ощущений, героикой наполнена картина «Метель. Пароход выходит из гавани».

Уильям Блейк – старший современник Тернера, поэт и художник-романтик, противник промышленного переворота в Англии, мистик, верующий в духовное возрождение человека. Искусству в его концепции отводилась миссия духовного возрождения мира, т.к. художник подобно Демиургу творит мир по законам Красоты. Его творчество – мир фантасмагорий, созданный по его воображению («Сотворение Адама», «Демиург», «Ангелы», «Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг ада»).

Романтизм России развивался в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г., возрос интерес к художественной жизни в стране, возросла роль художника, его значимость как личности, с его правами на свободу творчества. Романтизм в русской живописи начала 19 в. представлен творчеством Ореста Адамовича Кипренского, в котором человек выступает как цельная и значительная индивидуальность, личность, деятельная и активная, иногда лирическая и нежная, романтически взволнованная, но обязательно исполненная сознания собственного достоинства («Портрет А.С. Пушкина», «Портрет Евграфа Давидова»).

Алексей Гаврилович Венецианов стремился подчеркнуть истинную поэзию в жизни, единство человека и природы: «На пашне. Весна» - поэтический образ обновленной природы, праздник вести, олицетворением которой выступают вспаханное поле и прекрасная молодая женщина-крестьянка. Гармония, в которой совершенству и красоте русской природы соответствует красота русской крестьянки и ее труда. Не сострадание в образе крестьянки, а достоинство и естественная красота в осанке и позе женщины. Истинная поэзия русской деревни, русской природы, русского человека – содержание искусства Венецианова.

Карл Павлович Брюллов в начале 20-х гг 19 в. приобщается к идеям романтизма. В итальянских портретах, помимо парадных и камерно-интимных, он пишет портреты-картины с развернутым жанровым действием, самая первая из которых – «Итальянское утро» - очарование итальянки, умывающейся у фонтана, воспринимается как олицетворение самого утра, восходящего дня, утра человеческой жизни. Эпогеем дня и вместе с тем расцветом человеческой жизни, по замыслу художника, является «Полдень» - итальянка, зрелая красота которой под стать налитой грозди винограда, которой она любуется. Главный принцип портрета-картины – зрелищность, по словам Брюллова: «человек в связи с целым миром» - вот основа портрета-картины («Всадница»).

«Последний день Помпеи» - шедевр Брюллова, сюжет соответствует романтическим тенденциям: зрелище бушующей стихии и трагическая гибель людей; интерес к необычному состоянию природы – эффекты сильных световых и цветовых контрастов; эффект молнии, осветившей происходящее и подчеркивающая его трагизм. Психологическое состояние отдельных групп людей, лавиной покидающих пылающий город. Все это говорит о разрыве художника с классическим искусством, о его увлечении романтизмом.

Иван Константинович Айвазовский за свою долгую творческую жизнь также испытывал увлечение романтизмом: «Девятый вал» - увлекающий зрителя романтическим пафосом и величием представленной сцены борьбы людей с бушующей стихией, цепляющихся на мачту утонувшего корабля; солнечный свет дает надежду на спасение.

 

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ 17 в.

Искусство Италии: В 17 в. в искусстве Италии зародился стиль барокко, однако именно в этот период возник «феномен караваджизма» по имени итальянского художника 17 в. Микеланджело Меризо или Караваджо (по месту его рождения). Его творчество – это интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль света (боковое освещение) и тени в живописном пластическом решении картин. Простолюдин по происхождению, Караваджо был художником-демократом, не прибегал к идеализации, не ретушировал страдания людей. Библейские сцены он трактовал как жанровые композиции: «Обращение Святого Савла», «Призвание апостола Матфея», «Успение Марии» и др.

Искусство Испании: тенденции «караваджизма» были сильны в творчестве испанских художников 17 в.

Франциско Сурбаран: в его религиозных картинах царит спокойствие, благочестие и порядок, но святые мало отличаются от простых людей: «Молитва Святого Бонавентуры перед избранием папы» - ангел, явившейся Бонавентуре очень реален, жестикулирует, советуя ему кого выбрать папой. Монах слушает его спокойно серьезно. В картине чувствуется простодушие крестьянского сына, каким был Бурбаран.

Хусепе Рибера в своих картинах был очень натуралистичен, писал сюжеты мученичества. Лучшая его работа – «Святая Инесса», в которой очень реалистично показана истовая молитва юной коленопреклоненной девушки в каскаде распущенных волос. Вся картина пронизана светом, который создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха, придает живость лицу героини.

Вершиной реалистического искусства Испании 17 в. стало творчество Диего Веласкеса. Новизна художественного мышления проявляется у Веласкеса в разных жанрах: исторический – «Сдача Бреды»: отсутствие парадно-аллегорической трактовки, жизненно верно показаны переживания действующих лиц (испанский полководец Спинола и голландский полководец Нассау), их характеры. В портретном жанре он умел в каждом человеке мог найти основные черты его характера, передавая их ярко и правдиво, поражая глубиной психологического анализа («Портрет короля Филиппа IV», «Портрет папы Иннокентия Х», «Портрет инфанты Маргариты»). В жанровых картинах, например, «Менины», в которой он воспроизводит сложную пространственную структуру с двойным источником света, отражением в зеркале, взаимоотношениями первого и удаленного планов, а также видимого и подразумеваемого; а в картине «Пряхи» девушки-работницы реальны в отличие от скованных фрейлин, чем художник подчеркивает свое предпочтение, любовь и уважение к простым людям.

Искусство Голландии 17 в. развивалось после нидерландской буржуазной революции, когда Голландия стала протестантской республикой, в которой уклад жизни, культура, политическое устройство были демократичны. Художники Голландии 17 в. предпочитали бытовой жанр (или «комнатная живопись»), но популярен был и пейзаж, портретный жанр и натюрморт, имеющий много разных типов: завтраки, десерты, рыбы, цветы и др.

Натюрморты Хеда Виллема Класса, Виллема Калфа – это скромный набор предметов, простой композицией, непременным полуочищенным лимоном и прозрачным бокалом. Такие детали, как недопитое вино, смятая салфетка, надрезанный лимон и т.п. раскрывают связь вещей с жизнью человека, а свет в картинах передает материальное единство предметного мира.

В бытовом жанре можно выделить работы:

Питер де Хох «Хозяйка и служанка»: композиция с тщательной проработкой каждой детали, естественность поведения героев; Ян Стен отдавал предпочтение, т.н. «трактирному» жанру: «Веселое общество», «Гуляки», где искренне, с иронией показывает человеческие радости, обратив насмешку даже против себя, считая, что зритель в его работах найдет жизненные «уроки». Герард Тербарх «Бокал лимонада» передает атмосферу едва проявленных чувств молодой девушки и ее ухажера.

Франс Хальс: его портреты подкупают жизненной силой, здоровьем, веселостью, а иногда самоуверенностью или добродушием. Для Хальса нет неинтересных лиц: он умел видеть характерное, интересное в самом заурядном персонаже. «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Св. Георгия» художник решает как жанровую сцену, избегая застылости и неподвижности поз, что вносит живость в однообразную фронтальную композицию картины. Смелой непосредственностью и живостью отличаются индивидуальные портреты Хальса, в которых зафиксированы народные типы – «Цыганочка: грязная, свежая девушка с открытой грудью, плутовато улыбается, вероятно, настойчивому господину.

Ян Вермер Делфский создал удивительные лирические женские портреты в интерьерах, заполненных светом; ощущение покоя; мастерское владение светом и тщательное изображение мельчайших деталей придают работам Вермеера неповторимое очарование: «Бокал вина», «Кружевница», «Девушка, читающая письмо» - здесь в полной мере проявляется «волшебство» вермеерского искусства, в котором преображается реальный, будничный мир своих героев в мир гармонии и глубокой тишины светом, проникающим из окна и позволяющим сиять каждый тон его палитры. Два его шедевра – это пейзажи «Уличка» и «Вид Делфта», в которых он передает тончайшее атмосферное состояние природы.

Рембрандт Харменс Ван Рейн, опираясь на достижения голландского реалистического искусства, он сумел отразить и значимость духовного мира обычного человека. «Даная» - образ любви, ожидание чуда любви. В раскрытии мифологического сюжета он особое внимание уделяет передаче психологического состояния молодой женщины. Ожидание чуда любви составляет главное содержание картины, поэтому на ее лице страх: радость, страх, желание и робость. «Святое семейство» - главная тема материнской любви, раскрывает простые человеческие отношения. В «Возращении блудного сына» Рембрандт увековечил нравственную победу человека, склоняясь перед проявлением в человеке всепрощающей любви, показав тайну ее силы. В образах отца и сына художник показал тонкие психологические нюансы их взаимоотношений: страдания, волнение, прозрение сына и бесконечную силу любви, просветленной радости встречи отца.

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Условно исторические рамки эпохи П. – 1689-1789 гг, т.к. именно в этот период окончательно сложилась идеология поднимающейся буржуазии. Большую роль в идейном формировании П. сыграл англ. Философ, психолог и педагог Джон Локк (1632-1704), его философская концепция сенсуализма в работе «Опыт о человеческом разуме», 1690 г., где он доказывает, что источником знания является ощущение, т.е. результат воздействия на органы чувств внешних предметов. Философ сделал вывод о том, что ум человеческий формируется в процессе жизненного опыта, т.е. развитие человека идет не от Бога, а привносится в сознание в процессе жизни. Поэтому идейному влиянию церкви следует противопоставить идеи просвещения. Человека нужно просвещать, воспитывать. Именно в воспитании, в нравственном совершенствовании каждого видели просветители средство исправления общества в целом. Просветители отвергали старый феодальный порядок и провозглашали новый, основывающийся исключительно на разуме. Именно разум провозглашался единственным источником «естественного права», в отличие от «насильственного» феодального права. Таким образом, к основным принципам просветительской культуры относится:

- провозглашение культа разума (с помощью разумной деятельности человека природа должна быть очищена от зла цивилизации, порождающей неравенство людей, отдаляющей их от естественного развития;

- провозглашение концепции «естественного человека», т.е. человека, максимально приближенного к природе, не пользующегося достижениями цивилизации;

- особую роль просветители отводили искусству, которое должно было иметь воспитательное значение, преобразовывать человека, формировать личность на идеалах разума, свободы, равенства. (Эти идеи были подхвачены и развиты в дальнейшем в период Великой французской буржуазной революции 1789-1793 гг).

Т.О. буржуазия 17-18 вв осознала свои интересы, но была еще политически слаба, чтобы стремиться к непосредственному управлению государством, поэтому возникла мысль о просвещенной монархии, т.е. монархической власти во главе с «просвещенным» государем, стоящем на высоте «требований времени» - такую мысль о политическом порядке высказывал Вольтер, переписываясь с монархами и ожидая от просвещенных монархов отмены феодальных привилегий, освобождения крестьян, установления гражданских свобод (переписка с Екатериной П и другими императорами Европы Вольтера, Дени Дидро).

Франция наиболее ярко выраженный оппозиционный характер носило французское просветительство, подвергая критике основы дворянского строя, выдвигая идеалы «третьего сословия – буржуазии» (в России их называли «вольтерьянцами»). Со второй половины 18 в. дух оппозиционности приобретает все более радикальный характер, выдвигая идею буржуазной демократии. В центре движения стоял кружок Энциклопедистов, во главе с Дени Дидро (1713-1784), в который входили также Д- Аламбер, Гельвеций, Гольбах, Монтескьё и др. французские просветители. Условное название группы передовых мыслителей и писателей, объединившихся вокруг, издаваемого ими «Энциклопедии, или объяснительного словаря наук, искусств и ремесел» (издано 35 томов с 1751 по 1780 гг). Энциклопедия превратилась в рупор передовых идей революционной буржуазии в ее борьбе против абсолютизма. Энциклопедисты стремились показать и сделать доступным широкой публики то, что было достигнуто в области науки и техники. Проводили критику старого режима. Много статей было посвящено вопросам техники и ремесла, новаторстве в искусстве, словом тех вопросов знакомство с которыми было необходимо, по мнению просветителей, образованному человеку нового времени. 35 больших томов Энциклопедии охватывали все области научных знаний искусств, техники; всю духовную и материальную культуру человечества этой эпохи.

В театральном искусстве просветительские идеи нашли отражение в творчестве французского драматурга Бомарше (Пьер Огюстес де Карон, 1732-1790): в комедии, вышедшей в 1775 г. «Севильский цирюльник», автор в остротах своего героя Фигаро критикует дворянскую спесь, произвол властей, общественное неравенство; в пьесе «Женитьба Фигаро» (1784), рассказывающей о дальнейшей судьбе героев, Фигаро сумел отстоять свое счастье, свое человеческое достоинство в борьбе с графом Альмавивой.

В изобразительном искусстве выразителем идеалов «третьего сословия» стал Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Главная задача искусства этой эпохи – нравственное совершенствование человека, что стало главным смыслом творчества Шардена. Т.О. просветительские идеи нашли отражение в его работах. Глубокое и пристальное изучение натуры приводят художника к методу просветительского реализма. Жанровые картины Шардена проникнуты любовью к миру простых людей, их труду – это честный, добропорядочный буржуа. Его картины – это жанровые сцены, в которых изображены матери семейства, занятие хлопотами по хозяйству, с детьми, раскрывая их мир. Хозяюшки в белых чепчиках, фартуках – «шарденовская женщина» - «Вернувшаяся с рынка», «Прачка» и др. И во всех его работах они улыбаются своим мыслям, на миг замедлив работу (тоже и «Мальчик – слуга») – простая сцена превращается в поэму о нравственной чистоте человека, о достоинстве простоты. Натюрморты – скромные, простые предметы домашнего обихода – все дышит домашним уютом, предметы словно хранят тепло человеческих рук. «Натюрморт. Атрибуты искусств» - набор предметов подтверждает идеи просветителей о том, что творчество художника не только акт божественного вдохновения, но и каждодневный труд, систематический и упорный. Таким образом, Шарден призывает зрителя увидеть в труде высокую поэзию, уметь ценить труд как источник благ, радости и основу счастья. Его приверженность к чисто житейским мотивам явилось в те времена вызовом аристократическим вкусам.

Англия прежде всего литературная страна, которая ценила рассказ, построенный на современном материале, поэтому мифологию здесь не почитали. Эстетическое новаторство в 18 в. проявило себя в ломке традиционных форм: так, параллельно с высокой трагедией возникает драма (от греч. действие), где время действия – современность, ее персонажи, в основном, люди «третьего сословия», в отличие от возвышенных героев трагедии. Появляются такие новые литературные формы как: роман-дневник, роман-журнал путешествия, эпистолярный роман (т.е. роман в письмах – Джейн Остин) м, наконец, просветительский роман. Успех романа в Англии был подготовлен успехом просветительской публицистики (журналы «Болтун» и «Зритель», 1709-1714 гг). Просветительский роман – это свободный жанр, не знающий строгих правил, ориентированный не на образцы, а на прямое отражение современной действительности. Родоначальником европейского романа считают Даниеля Дефо (1660-1731), написавшего в 1719 г. роман «Жизнь, необычные и удивительные приключения Робинзона Крузо, написанные им самим» по нашумевшей истории начала 18 в. о моряке, высаженного на необитаемый остров у берегов Южной Америки, где он провел 4 г. и 4 мес. в одиночестве. Несмотря на, что одиночество сказалось отрицательно на психике моряка, у Дефо Робинзон проявляет необыкновенную предприимчивость и изобретательность: строит хижину, выдалбливает лодку, возделывает землю и т.д., т.е. не падает духом перед опасностью. Т.О. книга Дефо – это гимн человеку, его непоколебимой воле, гимн человеческому труду. В литературе постоянно слышатся отзвуки внутренней борьбы в английском обществе: Джонатан Свифт «Путешествие Лемюэля Гулливера и «сказка о бочке»; в драматургии – Ричард Шеридан «Школа злословия» (1775).

Живопись Англии – также ценила рассказ, была повествовательной, содержащей моральные выводы. Как и в литературе, здесь также ценился знаменитый тонкий английский юмор, психология, характер человека.

Представителем эпохи Просвещения, а также родоначальником английского сатирического (критического) реализма в живописи был Уильям Хогарт (1697-1764). Он сочинял целые истории, обличающие нравы общества, создавал серии картин как роман или театральный спектакль, повествовательно рассказывающий о приключениях героев с юмором и сатирой: циклы – «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Прилежание и леность», «Модный брак»- история брака обедневшего лорда с дочерью богатого купца, заканчивающаяся смертью всех главных героев. Картина «На выборах». Хогарт разоблачает с позиции просветительства пороки современного ему английского общества.

Идеи просветительства у Хогарта развиваются и в жанре портрета, отличающихся демократизмом и ярким жизнеутверждающим реализмом – «Девушка с криветками» - сочетание внутреннего благородства и непринужденной естественности – характерная черта английской портретной живописи.

Россия Концепция русского просветительства – ценность человеческой личности, определяемой ее интеллектуальными и душевными качествами, а не местом в социальной иерархии.

Преобразования Петра 1 в области культуры и искусства. Художники-пенсионеры: Иван Никитин – «Портрет канцлера Гавриила Головкина» - приоритет личности, а не статусу и положению в обществе. Его герой – сложный, многоплановый образ, отражающий эпоху. Андрей Матвеев – «Автопортрет с женой» - первый среди русских художников создал образ душевного и любовного союза, впервые свободно и открыто заявив о своих чувствах к любимой.

Отличительной особенностью русского просветительства второй половины 18 в. – антифеодальная направленность: все люди от природы свободны и равны, поэтому все должны пользоваться равными правами, поэтому феодально-абсолютисткий строй с крепостным правом – грубое нарушение естественного права человека, но народ не способен вершить свою судьбу, поэтому его прежде нужно «образовать», «облегчить» его трудности, дав ему в наследство наделы земли: Николай Иванович Новиков (статьи в сатирических журналах «Трутень», «Кошелек», «Пустомеля», в которых облачал жестоких, тупых, алчных помещиков); Александр Николаевич Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), в которой показал тяжесть крепостнический эксплуатации: жестокость, бессердечие, произвол помещиков – «звери алчные, пиявицы ненасытные…», но «мститель, трепещи, придет». Его идеал – республика.

Живопись второй пол 18 в. – расцвет русского портретного искусства:

Алексей Петрович Антропов – «Портрет А.М. Измайловой» - автор тщательно выписывает черты лица и через них показывает властную и волевую натуру; «Портрет императора Петра Ш» - на фоне импозантного антуража уродство высокопоставленной модели.

Иван Аргунов - «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» - образ молодой крестьянки, исполненной чувства собственного достоинства, излучающая ласковую доброту, как олицетворение физической и нравственной красоты русского народа.

Федор Рокотов – создал портреты-типы передового русского дворянства, соответствующие гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести и достоинстве. Это просветительский идеал Рокотов создал в Москве, в среде мыслящих просвещенных людей. Он тип камерного портрета – погрудное изображение с ¾ поворота, со сложной светотеневой моделировкой, отсутствием атрибутики или антуража и неоднозначной характеристикой модели. «Портрет поэта Майкова», «Портрет неизвестного в треуголке»; в женских портретах Суровцевой, Санти, Новосильцевой, Струйской» («Русская Венера») художник выработал «рокотовский женский тип»; гордо поднятая голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная улыбка», как бы утверждая, что есть иная красота, чем внешняя – красота души, загадочной женской души.

Дмитрий Левицкий – великий мастер камерного портрета: портрет П.А. Демидова, человека разделявший взгляды русских просветителей, богача и странного чудака, раскрывая в выражении его лица непростой внутренний мир этого человека; портреты смолянок – воспитанниц Смольного института благородных девиц – тема юности, искрящегося веселья, жизнерадостности: девочки разных возрастов изображены в пасторальной сцене (Хованская и Хрущева), танцующими (Нелидова, Бощова, Левшина), музыцирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова) – это единый художественный ансамбль, объединенный темой юности. Портеры Левицкого, как и других художников эпохи Просвещения – это конкретные образы своей эпохи, передового русского дворянства. Портретное искусство русских художников 18 в. носят ярко выраженный гуманистический характер.

 

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ 19 в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.