Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и качества наблюдателя




Преимущества и недостатки наблюдения

 

Преимущества наблюдения в сравнении с опросом Недостатки наблюдения как метода
Независимость от желания респондента участ­вовать в исследовании Невозможностьученого повлиять на поведение или ответы респондента в случае «бесконтакт­ного» наблюдения Более высокая объективность исследования Возможность восприятия таких форм поведе­ния, которые не могут быть точно вербали-зированы или осознаны Возможность учета окружающей ситуации Трудно обеспечить репрезентативность (на­пример, при наблюдении поведения покупа­телей в магазине случайная выборка невоз­можна) Поведение обследуемых людей может отли­чаться от естественного, если наблюдение открытое (эффект наблюдения)
Сложности применения наблюдения
Трудоемкость, большие затраты времени, влияние субъективных особенностей наблюдателя, трудности интерпретации, обусловленные неоднозначной связью между мотивами и формами поведения

Невмешательство наблюдателя, если оно не вызвано специально огово­ренными условиями (как в случае включенного наблюдения), считается чуть ли не основным постулатом научного метода. Однако в социальных науках выполнить его крайне непросто. Здесь конечные результаты во многом за­висят от личности наблюдателя, его отношения к изучаемым явлениям. Ведь наблюдение — метод сбора информации, основанный на непосредственном

контакте исследователя и объекта ис­следования.

Невключенное наблюдение. В идеале ученый при невключенном наблюдении должен стать как бы невидимкой. По­скольку идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вно­симые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация сво­ей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчи-

Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.ru/ mmc/grig/4.2.ru.shtml

вую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самооб­ладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохра­нении своей позиции стороннего наблюдателя.

Включенное наблюдение. Здесь от наблюдателя потребуются умение быст­ро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общитель­ность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (тер­пимость к другим людям).

В лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных ус­ловиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти ус­ловия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с ис­пользованием аудиовизуальных средств наблюдения).

В полевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыс­лов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внима­ние на все эти признаки и переключать его на один из них.

Стандартизированное наблюдение, которому свойственны четко форма­лизованные процедуры и инструменты, предполагает повышенную способ­ность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконт­ролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму.

Нестандартизированное наблюдение, когда заранее не определена большая часть элементов, подлежащих регистрации, требует во многом противопо­ложного — солидной теоретической подготовки в области социологии, пси­хологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5—7 параметрами ситуации, способ­ности быстро переключать внимание, не зацикливаясь лишь на каком-либо одном проявлении категории наблюдения28.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.