КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример построения теории у Ф. Херцберга
Проиллюстрируем сказанное выше на примере двухфакторной теори и удовлетворенности трудом Херцберга, хорошо известной в индустриальной социологии24. Херцберг считал, что ситуация поведения разделяется на два фундаментальных компонента с точки зрения актора: 1) внешние факторы; 2) внутренние факторы. Реакция актора может быть описана как удовлетворенность и неудовлетворенность. Переменные или, как называет их Р. Дабин, проанализировавший двухфакторнуютеорию Ф. Херцберга, элементы (units), составляющие теоретическую модель предмета исследования, сводятся к следующим: внутренние факторы (содержание работы), внешние факторы (условия труда), удовлетворенность и неудовлетворенность трудом. Взаимосвязь между ними как раз и образует теоретическое содержание уникальной модели Херцберга, до сих пор являющейся эталоном научного мышления. Херцберг сфокусировал свою теорию на ситуации работы (службы) в организации. Это имплицитные, «мягкие» границы модели, ограничивающие ее ожидаемое приложение только к социальным ситуациям, в которых индивид выступает членом, или занят в организации («мягкие» границы — это те границы, за которыми модель не может применяться без достаточных на то оснований и где характеристики границ сами по себе не являются релевантными тому способу, которым модель действует), но, с точки зрения Херцберга. его теория вовсе не ограничена такой организацией или экономической системой. Есть еще «мягкие» (эвристичные, плодотворные, т.е. границы, в пределах которых теория успешно действует) границы модели — она, например, не применима к коллективам людей, поэтому она не является моделью морали членов организации, она также не является моделью поведения и не може! его предсказывать. В модель встроены также ценностные границы законе интеракции. Переменная неудовлетворенности имеет нулевую ценность v может расти до того уровня, где система разрушается (система является атти-тюдной реакцией, ответом индивидов на окружение), когда, например, индивиды покидают организацию или возвращаются в нее по инициативе администрации. Эти две границы — явные лимиты закона связи между индивидов и восприятием выплаты (зарплаты), результатом внешних факторов и его уровнем неудовлетворенности. Параллельно с этим связи между внутренними факторами и удовлетворенностью имеют сравнимые пределы. Низший предел удовлетворенности равен нулю, а верхний предел предположительно высокий, но точно не зафиксированный, поскольку, например, личностное оценивание внутренних факторов может быть непроверяемым пределом ожидания в отношении к уровню ожидаемой удовлетворенности.
Установив четыре главных элемента теории и законы их взаимодействия а также границы (пределы) теории, рассмотрим еще один дополнительны? элемент. Это состояние системы (system state), внутри которой действует тео- 4 Подробнее см.: Dubin Robert. Theory Building. Revised Edition. N.Y.: Free Press, 1969. P. 8-12. ретическая модель, раскрытое через совокупность ценностей. Они сохраняются во времени (постоянны) и независимы от интервала времени. Состояние системы определяется ценностью, полученной всеми переменными в этой системе. В теории Херцберга мы можем охарактеризовать индивида как существующего в состоянии низкой удовлетворенности и высокой неудовлетворенности. Можно обнаружить другое состояние системы, в которой уровень удовлетворенности выше, чем уровень неудовлетворенности. Третье состояние системы — баланс неудовлетворенности и удовлетворенности. Эти три состояния системы в соотношении между уровнем удовлетворенности и неудовлетворенности описывают все возможные варианты. Если считать, что они постоянны (сохраняются во времени), то модель Херцберга позволяет сделать предсказания 1) о следствиях постоянства такого состояния, 2) о состоянии, к которому придет индивид, двигаясь от одного состояния к другому.
Установив основные черты теории Херцберга, мы можем проверить базисные пропозиции, понимая их как истинные утверждения о свойствах теоретической модели (но это не обязательно истинные утверждения о реальном мире, который описывается данной моделью). Пропозиции теории должны быть истинные, поскольку они являются логическими утверждениями о теоретической системе. Вот некоторые из них: 1) установки индивида к его работе есть сумма уровня удовлетворенности и неудовлетворенности; 2) индивид может не чувствовать ни удовлетворенность, ни неудовлетворенность своей работой, т.е. оставаться индеферентным (подобное утверждение особенно важное, поскольку характеризует, как выяснилось в ходе эмпирического исследования, значительную часть промышленных рабочих в США середины XX в.); 3) уровень удовлетворенности и уровень неудовлетворенности, испытываемые индивидом к своей работе, не зависят друг от друга (а это утверждение имеет принципиальную важность уже с точки зрения методологии, так как организует план построения программы эмпирического исследования). Закончив внутренние для научной теории строительные работы, перейдем к ее связи с эмпирическими данными. Столкнувшись с проблемой связи модели и реального мира, надо превратить пропозициональные утверждения в научные гипотезы. Например, среди внешних факторов рабочей ситуации, т.е. гигиенических факторов, Херцберг выделил зарплату, технический надзор, гуманистическое качество надзора, политику компании, условия труда и безопасность труда. Любой из этих факторов — сам по себе эмпирический индикатор внешних факторов или может быть превращен в таковой. Очевидно, зарплата есть сама по себе метрическая величина и может быть измерена прямо, а условия труда могут быть специфицированы в таких терминах, как физическое окружение, удобства (например, наличие туалета и ванной), или физиологических условий (т.е. паузы отдыха). Напротив, внутренние факторы рабочей ситуации (содержание труда), в частности профессиональные достижения, признание со стороны руководства, ответственность за порученное дело, продвижение по карьерной лестнице, выразить в цифрах либо каких-то еще точных величинах нельзя. Им придают статус потенциально операционализируемьгх.
Теперь необходимо перевести термины в пропозициональные утверждения, выстроив два параллельных ряда (внешние и внутренние факторы), обладающих статусом научных гипотез, которые предстоит проверить. В модели Херцберга предполагается, что внешние факторы могут выражать не только объективные условия, но и субъективное отношение к чему-либо, например, своей зарплате. В результате социологи могут учитывать не только количество рублей, но и отношение к нему индивида, его оценку и восприятие. Субъективные отношения выражаются в сравнительных оценках того, что рабочие получает реально и что они ожидали получить. Операционализация терминов, входящих в пропозиции, нужна для того, чтобы получить гипотезы. В этом заключается решающая стадия теоретико-исследовательского цикла. Р. Дабин приводит одну из таких гипотез, следующих из модели Херцберга: уровень неудовлетворенности индивида своей рабочей ситуацией, если он измерен с помощью специального опросника удовлетворенности трудом Лайкерта, обратно пропорционален чувству справедливости, имеющемуся у этого рабочего относительно своей зарплаты, если оно измерено через сравнение его зарплаты с той, которую получают за ту же работу в других компаниях. Базисные термины лежащей в основе этой гипотезы пропозиции (неудовлетворенность обратно пропорциональна субъективной справедливости оплаты как внешней черты работы), а именно уровень неудовлетворенности и восприятие оплаты как внешней черты труда — операционализированы и переведены в гипотезы. Ясно, что гипотезы можно проверить, проведя опрос рабочих, и таким способом измерить неудовлетворенность и восприятие своей зарплаты. Рис. 14. Соотношение между неудовлетворенностью и восприятием своей зарплаты Если полученные данные согласуются с гипотезой, то мы можем считать, что теоретическая модель подтверждена и обоснована. Одна из двух проверенных пропозиций должна быть подвергнута повторной проверке для того, чтобы стать точным знанием и, предположив, что оно является точным, продолжить исследование и проверить другие пропозиции данной модели. Если факты не подтверждают гипотезы, ученый должен немедленно пересмотреть свою модель и выдвинуть пропозиции (истинные утверждения о самой модели), которые могли бы post hoc (дополнительно) соответствовать эмпирической информации, которые бы отрицали предыдущие пропозиции.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |