Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2006 16 страница




Те, кто хотят следовать исключительно Христу, и должны следовать Ему. Но пусть отдадут себе ясный отчет, какому Христу хотят они служить? Христу евангельскому или же Христу позднейших церковников? В этом осознании уже будет сдвиг сознания. Никто из Великих Учителей никогда не будет умалять ни одного Основоположника древних или позднейших религий, ибо, истинно, Одно и то же Эго неоднократно воплощалось в некоторых из Них.

Оповещать же широко Иерархическую последовательность Великих Учителей никогда не разрешалось. Вдумчивый ученик вполне отдает себе отчет во вреде таких оповещений раньше срока в руках сомневающихся и враждебных. Только новички, не понимая, что на конце каждого неосторожного слова может висеть жизнь[150] многих людей, задают вопросы, ответы на которые в древнейшие времена давались при высших посвящениях. Людское сознание с тех пор мало изменилось и во многом стало, увы, даже грубее.

Если г-н Ливский утверждает, что в письме к нему я писала, что Учение получено через вдохновение, то, пожалуйста, попросите его прочесть Вам мое письмо к нему.

Также если я скажу, что мы встречали Учителей в Их физическом и тонком теле, то не сомневаюсь, что и это мое утверждение вызывает бурю негодования и протестов в известном лагере. Но тем не менее это истина. Но поговорка, что нет хуже слепых и глухих, нежели те, кто не желают видеть и слышать, уже давно стала труизмом.

Вы пишете, что есть люди, которые возмущаются встречающимся в первой книге утверждением – «любите Меня» и считают это каким-то навязыванием. На это отвечу – вероятно, сердца таких людей окостенели и они не знают, что есть горение сердца, что есть пламенная любовь ученика к Учителю и какую радость дают эти слова Учителя пылающему сердцу ученика. Ибо этим своим утверждением Учитель не только принимает любовь ученика, но и приближает его, поощряет его следовать этим кратчайшим, царственным путем. Тонки струны сердца, и, только закаленные на огнях его, могут они передать нам тайнозвучные мистерии бытия человеческого. Ничто грубое, ничто требующее, сомневающееся, отрицающее и издевающееся не найдет ключа ни к одной тайне бытия высшего. Отсюда такая ненависть иссохших сердец ко всему светлому, радостному, напоенному высшей красотой преданности и любви к Иерархии.

Сожалею, если мое суждение о некоторых книгах Ледбитера больно огорчило хорошего человека, но взять их обратно не могу. Было бы нечестно с моей стороны хвалить то, что я знаю как искажение истины. Так же напрасно кто-то утверждает о нашем якобы недружелюбии к теософам, ибо это неверно. Отношение наше к теософам было всегда самым дружественным, и среди них мы имеем немало друзей. Многие теософы читают книги Учения[151]. Вероятно, Вам неизвестно, что существуют многочисленные теософические группы, которые часто совершенно[152] исключают друг друга. Но, конечно, прискорбно, что имеются такие теософы[153], которые, говоря отрицательно о книгах Учения, в то же время не прочли ни одной из них. Кто же из уважающих и считающих себя образованными людьми будет отрицать и отзываться недружелюбно о том, чего он вообще не знает или с чем только поверхностно ознакомился? Будет ли такая критика основана на истине? Не имеют ли читатели права требовать хотя бы примитивную честность от критиков?

Но, как Сказано, никогда еще ни одно Учение не было поднято друзьями, всегда и во всем помогает ярость врагов. Джинны строят храмы. Даже от Христа требовали знамения с неба и обвиняли Его в том, что Он «изгоняет бесов силою князя бесовского». Перечтите Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 15. Как ни странно, но нападают на книги Учения и громче всего заявляют свои возражения именно те, кто его не знает, так же как и своих священных писаний.

Мы преклоняемся перед Е.П.Блаватской, этой мученицей, и всем сердцем принимаем все принесенное ею, так же как и «Тэмпль Тичингс»[154], данные Учителем Илларионом через посредство Франчиа Ла Дью, но и об этом я уже писала.

О тех же, кто из личной обиды на мое суждение о книгах[155] Ледбитера отказывается читать книги Живой Этики, остается лишь пожалеть. Мы никогда не отказываемся читать[156] ни одной предложенной нам книги, чтобы как-нибудь не пройти мимо ценной жемчужины. Но распознавание всегда и во всех Учениях полагалось в основу ученичества. И учение Е.П.Блаватской особенно настаивало на таком распознавании, которое заключается в огнях сердца[157]. Итак, еще раз скажу, что все связанное непосредственно с Е.П.Блаватской глубоко почитается нами. Снова и снова остается пожалеть, что, видимо, польские[158] и русские теософы не знают не только полного собрания трудов Е.П.Блаватской, но не осведомлены и о всей истории теософического движения. Много света пролилось бы, если бы такие книги, как большой том в 900 страниц «Письма Махатм к Синнетту»[159] и такой же том «Писем Е.П.Блаватской к Синнетту», стали доступны русским и польским читателям[160]. Именно многое стало бы на место. Чтобы судить, нужно знать.

О книге Ледбитера «Учителя и Путь» я уже писала в моем письме к А.М.Асееву, выдержки из которого он поместил в своем журнале. Повторю еще раз, что все, что содержит в себе эта книга[161] на основании записей Е.П.Блаватской, прекрасно, так же как и все выдержки, приводимые Ледбитером из буддийского «Ламрина»[162]. Но все сцены посвящения и описания Учителей представляют собою просто гротеск!! В недавно вышедшей книге «Из ит Теософи?» Эрнста Вуда, бывшего секретаря Ледбитера, имеется описание, как он вместе с Ледбитером компилировал эту книгу.

Пишу Вам это доверительно. Не огорчайте тех, которым книга эта приносит радость. Но если таких много, которым книга эта принесла радость, то, может быть, еще больше ценнейших сотрудников из высоко интеллигентного класса ученых, которых она отвратила от теософии. А какой сдвиг в сознании масс могли произвести такие умы через принятие теософии!

Есть и такие приближающиеся к Свету, которым сейчас нужны лишь романы Крыжановской и рапсодии Сент-Ив Д'Альвейдера. Каждый может воспринять лишь по сознанию, потому нельзя насильно тащить в рай. И об этом я уже писала и переслала Вам копию такого письма.

Что же касается до обвинения меня в том, что я нетерпима к Теософическому Обществу, то это обвинение с больной головы на здоровую. Задолго до появления в журнале «Оккультизм и Йога» выдержек из моего письма[163], в котором я говорю о моем отношении к некоторым книгам Ледбитера, я имела письменные доказательства, пересланные мне друзьями, о том, как некоторые теософические авторитеты высказывались против книг Агни Йоги и запрещали их читать своим последователям. Неужели они отрекутся от ими же написанных слов? Всем хочется сказать – будьте добрее, и многое облегчится.

В Учении сказано о каноне «Господом твоим», потому тем, кто[164], принимая Учение, не может воспринять Источника его или же тех, через кого оно передается, скажите, чтобы они и не тревожили себя этими вопросами. Пусть для них не будет ни Источника, ни посредников. Пусть лишь содержание Учения само говорит за себя.

Конечно, согласна с Вами, что отказ от принятия Источника лишает слова Учения высшего магнита, магнита сердца и высшей красоты. Но отказ от признания посредников умалить Учение не может. Потому очень прошу Вас заверить всех, что я не претендую ни на какой авторитет и прошу забыть о моем существовании.

Итак, в заключение еще раз должна сказать, что на все приведенные Вами возражения слушателей и участников кружка Агни Йоги имеются точные ответы в книгах Учения. По возражениям и вопросам ясно, что никто не потрудился основательно ознакомиться со всеми до сих пор изданными четырнадцатью книгами Учения.

Вы спрашиваете – кого называют великими Могулами? Так называют в Индии династию, вышедшую из Туркестана и ведущую свое начало от Тамерлана. К этой династии принадлежал и Великий Акбар.

Братство Света основано на единении, и потому все участники Его объединены в единой Твердыне [165].

Книга Анриаса с портретами Махатм у меня имеется. Книжечка эта в большой мере основана на ледбитерском описании Махатм. Всеми силами души восстаю против изображения Великого Венецианца. Мне кажется, что каждый, в ком не заглушено окончательное чувство красоты, не может не восстать против изображения Махатмы в европейском пиджаке!!! Кроме того, Великий Венецианец никогда не был художником П.Веронезе. Имеем записи о том, Кто был этим Великим Венецианцем и почему Он был [так] назван. Нужно иметь постоянное и непосредственное общение с Великими Учителями, чтобы правильно истолковывать разнообразные психические проявления. И об этом сказано в Учении. Особенно много ошибок получается через так называемое автоматическое письмо. Могу сказать, что именно способ автоматического письма совершенно изъят из употребления среди принятых учеников. Об автоматическом письме тоже сказано в «Агни Йоге».

Если председатель Лиги высказался за закрытие кружка Агни Йоги, то только приветствую это, ибо тяжка атмосфера разъединения и кощунства, и может получиться лишь величайший вред, вплоть до тяжких заболеваний[166].

Итак, прошу не упоминать наших имен и не ссылаться на наш авторитет среди посетителей Лиги.

Если Учение Вам близко, то Вы не будете выносить его на базар.

Желаю Вам от всей души выйти поскорее из тяжкой[167] атмосферы.

Всего светлого.

Е.Р.

 

Сейчас просмотрела копию моего письма к В.И.Ливскому и вижу, что я писала ему о чувствознании, накопление которого дает нам возможность проникать в самую сущность вещей. Именно чувствознание есть единственный критерий при суждениях и распознавании как самого высокого, так и самого низкого. Но нигде не приравнивала я чувствознание к вдохновению или же иеровдохновению. Так же как не писала о том, что Учение сообщается путем вдохновения. Учение передается через яснослышание. Но, конечно, лишь накопленное чувствознание дает возможность общения с Учителями и получения Океана Учения[168].

 

Е.И.Рерих – А.И.Янушкевичу

12 июля 1938 г.

Дорогой Антон Иосифович, посылаю Вам доверительно мой ответ на письма Паскевича и его супруги. Жутко читать описание атмосферы розни и недружелюбия, которая так яро установилась в Лиге при чтении и обсуждении книг Агни Йоги. Потому приветствую предложение председателя о закрытии кружка Агни Йоги. Тем более что между посетителями, несомненно, можно встретить лиц, явно и неявно подосланных из противоположного лагеря. Не понимаю, зачем таким людям еще осложнять свою карму кощунством? Не лучше ли отойти и следовать уже [по] проторенной для них колее, которая ближе их сознанию?

Как Ваше самочувствие, и находите ли радость духа при встрече с новыми друзьями?

Дорогой Антон Иосифович, примите совет, основанный на опыте. Не захваливайте слишком на первых порах подходящих. Не скрывайте трудности расширения сознания. Пусть не думают, что это легко. На самом деле, ничего нет труднее и длительнее этого процесса. Ведь это и есть новое рождение. Нужно очень и очень работать над старыми привычками и разными атавистическими предрассудками для их окончательного удаления из всего нашего организма. Со старым багажом не войти в Новый Мир.

Впрочем, если Вы скажете некоторым людям о новом мире, Вас сочтут опаснейшим повстанцем и, пожалуй, начнут кричать, что Вы собираетесь разрушать существующие устои.

Все самое высокое, чистое и благое принимается с величайшей опаской, до того люди привыкли чувствовать себя уютно лишь в условиях, сложивших наблюдаемые сейчас разложения и разрушения.

Хорошо бы спросить некоторых преследователей и ярых клеветников, как поступили бы они с Христом, если бы Он появился среди них, чтобы закончить свою прерванную ими же проповедь?

Думаю, что Инквизитор Достоевского в «Братьях Карамазовых» оказался бы наигуманнейшим среди многих современных представителей религиозной мысли.

Берегите здоровье. Космические токи очень тяжки. Всюду наблюдаются небывалые явления. Так, астрономы отметили замедление в движении Земли и вследствие этого отход Луны. Но о причине такого явления никто не задумывается. А может быть, причина в том коричневом газе, который так плотно начинает окутывать нашу Землю и который может быть разряжен только пробуждением духовности в человечестве? Перечтите в «Криптограммах Востока» две легенды – «Золото» и «Тьма».

Если Вы не имеете эту книгу, с удовольствием вышлю Вам экземпляр. Источник ее тот же. Но храните последнее сведение для себя.

Также умудренные ученые в Космогонии вернулись к геоцентрической и антропоцентрической идее! Итак, во всей Вселенной и Беспредельности привилегированное положение занимает лишь Земля и ее владыка человек! Почему жизнь должна проявляться лишь в одних известных нам формах? Когда даже на Земле мы видим самые разнообразные виды и формы, требующие различных условий. Например, рыбы, которые могут жить лишь в воде, и т.д. Что за скудость воображения и непонимание животворящей основы или принципа, разлитого во всей Вселенной!

Всем этим умудренным еще и еще раз можно посоветовать ознакомиться с трудами Е.П.Блаватской, с «Тайной Доктриной».

Также принятие и осознание психической энергии как энергии всеначальной много бы подвинуло сознание к признанию жизни в каждом атоме Вселенной. А там, где есть жизнь, там и форма.

Еще раз прошу Вас беречь здоровье и шлю Вам самые сердечные мысли и пожелания. Храните спокойствие.

Ваша характеристика некоторых дам не лишена справедливости. Всего самого светлого. Духом с Вами,

Е. Рерих

 

Е.И.Рерих – К.Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам

16 июля 1938 г.

Родные наши, живем надеждою, что Сибари согласится выступить перед Борд оф Рефери[169] в Олбани. Только бы тяжкий Плаут снова не взорвал удачного сочетания своим невыносимым характером. До глубины души возмущены его поведением по отношению к Флорентине и Вам, родные! Ну как может такой грубиян защищать правое дело? Сколько раз он уже показал свой истинный лик!

Из присланного нам проекта, набросанного Смитом, видим, что новый адвокат, будучи человеком культурным, понимает, что в основу наших дел должен быть положен прежде всего психологически-моральный критерий. Именно, нужно ясно очертить, что представляют собою в мировом масштабе характер и положение главных фигур процесса и в каком отношении они стоят друг к другу. Между прочим, посланные Зиночке выдержки из появившейся автомонографии Игоря Грабаря устанавливают до некоторой степени положение, которое занимал Н.К. еще до своего приезда в Америку. Тогда как Хорш, человек, получивший неожиданные средства и не имевший [никакого] образования (до сих пор не научился писать грамотно), никакого общественного стэндинга, но будучи тщеславен и честолюбив, усмотрел возможность получить этот стэндинг через свое участие в культурных делах, начатых Вами и нами, и в приложении в жизни блестящих идей Н.К., столь щедро выдаваемых ему. Именно через идеи и имя Н.К. он получил легкий доступ к сильным мира сего. Не идея ли Пакта и Знамени Мира открыла ему доступ и в Вашингтон, к Уоллесу и самому Президенту? Но когда он достиг того, к чему он стремился, именно контакта с некоторыми лицами, и известным ему способом сумел закрепить эти узы, то не совершил ли тотчас же свой вольт-фас по отношению к нам?

Осветите это как можно ярче новым адвокатам. Ни одна подробность не должна быть упущена. Лучше, если они будут знать о его контакте с протектором[170]. Пусть они знают, когда именно совершился этот разрыв. Покажите им минутсы[171] и письма апостатов к нам вплоть до начала 35 года. Пусть они прочтут все их восторженные обращения к Н.К. при его прибытии и отъезде из Америки в 34 году. Также и письма белокурой, которые та писала мне на своем пути в Америку в феврале 35 года. Ведь так и не выяснилось, чем был вызван внезапный разрыв с нами после стольких лет сладчайших писем, и заверений, и ожиданий. Не может же серьезный и разумный человек поверить, что тот факт, что Франсис заставила проболтаться их вновь испеченного друга Уоллеса о чем-то, что они скрывали от нее, мог бы послужить достаточным основанием для разрыва со всеми нами! Когда Франсис телеграфно просила меня телеграфировать Уоллесу, что я по-прежнему доверяю ей и прошу его принять ее, я немедленно исполнила ее просьбу и тем, конечно, поддержала ее.

Но Вы знаете, что дело с ним настолько было уже облажено апостатами, что моя телеграмма не имела результата. И это после того, как именно благодаря нашему имени многие двери были им открыты и они были приняты как наши друзья!

Во всяком случае, заручившись знакомством и поддержкою Уоллеса, апостаты немедленно решили порвать со всеми сотрудниками, ибо от всех нас они получили уже все, что им было нужно. Так, апостат собрался получать от своего протектора все необходимые ему информации для его прежней и вновь возобновленной им деятельности в Уолл-Стрит. В связи с этим Модра может припомнить один разговор апостата с нею, который был весьма показателен и явился своего рода откровением. Но, конечно, просто отделаться от сотрудников для такой сатанинской натуры было слишком мало. Он должен был завладеть не только всеми общественными учреждениями, всеми сокровищами Музея и данными идеями, не только вернуть всю затраченную сумму на учреждения, но еще и удвоить эту сумму разными мошенническими манипуляциями. Для чего, пользуясь помощью беспринципного легального советника, которого сам он называл «чернейшим из самых черных», он потребовал, как Вы все знаете, те бумажки и письма, которые, как он сладко заверял тогда, являлись лишь простыми «текникалитис»[172]. Причем всегда подсовывая такие бумажки к подписи в самую спешную минуту, когда у подписывающего нет возможности отсрочить свой отъезд или нет времени проверить эти «текникалитис», находясь в другой части света.

Не мешало бы подвергнуть такого типа испытанию посредством психоанализа. Подобный тип должен быть зафиксирован в анналах судопроизводства, так же как он в свое время будет иметь свое место в истории Культуры. Ибо это характерный представитель распространенного сейчас типа международного гангстеризма.

Необходимо ярко подчеркнуть, что он был нашим полным доверенным все эти годы. Получив доверие всех сотрудников, исписывая со своей супругой и белокурой подругой тонны сладчайших уверений в признательности по гроб жизни за все данное ему, он втайне плел свои силки.

Не забудем, что и идея Музея Американского Искусства была указана ему, и не были ли лучшие картины старых американских художников куплены при посредстве Н.К. и Святослава? Потому пусть не лжет и не прикрывается апостат какой-то новой подписью! И это скажите адвокатам. Не сам ли он отказался тогда устраивать Американский Музей из-за трудностей, с которыми ему пришлось встретиться? И не было ли тогда ему сказано, что он может поднакопить опыт и открыть этот Музей через десять лет? Эти десять лет истекали в 34 году. Знак Американского Музея, сделанный Н.К., хранится у Вас.

Родные, Вы не должны стесняться признавать, что некоторые бумаги, в спешке принесенные Вам апостатом для подписи, были подписаны Вами из доверия к нему без ознакомления с их содержанием. Когда люди в течение тринадцати лет находятся в тесном сотрудничестве, разве могут они не доверять избранному президенту? Разве можно допустить, что человек, тринадцать лет называвший нас гуру и своими духовными отцом и матерью, которым он обязан всем своим положением, чтобы этот человек, пользовавшийся нашим и Вашим неограниченным доверием, вдруг без всякого повода с нашей стороны не только порвал всякие отношения, захватил бы все Учреждения и сокровища Музея и все частное имущество, но еще преступно и ложно донес и оклеветал там, где сам он, как имевший полную доверенность, должен был следить, чтобы все было в полном порядке! Доверенный, имевший все наши суммы в своих руках, бесстыдно жонглировавший ими, донес о неплатеже налогов за экспедицию, ложно показывая суммы экспедиции как уплату за картины! Если сумма экспедиции налицо, то где же суммы, уплаченные за картины!

Неужели никто из больших и честных умов, сердце которых еще не очерствело, не захочет раскрыть все это чудовищное мошенничество? Неужели никто не захочет выявить и возмутительную роль, которую играет в этом их покровитель? Ведь покровительство это тоже даром не приобретается. И тонки и искусны сети, которыми опутан этот протектор!

Родные, Вы уже знаете, что дан Совет тянуть это дело, и, как Сказано, большие адвокаты поймут пользу новых сроков. Родные, приложите все уменье, чтобы новые адвокаты придержались высказанного ими же соображения о полезности протягновения и что «мошенник сам затянет петлю на своей шее». Истинно, новые обстоятельства помогут.

Вы знаете, родные, что многое было испорчено и затруднено из-за бездарного и неумелого ведения дела. Но хотя бы теперь, когда дело дошло до критического положения, нужно понять, что больше рисковать невозможно и совершенно необходимы объединенные действия всех защитников и сотрудников. Но действия эти должны быть продиктованы большим авторитетом новых адвокатов.

Я здесь излагаю главную основу дела, но, конечно, попутно будет освещено и все его мошенническое отношение к Вам – основателям и сотрудникам, положившим свои труды на развитие Учреждений и работавшим последнее время почти безвозмездно на эти Учреждения, которые Вы считали общественными, на основании законных данных. Также должны быть собраны все пожертвования друзей, введенных в заблуждение, ибо оказалось, что они жертвуют не на общественные учреждения, но на частные дела и на возвышение г-на Хорша. Осветите мошеннические способы выманивания денег и закрепления их за собою. Припомните и эпизод с ящичком золота, это классический пример!

Также следует привести, как он ограбил Святослава, который никогда ничего не получал от него, но сотрудничал безвозмездно и даже не раз помогал ему финансово. А сейчас этот предатель захватил не только все его имущество и коллекции, но даже и его личные произведения! Все вместе взятое представляет собою чудовищную картину давно задуманного плана полного ограбления людей, доверившихся ему и честно работавших и не жалевших ничего для развития дел, которые он, как мы это видим, сейчас намеренно душил, чтобы не дать им слишком разрастись до их захвата в свое исключительное владение. Подобные ядовитые пауки должны быть выявлены на свет.

Почта уходит, нужно кончать. Родные, храните здоровье и единение. [Этими] условиями одолеем ярого врага. Так ясно вижу победу, только бы проявить ЕДИНЕНИЕ. Сколько энергии, сколько радости в осознании единения. Неужто дадим торжествовать ярым предателям? Которые только и ждут, когда разъединение все разложит, чтобы нанести сокрушающий удар.

 

Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман

22 июля 1938 г.

Родная Зиночка,

Несмотря на болезнь, все же пишу Вам – уж очень хочется поспешить передать Вам одну мысль, которая может принести огромные последствия. Вы уже писали о том, что некий профессор, фамилию которого Вы знаете, говорил Вам, что он готов сделать решительно все в защиту Музея, так как он почитает искусство Н.К. Теперь Джин Фосдик прислал нам отзывы на монографию Радосавлевича. Среди этих прекрасных отзывов мы прочли фамилии профессоров Нью-Йоркского и других университетов, библиотекарей, редакторов и других деятелей. Наверное, Вы имеете эти отзывы, ибо мы их имеем в копии, но на всякий случай прилагаем эти имена, так как люди, настолько ценящие творчество Н.К., не могут бездушно отмолчаться на вандализм.

Является мысль, что все эти профессора и всякие другие почтенные деятели могли бы составить письмо к самому Президенту Соединенных Штатов. В этом письме они могут довести до сведения Главы нации о том, что совершился вандализм, который с культурной и художественной точки зрения останется мрачным пятном в истории культуры. Они могут сказать о всемирности признания искусства Н.К., могут упомянуть, насколько разные страны единодушно сошлись в оценке этого творчества и потому совершившийся в Нью-Йорке вандализм является уже не каким-то локальным эпизодом, но вандализмом мировым или, как называл покойный Харше, «нашенэл каламити»[173]. Это письмо не должно быть протестом или требованием, но лишь своевременным доведением до сведения Главы страны о том, что интеллектуальные деятели не могут оставаться безгласными там, где под видом каких-то неблаговидных попыток и формул происходит именно то, что в общественном понимании называется вандализмом, который не может быть терпим.

Можно очень удачно отметить, что Музей с 1923 года был общественным учреждением и Совет Музея единодушно считал содержание музея принадлежащим нации. Это постановление ВСЕХ членов Совета Музея и до сих пор остается в силе, ибо никаким другим постановлением оно не было отменено. Кроме того, по программе Н.К. предполагалась и американская секция музея, для которой при участии самого Н.К. и Святослава уже была приобретаема коллекция картин. Сам Н.К. дал и рисунок эмблемы этой секции. Таким образом, никто не может сказать, что Н.К. так или иначе противился расширению Музея, как в смысле американского отдела, так и заграничных. При этом предполагалось, что в будущем, когда финансовый кризис страны минует, то все здание будет обращено в музей, представляющий искусство многих народов. Такая программа, начертанная Н.К., была известна всем, и тем более представляется злонамеренной проделка Хорша, инспирирующего недостойный шовинизм, которого в Америке никогда не было. Наоборот, именно Америка с открытою душою всегда собирала искусство разных веков и народов. Мы было думали, что «ЗЕЛЬТА ГРАМАТА»[174] могла быть приложена к такому историческому письму, но полагаем, что это могло бы создать некоторые опасности, ибо разные адреса могли бы оказаться в руках недоброжелателей. Может быть, лучше составить такое внушительное письмо без приложений, ибо иначе таких приложений могло бы быть слишком много. Посоветуйтесь с Радо и с другими друзьями, а также со Смитом. Если Смит занимается именно делом Музея, то он может подсказать и некоторые приличные случаю выражения, а также и наиболее удачное время для подачи. Если письмо состоится, то, может быть, Вы прислали бы нам проект его и мы могли бы телеграфно ответить, ведь все время являются новые соображения. Поистине предуказанная протягновенность имеет великий смысл. Можно посчитать, сколько новых полезных обстоятельств и сношений постепенно возникают и дают всему делу необычайный вес. Такое письмо группы профессоров и уважаемых деятелей было бы замечательным историческим документом, исходящим не от тесной группы самих членов совета, но именно от посторонних наблюдателей и ценителей, которые считали своим долгом поставить в известность Главу государства. Даже если бы преступники начали выдвигать привычные им злонамеренные нелепости постороннего характера, то искусство Н.К. во всяком случае остается вне каких бы то ни было махинаций. И Россию в будущем спросят, как обошлись с искусством русского художника, имя которого так глубоко вошло в историю русского искусства. Ведь преступники не думают ни о чем, как только о злостном вредительстве. Они не видят будущего и заняты сейчас лишь безумием вандализма и гангстерства. Посоветуйтесь со всеми полезными людьми и сообщите нам, как решили. Ведь такое письмо никому из подписавших вредить не может – оно останется лишь актом гражданского достоинства. Кроме жителей Нью-Йорка, могут быть подписи и иногородние, как, например, Хюэт, или Якобсон, или Мигер, Пеппер, может быть, Каун и другие деятели. Кончаю, шлю Вам – нашей верной страже – душевные мысли. Уже с 11 июля болею, а сейчас нужны все силы, ибо времена так трудны.

Родная Зиночка, необходимо найти двигателей, которые составили бы ядро против вандализма. Самые прекрасные мысли и протесты еще недостаточны. Пусть Президент Соединенных Штатов знает, что именно в его время совершилось неизгладимое и неповторимое преступление против культуры.

Шлю всю ласку и все мужество для последнего напряжения.

Сердцем и Духом,

Е. Р.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

29 июля 1938 г.

Дорогой Александр Иванович, отсылаю Вам главу Вашей книги, не могла раньше ответить, ибо занемогла. Всякие напряжения последних месяцев, космические и человеческие, сказались на моем самочувствии, и сейчас мне предписано очень беречь сердце и не утомляться. Потому посылаю Вам лишь краткие отметки.

Не приведенные Вами выдержки из «Тайной Доктрины» дадут лишнее оружие в руки невежественных и злобных критиков, обвиняющих теософию и теософов чуть ли не в сатанизме, но именно каббалистические и гностические легенды о Сатане в их экзотерическом толковании. Ибо в выдержках из «Тайной Доктрины» ясно указано, что в сокровенных учениях Сатане никогда не придавали антропоморфированного и индивидуализированного аспекта до тех пор, пока человек не создал «единого живого личного Бога». Истинно, как Сказано: «Появление Сатаны явилось лишь кармическим следствием отвергания философского и логического пантеизма...»

Элохимы, принесшие людям божественные дары разума и свободной воли, были, в полном смысле слова, Носителями Света, ибо вывели человека из его бессознательного животного состояния, о котором, может быть, могут сожалеть хитроумные толкователи легенды о дьяволе-искусителе, но не те, кто осознал величие сознания и свободной воли, приближающих нас к отображению Божественного Начала в нас во всем его многообразии.

Теософы чтут не Сатану, это порождение человеческого недомыслия, но Представителей Великого Разума, тех Элохимов, которые создали человека по образу и подобию своему, то есть одарили его разумом и свободной волей.

Среди этих Элохимов были наши христианские Архангелы и тот Самаэль, который не удержался на высоте и по справедливости называется сейчас падшим ангелом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.