Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О качестве работы в школах всеобуча




 

Введение всеобуча имеет громадное значение. Но не только потому, что благодаря всеобучу страна наша превратится из страны безграмотной в страну грамотную, но в еще большей мере потому, что мы строим школу социалистическую, которая по всему своему духу, содержанию своей работы, методам преподавания и воспитания качественно совершенно отлична от школы буржуазной.

В Стране Советов, в стране, где все хозяйство перестраивается на социалистических основах, где быстрыми темпами идет индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, в момент, когда страна уже вступила в полосу социализма и школа находится в окружении перестраивающейся социалистически страны, мы имеем все предпосылки для создания подлинно социалистической школы.

Скоро наша школа-четырехлетка охватит всех мальчиков и девочек, ребят всех национальностей. Мы будем работать над тем, чтобы наша школа-четырехлетка превратилась для всей массы ребят в школу-семилетку.

Мы строим нашу школу как школу трудовую. Технику и соответствующую ей организацию труда мы делаем стержневым вопросом всей воспитательной и образовательной работы нашей школы. Это стоит в соответствии с нашим материалистическим мировоззрением. Мы делаем, однако, стержнем нашей школьной работы не труд вообще, не технику вообще, а современную технику, современную организацию труда, причем берем эту технику в ее развитии, технику не только сегодняшнего дня, но и технику завтрашнего дня. Мы должны готовить работоспособное поколение, которое умеет работать, умеет приспосабливаться ко всем изменениям техники, которое относится к труду с громадным энтузиазмом, проникнуто сознательной дисциплиной, является не только слепым вытренированным исполнителем, но и организатором, понимающим и знающим хозяином производства. Мы стремимся сделать нашу школу не просто трудовой, а политехнической.

Политехническая школа создает предпосылки для колоссального подъема промышленности, создает подлинную смычку между наукой и трудом, что неосуществимо при капитализме. Ибо она означает вместе с тем колоссальный подъем сознательности и организованности рабочего класса, который сделает немыслимым самое существование капиталистического уклада, капиталистического строя. Тут мы имеем налицо одно из основных противоречий капиталистического строя, обрекающего его на гибель: развитие современной промышленности требует развития политехнической школы, но капитализм не может ее создать, ибо, создавая ее, он роет себе могилу. Ленин говорил: социализм – это Советская власть плюс электрификация. Создание политехнической школы требует тех же предпосылок – Советской власти плюс электрификации, т. е. развития крупной современной индустрии, покоящейся на могучей энергетической базе. Не случайно, что именно сейчас, когда мы уже вступаем в полосу социализма, политехническая школа стала привлекать к себе большее внимание партийных, комсомольских, советских и профсоюзных организаций. Большее, чем раньше, но далеко не достаточное.

Десять лет назад Ленин требовал немедленной политехнизации нашей школы. Только сейчас политехнизация протащена в жизнь. Только сейчас берутся за дело политехнизации школы рабочие. На днях происходила полуторатысячная конференция Ленинского района Москвы из представителей всех фабрик и заводов, обсуждавшая вопросы политехнизации школы[66]. Эта конференция имела большое значение потому, что на ней могли обменяться своим опытом рабочие самых разнообразных производств. Принимала на конференции участие и молодежь. И горячей убежденностью звучал голос пионера, говорившего о том, что они, пионеры, всю свою жизнь отдадут на стройку социализма. Политехническая школа даже в том несовершенном виде, в каком она существует, порождает детский и подростковый энтузиазм, растит сознательное отношение к труду.

Не только в промышленных центрах, но и в перестраивающейся на основах коллективизации деревне осуществима сейчас политехнизация школы.

Характерные особенности социалистической реконструкции народного хозяйства в социализирующейся деревне выступают еще ярче, чем в городе. Замена ручного труда машинным, создание мощной энергетической базы, замена прежних прадедовских форм обработки современными, покоящимися на данных науки, наглядность преимуществ крупного хозяйства, преимуществ коллективизированного труда, перестройка по-новому всей организации труда, плановость, рационализация всего хозяйства, борьба за то, чтобы ни одна корка даром не пропадала, – все это революционизирует умы, будит жажду знания, сознательное отношение к труду, требует новой культуры труда. В деревне немедленная политехнизация школы столь же необходима, как и в городе.

Уже сейчас политехническая школа становится в целом ряде мест не только активным участником на фронте борьбы за промфинплан, борьбы за коллективизацию, но и передовым борцом за социалистическую реконструкцию индустрии и сельского хозяйства. Делегаты съезда но всеобучу[67] рассказывали много интересного. Есть уже опыт, примеры, по которым можно и нужно равняться. В области политехнизации школы мы видим обычную диалектичность развития. Социалистическая реконструкция создает необходимые предпосылки для создания политехнической школы, политехническая школа сама становится и будет каждый день становиться все более и более одним из крупнейших факторов этой реконструкции.

Борясь за качество школы, мы должны следить в первую голову за тем, проводится ли политехнизация каждой школы, ведется ли пропаганда политехнизации среди рабочих и колхозных масс, в достаточной ли мере втягиваются рабочие и колхозники в дело политехнизации школы, достаточно ли воодушевлены сами ребята этим делом.

Мы должны бороться с чисто формальным прикреплением школ к предприятиям, необходимо втянуть в это дело весь передовой состав рабочих и колхозников, партийцев, комсомольцев, ударников. Мы стоим сейчас перед лицом необходимости всю культработу, начиная с дела ликвидации неграмотности, приблизить к производству, связать с ним. Мне писала одна культармейка – работница Урала: сейчас рабочие увлечены борьбой за промфинплан, ударничеством, соцсоревнованием; не станут они учить буквы, слова, если это не будет связано с их борьбой. Эта уральская работница совершенно права. Надо ликбез органически связать с этой борьбой, и не только ликбез, но и всю культработу. Необходимо сделать наглядной связь между борьбой за промфинплан, за коллективизацию и культработой. Тогда и хозяйственники и массы примут горячее участие в стройке политехнической школы. Необходимо всю культработу строить так, чтобы она ширила политехнический горизонт рабочего, колхозника. Об этом десять лет тому назад говорил Ильич, подчеркивая важность производственной пропаганды, важность политехнизации школы. С пропагандой страшно запоздали, так же как и с политехнизацией школы, а это лучший способ втянуть массы в работу над политехнизацией школы. Без масс политехнической школы не построишь.

Десять лет тому назад Ленин говорил о мобилизации (для лекций по электрификации и политехническому образованию, для руководства практическими занятиями, поездок и пр.) всех инженеров, агрономов, всех кончивших университет по физико-математическому отделению.

Что сделано в этом отношении? Знают ли сами инженеры и агрономы, что такое политехнизация? Введена ли в программы и учебно-производственные планы наших агрономических и технических вузов и техникумов политехнизация?

Проводя в жизнь дело политехнизации школы, необходимо провести в жизнь и этот наказ Ильича. Что сделано?

Понимают ли наши хозяйственники, инженеры, агрономы то, что говорил Ленин против ранней специализации, за необходимость связывать профобразование с общим образованием? Если они не понимают, не знают, в чем суть политехнизации, назавтра же мы будем иметь подмену политехнизации узкой специализацией (в Ленинграде ребят из шестых и седьмых групп уже мобилизнули в ФЗУ, сняв с учебы, чем снижают до крайности все значение ФЗУ и нарушают прямой наказ Ленина). Назавтра же мы будем иметь подмену соединения обучения с производительным трудом – что одно только может воодушевить работу простой ремесленной тренировкой, простым натаскиванием, примеры чего мы имеем в достаточной мере.

Необходимо вопрос о политехнизации включить в учебные планы всех технических, химических, агрономических, педагогических учебных заведений.

Качество политехнизации школы зависит от политехнической подготовки тех, кто ее проводит.

Необходимо производительный труд связывать с обучением. Тут надо избегать американского делячества, которое выбрасывает из учебы все не имеющее практического применения и превращает науку в рецептуру.

Необходимо выбросить из наших программ всякий схоластический хлам, которого еще больше чем достаточно, особенно в высших звеньях школы, но вместе с тем надо повысить научность наших программ. Надо делать это с самых же первых шагов: связывать школы с опытными сельскохозяйственными станциями, учить ребят наблюдать, исследовать, работать по разведению новых сортов растений и животных (имеются уже интересные опыты в этом отношении), работать на метеорологической станции и пр., нужна работа в лабораториях и т. п. Научно-исследовательская работа школы очень важна. Надо только уметь связывать ее с производительным трудом.

И наконец необходимо указать еще на одну сторону политехнизации школы – это на воспитание здорового, физически крепкого, работоспособного поколения. О необходимости соединения обучения и производительного труда с занятием гимнастикой, т. е. с укреплением всего организма, говорил еще Маркс. Ленин особо заботился всегда о питании ребят, писал о том, что каждый ребенок должен быть обеспечен бутылкой молока. Радостно смеясь, говорил он Цеткин о том, что получил от ребят письмо, которые пишут о том, что моют перед едой руки, смотрят за тем, чтобы в классе и дома открывались форточки, чтобы везде была чистота. «Вон у нас какая школа строится!» – говорил он.

Политехническая школа и на этом фронте должна вести борьбу против целого ряда старых религиозных предрассудков, против старого, удушливого, пьяного быта, связывавшего женщин, девочек по рукам и ногам, за новый быт, за общественное питание, за обобществление и рационализацию домашнего труда.

Что делается, что сделано в этом направлении?

Политехническая школа не какая-то аполитичная школа, она насквозь проникнута борьбой за социализм, борьбой со всеми теми, кто мешает строительству социализма.

Борьба за качество школыэто борьба за политехнизацию школы.

1931 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.