КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности финансово-экономической ситуации
ПРИМЕР БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ1 В течение ноября 1991 — января 1992 г. группа исследователей под руководством автора этих строк проводила маркетинговое исследование по изучению рынка свободных денежных средств населения г. Нижнего Новгорода, заказанное одним из нижегородских коммерческих банков. Маркетинговые исследования в тот период были делом сравнительно новым для российской экономики, а участники исследовательской группы — совсем не искушены в маркетинге, поэтому приходилось обучаться по ходу дела. Тем не менее предшествующий опыт проведения прикладных исследований, как нам кажется, оказался полезным для достаточно убедительного обоснования логики программы и проведения исследования. Мы не можем привести здесь полного отчета об итогах исследования, поскольку общий его объем превышает 100 страниц, и ограничимся краткой справкой о нем, а также использовавшимся инструментарием. Эти данные нигде не публиковались, поскольку в соответствии с договором соблюдалась коммерческая тайна. Однако, учитывая достаточно большой срок давности, а также тот факт, что банк-заказчик постигла судьба множества коммерческих банков в стране (несколько лет назад он обанкротился и был ликвидирован), мы сочли возможным привести эти данные здесь. Вначале несколько слов об общей финансово-экономической ситуации в обсуждаемой нами сфере на момент проведения исследования. По некоторым расчетам, инфляция в январе 1992 г. составляла почти 3% в день, т.е. становилась галопирующей. А многие эксперты не без основания полагали, что страна находится на грани гиперинфляции, при которой рубль будет терять ежедневно от 30 до 40% стоимости. Дальнейшее развитие событий показало, что эти опасения подтвердились. Произошло практически обвальное обнищание населения, хотя «физические» (точнее, номинальные) размеры зарплаты исчислялись уже миллионами рублей.
Разумеется, даже при гиперинфляции в нищету впадает не все население поголовно. На другом полюсе экономической жизни всегда происходит не менее быстрое обогащение. Расслоение, диктуемое логикой экономического развития, имело место на всем протяжении нашей истории. Более того, 1 Материал подготовлен д-ром социол. наук проф. В.Ф. Ануриным. Название проекта: «Рынок свободных денежных средств населения». *41 начиная с 70-х гг. оно проявляло тенденцию к ускорению. В 1986 г. на 3% сберегательных книжек нижегородцев (тогда еще горьковчан) находилось более четверти помещенных в сберкассах денег. В то же время среди около 60% вкладчиков распределялось менее пятой части общей суммы всех сберегательных вкладов2. Децильный коэффициент по Нижегородской области на период опроса, по данным Облкомстата, составлял несколько более 5. (Спустя 4 года, в 1995 г., эта цифра по России в целом уже превысила 15, а кое-где приближалась к 20.) Мы исходили из того, что перед каждым более или менее думающим человеком вставала проблема: как в такой ситуации выжить? В переводе не только на экономический и финансовый, но и обыденный уровень осмысления эта проблема распадается, как минимум, на две основные задачи: 1) в какой сфере экономической деятельности приложить свои знания, умения и навыки с максимальной для себя выгодой и 2) каким образом (и куда) вложить имеющиеся (может быть, накопленные в течение всей нелегкой трудовой жизни) средства, чтобы они могли опять же принести максимально возможную выгоду или свести потери к минимуму, если уж они неизбежны. Последний вопрос составлял в какой-то степени суть предмета нашего исследования. Ответить на него в ситуации, приближавшейся к гиперинфляции, отягощенной к тому же неустойчивым законодательством, было крайне не просто.
Сберегательный банк, который на тот момент повысил процентную ставку всего до 3% (!) годовых, практически и «съел» все сбережения миллионов россиян. Рынок ценных бумаг был все еще скуден и также неустойчив; кроме того, умение хотя бы элементарным образом ориентироваться на этом рынке предполагает наличие довольно серьезной квалификации. Видимо, для нашего населения в тот период могла оказаться гораздо более близкой и понятной идея помещения своих денег либо в какую-либо из в изобилии возникавших «финансовых пирамид» (что и сделали большинство из них, польстившись на перспективу быстрого, но и более рискованного возрастания вложенных сумм), либо в коммерческие банки, где процент учетной ставки был заметно выше, чем в Сбербанке. В то же время необходимо было учитывать два очень важных момента, характерных для того периода. Во-первых, Сбербанк в то время представлял собою весьма устойчивую, сформировавшуюся и достаточно развитую — и в организационном, и в финансовом отношениях — структуру, обладавшую помимо огромных размеров контролируемых денежных средств разветвленной сетью филиалов. В Нижнем Новгороде действовало 8 районных отделений и 137 филиалов Сбербанка, а по Нижегородской области на 1 января 1991 г. функционировало в общей сложности 1180 сберкасс. Во-вторых, нельзя было сбрасывать со счетов психологических стереотипов, десятилетиями складывавшихся у населения. Достаточно отметить, что, несмотря на смехотворно низкие проценты, за последние две недели 1991 г. вклады в Сбербанк возросли на 4,5 млрд руб. (Правда, выборочные опросы показывали: многие надеялись, что накопления на сберкнижках будут индексироваться.) И в январе 1992 г. при объявлении либерализации цен на фоне резкого всеобщего обнищания — опять денежный прилив 2 См.: Анурин В.Ф. Тайны вклада // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 59. в сберкассы. В одной только Москве он составил за этот месяц около 30 млн руб. Увеличение прироста вкладов в нижегородский Сбербанк за январь 1992 г. по сравнению с январем 1991 г. составило 9,82 млн руб. (индекс прироста 1,32).
В такой ситуации перед исследователями, работавшими по заказу коммерческого банка (т.е. конкурента Сбербанка), вставали задачи, связанные с оценкой сильных и слабых сторон Сберегательного банка — с тем, чтобы выработать рекомендации по заимствованию первых и избежанию вторых. Из сказанного ясно, что проведение исследования предусматривало получение значительных (по объемам и содержанию) сведений о работе Сберегательного банка. Вставал вопрос о способах получения этой информации Организационно он был решен следующим образом. Исследователи обратились к руководству Нижегородского областного управления Сбербанка с предложением провести исследование его организационных проблем. Руководство, в принципе, не возражало, однако, ссылаясь на финансовые трудности, отказалось оплатить расходы по исследованию. Тогда мы согласилис! провести его безвозмездно — из чисто научного интереса. Специфика правовых и этических проблем заключалась здесь в том, что исследовательска5 группа в силу бесплатности оказываемых услуг не была связана со Сбербан ком никакими договорными отношениями (об этом даже не упоминалось т одной из сторон) и не обязана была сохранять коммерческую тайну о полу ченной информации. Понятно, что мы, добросовестно предоставив получен ную в Сберегательном банке информацию (соответствующим образом обра ботав и проанализировав ее) его руководству, одновременно достаточно пол но использовали ее при подготовке аналитического отчета коммерческом; банку — заказчику.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |