Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2006 20 страница




Теперь перехожу к присланной главе Вашей книги. На странице 13 советую изъять слова – «подстрекаемые силами тьмы», а также о французских санкюлотах[196] и русских рабочих; кстати, они поставлены Вами в скобках. Конечно, все великие идеи приносились в жизнь великими личностями, но если бы только одни темные силы проводили их в жизнь, то эти идеи никогда не могли бы утвердиться. Темные силы по-своему помогают утверждать светлые идеи в мире. Темные ускоряют каждый процесс, и в этом их своеобразная польза. Без их участия, при современном уровне человеческого сознания, светлым идеям было бы много труднее утвердиться. Таким образом, страдания угнетенных были бы растянуты на тысячелетия, а вакханалия главенствующих классов привела бы к окончательному разложению и вырождению той или иной страны. Именно по причине низкого состояния всего человечества, взятого в его целости, и часто неразумного водительства, на революции приходится смотреть как на восстание здоровых клеток на защиту всего организма. Припомните, как приветствовали многие страны русскую революцию. Насколько все эти приветствия были искренни – это другое дело, ибо по человечеству каждый учитывал лишь свою временную выгоду. Но, во всяком случае, достаточно писалось и пишется сейчас о бывшем русском деспотизме, варварстве и страшной нищете и отсталости нашего народа; последнее утверждение, к сожалению, было не лишено основания. Потому мы должны ценить происшедший сдвиг в сознании масс, ибо ценою ужасающих страданий достигнута новая ступень, которая поможет всему человечеству.

Приложение к странице 13 неудачно в своем начале. Можно вывести заключение, что Вы против великих идей свободы, равенства и братства! Идей, которыми только и живо человечество. Если эти ведущие идеи будут отставлены из-за своей якобы утопичности, то человечеству лучше скорее перестать существовать. Без несения этих идей в сердце оно погрязнет в неслыханных преступлениях и разврате и будет медленно разлагаться и гибнуть от порожденных им бедствий.

Если эти идеи утопичны, то и все Учения Жизни утопичны в той же мере.

Французские революционеры добивались свободы и равенства социальных, или утверждения тех принципов или видов свободы и справедливости, которые должны быть заложены в основании каждого здорового государства, именно свободы совести и мысли, свободы выбора занятий и равенства всех граждан или уничтожения классов (привилегированных каст). Конечно, лишь несовершенная часть понимает свободу как своеволие, а равенство – как равенство способностей. Но основное социальное равенство должно быть осуществлено. Каждый гражданин своей страны равен перед ее законами, и лишь его способности определяют его место в социальном труде и строительстве.

Согласна с приводимыми Вами доводами профессора Франка. Также совершенно правильно, что «равенство в абсолютном смысле неосуществимо» и что «иерархическое начало есть естественное свойство общества». Иерархия есть космический закон, но это же космическое основание и утверждает равенство каждой монады до нарастания ее индивидуальности. Потому и законы государственные, чтобы быть жизненными, должны отражать законы космические. Так, каждый нарождающийся гражданин той или иной страны по праву своего рождения в ней приобщается потенциально всем правам, то есть, как говорят в Соединенных Американских Штатах, «каждый гражданин Америки может стать ее Президентом». Вот это-то право и должно быть охранено. Но именно такого равенства, как Вы знаете, были лишены граждане многих государств. Все равны по рождению, но все неравны по способностям, и такое неравенство не только целесообразно, но и справедливо, ибо способности завоевываются личным трудом и личными усилиями в течение бесчисленных тысячелетий. И такое неравенство становится уже не неравенством, но подходит под ведущий закон иерархии. Мучительный вопрос о равенстве или неравенстве людей получил бы разрешение, если бы закон перевоплощения стал доступен человеческому сознанию в массах.

Не согласна также, что в наше время мечтать о свободе может лишь человек, посаженный в тюрьму. Тюрьма может лишить его только свободы передвижения и действий, но сколько других, искусно прикрытых, видов рабства еще существует во всех государственных строях! Именно, напрасно думают, что сейчас нет узаконенного социального рабства. И самое вопиющее из них – это рабство мысли и рабство женщины. Дико представить себе, что в наш век, когда самыми отсталыми сознаниями уже принят закон эволюции, могут существовать какие-то мертвые догматы или быть допущено подневольное положение женщины, матери человечества! Именно это подневольное положение женщины есть самое постыдное безумие и является причиной вырождения человечества. Скоро и эта истина станет очевидной. Но сейчас, увы, даже среди признанных «выдающихся» умов можно услышать мнение, что женщинам нельзя предоставить одинакового образования с мужчинами, а также нельзя, чтобы женщина стремилась к местам и профессиям, занимаемым мужчинами. Последнее обстоятельство, конечно, самое главное. Какая бездна эгоизма звучит в таком утверждении!

Но мы спросим, собственно, какие же места или профессии нужно считать исключительно принадлежащими женщинам? При перечислении на долю женщин таких не остается. Неужели все значение женщины должно быть сведено лишь к роли родильницы, и кормилицы, и увеселительницы мужчины? Но какого же низкого мнения о себе мужчина, если его увеселительница должна быть лишена высшего умственного развития. Примечательно, что эти «мудрецы», лишающие женщин высшего образования, тут же лицемерно провозглашают, что «назначение женщины гораздо выше», но в чем заключается это «выше», они нам не поясняют. Неужели в том, чтобы создавать таких неудачных спесиментов[197] чисто мужского ума? И тем только увеличивать свою кабалу и способствовать вырождению человечества? Но нельзя насиловать психическую энергию, когда она требует своего выявления. Откуда же такое страшное возрастание психических заболеваний и все возрастающее количество слабоумных, наблюдаемое сейчас особенно в Америке. Так, по данным медицинской статистики, один из каждых двадцати человек, в тот или другой период своей жизни, кандидат в сумасшедший дом. Количество слабоумных тоже потрясающее. Эти данные приводит Алексис Каррель в своей последней книге «Man the Unknown». Книга его интересна, но так как на всякого мудреца довольно простоты, потому и в этом труде можно найти многие странности. Именно Каррель в этой своей книге высказывает вышеупомянутое мнение о женском образовании, хотя в другом месте он говорит, что нет никаких оснований считать женский мозг ниже мужского... Не страдает ли этот ученый тоже некоторой долей неуравновешенности в своем мышлении? Проводя идею эволюции в своей книге, он в то же время хочет остановить ее, предоставив женщинам ограниченное образование и лишив их места в строительстве жизни! Но нельзя идти против эволюции, и мы уже знаем, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление. Пример тому видим во всех революциях. Как сказано: «В то время, когда Мы настаиваем на равноправии и полноправии, служители тьмы будут изгонять женщин из многих областей, именно, где они могут принести наибольшую пользу. Именно теперь нужно думать о полноправии, но тьма захлестывает самые напряженные области. Скажем, что все темные нападения обернутся на пользу. Униженные в Кали-Юге будут вознесены в Сатья-Юге, но не забудем, что эти годы Армагеддона самые напряженные»[198].

Не думаете ли Вы, что фраза: «Существует лишь равенство людей перед Богом...» звучит как-то старо и потому неубедительно. Также я изъяла бы слова «что может осуществляться лишь в общине». В какой общине? Почему только в общине? Служение общему благу может и должно осуществляться во всех условиях. Но, конечно, при сознательном сотрудничестве такое служение возрастает в неучитываемой прогрессии. Страница 16. Не запугайте ваших читателей желанием вернуть всех к первобытной патриархальной общине. Ведь люди так различно представляют себе эту первобытную патриархальную общину. И мне не ясно, как Вы представляете себе такую общину? Не забудем, что Новая Эпоха требует и новых определительных. И ничто так не далеко от современного мышления, как патриархальность, да еще первобытная!

Учение Живой Этики, или Новой Жизни, нигде не настаивает на тесном общежитии, даже наоборот, именно предупреждает против телесного толкания. Неустанно повторяется, что сотрудничество должно проявляться в каждодневном обиходе, во всех условиях, в которые нас поставила жизнь. Но телесное толкание и все мелочи жизни создают тяжкую атмосферу, в которой вместо единения упрочивается именно разъединение. Нужно сознательное дружественное сотрудничество всегда, всюду и во всем. Но все искусственные объединения ни к чему хорошему не приводили и не приведут. В семье мы уже имеем пример общинного жития. И почему нам думать о какой-то первобытной патриархальной общине, а не постараться выполнить прежде всего наши обязательства в своей семье? Почему среди разрешения вопросов общинного жития не обратить внимания прежде всего на домашний быт? Именно, если бы люди отдавали себе отчет о значении общинного начала, то при заключении брака они проявляли бы больше здравого смысла. Они поняли бы, какую ответственность принимают на себя за сочетание часто несоединимых элементов.

Можно успешно сотрудничать, находясь в разных городах и даже странах. Расстояние с каждым новым научным открытием и изобретением становится все более и более несущественным. И все сильнее и ярче утверждается единственное истинное единение, единение в духе и сознании. Братство может осуществляться лишь при единении сознаний. Над этим объединением сознания с ближайшими учениками и работает Великое Белое Братство, но телесное единение не принимается во внимание. И даже очень сгармонизированные сознания, находящиеся в сравнительной телесной близости, должны иногда расходиться для обновления сил и новых накоплений. Отсюда и наставления Владыки Будды о необходимости путешествий для общинников.

Итак, следует понимать общину не в узком смысле, но в самом широком. Именно как сотрудничество со всем человечеством, со всеми мирами, со всем сущим. Люди так страдают от недостатка дружелюбного отношения к друг другу, потому замыкание их в закрытые общины только еще больше укрепит их отчуждение от мировой общины, которая вмещает в себя все человечество, все планы бытия.

Именно, создается эпоха общего сотрудничества.

Не согласна я с Вашим определением лишь положительной роли монастырей. Тот факт, что некоторые из них просуществовали несколько веков, сам по себе ничего не доказывает. Страны переживали всякие бури. Сменялись правители, сменялись князья, церкви и настоятели монастырей, а страны, дворцы, так же как и стены монастырские, продолжали стоять. Но по истории мы знаем, как наиболее чтимые и выдающиеся святые уходили из монастырей и основывали новые ордена, часто бродячих монахов и сестер. Истинные подвижники, стремящиеся к сдвигу, к эволюции, не могли ужиться в мертвых стенах, которые больше напоминали темницу духа, нежели очаги света. За редкими исключениями и при самом своем основании некоторые монастыри имели то благое влияние на население, которое они должны были оказывать. Даже в книгах «Добротолюбия» можно найти описание ужасных пороков, развившихся в монастырских общежитиях. Немало таких же указаний и в буддийской литературе. Человеческая природа всюду та же.

Теперь другое. По-видимому, сообщение Карла Ивановича о том, что он осведомлял меня, что он писал упомянутому Вами лицу, посвящая его в наши идеи, и что копии его писем якобы находятся у меня, не было Вами вполне понято. Копии этих писем получены мною лишь этим летом, при письме от 5 июня 1938 года. В 34 году К.И. в своем письме от 22 сентября сообщил мне лишь следующее: «Соответствующее письмо о деятельности и значении нашего общества я написал (упомянутому лицу)[199], приведя и Вашу характеристику переворота, напомнив о переданном ему в свое время письме Н.К. и о прежнем моем сотрудничестве с теперешним...», и это все. Н.К. никогда не обращался к упомянутому лицу, и, вероятно, имеется в виду письмо Н.К. к предшественнику в связи с передачей знака от культурных учреждений. Просматривая письма Карла Ивановича, я нашла следующую фразу в письме от 23 апреля 35 года: «Не только лютеранское духовенство, но, кажется, вообще все местные христианские церкви видят в распространении Учения Живой Этики нежелательное соперничество и критику. Несколько тому способствовала и книга Клизовского, которую духовная цензура едва не запретила».

Потому что сейчас до перерегистрации нужно проявить максимум бережности, может быть, и Ваши книги лучше сейчас не передавать. Время покажет наиболее удачный момент. Сказано: «Вы знаете, что могут быть времена хуже войны. Достаточно знаете, что Мы считаем войну позором человечества. Как же тогда назвать время, которое будет хуже войны? Разве назвать его гниением человечества? Армагеддон нельзя понимать как только физическую войну. Армагеддон полон неисчислимых опасностей. Эпидемии будут среди наименьших бедствий. Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди утеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, приучатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате. Ко всем безумиям присоединится еще одно, самое постыдное, опять возгорится борьба между мужским и женским началами. В то время, когда Мы говорим о равноправии и о полноправии, служители тьмы будут изгонять женщин из многих областей, именно, где они могут принести наибольшую пользу. Мы говорили о новых трещинах в мире, но новая борьба между началами будет самой пагубной. Невозможно представить себе, какое разрушение может принести такая борьба! Ведь она будет сопротивлением эволюции! А вы знаете, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление. В этих судорогах будет извращаться молодое поколение. Платон говорил о прекрасномыслии, но какое же прекрасномыслие возможно при вражде начал! Именно теперь должно думать о полноправии, но тьма захлестывает самые напряженные области. Скажем, что все темные нападения обернутся на пользу. Униженные в Кали-Юге будут вознесены в Сатья-Юге. Но не забудем, что эти годы Армагеддона самые напряженные. Даже здоровье должно быть особенно охраняемо. Космические токи могут способствовать многим заболеваниям. Нужно принять во внимание неповторяемость времени. Некоторые полагают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие, они не замечают, что горшая война – у них в недрах дома. Они полагают, что можно обмануть эволюцию! Но все же существуют те просторы земные, где эволюция растет, и там Наша забота. Мыслитель завещал, чтобы хранили дары всех Муз. Только такие накопления помогут преобороть тьму»[200]. Потому так все темные замалчивают и противятся Знамени Охраны Сокровищ Муз.

Последняя глава Вашей книги читается легко и с интересом. Вероятно, успех этой книги будет не меньше успеха Вашей первой.

Сердце болит о Вашем друге А.М.Асееве. На его пути много испытаний. Скоро должно решиться, выйдет ли он победителем из них или, как большинство, подпадет под тяжесть допущенной несоизмеримости. Люди еще не могут осознать, что главная трудность, встающая перед ними, – это постоянное допущение ими самой безобразной несоизмеримости. От несоизмеримости все разрушения. Нужно с детских лет прививать способность распознания главного и существенного, а следовательно, и всего истинно великого, от второстепенного и ничтожного.

Чаще следует перечитывать страницу 119 во второй части «Листов Сада Мории» о законе соизмеримости. «Именно от несоизмеримости происходят разрушение, кощунство, ложь, предательство и все безобразные явления». Оплот Братства – соизмеримость.

Дорогой Александр Иванович, не уставайте настаивать в Вашей группе на приложении соизмеримости во всех явлениях жизни. Для начала нужно стараться отучиться от умаления. Ибо, истинно, мы не можем только земным взором охватить всего значения и глубины как происходящего, так и сущности человека. Развивайте соизмеримость – эту основу сотрудничества с Великим Братством.

Хочу привести несколько замечательных строк, написанных в 21-м году: «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия – в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего... Пафос истории почиет не на тех, кто спокоен в знании истины, кто самодоволен и сыт. Пламенные языки вдохновения нисходят не на "beati possedentes"[201], но на тревожных духом; то крылья Ангела возмутили воду купели. В мире как будто нет перемен... кроме того, что в благоустроенном цивилизованном мире более нет России, и в этом отсутствии изменение. Ибо в своем особого рода "небытии" Россия в определенном смысле становится идеологическим сосредоточием мира. В переводе на язык реальности это значит, что на арене мировой истории выступил новый, не игравший доселе руководящей роли, культурно-географический мир. Напряженный взор прозирает в будущее: не уходит ли к Востоку богиня Культуры, чей шатер столько веков был раскинут среди долин и холмов Европейского Запада?.. Не уходит ли к голодным, холодным и страждущим?.. Мы во власти предчувствия... и в этом предчувствии можно обрести источник самодовольства, особого вида самодовольства страждущих... но предаться самодовольству – значит погибнуть. Нельзя скрывать того, что считаешь истиной. Нельзя успокаиваться на предчувствии. Не квиетизмом[202], но подвигом совершенствования созидается история. Кто возгордится, того покидает благодать искания, и на самоуверенных падает проклятие бесплодности... Нет неизбежного. Есть возможное. Только путем напряженного творчества, без боязни покаяться в ошибках и сознаться в слабостях – только ценою непрерывных усилий, осуществляющихся в рамках открытого воле "пластического мира", – возможное станет действительностью».

 

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

10 сентября 1938 г.

Дорогой Рихард Яковлевич, так радовались, прочтя в письме Гаральда Феликсовича, что Ваша поездка в Таллинн оказалась столь удачной. Но, видимо, поездкой в Вену Вы желаете еще лучше закрепить достигнутые результаты. От всего сердца посылаем Вам лучшие утверждения полного выздоровления.

Относительно Тагора должна сказать, что я очень люблю его облик и большинство его литературных произведений, но как отобразителя индусской религиозно-философской мысли я предпочитаю Вивекананду. В Тагоре нет той огненности, той динамичности, которая так характерна была для Вивекананды. Тагор – воплощенная мягкость, и сам голос его – высокий тенор – представляет удивительный контраст с его патриархальной внешностью. Может быть, в этом следует искать ключ к некоторой двойственности, присущей ему.

Думаю, что Тагор отстаивает воззрение «искусство ради искусства» под влиянием Запада. Сама формула «искусство ради искусства» не лишена глубины, ибо в конце концов все сводится к искусству. Искусство ведь есть искание и выражение высшего совершенства во всем. Потому каждое устремление, каждое действие человека, совершенствуясь в выражении своем, приближается уже тем самым к области искусства. Сама Природа есть выражение высшего искусства в постоянном творчестве. Потому эту формулу можно было бы перефразировать – «совершенство ради совершенства». В конце прошлого столетия среди художников поднялся очередной протест против чрезмерно доминировавшего тогда значения сюжетности в картине. Сюжет картины ставился на первое место, и чисто художественные задачи отходили на второй план. Тогда на Западе и возникла эта формула – «искусство ради искусства», и она оказала большую пользу. Но, как всегда, и эта полезная ступень с течением времени выродилась среди посредственностей в самые нелепые формы до изображения так называемых «абстрактных» картин, на которых ничего нельзя разобрать.

Но теперь подходит новая ступень, ступень синтеза, и нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с творческою мыслью и прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно тоже соответственно расшириться, чтобы вместить искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть призваны к участию над единым произведением искусства. Каждый творец должен впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое произведение.

Именно искусство должно служить возвышению сознания человечества, но ставить ему какие-либо ограничения в способе выражения его – невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота остается единственным мерилом его.

Но, кажется, сам Тагор уже больше не исключает возможности выражения абстрактностей в картинах, ибо он занялся художеством, и эти его попытки иначе как «абстрактностями» назвать нельзя. Тагор – чудеснейшая душа и, прежде всего, душа тонкого поэта, потому принесем ему наше почитание.

Теперь относительно многоликости поэта в его представлениях Божества. Поэт, обращаясь к Высшему Существу, духом подымается к высшему образу красоты проявленной, и где же искать эту красоту, как не в высшем для нас символе, в облике венца Творения? Но Высшее Существо восточного сознания бесконечно разнится от Высшего Существа в представлении Запада, его Высшее Существо неотделимо от своего Творения. Его Творение и есть Он Сам. Восточное Сознание в противоположность западному в основе своей синтетично и привыкло все объединять и вмещать. Потому оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все Аспекты и все Пути принадлежат Ему.

В Упанишадах сказано: «Высшее Существо все проникает собою, стало быть, оно прирожденное достояние каждого». И каждый индус впитывал это понятие с молоком матери. Восточное сознание, привыкшее рассматривать себя как частицу единой беспредельной жизни, проявляющейся в бесконечной фантасмагории сменяющихся миров и тварей, легко вмещает все формы таких проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение Высшего Существа, которое находится в постоянном процессе раскрывания своей беспредельной сущности.

Риши Индии, в глубокой мудрости своей, знали об эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и понимали, что человеческое сознание может восходить к Истине лишь привычными ему символами, потому, наряду с высшим представлением Несказуемой Тайны Бытия, они дали ему величественную скалу прекраснейших Образов, чтобы вызвать и воспитать в нем всю гамму тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей. Потому представление о Высшем Существе всегда вполне соответствует той ступени развития, на которой находится человек.

Великая красота заключается в осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего и, следовательно, основного равенства. Но не меньшая красота и в представлении беспредельной мощи человеческого ума и его мыслетворчества. Высшая Жизнь проявляется в неисчислимом разнообразии проявлений Природы, и человек, ее создание, в свою очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее отвечают струнам сердца.

Умение отобразить в своем творчестве всю шкалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых им звучаний и видений.

Восток говорит: «Не поклоняются Богу как человеку два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу как Он есть».

Высшее Существо в представлении Тагора вмещает в себе все любимейшие им, все наипрекраснейшие Облики, которые живут в его сердце поэта. Каждое прикасание вызывает огонь мыслетворчества, и каждая струна сердца будет звучать по-своему на затронутые глубины сознания.

Судя по приведенной выдержке из статьи «Poet's Religion», Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и познания. Ведь в действительности существует лишь единая Истина – Истина беспредельности Бытия, а следовательно, и Познания. В мире проявленном эта беспредельность Бытия выражается в вечном движении циклов или в сменах состояний. Каждая из этих смен, или, как их называют иногда, манвантар (манвантара Вселенной, миров и человеческой жизни), имеет целью выявить и отшлифовать новые грани в Алмазе беспредельного Познания.

Вдумайтесь также, насколько разнообразно творчество Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов истины Им приходится одновременно насаждать и утверждать, чтобы человечество могло продвигаться. Слишком большой Свет ослепляет, слишком малый отемняет, потому осторожными касаниями возводится человеческое сознание в сужденный ему Чертог Прекрасный под Куполом Всевмещающим. Но бывают периоды, когда сознание заходит как бы в тупик и без особой помощи не может выйти из него, тогда приходит очищение, выражающееся в революциях, в низвергании старых догм и ценностей. Тяжки эти периоды, но они приносят и оздоровление, и дальнейшее восхождение становится возможным. Великие Учителя человечества действовали как целители духа и тела, но последователи Их не понимали Их бережных касаний и вместо луча врача вбивали гробовой гвоздь.

Так примем все выражения истины и будем оценивать их лишь по их красоте. Конечно, нового я ничего не сказала, но просто хотела еще раз запечатлеть свое кредо в свободу выражения творчества, конечно, устремленного к красоте.

Теперь совершенно доверительно пересылаю Вам копии писем Карла Ивановича, полученные мною этим летом, в июле месяце и при письме от 5 июня. Содержание этих писем явилось для меня полною неожиданностью, ибо в свое время Карл Иванович не сообщал мне их содержания, но лишь кратко извещал постфактум о своем обращении к упомянутым лицам. Так, его первое официальное обращение датировано 28 августа 34 года, меня же он известил о нем лишь 22 сентября в следующей краткой форме: «Соответствующее письмо о деятельности и значении нашего общества я написал главе нашего правительства, приведя и Вашу характеристику переворота, напомнив о переданном ему в свое время письме Н.К. и о прежнем моем сотрудничестве с теперешним вождем латвийского народа». Точно так же и о всех его последующих обращениях я узнавала лишь постфактум и без ознакомления с их содержанием. Теперь можете себе представить, как мы были поражены, получив в июле сего года копии этих обращений! Скажу откровенно: содержание их нас очень огорчило. Почему тогда винить Тарабильду или даже Паскевича и Кавка, когда такой, казалось бы, опытный педагог и чиновник допустил ту же нескромность. Может быть, некоторое странное отношение в чиновных кругах и явилось следствием такой нескромности. Конечно, мне и в голову не могло прийти, что в официальном обращении будет упомянуто Высшее Руководство. Есть, конечно, и другие странности, но перечислять их не буду, Вы сами увидите их. Настолько я не допускала мысли, что можно говорить с незнакомыми людьми о Высшем Руководстве, что даже книги серии «Агни Йога» предложила Карлу Ивановичу, чтобы не раздражать чей-то слух, называть Учением Живой Этики или Учением Новой Жизни. Мне казалось, что он вполне понимает, как священно нужно оберегать Высшие Понятия. Кроме того, я просила его не вступать ни в какие диспуты с представителями духовенства, ибо это вредно и абсолютно бесполезно.

По получении этих копий собиралась Вам тотчас же написать, но занемогла и пришлось отложить. Но сейчас пришло письмо от Александра Ивановича, в котором он пишет, что намеревается к 18 ноября преподнести президенту государства свои три книги с соответствующей надписью и спрашивает меня: «Как Вы находите мой проект? Стоит ли приводить его в исполнение? У меня как-то недавно был Карл Иванович. Он мне рассказал, что писал письма президенту государства, посвящая его в наши идеи, и копии его писем имеются якобы у Вас. Если это так, в чем сомневаться я не имею никаких оснований, то, может быть, и мой подарок не будет неуместен?»

Теперь, дорогой Рихард Яковлевич, Вам будет ясно, почему Карл Иванович вдруг решил послать мне копии своих давнишних писем. Самому Карлу Ивановичу я еще не писала, когда соберусь, пришлю Вам копию письма. Но не скрою, трудно будет ответить так, чтобы он не обиделся. Но Александру Ивановичу я ответила следующее: «По-видимому, сообщение Карла Ивановича о том, что он писал упомянутому Вами лицу, посвящая его в наши идеи, и что копии его писем якобы находятся у меня, не было Вами вполне понято. Копии этих давнишних писем получены мною лишь этим летом в июле месяце при письме от 5 июня 38 года. В 34 году Карл Иванович в своем письме от 22 сентября сообщил мне следующее: "Соответствующее письмо о деятельности и значении нашего общества я написал главе нашего правительства, приведя и Вашу характеристику переворота, напомнив о переданном ему в свое время письме Н.К. и о прежнем моем сотрудничестве с теперешним вождем латвийского народа", и это все. Н.К. никогда не обращался к упомянутому лицу, и, вероятно, имеется в виду письмо Н.К. к предшественнику в связи с передачей знака от культурных учреждений. Просматривая письма Карла Ивановича, я нашла следующую фразу в письме от 23 апреля 35 года: "Не только лютеранское духовенство, но, кажется, вообще все местные христианские церкви видят в распространении Учения Живой Этики нежелательное соперничество и критику. Несколько тому способствовала и книга Клизовского, которую духовная цензура едва не запретила".

Потому считаю, что сейчас до перерегистрации нужно проявить максимум бережности. Может быть, лучше не передавать сейчас и Ваших книг. Время покажет наиболее удачный момент...»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.