Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важное постановление 3 страница




Вот продумать эти вопросы и дать эти основы самообразования – это является задачей ФЗС. ФЗС должна научить учиться, и тут мы кое-чему можем научиться у американцев. Было бы с нашей стороны непростительной ошибкой, если бы мы думали, что нам ничему не надо учиться у Америки, у европейских передовых капиталистических стран. Нам очень многому еще надо учиться. Мы были страной отсталой, и нам нужно очень внимательно всматриваться в то, как там подходят к вопросам методики. Например, самообразование в Америке разработано чрезвычайно детально и заботливо. Мы дадим другое содержание, но некоторыми приемами и методами мы должны овладеть. И в этом отношении под таким углом зрения нам надо проделать большую работу, потому что мы не всегда умеем научить наше подрастающее поколение учиться, а это необходимо.

Я остановлюсь немного на выборе тех знаний, которые даются в последнем варианте программ[77]. Детально на программах я останавливаться не буду, но я хотела бы сказать, что эти программы представляют собой большой шаг вперед в отношении выбора того материала, какой надо давать, но сказать, что вот это все, что надо было сделать, что больше никакой работы над программами проводить не надо, это было бы, конечно, большой ошибкой, потому что программы надо проверить на практике, нужно привлечь внимание специалистов к этим программам,- надо, чтобы они со своей точки зрения их проверили.

Надо еще очень много обдумать, нужно обдумать все те связи, в которых даются задания в этих программах, расположение всего материала. И поэтому здесь необходима еще большая коллективная работа.

Я хочу остановиться еще на следующем вопросе. У нас ребята посылаются в производство, и мы говорим, что это по Марксу, но мы забываем одно, – что Маркс говорил о важности осмысливания этой работы. Он говорил о технологии; о том, что только тогда, когда рабочие возьмут власть, возможно будет в школах молодежи преподавание технологии. Мы все эту цитату читали, но у многих нет ясного представления о том, что такое технология, что нужно понимать под технологией. У нас обычно преподается технология отдельных производств, но не общая технология. А в прежнее время ее совсем не проходили. В большом словаре Ларусса определяется технология таким образом: «Технология представляет из себя целостное изучение производственных процессов. Эта наука описывает производственные процессы, как они есть, освещает их научно, указывает историю усовершенствования этих процессов, указывает на их взаимозависимость. Технолог – это посредник между ученым и производственником, он устанавливает производственные процессы, он изучает, сравнивает их, расшифровывает, берет их в их развитии, тогда как производственник их применяет».

Я думаю, что это определение нам очень важно запомнить, потому что мы под технологией часто понимаем нечто совершенно другое, а понимание производственных процессов, научное их освещение, сравнение изучения их исторического развития у нас постоянно выпадает. Маркс преподаванию технологии придавал особенно большое значение, и понятно почему. Если ученики усваивают производственные процессы, если они их осмысливают и начинают понимать, почему данный производственный процесс выше другого, то это значит, что они начинают понимать современную технику, овладевать современной техникой.

У нас технология входит в состав физики, но недостаточно, а между тем это чрезвычайно важно. Нам нужно воспитать наблюдательность ребят, понимание машин и тех производственных процессов, в которых они принимают участие. В этом гвоздь вопроса. Когда ребята приходят на производство и начинают переносить катушки из цеха в цех, то они мало чему учатся. Они не обучаются той науке, которая им нужна для того, чтобы быть хозяином производства, чтобы понимать это производство, чтобы ясно понимать, что и к чему в производстве, понимать удельный вес каждого производственного' процесса. Мне кажется, что нам нужно пересмотреть нашу программу по физике под этим углом зрения, т. е. какое место в ней занимает технология.

Затем относительно математики. По-моему, в наших математических программах недостаточно мотивировано, почему тот или другой раздел нужно именно проходить. Потом в этих программах нет достаточной связи с конкретным производством, с тем производством, на котором ребята работают. Начинаются они с промфинплана. Конечно, подойти к промфинплану необходимо, но ребенок пятой группы еще не знает производства в целом, он его еще не охватил. Экскурсии на завод, которые проделаны за четыре года, дали ему очень поверхностные знания завода, и даже те разговоры, которые он слышит от отца и матери, работающих на заводе, – все это не дает ему еще понимания удельного веса каждого производственного процесса. Говорить о промфинплане такому ребенку – это значит говорить об арифметических задачах, не связывая цифры с пониманием промфинплана. К этому нужно подвести. Промфинплан не должен выпадать. Но это не должно быть вначале и с этого не нужно начинать. Есть разные задачи по физике и по механике, но их мало. Необходимо, чтобы та работа, которую производит ребенок, была как-то математически осмыслена, связана с изучением математики, чтобы арифметические, алгебраические и геометрические знания были связаны с производством, способствовали бы лучшему их пониманию.

Эта увязка проведена лучше в отношении сельского хозяйства, и там все изученные измерения дают большие практические результаты. Я недавно слышала одного заведующего школой ШКМ, который рассказывал, какую громадную помощь оказала ШКМ своими знаниями по землемерию. Она помогла установить колхозникам трудодни. Все обмеры и все математические вычисления, перед которыми колхозники стояли в полном недоумении, были произведены школой. ШКМ помогла произвести эту большую работу. И, конечно, это подняло все настроение школы, потому что ребята увидели, что они провели большую нужную практическую работу.

Если наши программы по части геометрии и землемерия дают необходимые знания, то мне кажется, что настоящей связи с производством в них нет, по крайней мере она недостаточна. Нужно с этого начать и нужно глубже подойти к этому вопросу.

Относительно общественной работы. У нас ребята чрезвычайно загружены общественной работой. Это все отмечают и все на это жалуются, но когда слышишь рапорты ребят на заводах, то бросается в глаза, что ребята загружены при этом работой чисто технической. Товарищи с Урала жалуются на то, что когда надо на заводе вывесить какой-нибудь плакат, то обязательно зарисовку плаката должна произвести школа.

И ребята загружаются технической работой. Рисовать большие буквы красками они умеют, но это отнимает у них громадное количество времени. Точно так же возьмем сбор утильсырья. Вначале, когда это начинается, для младших групп это очень интересно. Но когда сбор утильсырья превращается в то, что ребята целыми днями в течение двух месяцев собирают пустые бутылки, стучатся из квартиры в квартиру, разговаривают и торгуются за каждую бутылку, то это такую уйму времени отнимает у ребят, что получается нечто совершенно недопустимое. Вместо того чтобы учиться, вместо такой общественной работы, на которой ребята приобрели бы организационные навыки, на которой они приобрели бы новые знания, их загружают такой общественной работой, которая в сущности не дает им никаких новых знаний, никаких новых умений. Вот в этом отношении тут, конечно, нужна очень большая настороженность. В особенности во время заключения договоров с предприятиями. Предприятия не всегда это дело понимают. Каждый договор должен быть оценен с точки зрения педагогической: что ребятам посильно, сколько эти взятые обязательства займут у них времени и т. д. Общественная работа совершенно необходима. Мы ведь думаем не только о том, чтобы ребят научить известным трудовым навыкам. Мы должны думать также о том, как научить вести общественную работу, но ставить ее надо рационально.

Когда прочитываешь подряд то, что писал Владимир Ильич в 1916, в первой половине 1917 и в начале 1918г. об общественной работе, то там он говорил о том, что необходимо в общественную службу, которая должна быть организована около Советов, втянуть всех женщин и всех подростков. И он так это мотивировал: в процессе общественной службы, в процессе общественной работы подросток будет учиться тому, как вести эту общественную службу, без которой немыслимо строительство социализма. И вот в этом отношении мы, конечно, должны позаботиться, чтобы ребята были в эту общественную службу втянуты, чтобы они могли помогать работе Советов и работе других организаций. Но надо, чтобы эта помощь не была только технической помощью, не была простой разноской повесток, не была простым собиранием бутылок, а чтобы это было осмыслено, освещено ребятам, чтобы это было связано с той программой, которую они должны пройти, с теми знаниями, которыми они должны овладеть. И потом, конечно, количество. У ребятишек определенные силы. Надо, чтобы был какой-то расчет хозяйственный тоже по отношению к ребятам: сколько времени они отдыхают, сколько учатся, сколько они могут вести общественную работу. Сейчас у нас ребячье время неэкономно расходуется, самый процесс учебы ставится очень неэкономно: пока соберутся, пока распределят книжки. Потом сама работа во много смен очень дезорганизует всю учебу. Все это надо пересмотреть с точки зрения рационализации времени подрастающего нашего поколения. Нельзя допустить, чтобы была такая перегрузка.

У нас часто предполагается, что ребенок, подросток все может, что можно потребовать от него какой хочешь суммы знаний, какого хочешь количества труда и т. д. Это совершенно неверно, это совершенно неправильно. Тут Андрей Сергеевич (Бубнов. – Ред.) рассказывал насчет техникумов, что преподаватели техникумов весьма недовольны низким уровнем знаний семилетки. Я ни на минуту не буду отрицать, что наша семилетка дает очень мало знаний, что она не дает тех знаний, которые она должна давать. Но почему преподаватели техникумов недовольны тем уровнем знаний ребят, которые приходят в техникумы? Они недовольны потому, что программа техникумов не увязана и не может быть увязана с программой семилетки. То, что раньше ребята проходили в девять лет, никакими силами нельзя изучить в семилетке, потому что просто не в силах ребят этого возраста овладеть этими знаниями, а от них требуют при поступлении в техникум того, что раньше давала девятилетка. Нет необходимой увязки. Некоторые техникумы требуют тех знаний, которые семилетка никоим образом дать не может, причем много знаний формального, условного характера. Затем у нас наши техникумы часто считают, что они не должны заниматься родным языком, что это не их дело. Мне вспоминается здесь то, что я читала об американских вузах. Там в вузах идет громадная работа по языку. Преподаватели американских вузов считают, что они должны дать возможность учащимся по-настоящему овладеть языком, в том числе и техническим языком, а у нас часто считается, что если родной язык проходится в техникуме, то это только в силу плохой подготовки ученика. Затем наши техникумы постоянно забывают то, что говорил т. Ленин, что и в специальных учебных заведениях надо давать политехнический кругозор. Это наши техникумы сплошь и рядом забывают. Они стараются дать узкую специальность, а основу, общий фон, общее понимание производства в целом – этого они не дают и считают это лишней нагрузкой. Только узкий специалист – и все! Со стороны техникумов это, конечно, неправильный подход, все это старинкой дышит. Я должна, конечно, сказать, что у нас школа-семилетка, и политехническая, и неполитехническая, и та, которая успела политехнизироваться, и та, которая не успела, дает чрезвычайно скудный запас навыков и знаний. Почему это так получается? Мне кажется, что тут вопрос в том, что наши молодые педагоги не получили правильной подготовки. У нас в наших педтехникумах и педвузах совершенно правильно обращают внимание на политическую подготовку. По из этого не следует, что не надо обращать внимания на вооружение молодых педагогов, будущих учителей, навыками методическими, без которых они не могут быть настоящими преподавателями, настоящими педагогами. А старый учитель вооружен этой техникой, но он не всегда умеет перестраивать, приспособить к новому содержанию ту методику, которой он владеет. Методика преподавания играет огромную роль. Мне приходилось наблюдать швейцарскую школу. Педагог там разыгрывает как по нотам урок. Он добивается того, чтобы ученики без всякой книжки, со слов запоминали то, что говорит учитель. Правда, содержание преподавания, которое дается учителем буржуазной школы, заставляет желать, чтобы он вообще не сообщал его ребятам, потому что это ребят только дезориентирует. Но самая техника урока чрезвычайно разработана. У нас техника хромает. У нас на уроке масса времени, как и в старинку, уходит на совершенно ненужные разговоры. Рациональную постановку урока можно встретить у очень немногих учителей. Забываются, например, такие элементарные вещи, что для усвоения предмета нужно, чтобы была определенная зарядка, определенный интерес к урокам. Сплошь и рядом те, кто наблюдает школы – инспектора, разные обследовательские бригады, – рассказывают, что уроки обычно очень скучны. Объясняет учительница геометрическую теорему и не говорит, зачем эта геометрическая теорема нужна, сама путается в объяснениях этой теоремы. Страдает и техническая сторона: учительница говорит тихо, слышат только передние ряды, задние не слышат. Понятно, что каждый занимается тем, чем хочет. Не интересно им это. Как пробудить интерес? Вот вопрос, который имеет и для нашей педагогики значение – не меньше, чем для буржуазной. Надо, чтобы у ребят был интерес к технике. Этот интерес у ребят пробуждается окружающей жизнью: пролетевший аэроплан, проехавший автомобиль, паровоз, трактор – все это поднимает интерес к технике, а часто преподаватель не умеет использовать этот интерес, не умеет связать этот пробудившийся интерес с преподаванием. Поэтому отмечается, что на заводе у ребят дисциплина хорошая, работают они прилежно, а придут в школу, и им становится непереносимо скучно. Овладеть методикой того, как сделать предмет интересным, – это одна из очередных задач.

Другая очередная задача, которая не представляет чего-либо нового, – это говорить понятно для ребят. Очень интересный опыт проделал институт Герцена в Ленинграде для выяснения того, что ребятам понятно и что не понятно. Выяснялся вопрос о труде. Все ребята слышали много о труде, все согласны, что надо работать. А на вопрос, для чего работать нужно, ребята отвечают: «Для заработка». Дальше никакого представления о труде у них нет. Учитель часто не знает, какие понятия у ребят есть, разжевывает, что есть такие-то производственные процессы, что условия труда такие-то. А ребята все это прекрасно без него знают, а то, что нужно объяснять, он не объясняет, предполагая, что ребята знают. Надо изучать ребенка, изучать, конечно, не заграничными тестами, которые к нашим ребятам неприменимы, потому что они живут в других условиях. Но надо найти пути для того, чтобы живым ребенком, кругом его знаний и понятий овладеть, чтобы знать, как подойти к ребенку. Мы еще не умеем понятно излагать серьезные вещи. Это относится все и к работе среди взрослых.

Специалисты за очень редким исключением не умеют говорить популярно. Бывает, что на торжественных больших заседаниях и собраниях говорят, что наука должна опираться на массы, что надо массы втянуть, что нужно крепить смычку между наукой и массами и т. д. А как надо действовать, как надо дать знания массам, как научиться популярно говорить – над этим работают единицы, работают очень небольшие кадры. Часть инженеров, которые сами обладают большим запасом знаний, эти знания передать ни взрослым рабочим, ни ребенку не умеют. Это одна из задач, которую надо разрешить. Владимир Ильич, когда он начинал свою партийную работу, писал Плеханову и Аксельроду: «Ничего я бы так не хотел, как научиться писать для рабочих». Серьезную книжку «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» он в это время уже написал. Но он считал, что это не все, что надо уметь говорить так, чтобы было понятно каждому рабочему. И он очень много над этим работал. Нам всем надо учиться популярно, понятно говорить, чтобы это было понятно и взрослым, и ребятам. У нас этого сейчас нет, и ребята сидят и слушают – скучают. Книжки, которые даются им, часто непонятны для ребят.

Для эффективности педагогической. работы понятность – необходимое условие.

Вопрос о самодеятельности ребят. Это тоже уж очень старая, заезженная педагогическая истина, а все же на практике она не применяется. Проходят арифметику, математику. Даются формулы, даются определенные задачи, где по определенным формулам нужно производить такие-то действия, а самостоятельного придумывания задач не практикуется, математическое мышление у ребят не развивается. Или, скажем, объясняет какое-нибудь правило грамматики учитель. Он старается, приводит сам примеры, а ребятам не дает возможности принять активное в этом участие, придумывать самим примеры. Производится какой-нибудь опыт. Но проделывать его самостоятельно ребятам часто не дают возможности. В детских садах, пожалуй, лучше умеют это делать, а в школах-семилетках в старших группах не всегда умеют давать возможность самостоятельно работать ребятам, даже с книгой. Тут опять нужно поучиться у американцев.

Затем вопрос о планировании. Надо работать в производстве, делать общественную работу. Нужно всю эту работу планировать, составлять для этого план. Мы ребят этому не учим. У нас вопросы организации труда, вопросы планирования ни в один предмет не попадают. В небольшой степени они входят в обществоведение. А нам нужно научить ребят планированию, надо дать им представление, что такое организация труда...

Теперь встает для школы новый вопрос. Мы имеем в школе много пионеров, октябрят, коллективы ребят. Их организации учат, как коллективно работать. Но старым учителям часто трудно перестроиться так, чтобы научить коллективно работать. Индивидуально они еще могут научить работать, а как научить работать коллективно – не умеют. В этом одна из больших трудностей. При коллективном труде имеет громадное значение правильная организация труда. Коллективный труд – это не только совместная работа. Это правильно налаженная совместная работа, проводимая по определенному плану, с учетом времени, сил, возможностей. Надо, чтобы она вовремя начиналась и вовремя кончалась. Нужно разделение труда. Но необходимо, чтобы каждый умел делать порученную ему работу, отвечал бы за нее, делал бы ее определенными темпами, чтобы работа каждого учитывалась, чтобы она объединялась с работой других.

Когда я говорила о том, что надо давать знания в понятной форме, я забыла остановиться на вопросе, что ребятам нельзя давать отвлеченных понятий, не иллюстрируя их. Я знаю это по опыту. Это относится не только к занятиям с ребятами, но и к писанию популярных книжек для широких масс. Я писала одну популярную книжку и там старалась приводить конкретные примеры, но в некоторых случаях, когда дело касалось вопросов, которые мне казались общеизвестными, я этих конкретных примеров не приводила. Я дала рукопись книжки на проработку в три места: в одну коммуну, где были старые коммунары, в колхоз дала и потом крестьянкам, не перешедшим еще в колхоз. Это было два года тому назад. Я просила товарищей, которые проводили чтение этих рукописей, отметить те вопросы, которые задавались, и интересно, что в одних и тех же местах в различных аудиториях задавались одни и те же вопросы, требовавшие разъяснения общих понятий, так что, переделывая в окончательном виде книгу, я увидела, что нужно конкретными примерами иллюстрировать те понятия, которые я раньше считала для всех вполне ясными. Вот и для ребят очень важно постоянно иллюстрировать все конкретно, понятными ребятам примерами. Кроме этого, чрезвычайно важно давать иллюстрации, важны картины, волшебные фонари, кино. Все это играет громадную роль именно с точки зрения политехнизма. У нас отдельные ребята рисуют хорошо. Но если возьмем школу в целом, то с рисованием обстоит дело плохо. У нас слабо преподавание рисования, черчения, а между тем, если мы хотим, чтобы ребята овладели техникой, мы должны развивать их зрительную память, должны развивать умение отображать виденное и мыслить определенными образами. И вот как-то т. Барсуков рассказывал мне о своей учебе, как у них в школе был интереснейший учитель рисования, который водил ребят на производство. «Вы, – говорил он, – ребята, замечайте, смотрите машины, кто что заметит, то и нарисует». И когда первый раз вернулись ребята с экскурсии, то они совершенно были растеряны, не знали, что зарисовать. Но постепенно развилась зрительная внимательность, они научились смотреть, наблюдать, рисовать виденное. Этот рассказ т. Барсукова очень ярко показывает, как у нас должно строиться рисование, как мы должны развивать зрительную память, умение наблюдать и отображать то, что видишь. На это дело надо налечь, здесь надо как-то договориться, провести какое-то совещание с учителями рисования, педагогами, с тем чтобы в педтехникумах ввести обучение рисованию. Это совершенно необходимо, на это нужно обратить громадное внимание. В то время как в Германии, Америке, Франции на это дело обращается серьезное внимание, у нас должного внимания на это не обращается, а между тем это крайне необходимо. Рисование – такая же необходимая часть изучения техники, как и экскурсии, изучение физики и т. д. Это – чрезвычайно важная вещь.

Вообще у нас искусство отодвинуто на задворки. Музыка, например, имеет громадное организующее влияние, а у нас даже пионеры перестали петь. Характерно, что, когда была конференция научно-педагогической секции ГУСа, МОНО, чтобы развлечь участников, организовал детские выступления, и в частности пел детский хор. Сначала комсомолец выступил со вступительной речью, потом 200 человек детей запели очень хорошие организующие революционные песни под управлением т. Тугаринова. Песни были хорошие, вроде «Даешь программу Ильича» и т. д., но пели только одни девочки. Я спросила рядом сидевшего со мной комсомольца, который произносил вступительное слово, почему поют только одни девочки, и он ответил, что мальчики не будут петь, они считают, что этим должны заниматься девчата. По этому поводу мы тоже говорили в ЦБ юных пионеров, и там подтвердили, что «мальчата» пение презирают. Я предложила этому комсомольцу другой вопрос – часто ли выступают эти 200 девочек на подобных собраниях, как сегодня. Он мне ответил, что почти каждый день. Вот к чему сводится обучение ребят пению. Ребята превращаются в труппу, которая ежедневно с одного собрания едет на другое. Не это нам нужно. Нам нужно, чтобы все поголовно ребята, как мальчики, так и девочки, обучались музыке, надо, чтобы музыка их увлекала, давала им определенную зарядку, чтобы она организовывала их. Это имеет очень большое значение:

Я хочу привести вам один пример. В селе Рябушки по Брянской железной дороге летом жил политехнический отряд пионеров, и есть там профессиональная школа для беспризорных. Между ними была вражда. Пионерский лагерь проделал громадную работу и получил всеобщее признание, а беспризорные ребята жили взаперти в Пафнутьевском монастыре, и они хулиганили: резали кур, дразнили пионеров и т. д. Пионеротряд нашел путь для сближения с этими ребятами, и большую роль тут сыграла музыка. Беспризорные ребята приходят в пионерлагерь, все становятся в ряд, и под гармошку идут на реку купаться, и возвращаются так же обратно. Ребята писали, какое это имеет организующее значение, как сближает музыка, как она организовывает, как поднимает настроение. Ее надо всячески использовать.

Теперь относительно экскурсий. Экскурсии – это дело чрезвычайно важное. Но у нас они недостаточно используются и недостаточно подготовляются. Нам нужно поднять на высшую ступень методику преподавания и просмотреть те новые моменты, которые мы должны внести в программу. Нам нужно рационализировать нашу программу и наше расписание.

За последнее время некоторые школы у нас ввели так называемые «свободные часы». Опыт показал, что эти добавочные свободные часы дают большие результаты. В эти часы ребята занимаются злободневными вопросами, которые обыкновенно учителя не знают, в какой предмет сунуть, и если всовывают, например в математику, какой-нибудь злободневный вопрос, то этим срывают занятия. Такие вопросы нужно вносить в так называемые «свободные часы». У разных ребят имеются разные интересы, и одних интересует, скажем, техника, а других – литература. И в эти часы можно организовать дифференцированные занятия. Затем оказывается какой-нибудь пробел, и ребята выясняют, что по математике им не хватает таких-то знаний, без которых они не могут двигаться. Этому они могут подучиться в «свободные часы». Там, где эти занятия проводятся рационально, планово, – там школьная учеба стоит очень высоко. Это дает ребятам возможность лучше овладеть теми или другими знаниями. «Свободные часы» ничего общего не имеют с «свободным воспитанием». «Свободные часы» имеют целью разгрузить занятия по различным предметам от бесед на темы, органически не связанные с предметом (например, беседы о дисциплине, о режиме и пр.), имеют целью заполнение всех неизбежных прорывов. «Свободные часы» делают нормальное расписание более устойчивым.

Мы должны в нашей политехнической школе дать ребятам определенное мировоззрение, а оно может вырабатываться только тогда, когда знания будут даваться не в качестве каких-то отрывков, которые скоро забываются, потому что неизвестно, по какому случаю они были даны.

Нужно, чтобы знания были уложены в определенную систему.

В свое время мы говорили о необходимости комплексности и видели эту комплексность именно в таком расположении материалов и программ, которое дает понимание взаимоотношений между различными отраслями знаний, дает возможность каждое явление понимать во всех его связях и опосредствованиях, как этого требует от нас диалектический подход к изучению науки и техники, но у нас часто комплексность вульгаризировалась. У нас начали связывать что попало с чем попало и комплексность выливалась часто в довольно нелепую вещь. Задумана она была как увязка между знаниями, как мост между разными знаниями, а стали связывать что угодно с чем угодно, стали делать массу неверных искусственных увязок. Та комплексность, которая получилась в быту нашей школы, никуда не годится.

Но та комплексность, которая связывает в одно целое разные отрасли знаний, которая дает понимание взаимосвязи явлений, необходима. Если мы хотим заложить основу марксистского миросозерцания, то мы должны давать не отрывочные знания, а давать их в определенной увязке и определенной связи между собой, и только в этом смысле мы понимаем комплексность, а не так, что если мы проходим пищевод, то нужно подумать, как связать пищевод с обществоведением и природоведением. Ведь это же получается смехотворная увязка, такая увязка является результатом враждебного отношения к марксистской педагогике и также недостаточной подготовки многих учителей. С такой комплексностью мы должны бороться. Но мы должны стараться так располагать знания в программах, чтобы между ними была естественная увязка. Об этой увязке мне несколько раз приходилось говорить с Владимиром Ильичей. Он подчеркивал необходимость закладки основ марксистского мировоззрения у ребят посредством того, чтобы давать знания в определенной увязке. Мы до сих пор этого провести не сумели. Вот сейчас производственное обучение, которое ставит ребят близко к производству, дает ознакомление с производством, является таким стержнем, около которого могут увязываться остальные знания. Это соответствует нашему марксистскому представлению о роли производства в организации общественной жизни и в овладении силами природы.

Позвольте, товарищи, мне на этом закончить. Я надеюсь, что в прениях у нас встанут те злободневные вопросы, которые у вас там на местах назрели. Цель моего выступления была – подчеркнуть то, что политехническая школа не должна вырождаться в узкую трудшколу, которая дает только трудовые навыки и которая снижает уровень знаний. Мне хотелось подчеркнуть важность того, чтобы овладение знаниями, овладение техникой было в нашей политехнической школе поднято на должную высоту. Вся наша политехническая школа за этот год привлекла к себе громаднейшее внимание со стороны рабочей общественности, что является громадным шагом вперед: в программе партии говорится о необходимости привлечения рабочей общественности. У нас это до сих пор было больше на словах. В совсодах получалось совсем не то, что надо. Там рабочие фигурировали лишь как родители, а сейчас на почве производственного обучения ребят внимание рабочих к школе возросло, и свой громаднейший организационный опыт, свою классовую зарядку рабочий переносит на школу. Это имеет громаднейшее значение, решающее значение для нашей школы. Это обеспечивает то, что школа наша пойдет в конце концов по тому пути, по которому она должна идти, что она разовьется в ту политехническую школу, какой ее мыслили Маркс и Энгельс и какой мыслил ее Ленин. Внимание инженерного состава также привлекается к школе, хотя и не в достаточной степени, но привлекается. Агрономический персонал, инженерный персонал, технический персонал уж за этот год гораздо внимательнее стал относиться к школе, чем относился раньше. Это плюс. Настроение учителей, настроение самих ребят – в пользу политехнической школы, у всех большое желание добиться политехнизации школы.

Все это залог того, что трудности, которые у нас имеются на этом пути, нам удастся преодолеть.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Тут выступал товарищ из Белоруссии и говорил, что полезно было бы представителям всех союзных республик обменяться опытом программно-методической работы, выработать единые принципы ее. Я думаю, что это было бы очень полезно сделать. К сожалению, мы живем, как это ни странно, довольно замкнуто. Я должна сказать, что мы, например, довольно мало знаем об украинском и белорусском опыте, по крайней мере меньше, чем мы должны были бы знать. Я боюсь, с другой стороны, что Украина мало знает опыт Белоруссии и что мы мало знаем грузинский опыт и т. д. и т. п. Тут необходим, по-моему, периодический обмен опытом. По такому важному вопросу, как программы, конечно, нужно обменяться мнениями и установить общие для всего СССР принципы. Сейчас Общество педагогов-марксистов будет, кажется, реорганизовано в ассоциацию. Это значит, что каждая республика будет иметь свое общество марксистов. Мне кажется, что это поможет сближению. Я думаю, что в Обществе педагогов-марксистов надо будет непременно устроить предварительный обмен мнениями по поводу установления единых принципов программ, потому что отдельные республики над этим вопросом много работали. Это будет, конечно, предварительное совещание, но оно даст материалы для более широкой конференции, которую нужно будет созвать по этому поводу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.