КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Москва, 2006 22 страница
Дорогая Екатерина Яковлевна, Вы спрашиваете, можно ли переводить «Тайную Доктрину» с русского перевода – конечно, можно. Я придерживалась возможной точности в своем переводе и сравнивала английский оригинал с французским переводом. Во французском издании нашла и опечатки и пропуски. Существует и немецкий перевод. Конечно, в первый том вкралось немало недосмотров и опечаток, потому я пришлю Вам копию сделанных мною поправок. Ведь я не имела никого, кто мог бы мне помочь с этим огромным трудом. Моя маленькая переписчица еще не одолела премудрость грамматики, кроме того, абсолютно не понимала, что она переписывает, и потому, давая ей переписать исправленный лист, всегда была вероятность исправления одних ошибок, но зато появления новых. И, увы, как я вижу, так оно и было, и не раз. Труд этот я предприняла по Указанию Владыки, иначе я никогда не отважилась бы на него. Со временем к нему нужно будет издать полный индекс, как это имеется в английском издании. Сейчас ни одна серьезная книга уже не выходит без более или менее полного индекса, и это так помогает при изучении труда. Если Вы приступите к переводу «Тайной Доктрины», то, пожалуйста, не стесняйтесь запросить меня, если что-либо будет Вам не ясно. Ведь и в английском оригинале есть ошибки и неясности. Заинтересовался ли кто сделать индекс для всех русских книг Учения? Ведь эту работу могли бы сделать русские ученицы и последовательницы Учения. Такая работа совершенно необходима. И милый М.Стребейко мог бы напечатать на своем мультипликаторе. Шлю Вам, родная, всю радость мою Вашей деятельности и заботам о любимом нашем <...>[206].
Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман и К.Кэмпбелл 30 сентября 1938 г. Родные наши Радночка и Амридочка, очень обеспокоены частыми прихварываниями Радночки. Сейчас нужно особенно следить за здоровьем. Трудные дни, переживаемые сейчас всем миром, тяжко сказываются на самочувствии. Безумие некоторых вождей и вопли ненависти, посылаемые толпами, подстрекаемыми безответственными лицами к самоистреблению, отравляют пространство на дальние расстояния. Никогда еще не чувствовала себя такой истощенной, такой слабой. Понимаю, что и Вы, родные наши, должны чувствовать себя утомленными, и потому прошу Вас, следите за здоровьем. Остерегайтесь простуды. Сейчас много новых эпидемий, которые можно назвать армагеддонными, и выражаются они общим воспалительным процессом слизистых оболочек. Потому при всех заболеваниях нужно принимать меры как при островоспалительном процессе. Все, что Вы пишете о Смите, очень огорчительно. Начинаю сожалеть, что не обратились к его русскому коллеге, которого тоже рекомендовал Небольсин. Думаю, что русское мышление оказалось бы более гибким и находчивым. Зиночка горюет, что Смит не понимает значения моральных обязательств, но, видимо, отсутствие морального чувства является уже злостной эпидемией. Это обстоятельство подчеркивает и Алексис Каррель в своей книге «Man the Unknown», в которой он дает картину состояния мышления и нравов современного американского общества и указывает на неминуемое вырождение, если не будут приняты оздоровляющие меры. Всем очень советую прочесть эту книгу, читается она легко. Привожу Вам выдержку страницы 152, которая очень зазвучит в Вашем сознании: «Moral sense is almost completely ignored by modern society. We have, in fact, suppressed its manifestations. All are imbued with irresponsibility. Those who discern good and evil, who are industrious and provident, remain poor and are looked upon as morons. The woman who has several children, who devotes herself to their education, instead of to her own career, is considered weak-minded. If a man saves a little money for his wife and the education of his children, this money is stolen from him by enterprising financiers. Or taken by the government and distributed to those who have been reduced to want by their own improvidence and the shortsightedness of manufacturers, bankers and economists. Artists and men of science supply the community with beauty, health and wealth. They live and die in poverty Robbers enjoy prosperity in peace. Gangsters are protected by politicians and respected by judges. They are the heroes whom children admire at the cinema and imitate in their games. A rich man has every right. He may discard his aging wife, abandon his old mother to penury, rob those who have entrusted their money to him, without losing the consideration of his friends. Homosexuality flourishes. Sexual morals have been cast aside. Psychoanalysts supervise men and women in their conjugal relations. There is no difference between wrong and right, just and unjust. Criminals thrive at liberty among the rest of the population. No one makes any objection to their presence. Ministers have rationalized religion. They have destroyed its mystical basis. But they do not succeed in attracting modern men. In their half-empty churches they vainly preach a weak morality. They are content with the part of policemen, helping in the interest of the wealthy to preserve the framework of present society. Or, like politicians, they flatter the appetites of the crowd. Man is powerless against such psychological attacks. He necessarily yields to the influence of his group. If one lives in the company of criminals or fools, one becomes a criminal or a fool»[207]. Следовало бы указать на эту страничку судьям и адвокатам. Удалось ли Кудашеву устроить еще одно полезное свидание, о котором писала Зиночка? Неужели же нельзя растолковать Плауту, что мы все никогда не передавали наших шер и наших прав Хоршу и что их сфабрикованная машинная копия с несуществующего документа не может быть принимаема в суде! И это одно уже есть причина для пересмотра дела сначала. Тогда же должен быть пересмотрен и вопрос о «векселях». Так как не может быть игнорировано в суде письмо Хорша, все аннулирующее! Также Смит, казалось бы, мог вставить в свою петицию фразу, что Святослав не получил денег за свою переданную на сохранение собственность. Ведь получение таких сумм от корпорации непременно должно было пройти через книги и остаться в документах. В этой же петиции следует упомянуть о наших исках Хоршу, этими упоминаниями можно прервать сроки, чтобы потом нам же не сказали об утере каких-то сроков. Зина писала о каком-то профессоре, который, возмущенный совершенным вандализмом, предлагал ей свою помощь? Где он? Ведь такие люди могут быть полезны для подписи не только протеста, но и петиции. (Нашла упоминание в предпоследнем письме от Зины.) Очень радовались началу новой Академии. Существование ее тем полезнее, что и за границу можно сказать людям, слышавшим о вандализме, что существует новое учреждение. Шлем этому начинанию наши лучше мысли. Очень огорчилась, что Авирах не захотел оставить свое имя среди учителей. Давно уже не имеем весточек от него. Ничего конкретного не знаем об их деятельности. Не откликнулась «Арсуна» и на посланные ей номера «Фламмы». А с какой заботой вписывал наш Яруя в этот прекрасный журнал все относящееся до «Арсуны». Мы уже получили ряд писем, очень оценивших серьезную статью Конлана об искусстве Н.К.[208] Родная моя Зиночка, так тронута заботой Дедлея, что и сказать не могу. Знаем, как ему самому не легко. Сердце шлет ему <...>[209].
Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман и К.Кэмпбелл 8 октября 1938 г. Родные мои Радночка и Амридочка, получили письмо от 16 и 17 сентября. Все, что пишете о Вашем свидании с Смитом и о невозможности, по его мнению, предпринять какие-либо шаги по защите Музея, кроме подачи петиции регентам Олбани, также все его пессимистические соображения относительно имущества Святослава, все это показывает, что все американские защитники принадлежат к одному стандартному типу, именно строящим свою защиту лишь на бумажках (поддельных) и документах (выманенных), но не на главном, не на моральной и психологической стороне всего дела. Если все дела должны решаться только на основании бумажек, то зачем все суды?! Достаточно было бы одного полицейского участка! Но каждый разумный, уважающий себя человек понимает, что судьи должны быть, прежде всего, большими психологами и нравственными людьми, и принимать в соображение все условия и обстоятельства в развитии разбираемого ими дела с самого его основания, и, главным образом, считаться с общественным положением и моральным уровнем лиц, участвующих в процессе. Но, как мы видим, в Америке все это не имеет никакого значения в глазах «защитников» справедливости. Как прав был Алексис Каррель в своей оценке современного положения в Америке. Не пишет ли и Флорентина в своем последнем письме, чтобы выиграть любое дело, нужно лишь иметь политический пулл[210], который она, к сожалению, не имеет. Также характерны и все опасения Смита, и отказ подать петицию к намеченному лицу. Страх и сомнение всюду являются самыми страшными преградами, и раз они имеются, то никакие маски не помогут. Всякое дело, сопровождающееся сомнением, осуждено на неуспех, потому мы, конечно, не настаиваем на подаче петиции указанному лицу. Конечно, не эти защитники согласились бы в свое время отнести мое письмо к Кузену[211], письмо, которое послужило основанием для принятия и подписания Пакта. Так, Радночка поймет, как часто именно джинны строят храмы. Получили Вашу телеграмму о деле с налогами. Вот еще одна вопиющая несправедливость!!! Но вы, родные, уже знаете Совет тянуть дело, насколько возможно. Продолжение совершенно необходимо, вернее, отложение их с тем, чтобы оставалась какая-то возможность начать их снова, когда придет срок. Думается мне, что не так важно, какое именно дело или иск можно затянуть, но должна остаться какая-то возможность. Очень хотелось бы, чтобы защитники нашли возможность охранить и продолжить наше право преследовать Хорша за нарушение доверия. Необходимо посоветоваться относительно всего этого с несколькими защитниками. Может быть, есть возможность узнать совет от адвоката знакомых князя Кудашева. Ведь один из его знакомых уже помог. И мы ему очень признательны за это. Умоляю Радночку и Амридочку приложить всю находчивость, чтобы добиться компетентного мнения, как сохранить возможность начать или возобновить дела против Хорша. Будет ли это на почве Музея, или нарушенного доверия, или чего-либо другого, но совершенно необходимо охранить право привлечения его к ответственности. Вот задача, которая стоит сейчас перед нами. Думаю, что, может быть, с Братом об этом не стоит говорить. Он может проболтаться. Должна признаться, что нагромождение бездарной защиты около дел настолько велико, что я решительно ничего больше не понимаю. Вижу лишь одно, что законы страны служат на защиту жуликов и все «стражи» справедливости видят ее лишь через золотое сияние. Приходится согласиться с выдающимися учеными и мыслителями, что лишь революция в мышлении молодого поколения может спасти страну от полной дегенерации. Сейчас мы наблюдаем такую же дегенерацию и, увы, гниение в Европе. Все склонились перед бронированным кулаком. Но напрасно думают близорукие, что благодаря их позорным уступкам (следовало бы назвать эти уступки другим словом) нечто прояснилось. Нет, нарыв загнан внутрь. Тем ужаснее будут последствия. Все эти дни сердце болит и плачет за преданную страну[212], за попрание человеческого достоинства, за осознание глубины мирового разложения. Если бронированный кулак продолжит свой блеф, то он добьется решительно всего. Европа настолько психологирована его угрозами, что готова сейчас выполнить все его требования. Конечно, в результате происшедшее особенно тяжко отразится на двух главных державах, поручившихся за целость преданной ими страны. Весь восток готов был поддержать Англию и помочь ей сдержать ее обязательства по отношению к Чехословакии. Трудно сейчас близоруким учесть все последствия такой позорной капитуляции. Но всем существом, всем сердцем я подписываюсь под речью главного министра А.Купера[213]. Карма народов свертывается. Теперь относительно Алисы Бейли. Почему бы Зиночке не повидать ее? Знаю, что ярые очень не любили и поносили ее, но в то же время очень опасались ее. Я встречала <...>[214].
Е.И.Рерих – Ю.Д.Монтвидене 8 октября 1938 г. Naggar, Kulu, Punjab, British India Доверительно Родная наша Юлия Доминиковна, радовалась от всего сердца, что Вы собираетесь немного поберечь себя, что совершенно необходимо. Относительно фруктов и овощей думаю, что нужно воздерживаться от некоторых из них и, конечно, в сыром виде. Если вареные фрукты и овощи переносятся Вами хорошо, то, конечно, в небольших порциях можно испробовать их действие. Сами Вы должны очень прислушиваться, что вызывает в Вас неприятные реакции. Лучшие врачи всегда внимательно прислушиваются к желаниям своих пациентов. Но, во всяком случае, преимущество должно быть за мучной и молочной диетой и лишь иногда допускайте вареные нежные овощи и фрукты. Кажется, и вареный картофель принадлежит к мучной диете. Орехи казались мне всегда тяжелыми. Но каждый организм так индивидуален. Очень одобряем Ваше распределение групп и от всего сердца желаем им успеха в намеченной ими программе. Получила разрешение послать Вам копию книги «Надземное», которая еще не так скоро будет издана и, во всяком случае, с некоторыми пропусками. Книга эта должна храниться у Вас, и Вы будете читать ее лишь с полнопреданными лицами. Конечно, остальные, как, например, братья Хмелевские и наш провинившийся друг Тарабильда, не должны знать о существовании такой книги, которая читается доверенным лицам. Пусть его настроение сначала уравновесится. Такую же копию я отослала Надежде Павловне и сообщила ей, что посылаю и Вам, просьба не писать никому о том, что ей доверена новая книга. Много обид может произойти, если кто-то из мнящих себя высоко продвинутыми вдруг не получит книги. Указано послать только Рихарду Яковлевичу в Ригу, в Литву – для прочтения в старшей группе. Часто встречающееся имя Урусвати в этой книге лучше не произносить целиком. Достаточно первых [двух] букв. Когда получите книгу, сообщите, пожалуйста, как она дошла, и я немедленно вышлю Вам следующие страницы. Большое спасибо за присланную группу. Сколько милых лиц! Но некоторых прежних уже не вижу. Итак, родная Юлия Доминиковна, берегите себя и утверждайте мужество в сердцах близких. Времена грозные и трудные. Невозможно примириться с наблюдаемым сейчас, с одной стороны, неслыханным насилием, с другой, нравственным разложением. Истинно, бывают времена хуже войны. Сердце болит и плачет за Чехословакию. Тяжко переживать капитуляцию мощных держав перед бронированным кулаком. Близорукие думают, что нечто прояснилось, наоборот, все жестоко осложнилось и, на самом деле, нарыв загнан внутрь. Тем опаснее будет разложение. Всем существом согласна с мнением, высказанным английским морским министром и другими британскими военными авторитетами. Доблесть духа утрачена Европой. Лично я не верю, чтобы бронированный кулак мог бы противостоять всем соединенным силам Европы и Востока. Индия и Египет высказались единодушно за поддержку и помощь Англии в вопросе Чехословакии. Но сейчас лучшие позиции уже сданы, и как отразится на психологии некоторых стран такое несоблюдение державами своих обязательств? Также думается мне, что бронированный кулак очень опасался, что его блеф может сорваться. Но нужно отдать справедливость, что он правильно учел психологию некоторых лиц и стран. На сердце очень тяжело. Какие драмы переживают сейчас близкие нам народы? Возможно, что и переписка будет затруднена. Родная Юлия Доминиковна, верю Вашему сердцу, знаю, что охранит [оно] доверенный очаг от разрушителей. Знаю, что при сердечности найдете и необходимую твердость требовать от сотрудников соблюдения основ Учения. Дисциплина духа необходима.
Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой 8 октября 1938 г. Naggar, Kulu, Punjab, British India Доверительно Дорогая наша Надежда Павловна, не могла раньше ответить на Ваше письмо от 9 сентября со всеми приложениями. Занемогла и продолжительное время должна была воздержаться от всякой корреспонденции. Все происходящее в мире тяжко отзывается на моем самочувствии. Не могу примириться с наблюдаемым сейчас почти повсеместным разложением. Тяжко переживаю капитуляцию двух держав перед бронированным кулаком. Тяжки последствия таких уступок, следовало бы дать им иное определение. Близорукие думают, что нечто прояснилось, наоборот, нарыв лишь загнан внутрь, тем сильнее будет разложение. Истинно, бывают времена хуже войны. Передайте всем Вашим милым сотрудникам наш сердечный привет и пожелание, чтобы несмотря ни на что хранили мужество, и преданность, и веру до конца в Иерархию Света. Радовалась успехам нашей милой и хорошенькой скульпторши. Она действительно талантлива и заслуживает всякого внимания. Прочла Ваше прекрасное «Слово Матери». Толкование на § 107 из «Агни Йоги» правильно. Возможно, что по некоторым обстоятельствам придется реже переписываться, потому посылаю Вам новую книгу «Надземное». Указано читать ее лишь лицам, которым Вы вполне доверяете. Также имейте в виду, что имя Урусвати, встречающееся в этой книге, не следует произносить целиком. Мне сейчас некогда переписать, но лучше не произносить его слишком часто. Книга эта должна храниться у Вас. Такую же копию пошлю и Юлии Доминиковне, она тоже будет читать ее лишь самым близким. По-прежнему опасаюсь [братьев] Хмелевских и провинившегося Тарабильды. Он очень неуравновешен в своих настроениях, потому нужна с ним большая бережность и осторожность, не следует его перегружать. Книга «Надземное» не так скоро будет печататься и, вероятно, с большими пропусками, потому прошу Вас, родная Надежда Павловна, охраните эту книгу от любопытствующих и любящих похвалиться большим знанием и большим доверием, им оказанным. Также прошу не писать о ней некоторым корреспондентам Вашим, ибо имею Указание послать один экземпляр лишь Рихарду Яковлевичу для прочтения в ближайшем кругу. В Двинск еще не посылаю. Как Ваше самочувствие? Следите за здоровьем, ведь токи ужасны. Всегда и во всем соблюдайте осмотрительность. Времена очень трудные, но и они пройдут. Знаю, что сумеете охранить своих духовных чад от падений духа. Найдете мужество сердца поддержать всех шатающихся. Сумеете сберечь радость познанию и самоусовершенствованию для несения света на благо ближних. Шлю Вам самый горячий привет сердца. Часто думаю о Вас. Как только получите копию книги, сообщите мне, пошлю Вам следующие страницы.
Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу 12 октября 1938 г. Дорогой Евгений Александрович, задержала свой ответ, ибо последние события снова отразились на моем самочувствии. Невозможно без глубокого возмущения видеть, как попираются достоинство и все права человеческие. Психология растерянных овечек мне непонятна. Я противница всякого насилия, но в то же время сторонница противления злу. Потому так тяжко и так болезненно переживаю капитуляцию Европы перед ею же созданным пугалом[215]. Положение, которое создалось благодаря психологированию масс всякими устрашениями и близорукости многих и многих [вызывателей], чревато самыми тяжкими последствиями. Как Сказано, бывают времена хуже столкновений, и вот мы вступили в такие времена. Множества думают, что удалось избежать опасности, на самом же деле опасность еще увеличилась. Тяжко примириться, что Чехословакия, имевшая такую значительную и прекрасно вооруженную армию при замечательно укрепленной границе, могла так поспешно сдаться под угрозою силы, которая, конечно, никогда не смогла бы противостать блоку европейских держав. Да, когда утеряно мужество, то, истинно, все потеряно! Недаром все Учения настаивали и настаивают прежде всего на развитии мужества и бесстрашия. Страх – самый плохой советчик. Нужно отдать справедливость, что Хитлер и его сотрудники отлично поняли психологию Европы и блестяще учли момент для нанесения ей сокрушительного удара. Чего стоят сейчас все соглашения, все договоры? Кто будет кому верить? Истинно, пора бы женщине поднять голос и знамя мужества и бесстрашия. Нужно остановить гниение. Прилагаю параграф из Новой Книги: «При основных потрясениях могут обнаруживаться чувства самоотвержения или героизма, но при гниении происходит истечение сил бесполезное. Утверждаю, что худшая часть Армагеддона заключается в разложении организмов. При сильных столкновениях и Руководство может быть усилено. Но что же может быть сделано при усилении гангрены? Так люди сами способствуют разложению планеты. Они предпочитают полумеры или, вернее, четверть меры, чтобы не изменить сложившегося положения. Но пусть они убедятся, что сложенное ими положение есть гниение. Не следует все приписывать силам тьмы, иначе они покажутся гигантами. (Не стал ли Хитлер уже таким в глазах психологированных ими трусов?) Не лучше ли проверить, что именно отвергается человечеством и что ему представляется особенно милым? Разделим по этой грани науку, философию, искусства и физическую культуру и убедимся, как деление покажет болезнь человека. Каждое отрицание рассмотрим, чтобы убедиться, из какого источника оно происходит. Можно убедиться, что самые позорные причины слагают наиболее отвратительные отступления. Невозможно представить борьбу за Свет, основанную на уступках тьме!»[216] Еще: «Мы особенно ценим некоторые качества мудрости. Мудрость признает добро, откуда бы оно ни происходило. Мудрость порицает зло, откуда бы оно ни порождалось. Не думайте, что такие качества очень обычны. Наоборот, люди погибают от того, что ограничили добро и зло своими личными соображениями. Они ждут добро лишь с одной стороны и опасаются зла только от призрака, ими выдуманного. Между тем вы знаете, как причудливы области добра и зла. Никто, мысля о земном, не может представить, как нарождается добро или зло. Мы видели разбойников, становившихся подвижниками, и столпов церкви, творивших злодеяния. Нельзя заслоняться от широкого мировоззрения. Для проявления широкого мировоззрения следует согласиться во многом. Мудрость скажет – да совершится справедливость. Но мудрость не будет насиловать пути ее. Она поймет всю сложность условий справедливости. Мудрость почует и верные сроки и не будет своевольно ускорять их. Мудрость помыслит, насколько многие народы участвуют в каждом событии. Можно следить за поверхностью дел, но в глубине может нарастать совершенно иное движение. Можно почуять, насколько проявляется прежде сужденное, но под личиною неожиданности. Так нужно привыкать, что законы справедливости весьма многолики. Люди судят по своим привычкам, но закон выковывается в трех мирах и может считаться надземным. Ускорение или замедление зависит от многих космических причин. Часто малое земное движение будет отражением великого события на дальних мирах. Нужно согласиться во многом, чтобы претворить мудрость в реальность каждого дня. Мыслитель не забывал указывать, что для земного путника один путь, но над ним мириады путей»[217]. Теперь вернусь к вопросам в Вашем письме. Не согласна с построением Вашей фразы: «Умолчание или убегание в некоторых случаях в вопросах, могущих вызвать обострение отношений, есть невыявление своего облика, и это тоже близко граничит и с хитростью и мудростью...» Если, чтобы не вызвать обострения (всегда вредного) отношений или чтобы не смутить неподготовленное сознание, мы умолчим о том, что не может быть им воспринято, то такое наше действие не может называться убеганием или невыявлением своего лика. Это будет лишь сострадательным отношением к ограниченности нашего собеседника. Это будет не хитрость, но лишь проявление мудрой соизмеримости и целесообразности. Не указывают ли все Учения на необходимость говорить по сознанию собеседника, чтобы не причинить вреда и страдания? Осторожно нужно пользоваться определительными. Хитрость нельзя ставить рядом с мудростью, ибо первая всегда подсказана самостью, вторая же основывается на общем благе и целесообразности. Также убегание и сокрытие лика нельзя сравнивать с сострадательной воздержанностью и соизмеримостью. Вы спрашиваете, как понять речение: «Вот, здесь больше Соломона» (Матф. 12, 42). В общей эволюции можно нередко встретить такие сравнения. Нужно понять, что в первом случае (Соломона) имелось в виду обращение к одному народу, во втором (Христа) – уже мир. Христос уже указывал на отсутствие национальности. Каждое время требует своего Вестника. И каждый Вестник приносит ту весть, которая особенно нужна. Задание Христа было шире задания Соломона. Упоминание в «Тайной Доктрине» об «австралийцах, ныне быстро вымирающих...» относится к туземцам, вымирающим представителям отсталых племен третьей расы, но, конечно, не европейским поселенцам Австралии. Вымирающие туземцы будут рождаться среди самых отсталых представителей четвертой расы, которая еще весьма многочисленна. Прочла Ваше дополнение, не имею ничего возразить. Но перед тем как сдать Вашу книгу в печать, еще раз очень советую Вам нащупать местные настроения. Также прошу Вас не начинать издавать эту книгу до окончания перерегистрации Общества. Нужно явить большую бережность. Также опасаюсь темы о «падшем» ангеле. Некоторые писатели увлекаются гностическими представлениями (часто ложно истолкованными) и изображают «падшего» ангела в виде добровольной жертвы во благо человечества. Но все мое существо восстает против такого возвеличения тяжкого преступника против Божественного закона. Нужно очень бережно касаться таких тем, чтобы из желания уничтожить одно заблуждение не создать другое, может быть, еще более опасное. Вы знаете, какое сейчас гонение происходит на всех теософов, антропософов, масонов, розенкрейцеров и прочих со стороны православия и фашизма (какое трогательное единение!). Так, в Югославии предаются проклятию все масоны, забывая, что убитый король Александр сам был главою масонов, так же как и многие его министры. В той же Югославии православный собор назначил в Париж нового митрополита как бы заместителем Евлогия, ибо, по их мнению, митрополит Евлогий уклонился от православия! Даже малая просвещенность нетерпима этими ревнителями невежества. И в то же время мы узнаем, что бывший капитан и доносчик отец Виктор и другой пьянчужка отец Павловский в Харбин назначаются архиепископами!! Неужели они думают, что подобными мерами они укрепят свои позиции?! Но даже у самых скромных обывателей открываются глаза и они начинают прозревать творящееся мракобесие. Растет число отпадающих от православной церкви, ибо она оказалась наиболее косной. Потому советую принять в соображение все существующие настроения в Ваших местах. Получили ли Вы мое письмо от 13 августа? Давно ничего не имею от Федора Антоновича. Как его здоровье? Книга «Надземное» все еще собирается. Мое нездоровье несколько задерживает работу. Итак, проявим мудрость. И не будем ограничивать добро и зло своими личными соображениями. Примем во внимание многие обстоятельства. Да, в одном английском журнале «Свет» я нашла переписку по поводу фразы из молитвы Господней: «И не введи нас в искушение». Так один корреспондент утверждает, что он пересмотрел многие переводы и будто бы нашел текст (к сожалению, не упоминает, на каком языке), который гласит: «И не оставь нас в искушении» (во время искушения). Причем он пишет, что слова «не введи нас в искушение» явно в противоречии с речением апостола Иакова (1, 13). «В искушении никто не говори: "Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого"...» Этот же довод приведен и в «Тайной Доктрине». Сейчас много западных ученых занято сопоставлением древних переводов Евангелий. Шлю Вам привет и очень прошу явить бережность. Всего светлого. Духом с Вами. Е.Р.
Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису 13 октября 1938 г. Родной наш Рихард Яковлевич, рады были узнать о Вашем возвращении. Хотя Вы ничего не пишете о результате лечения, но милый Иван Георгиевич порадовал нас, сообщив, что оно было успешно. Письмо Ваше прочли с большим интересом, а некоторые строки с болью в сердце. Да, много неописуемого горя и страшного насилия творится в мире. Армагеддон ужасен и по размерам, и по жестокости. Тяжко переживается нами сдача и расчленение Чехословакии. Нелегко примириться с капитуляцией страны, у которой была превосходная миллионная армия, лучшая военная промышленность и укрепленная граница, почти непроходимая для угрожавшего ей соседа. Конечно, это не капитуляция Чехословакии, но капитуляция всей Европы. И самое замечательное, что капитуляция эта совершилась не перед действительною силою военного превосходства, но перед превосходством мысли. Враг понял, что главное оружие в мысли, в психологировании масс. И систематично занялся устрашением всеми способами своих соседей. Страх есть главный разлагатель. Враг выполнил свое задание блестяще, учел психологический момент для нанесения своего нового, еще более опасного удара, последствия которого неисчислимы. Капитуляция держав не спасла положения, как думают множества, но, наоборот, опасность только усилилась. Нарыв пошел внутрь. Сказано, что «при основных потрясениях могут выявляться чувства самоотвержения или героизма, но при гниении происходит истечение сил бесполезное. Худшая часть Армагеддона заключается в разложении организмов. При сильных столкновениях и Руководство может быть усилено, но что же может быть сделано при усилении гангрены? Так люди способствуют разложению планеты. Они предпочитают полумеры или четверть меры, чтобы не изменить сложившегося положения. Но пусть они убедятся, что сложенное ими положение есть гниение. Не следует все приписывать силам тьмы, иначе они покажутся гигантами. Не лучше ли проверить, что именно отвергается человечеством и что ему представляется особенно милым? Разделим по этой грани науку, философию, искусства и физическую культуру и убедимся, как деление покажет болезнь человечества. Каждое отрицание рассмотрим, чтобы убедиться, из какого источника оно происходит. Можно убедиться, что самые позорные причины слагают наиболее отвратительные отступления. Невозможно представить борьбу за Свет, основанную на уступках тьме. Мыслитель уже давно понимал красоту как благо»[218].
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |