Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Апостольское чтение




Неветшающие.

Руки нуждающихся - многовместительные и неветшающие житницы для наших богатств

Тема XI.

Богатство души, богатеющей в Бога.

Тема X.

Страсть к богатству есть страсть всеобщая, ненасытимая и трудно исправимая.

Тема IX.

1. Страсть всеобщая. Переберите все сословия, не исключая ни одного, вы везде почти найдете привязанность к богатству.

2. Страсть ненасытимая. Другие страсти слабеют с годами, a эта, напротив, усиливается.

Другие страсти имеют определенный круг деятельности, не много таких страстей, которые простираются на все виды зла: но эта страсть - корень всех зол.

3. Страсть самая неисправимая, потому что она ослепляет и ожесточает того, над кем господствует.

Предостережение людей, внушение совести, увещания слова Божьего более раздражают, чем исправляют корыстолюбца. Пример - Иуда. "Иуда всякий день находился при Том, Кто не имел, где главы подклонить; всякий день слышал он, что не должно иметь ни золота, ни серебра, ни двух одежд, и однако не продохранил себя от любостяжательности. Как же вы без особенного усилия можете быть исключением от этой страсти?"

" Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет " (ст. 21).

1. В чем оно состоит?

2. Как оно достигается!

" И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? "(ст. 17).

1. Многовместительны е.

 

Зачало (229): Святого Апостола Павла послание к Ефесянам 5:9-19.

9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10 Испытывайте, что благоугодно Богу,

11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,

16 дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу

Практический очерк содержания рядового чтения.

Апостольское чтение этой недели состоит из двух частей. В первой (ст. 9-14) говорится ο том, как христиане должны вести себя вообще, как чада света.

Как чада света, вышедшие из мрака неверия и заблуждений (ст. 8), и озарившиеся светом веры и благодати во Господе, христиане обязаны:

а) украшаться духовными плодами, светлыми (По друг. чтению ό καρπό; του φωτός, вместо ό χαρπός του πνεύματος) делами, жить во всякой благостыни, благотворя друзьям и врагам; правде, не делая обид ни себе самим соделыванием греха, ни ближним неправосудием и притеснением; и истине, правдиво вещая истину веры во всяком слове и деле (ст. 9; ср. толк. Никиф, in. h. 1.);

б) испытывать и познавать из Божественных писаний и преданий (2 Фес. 2:2, 15), что благоугодно Богу и, следовательно, благочестиво и достойно подражания, и что противно Богу и, следовательно, нечестиво и достойно отвращения (ст. 10);

в) не участвовать в бесплодных делах, свойственных людям, живущим во тме (ст. 3-4), не помогая им ни делом, ни словом или советом к исполнению греховных дел, ибо эти дела не приносят никакого другого плода, кроме стыда и смерти (Рим. 6:21- 23), - и не только не участвовать в чужих грехах (1 Тим. 5:22), но и обличать их, потому, во-первых, что пороки, совершаемые тайно людьми безбожными, таковы, что ο них стыдно и говорить, a, во-вторых, потому, что порок часто от того и силен, что совершается втайне, но обличаемый просвещенным и добродетельным человеком, он является во всей отвратительной наготе и возбуждает в согрешившем стыд и раскаяние (ст. 11-14; ср. 2 Цар. 7:12).

Во второй части (ст. 15-19) апостол дает христианам наставление, как они должны поступать в особенно трудных обстоятельствах жизни или иначе сказать - ο христианском благоразумии в жизни.

1. В чем оно состоит (ст. 15-16)?

а) В святой осмотрительности или осторожности, " смотрите, говорит апостол, поступайте осторожно (άσχρφώς тщательно, осторожно, осмотрительно)." Так как христианам не подобает иметь никакого общения с делами тьмы (ст. 11), то обращайте все ваше внимание и заботливость, чтобы не приобщаться грехам людей неверующих, и поэтому будьте во всех своих поступках " не как неразумные, но как мудрые. " Благоразумие детей мира состоит в том, что они для достижения своих целей пользуются всеми благоприятными средствами, не разбирая хороши ли они или дурны, похвальны или преступны; напротив, мудрость детей Божьих требует, чтобы предпринимать все во страхе Божьем, взирая на Господа и сообразуясь с Его волей. Помните, что " страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум " (Иов. 28:28).

Осторожность и благоразумие христиан в жизни состоит в том, чтобы "ходить как мудрые," т. е. в постоянной осмотрительности. Как осторожно и осмотрительно идет странник, проходящий по узкому и скользкому пути, усеянному скалами, окруженному с обеих сторон бездонными пропастями, где каждая ошибка стоит ему жизни! Мы также - странники к вечности, и наш путь не требует ли
такой же осторожности, чтобы не повредить душе, не свергнуться в безысходную бездну греха?

К этой христианской осмотрительности принадлежит также то, чтобы мы никогда не теряли из виду своей цели. Наша цель - небо со своим блаженством, вечное общение с Богом и всеми святыми, слава, к которой призвал нас Иисус Христос.

К этой святой осмотрительности относится также то, чтобы неуклонно держаться правого пути. "Аз есмь путь," говорит Спаситель. Он хочет быть нашим путеводителем, чтобы мы верно достигали цели, мы имеем Его пример, на Heгo мы должны взирать, по Его слову и желанию должны действовать.

К этой святой осмотрительности относится, наконец, тщательнейшая
внимательность ко всем внутренним движениям, происходящим в нас самих. Как часто возникают тут нечестивые пожелания, плотские вожделения, греховные порывы! Ничтожная искра легко тут превращается в пожар, плевелы быстро размножаются на поле пшеницы, каждый легкий грех, как бы ни казался вначале невинным, служит корнем и источником сильного зла, ужасный конец часто развивается из ничтожного начала, если не хватает внимательной осмотрительности, - и человек, поддавшись однажды влечению греха, невольно становится его жертвой. Поэтому " смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые " (ст. 15).

б) В мудром употреблении времени и всех обстоятельств в жизни; об этом говорит апостол: " дорожа (εξαγοραζόμενοι) временем, потому что дни лукавы " (ст. 16). "Время есть некоторым образом как бы ярмарка (αγορά): мы можем там купить, что желаем. Но если мы не воспользуемся им для нашей выгоды, то не можем купить ничего более" (святой Григорий Назианзин). Мудрый христианин дорожит каждой минутой, зная, что она принадлежит не ему, a Богу, поэтому он пользуется всеми случаями и обстоятельствами для своего духовного преуспевания или для пользы других. Побуждением к такому благоразумному употреблению времени должно служить то, " что дни лукавы. " Так называет апостол свое время, поскольку тогда, как со стороны иудеев, так и язычников, было воздвигнуто много коварств и бедствий против христиан и их веры (ср. Феодор. и Феофил. in h, l.), и каждое время, в которое это случается, может быть названо злым временем. He может ли назваться таким и наше время, в которое мы живем?

Но с другой стороны дни лукавы для христианина и потому еще, что они скоротечны и скоропреходящи, поэтому он не отлагает на завтра того, что может сделать сегодня, он выкупает время, потерянное им вчера, и вообще дорожит им, зная, что y каждого дня есть своя забота (Мат. 6:34).

2. Чем поддерживается такое христианское благоразумие в жизни (ст. 17-19)? Апостол указывает нам далее вспомогательные средства к поддержанию такой мудрости в христианине.

а) Так как вы должны поступать не как не разумные, но как мудрые - " итак, заповедует апостол, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия " (ст. 17). Исполнение воли Божьей - вот первое вспомогательное средство к христианской мудрости в жизни! В слове Божьем нам открыта Божья воля, Евангелие указывает нам истинный путь к спасению и в нем заключаются для нас все сокровища познания и премудрости. Злобой мы должны младенчествовать, но не умом, в познаниях мы должны достигать совершенной меры возраста во Христе, поэтому мы должны познавать, "что есть воля Божья."

б) Второе вспомогательное средство к поддержанию христианской мудрости состоит, по учению апостола, в том, чтобы не упиваться вином: " не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, " (ст. 18): "Пьянство выводит человека из ума, делает его глупым и несмысленным" (толк. Никиф. in h. 1.), низводит его на степень животного, унижает его человеческое достоинство и делает его совершенно неспособным к мудрому хождению по путям Господним. Кроме того, оно отвратительно само по себе и опасно по своим страшным последствиям, каковы, например, прелюбодеяние. Когда в домашней жизни возникает какое-либо горе, и когда тот или другой из супругов, вместо того, чтобы предаться с покорностью Божьей воле, искать утешения в молитве, переносить скорби с терпением и самоотверженностью предается пьянству, для того, чтобы на мгновение усладить горечь несчастья - тогда весь дом подвергается разрушению и погибели. Если родители ведут такую жизнь, то чего доброго можно ожидать от их детей? Какие граждане и подданные выйдут из такого дома? Там уменьшается мало-помалу общественное благосостояние, там бедность и разврат возрастают исполинскими шагами. Поэтому не упивайтесь вином, оно не спасает, a губит тело и душу, но исполняйтесь, напротив, Духом, "Его святыми дарами" (см. толк. Никиф. in h. 1.), предоставьте себя Его действию, пусть Он управляет вами и наполняет ваше сердце!

в) Третье вспомогательное средство к поддержанию христианской мудрости состоит в том, чтобы мы посредством благоговейных молитв и песнопений старались возбуждать и поддерживать в себе благочестивые чувства, добрые намерения и святое настроение: назидая самих себя псалмами и славословиями (υμνοις, гимнах, хвалебных пеcнях или славословиях, Псал. 21:23; Мат. 26:30; Деян. 16:25), и песнопениями (ψδαΐς песнопениями вообще Исх. 15:1; Втор. 31:22) духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (ст. 19). Наши жилища должны быть как бы домашней церковью. Там, где члены семейства начинают и оканчивают каждый день молитвой, где они во время дней лукавых, дней скорби и нужд ободряют себя духовными, a не мирскими песнями, подкрепляют друг друга в несчастьях добрым словом, там поистине домашняя церковь. Такие святые отношения и песнопения членов семьи, если они исходят от сердца, не привлекут ли великого Божьего благословения, не помогут ли во время дней лукавых, не научат ли лучше внимать Божьей воле и не сделают ли нас более способными к христианской мудрости в страхе Божьем?

Перейдем теперь к частным истинам, предлагаемым этим апостольским чтением для гомилетических занятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.