Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная часть. 1. Интеллектуальная разминка.В ходе разминки уясняются основные категории рассматриваемой проблемы, их содержание




1. Интеллектуальная разминка. В ходе разминки уясняются основные категории рассматриваемой проблемы, их содержание. Например, на функциональной игре по теме: “Политическое решение: сущность, содержание, процедура”, преподаватель ставит перед собой цель: в ходе организационно-мыслительного занятия (занятий) вместе с обучаемыми построить механизм принятия политического решения, а затем на основе “вводной” принять таковое. Значит, в соответствии с темой и основной целью занятия, игротехник на интеллектуальную разминку может предложить следующие категории и проблемы: “политика”, “решение”, “политическое решение”, “механизм”, “основные элементы (составляющие) механизма принятия политического решения” и т.д. в зависимости от степени подготовленности группы, содержания предыдущих лекционных и практических занятий. [c.932]

Разминка проводится методом функционального тренинга. Игротехник перечисляет выбранные им проблемы и дает каждой команде определенное время (обычно не более 3-4-х минут) для выработки командных версий данных понятий. После прохождения выделенного времени команды докладывают свои версии исходных понятий. Задача игротехника в данный момент постоянной проблематизацией пытаться доказать игроку (команде), что его (их) версия не совершенна. и требует доработки, при этом ни в коем случае не навязывать свою позицию.

Вопросы игротехника должны быть краткими и проблемными, заставляющие игрока не напрягать память (а что там в учебнике?), а подключать к работе свое рефлексийное мышление, искать ошибки и неточности, исправлять их. Эта задача – основная для игротехника и экспертной группы не только на данном этапе, но и на все игрособытие (занятие).

После проведения разминки игротехник обращается к экспертам с просьбой.оценить работу команд по четырехбалльной системе (от 0 до 3-х). Оценки экспертов суммируются и по отдельной схеме определяются баллы команд.

2. Составление (разработка) индивидуальных версий. После разминки каждому игроку предлагается разработать и изобразить с помощью схемоязыка на листке бумаги или на индивидуальной карте функционального проектирования свою индивидуальную версию (в нашем случае – механизма принятия политического решения). На эту операцию игротехник должен выделить достаточное количество времени, обычно – не менее 10-12 минут. Через 5-7 минут индивидуальной работы, игротехник (при наличии преподавательской экспертной группы и эксперты) подходит к нескольким игрокам с одним и тем же вопросом: “Почему механизм принятия политического решения Вам видится именно таким?” После доклада игрока, ему может быть задано 2-3 проблемных вопроса.

По истечении выделенного времени, игротехник предлагает игрокам обменяться своими индивидуальными версиями внутри команд (например, по часовой стрелке). Далее, каждый игрок в течение 2-2,5 минут знакомится с версией своего коллеги и письменно [c.933] формулирует один-два проблемных вопроса или пишет краткую рецензию. Затем происходит второй обмен работами (далее по часовой стрелке), где следующим игроком формулируются другие вопросы или пишется вторая рецензия. После этого работа возвращается к автору.

Что произошло за это время? Каждый ознакомился с версиями двух своих коллег и к тому же получил проблемные вопросы или рецензии от двух других коллег, которые выводят его на несколько иное понимание изучаемой проблемы. В связи с этим, игротехник предлагает игрокам внести изменения (перепроектировать) в свою первоначальную индивидуальную версию.

Следует иметь в виду, что в зависимости от количества учебного времени, отведенного на изучение данной темы, индивидуальные версии могут разрабатываться на самой игре, или накануне, на самостоятельной работе под руководством преподавателя или в ходе дополнительного занятия. В случае, когда есть возможность провести игру в два этапа игротехник после вступительной части сразу переходит в первый игровой шаг, то есть к разработке и защите командных версий.

3. Переход непосредственно к игровым шагам. Каждый из них должен иметь свое название. Например: “Проектирование механизма...”, “Перепроектирование механизма...”, “Принятие политического решения...” и т.п.

Если индивидуальное проектирование проходило накануне, то первый игровой шаг можно начать с интеллектуальной разминки. На нее выносятся те же основополагающие проблемы и категории, но проводится она в значительно сжатые сроки. В этом случае, итоги разминки в экспертную оценку за первый игровой шаг не входят.

Собственно игровой шаг начинается с задания игротехника на основе индивидуальных версий составить командную версию или модель, основные положения которой вынести на доску в символах схемоязыка (см. Приложение 5). Дпя этого командам, обычно, дается 10-15 минут. После вынесения командных версий или моделей на доску, начинается их защита и проблематизация со стороны игротехника, экспертной группы, команд-соперниц.

На вербализацию (защиту) команде предоставляется ограниченное количество времени, обычно не более 2-3 минут. Остальные команды в это время внимательно слушают [c.934] версию соперника и готовят ему проблемный вопрос (как правило – один, но в зависимости от наличия времени и решения игротехника это правило может не соблюдаться. Желательно, чтобы количество вопросов, задаваемых командами своим соперникам, для более объективной экспертной оценки было одинаковым).

После доклада команды игротехник задает докладчику несколько вопросов (количество – по необходимости) на понимание (уточнение) их версии. Обычно эти вопросы начинаются со слов: “Правильно ли я Вас понял...?”, “Исходя из нашей версии получается, что...” и т.д. Все вопросы игротехника должны быть доброжелательны и ни в коем случае не носить подтекст: “И это все, что Вы можете нам сказать?” или “Чему же Вас столько лет учили?” Одно из основных правил поведения игротехника (впрочем так же как и экспертов и команд-соперников) -уважение мысли других. Всем участникам игры необходимо помнить, что чужая мысль, даже если она и кажется на первый взгляд неказистой, безграмотной или двусмысленной в конечном итоге может оказаться более правильной (близкой к истине), чем твоя. Но в любом случае, после проблематизации игротехника команда должна почувствовать, что ее версия требует корректировки, а порой и полного изменения.

После этого задаются вопросы экспертами и командами-соперницами. Как уже отмечалось, количество вопросов может быть неограниченным. Однако, практика показывает, что оптимальным является 5-7 вопросов, т.е. по одному вопросу от каждого из экспертов и от команды-соперницы. Игротехник оставляет за собой право послед– него вопроса команде или всем командам сразу по окончании докладов. Этот вопрос может быть следующим: “Какие слабые места вы видите в своей версии, что вам нравится в версиях других команд, какие бы изменения вы внесли в свою модель?” На вопросы команда отвечает не сразу, а только их записывает. По такому же сценарию защищают свои версии другие команды.

После защиты командных версий игротехник предоставляет командам время для подготовки ответов на по– ступившие им вопросы. Обычный расчет времени на подготовку ответов – не более 1-1,5 мин. на вопрос. To есть, если команда получила 6 вопросов (3 – от экспертов, по одному от команд-соперниц и одни от игротехника), то ей [c.935] на подготовку ответов предоставляется 6-8 минут. Если команды получили разное количество вопросов, то игротехник сам принимает решение о количестве выделяемого времени на подготовку.

Ответы на вопросы осуществляются так же поочередно каждой командой при строго ограниченном времени (примерно 1 мин. на вопрос). При этом необходимо выполнение правила, строго контролируемого игротехником – один и тот же человек не может отвечать два раза подряд, то есть, если в команде 5 чело– век и она получила 5 вопросов, то каждый игрок должен ответить на один вопрос. Ответы команд на вопросы не уточняются и не корректируются задававшими – исповедуется правило: “Каждый задает вопрос так, как может и отвечает тоже как может”. Это правило не распространяется только на игротехника.

Процесс ответов на вопросы фактически является заключительным этапом игрового шага. После него следует экспертная оценка.

Все последующие игровые шаги проходят фактически по тому же сценарию, изменяется только первоначальное задание, с которым команда должна выходить на защиту. Последующие задания зависят от темы занятия и тех целей, которые ставились преподавателем (игротехником). При этом может быть два варианта последующих действий: 1) игра продолжается без выхода на игровое поле, когда экспертная оценка определяет лишь лидера и аутсайдера и 2) с выходом на игровое поле, когда экспертная оценка, выполняя и предыдущую функцию, определяет место команды на игровом поле.

Первый вариант в основе своем применим при выполнении в ходе занятия разновидных заданий – построение модели, принятие на основе ее какого-то решения, корректировка его на основе какой-то вводной и т.д.

Например, в нашем случае, по упомянутой теме, можно предположить следующие игровые шаги: 1 – Построение модели механизма принятия политического решения; 2 – Оценка политической ситуации, реально сложившейся в России (или – Перепроектирование модели механизма принятия политического решения); 3 – Принятие политического решения на изменение сложившейся ситуации (в качестве консультационного совета при Президенте РФ) и т.д. В данном случае, перед началом второго игрового шага можно [c.936] провести так называемый “понятийный переход”, в ходе которого в режиме разминки выяснить, например, понятия -”оценка”, “обстановка (ситуация)” и др.

Второй вариант. В данном случае, в зависимости от темы и целей занятия выбирается функциональное (игровое) поле – 1) поле функциональной задачи или 2) поле функционального проектирования (см. Приложения 7 и 8). Первое предназначено в основе своей для практической апробации уже принятого того или иного решения, когда уже первый шаг начинается с принятия командами решения и его защиты. Второе предназначено для функционального проектирования, то есть построение модели чего-либо (в курсе политологии это в основном модель механизма какого-либо политического процесса – принятия политического решения, обеспечения национальной безопасности, взаимосвязи государства и гражданского общества, разрешения межнационального конфликта и т.д.).

Основная особенность игры на поле – каждое последующее задание игровых шагов задается согласно игровому полю. Та клеточка, на которую попадает команда после очередного игрового шага определяет ей задание на следующий игровой шаг. Фактически идеальный случай, когда тематический план позволяет провести по одной теме два 4-х часовых практических занятия. В этом случае, на первом занятии желательно провести игру на поле функционального проектирования и довести командное моделирование до относительного совершенства, а во втором задании – выйти на поле функциональной задачи и опробовать построенный механизм в действии.

Заключительная часть

Заключительная часть занятия (игры) практически ничем не отличается от подобного этапа занятия по традиционным технологиям. Так же подводятся итоги: выполнение цели занятия, отличившиеся на занятии, определение победителя (по количеству набранных баллов), задание на самостоятельную подготовку. Основная особенность – следует избегать навязывания своей точки зрения, отмечая содержательные ошибки игроков в процессе игры. [c.937]

Приложение 1

ПРОГРАММА КУРСА
“ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА”

Подготовил: д. ф.н., профессор Б.И. Краснов

№ п/п Тема занятия Вид занятия Кол-во часов
Раздел I. Методология политических исследований
1. Предмет и специфика прикладной политологии    
2. О системной методологии социально-политических трансформаций    
3. Новые информационные технологии и политика    
4. Компьютерные технологии в политике и политологии    
Раздел II. Технология политологического исследования
5. Виды программа и план политологического исследования    
6. Измерение политических событий (процессов). Типы шкал и выборочный метод в политическом исследовании Практикум  
7. Методы сбора информации о политических событиях (процессах): анкетный опрос. интервьюировзмие. наблюдение -”-  
8. Метод анализа документов. Контент-анализ -”-  
9. Экспертные оценки. Особенности прогностической экспертной оценки в политике -”-  
10. Анализ политической ситуации. Метод сценариев -”-  
11. Политический мониторинг -”-  
12. Эксперимент в политологическом исследовании и измерение социально-политических установок -”-  
13. Анализ политологической информации и интерпретация полученных данных Практикум  
14. Структурно-логическая модель общества “восемь колес” и ее значение для анализа политических событий Лекция  
15. Участники политических событий. Основные методики оценки расстановки политических сил в обществе Практикум  
16. Политический менеджмент. Алгоритм принятия политического решения Лекция  
17. Политический риск и управление им -”- [c.938]
18. Стратегия “неуязвимости” против стратегии “уязвимости” Практикум  
19. Прогнозирование политических событий Лекция  
Раздел III. Избирательная кампания
20. Общая характеристика избирательной кампании. -”-  
21. Технология избирательной кампании Практикум  
22. Сопровождение избирательной кампании -”-  
23. Имидж организации и ее лидеров Лекция [c.939]
         

 

Приложение 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.