Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример теоретической модели 4




Данный пример позаимствован нами из широко известного исследования классовой структуры, проведенного в 1980 г. видным американским социо­логом Э. Райтом и коллегами, результаты которого, обобщенные в статье, были опубликованы в журнале «Социологические исследования»1.

Э. Райт проявил себя прекрасным методологом, построив вначале обобщен­ную типологию классов, выполняющую функцию теоретической модели пред­мета исследования, а затем заполнил ее эмпирическими данными, собранными в ходе репрезентативного исследования населения сначала США (1500 человек), а затем других стран. Классовая типология представлена в табл. I2.

Таблица представляет матричную форму теоретической модели, в кото­рой по строкам и столбцам указаны основные категории, а на их пересече­нии — в клетках таблицы — приведены операциональные признаки. Такое сочетание концептуальных и операциональных признаков применяемых переменных позволило Э. Райту получить великолепный эмпирический ма­териал, поддающийся осмысленной интерпретации. Достаточно взглянуть на табл. 2, чтобы почувствовать, насколько удачно в ней сопряжены эмпири­ческие данные и теоретические понятия.

В своем исследовании Э. Райт исходил из того, что:

«Между профессиональными категориями, данные о которых обобща­ются в традиционных переписях населения, и классовыми позициями если и есть соответствие, то весьма приблизительное. Значит, вторые нельзя измерять с помощью первых, что еще делается в литературе. Необходим новый подход и к операционализации понятий, и к мето­дам сбора данных... Нужно было найти такие индикаторы, измеряющие

Райт Э. и др. Классовая структура американского общества / Пер. с англ. А.И.Кравченко // Социо­логические исследования. 1984. № 1. С. 152-163. 2 Там же. С. 156.


 

 

  Классовая позиция Капиталистический способ производства
Тип классовой позиции Отношения присвоения
  Отношения собственности Отношения обмена
Базисная классовая позиция Буржуазия Владеют средствами производства Покупают рабочую силу
Противоречивая позиция внутри капиталистического способа производства Менеджеры Не владеют средствами производства Продают свой труд
  Супервайзеры Не владеют средствами производства Продаютсвой труд
Базисная классовая позиция Рабочие Не владеют средствами производства Продаютсвой труд
Противоречивая классовая позиция между капиталистическим и простым товарным производством Полуавтономные служащие Не владеют средствами производства Продаютсвой труд
Базисная классовая позиция Мелкая буржуазия    

понятие класса, которые за внешними характеристиками работы позво­ляли бы увидеть социальную позицию. С этой целью следовало изучить, каким образом индивид может контролировать собственную трудовую деятельность, как он становится объектом манипулирования. В каче­стве значимых индикаторов у нас выступали социальные действия лю­дей на производстве: участие в принятии решений, формы планирова­ния своей работы, правомочность налагать санкции на других и т.п.»3

Понятие «буржуазный класс» Райт операционализировал с помощью двух критериев: занятость собственным бизнесом и число наемных работников. Для выявления менеджеров и супервайзеров применялись три переменные: а) уча-

Райт Э. и др. Классовая структура американского общества // Социологические исследования. 1984. № 1. С. 155.

Таблица 1 Теоретическая схема построения типологии классовой структуры

 

 

  Капиталистический способ производства Простое товарное производство
  Отношения господства
  Реализация права собственности Отношения власти Отношения собственности Отношения господства
  Непосредственно принимают важнейшие решения о распределении ресурсов и использовании средств производства Прямо контролируют иерархию власти    
  Непосредственно участвуют в принятии хотя бы некоторых важнейших решений Господствуют и подчиняются    
  За пределами рабочего места не участвуют в принятии решений Господствуют и подчиняются    
  За пределами рабочего места не участвуют в принятии решений Подчиняются    
  За пределами рабочего места не участвуют в принятии решений Подчиняются Не владеют средствами производства Реальноеуправление в трудовом процессе (единство плана и исполнения), полное самоуправление в трудовом процессе
      Владеютсредствами производства и непосредственно используют их без привлечения наемного труда  

стие в принятии решений, б) власть и в) положение в управленческой иерар­хии. При измерении первой переменной респондентов спрашивали, участвуют ли они в формировании управленческой политики и если да, то в какой имен­но из восьми выделенных сфер — бюджет и инвестиции, товары и т.п. Опраши­ваемый должен был отметить один из следующих пунктов шкалы: 1 — непос­редственно участвую в выработке управленческой политики; 2 — консультирую тех, кто принимает решения; 3 — ни прямо, ни косвенно не участвую в приня­тии решений. Затем ответы сводились в одну переменную с трехмерной шка­лой (табл. 2, п. «В»). Для измерения переменной «власть» (авторитета) исполь­зовались вопросы типа «Контролируете ли Вы чью-либо работу?» или «Есть л и у Вас подчиненные?», которые дополнялись рядом уточняющих вопросов, в результате чего получена переменная с четырехмерной шкалой (табл. 2, п. «Г»).

Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.