Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2006 42 страница




Итак, пусть не будет упреков, но ради детей пусть относится спокойно к отцу их. Если Ваша дочь увлекается составлением симфонии к Учению, то пусть и продолжает. Именно, пусть больше работает над усвоением Учения. И если ей удастся приложить основы Учения в жизни, то и неправые устыдятся. Личный пример – самое убедительное действо. Пусть чаще бывает в стенах Общества.

Тяжко слышать, как люди любят ссылаться на «платоническую» любовь. Именно эта любовь была так непристойно истолкована легкомысленными людьми. Непристойность эта дошла до своего апогея в приведенной Вами сцене из «Трилогии» Мережковского. Нужно отдать ему справедливость, что в этом своем сочинении он мастерски охарактеризовал нравы того времени.

Но пусть не клевещут на любовь Платона. Именно любовь Платона была любовью надземного. Именно по Платону любовь есть чистое устремление и вдохновение, освобождение от всего низменно-чувственного. Любовь эта была направлена преимущественно к познанию идей и именно высшей среди них, к идее добра. В любви ко благу Платон видел и наивысшее назначение и блаженство человека. Платон всеми силами души устремлялся к избранной им Музе, своей Покровительнице, которая была ему оплотом в его жизненном пути, но Муза эта пребывала в Мире Надземном. Любовь Платона была великим ведущим началом. Потому понять эту любовь могут лишь те, которые преисполнены устремления к самому Прекрасному. Но любовь, наносящая страдание близким и рушение семьи, не может быть прекрасной и, следовательно, не может быть и посланницей Света, как некоторые хотят это понять.

Очень прошу Вас не доводить этого письма до сведения Вашего зятя. Оно его только озлит. Будем надеяться, что Ваш зять окажется человеком с характером и изберет правильный путь. Вашей милой дочери шлю силы для борьбы с собою и уверена, что она выйдет из нее окрепшей и умудренной. Страдания закаляют наш дух, в этом осознании находим утешение и бодрость.

Сердечный привет, всего светлого.

 

Е.И.Рерих – А.А.Каменской

2 августа 1939 г.

Многоуважаемая Анна Алексеевна,

На днях получила Ваше письмо от 23 июля с постановлением Русского Теософического Съезда в Париже и прошу Вас принять, а также и передать мою признательность членам этого Съезда за выраженные ими добрые чувства за русскую «Тайную Доктрину».

Очень благодарна Вам и за все весточки о дорогой нам Елене Федоровне и ее милой Наташе. Вы пишете о безнадежном положении Натальи Николаевны, и это нас очень удручает. Из чего выводят врачи такую безнадежность? Восхищаюсь душевным мужеством, с которым Елена Федоровна переносит это жизненное испытание. Так хотелось бы еще больше подкрепить ее и дать ей как можно больше духовной радости в осознании той большой работы по пробуждению сознания, которую она внесла в разнообразные круги нашего народа. Ее облик мне близок, и я горюю, что не могу быть около нее в это трудное время.

Счастлива была узнать, что нашлась русская душа, которая поможет Елене Федоровне запечатлеть страницы ее достойной жизни. Эти страницы вдохновят многих ищущих и будут служить им постоянной поддержкой в жизненной борьбе. И ныне переживаемая ею заключительная глава должна быть внесена и отмечена как нарастающий духовный подвиг самоотречения и большого понимания происходящих сейчас сдвигов и смен.

Всегда рада буду услышать и о Вашей столь полезной деятельности. Если встретитесь с Марьей Ивановной, то обнимите ее от меня. Она очень тронула меня вниманием и присылкою некоторых редких книг. Кроме того, знаю, как ценит ее дружбу Н.К., да и мой сын Святослав, встретив Марию Ивановну и ее сына, почувствовал к ним большое сердечное влечение, а так как наши сознания объединены, то их симпатии передаются и мне.

С сердечным приветом,

Искренно уважающая Вас.

 

Е.И.Рерих, Н.К.Рерих – Р.Я.Рудзитису

12 августа 1939 г.

Родной наш Рихард Яковлевич, только что получили четыре экземпляра моих «Писем». Сердечное спасибо за чудесное издание, но неужели же все экземпляры будут в таком нарядном переплете? Не слишком ли это щедро, и я этим немного смущена. Кроме шести, которые Вы пошлете в Индию, мне очень хотелось бы, чтобы Вы от моего имени послали в Америку пять экземпляров по следующим адресам: две копии на имя Зинаиды Григорьевны Лихтман, одну для нее и другую для Мориса Моисеевича Лихтмана, одну на имя мисс Ингеборг Фричи [Box 2087, Danbury Connecticut, USA], четвертую мистеру Гартнеру [Box 1765, Tulsa, Okla, USA] и пятую [миссис Сане Муромцевой, 219, Montclair Avenue, Montclair, New Jersey, USA].

Мы были так рады в последних письмах Гаральда и Ивана Георгиевича читать такие сердечные мысли о единении. Оно всегда ценно, а сейчас оно совершенно необходимо. Можно чаще перечитывать самые первые книги Учения, в них много указаний о будущем. Если бы от новых друзей в библиотеку Музея поступили в дар какие-либо художественные издания (у них их много), то это можно лишь приветствовать. Чем больше обогатится библиотека – тем лучше. К тому же всякий знак дружелюбия приносит свои плоды. А когда эти знаки в правильном направлении, то удача еще более усугубляется. В свою очередь, можете спросить знакомых, какой бы сделать книжный дар и их библиотекам. Таким образом несколько экземпляров монографии может протолкнуться через их канал. Теперь, когда отношения с друзьями еще улучшились, то можно бы при случае опять поднять вопрос о монографии на выраженных ими в начале условиях.

Как трогательно, что наш милый Клементий Станиславович так прекрасно старается закрепить единение и постоянно напоминает о Щите. Радуемся, что он находится в таких высоких настроениях, они облегчат и его страдания. При свидании передайте ему нашу ласку и нашу радость о нем.

Большая для нас радость, что Вы так устремленно и с такой бережностью работаете над доверенным трудом. Книга эта будет иметь совершенно исключительное значение. Ни разу ничего подобного не было выполнено. Но, преследуя историческую основу, Вы как поэт сумеете сохранить и надземное очарование высокого Понятия. Привожу несколько Бесед, которые еще не так скоро дойдут до Вас. «§ 491. Вы знаете, что без надземных чувствований нельзя преобразить жизнь. Никакая работа не может быть возвышена без воображения. Обратите внимание на хорошее слово – "воображение", оно не вымысел, не уловка лукавства, но нахождение высших образов, реализация высших понятий. Воображение всегда реально и правдиво. Невозможно представить, где живет эта правда, но она существует. Не думайте, что истинное воображение возможно во зле, нужно доброе устремление. Каждое зло сложит искаженные образы. Калейдоскоп нуждается в гармоническом движении, так и в созерцании высоких образов требуется открытое сердце. Каждое затемнение внесет извращение представления. Так опять связаны законы физические с основами психическими. Но даже самые высокие достижения должны быть забыты здесь, часто среди самой тяжкой нужды. Нередко богачи задумываются – почему их жертвы должны быть так облегчены? Они полагают, что жертва может быть лишь денежная, но они забывают, что прекрасная задача им доверена – сочетать монеты с высокими заданиями, но для этого нужно воображение. Многие ли стремятся повысить в себе это качество? Мыслитель поучал: "Каждому человеку дано заглянуть в Чертоги Божественные, но пусть приучит глаз смотреть в сияние Неба и распознавать всю жизнь пространства. Кому Небо пусто, тот имеет пустое сердце"».

Следующая беседа может относиться ко всем предающимся йогическим упражнениям и при этом не позаботившимся очистить свое мышление и расширить сознание.

«§ 487. Вы знаете, что воспитание мысли должно происходить последовательно. Каждый может представить себе тот ужас, когда сила мысли достанется злонамеренному человеку. Потому нравственное образование должно предшествовать учению о мысли. Невозможно ограничиться внешними приемами познания силы мысли, иначе мы будем творить злых колдунов. Давно учения предусматривали, чтобы злой человек не допускался до йогических упражнений. После, когда нравы огрубели, появились люди, овладевшие некоторыми внешними приемами и не позаботившиеся прежде очистить свое сознание. Конечно, и для очищения сознания нужно сосредоточение мысли, но такая мысль будет внутренней, без внешних посылок.

Люди мало понимают, что нельзя грязными руками браться за чистое дело. Казалось бы, такое условие понятно каждому, но в жизни оно применяется редко. Люди не думают – чисты ли их руки, и тем могут создать самые вредные химизмы. Люди прикрываются самыми громкими названиями, но таят внутри себя низкие намерения. Сколько злоупотреблений происходит! Нужны самые разумные меры, чтобы не проникали приемы мощи к злоумышленникам.

Подумайте, насколько и Наши труды затемняются, когда вмешиваются люди, овладевшие некоторыми приемами йоги с дурными намерениями!

Мыслитель указывал: "Сперва поймем добро и тогда пошлем его в мир"».

Получили ли Вы последнюю посылку «Надземное» до параграфа 470? Как Ваше самочувствие? Что Ваша милая семья? Шлю ей мои лучшие мысли и ласку будущим воительницам духа. Привет сердца Элле Рейнгольдовне, очень, очень часто думаю о ней, и так хотелось бы повидать ее и обо многом переговорить, но и это придет. По-прежнему все события послужат лишь на пользу Великому Космическому плану, и потому все принявшие Щит Света спасены будут. Чудесные вести приходят издалека. Храмина Духа скоро утвердится. Ничто не должно устрашать. Растет новая волна интереса к Швеции, и многие директора могут очень ошибиться в своих лукавых расчетах. Щит хранит Вашу милую страну. Самый сердечный привет от всех нас. Знаем, как Вы ведете Общество во благо.

Сердцем с Вами,

Е. и И. Р.

 

Е.И.Рерих – Г.И.Фричи[317]

12 августа 1939 г.

Дорогая Инге,

Только что получила вторую часть «АУМ», а также последние параграфы моего экземпляра и Ваше письмо от 20 июля – большое спасибо. Мы были необычайно рады узнать, что врачи не обнаружили у Катрин никакой язвы, а только нервное состояние желудка. Это во многом развеет ее опасения. Мы знали, что прямой угрозы не было, потому что Великий Учитель указал только на раздражение слизистой оболочки желудка. Как я уже писала, подобное раздражение слизистых стало серьезной эпидемией. Поэтому следует беречься, придерживаться легкой пищи и избегать простуды. Н.К. также страдает от подобного раздражения слизистых, но сейчас его состояние улучшилось. Настойка арсеника, железа и нукс вомика хорошо ему помогают. Катрин должна укрепить свое общее нервное состояние, и, возможно, врачи нашли для нее лучшее средство. Мы постоянно думаем о ней и шлем ей свою любовь. Рады слышать все хорошие новости о Спенсере.

Как только я внимательно прочитаю посланные Вами страницы, то верну их – они могут Вам пригодиться. На днях я пошлю Вам свою корректуру первой половины второй книги «Листов Сада Мории», а в понедельник вышлю вторую половину для Катрин. Мне бы очень хотелось, чтобы Катрин и Вы, дорогая Инге, внимательно прочитали эту книгу. Я очень ее люблю, ибо в ней содержатся все основы. После того, как прочитаете ее, пошлите, пожалуйста, эту копию Эми, у которой, возможно, найдется время переписать ее начисто, и тогда будет легче выявить оставшиеся неточности перевода. Одну копию Эми может хранить у себя, две послать Катрин и Вам и одну Дедлею. Уже давно я ничего не слышала от Эми. Надеюсь, у нее все хорошо. Как здоровье ее мужа? Когда Катрин будет писать ей, пожалуйста, пусть пошлет ей мою любовь.

Светик сейчас занят своими картинами. Он работает с утра до ночи, и мне будет очень грустно, если его выставка не состоится из-за нехватки средств. Должна сказать, что каждая его новая картина лучше предыдущей. Мечтаю о том времени, когда у него появится возможность посетить крупные европейские центры, чтобы обновить свои впечатления от музейных сокровищ. Тяжело работать, не имея сравнений. Только соприкасаясь с творениями прошлого и современного искусства, художник может найти свое истинное «я». Некоторые из его замечательных полотен останутся в Индии. С одной стороны, это грустно, но, с другой, они окажут здесь огромное влияние. Каждый, кто видел его картины, искренне восхищается ими. Можно видеть, как они захватывают внимание зрителя. Светик стал зрелым – и во взглядах, и в живописи, и общение с европейским искусством принесет ему еще большие возможности. Поистине, он великий художник, и его необычный талант проявляется во всем, что он делает. Радостно видеть, как тонко, как прекрасно, как находчиво и легко разрешает он самые сложные художественные задачи, и тяжело быть свидетелем его страданий от осознания того, что сейчас его крылья подрезаны. Мне бы хотелось увидеть его в Америке, да и сам он очень любит Америку. Конечно, мы находимся на пороге великих перемен. Чем ближе время, тем труднее ожидание. Издалека приходит много самых замечательных новостей. Сужденное свершится, и все события только помогут Новой Стране.

Хотелось бы больше знать о Катрин, Спенсере и о Вас самих. Каждая строчка от наших добрых друзей дорога нам.

Только что пришла почта и принесла долгожданное письмо от Эми. Я была счастлива узнать, что она чувствует себя намного лучше. Ее письмо, как всегда, наполнено заботой о Катрин, и эта любовь делает ее еще ближе мне. Она спрашивает, стоит ли ее брату Джорджу продолжать свое художественное образование на 310[318]? Если школа так бедна, как он говорит, мы не видим в этом никакого смысла. Не сомневаемся, что эта школа постепенно развалится, как и все, построенное на ненависти. Несмотря на то, что смущение мира очень велико и благоприятные перемены пока еще ясно не обозначились, уже чувствуется приближение нового психологического момента. Многое изменится неожиданно. Уже наблюдается отношение к нашей стране как к новому миру. Это ценное качество также следует использовать.

Вероятно, Вы уже получили августовский номер лондонской «Студио» со статьей Конлана и репродукциями. Следующие репродукции выйдут в ноябре. Конлан прислал экземпляр г-ну Фосдику. Уже знак возобновления интереса. Конлан также пишет, что в Англии книга была представлена на балете «пятьсот лет назад до рериховского "Игоря"». В Болгарии местным художником задумана новая монография о Н.К. Конлан составляет подробную биографию Н.К., и это очень важно, ибо он высококультурный человек, хорошо разбирающийся во всех современных художественных течениях.

Одним из моих самых счастливых дней будет день, когда мы встретим Катрин, Вас и Спенсера и нашу Катрин покинут все ее тревоги. Пожалуйста, передайте Катрин мою любовь и нежность, сердечно целую Вас и Спенсера.

Сердцем и духом [с Вами].

 

Е.И.Рерих – Ю.Д.Монтвидене

15 августа 1939 г.

Дорогая и родная Юлия Доминиковна, шлю Вам привет и любовь моего сердца. Надеюсь, родная, что Вы дали себе некоторый отдых и здоровье Ваше улучшилось, хотя именно сейчас так тяжка атмосфера, что почти невозможно сохранять равновесие. Часто приходится повторять Соломоново изречение – «И это пройдет». Пожалуйста, хотя бы самыми краткими весточками сообщайте о себе и ближайших друзьях. Ведь Вы, родная, и Ваши ближайшие друзья – члены нашей тесной духовной общины.

Несказанно порадовало меня письмо Екатерины Яковлевны Драудзинь, Вашего большого друга, она пишет: «При свидании с литовскими друзьями нас всегда восхищает их устремленность и духовность. Я все еще полна того духовного подъема, который в нас вызывают наши друзья. Я близко сошлась с Юлией Доминиковной и некоторыми друзьями и горячо полюбила их. Я многому научилась у Юлии Доминиковны, в ней много такого, чего у меня не хватает. Она удивительная – маленькая, худенькая, но каждое ее движение полно такого огня и властности, что поневоле увлекает и убеждает. Она говорит: "Если иначе не могу, то я просто приказываю и если кому-то это не нравится, то я не горюю о его отходе от общества, этим общество только очищается от нежелательных элементов и становится крепче и сплоченнее". Несмотря на ее строгость, члены говорят: "Мы свою "пиромининку" (правильно ли я разобрала это слово) на руках носим, так мы ее любим и уважаем". Если где Учение проводится в жизнь, так это у них...» Дорогая Юлия Доминиковна, все сказанное о Вас и Ваши слова – радость моему сердцу, только так можно охранить чистоту Заветов и укрепить Учение. Личный пример есть лучшее убеждение.

Так хотелось бы дослать Вам и дальнейшие параграфы из «Надземного». Может быть, сделаю это через латвийских друзей.

Слышала от Рихарда Яковлевича и о Вашем широком даре на издания. От всего сердца спасибо, но [не] слишком ли Вы щедры, родная? Ваше самочувствие требует заботливого отношения, отдыха и некоторых удобств, не лишили ли Вы себя этой возможности? Меня это очень тревожит. Когда мы несем известную миссию, мы обязаны поддерживать силы, чтобы лучше выполнить задание. В самоотверженности своей не забывайте это, родная. Н.К. шлет Вам свой самый сердечный привет. Он понемногу поправляется после приступа лихорадки и раздражения желез. Температура его доходила до 40 градусов с лишком, и я очень устала, ухаживая за ним. Сейчас мы его подкрепляем нукс вомикой, мышьяком и железом. Может быть, Вы спросите врача – не полезно ли и Вам подкрепить себя такими средствами? Сейчас хворает наш Владимир Анатольевич, у него бронхит, и очень сильный. Раздражение слизистых оболочек приняло характер широко распространенной эпидемии. Многие друзья в Америке жалуются на сильнейшие боли в желудке, но по исследовании никаких язв не обнаруживается. Прилагаю Беседу в связи с этой эпидемией. «Вы знаете, что выдача психической энергии и потрясение ее различны в своей сущности, хотя и сходны по признакам. Люди не понимают, что раздражение слизистых оболочек связано с выдачей психической энергии. Такая усиленная выдача происходит при усилении мыслительной деятельности. Совершенно индивидуально поражаются гланды и ткани. Посылки энергии на расстояние также вызывают напряжение гланд, особенно когда космические токи неблагоприятны. Но потрясения психической энергии могут происходить и без напряжения мыслительной энергии: потрясения нравственные, или горе, или неожиданные удары, или удачи могут прервать энергию. Если мировые события грозны, то может получиться целая эпидемия, ее наименования будут различны, будут приписывать сердечные, простудные или желудочные причины, но истинная причина не будет произнесена. Заметят увеличение нервных заболеваний, но в конце концов каждая болезнь затрагивает нервную систему. Лечение должно быть как телесное, так и духовное. Нужно спокойное устремление к высоким предметам. Нужно спокойное повторение Соломонова изречения – "И это пройдет". Если недостаточно самовнушения, то можно применить внушение извне. Полезные лекарства знаете: нукс вомика, мышьяк и железо, в случае упадка сил – мускус и, конечно, старый друг валериан. Теплые ванны полезны всегда, остальное зависит от местного заболевания. Так можно помочь в разных фазах психического напряжения. Люди не должны думать, что такая эпидемия не заслуживает внимания, наоборот, все связанное с нервными центрами может распространяться быстро. Незнание причины всегда ведет к плохим следствиям. Если еще добавить всевозможные самоотравления, то получится печальная картина. Скажут: "Опять пугаете", но тогда каждый врачебный совет будет запугиванием. Если Мы видим возникновение опасности, Мы должны предупредить о ней. Кто-то будет насмехаться над устремлением к высоким предметам, для него и музыка и искусства лишь безделье. Он не знает слова "экстаз", для него это вредный предрассудок. Мыслитель знал таких насмешников. Он говорил: "Государство должно изгонять закоренелых невежд. Пусть они найдут для себя какой-то остров. Но море поглотит такое хранилище глупости. Законы Природы можно нарушать лишь до некоторой степени"»[319].

Так как остается еще почти две страницы, добавлю еще несколько Бесед.

«493. Вы знаете, что люди особенно боятся чувства одиночества. Это не страх, но особое гнетущее ощущение. Оно вполне естественно для человека, не знающего о Тонком Мире, о непрерывности жизни. Но иногда такое же чувство является и у людей, знакомых с основами Бытия. Следует выявить причины такого непреодолимого чувства. Можно предположить, что влияют неприятные сущности или предчувствия могут вызывать такое подавленное состояние, но кроме таких несомненных причин может быть еще космическое воздействие. Химизм тяжких токов может обволакивать человека и создавать как бы изолированное состояние, при котором человек ощущает одиночество. Но каждому дана панацея, он может рассеять любое воздействие, обратитесь мысленно к друзьям. Человек имеет друзей не только на Земле, он может призвать из Тонкого Мира многих верных сотрудников.

Кроме того, он может знать о Нас, и такое обращение не останется втуне. Оно может вызвать ответ в неожиданной форме, но угнетающий химизм будет рассеян. Много предстоит открытий научных, но познание основ Бытия все же будет краеугольным условием. Так вы заметили, что передача мысли на расстояние в научной обстановке мало продвигается, недостает надземных чувствований и признания основ Бытия. Мыслитель жалел людей, которые укорачивают не только жизнь, но и мысль».

«492. Вы знаете, что преданность ценна, лишь когда она проявляется в полной мере; в такой мере, что человек и не мог бы проявить ее сильнее. Тогда слагается мощный, благотворный химизм, который целителен на дальнее расстояние. Но всякая половинчатость должна быть отнесена в область лукавства.

Человек обманывает и себя и других, тем он творит яды смертоносные. Человек должен сказать: "Предан, если даже это мне не выгодно". Но какая же уродливая преданность будет, когда люди воскликну "Будем преданны, так будет очень выгодно!" Никто не сомневается, что каждая корыстная преданность заслуживает иного названия.

Наше Братство основано на взаимной преданности. Мы знаем, что не может быть таких обстоятельств, которые поколебали бы преданность. Могут сказать, что такая преданность получается от долгого сотрудничества. Правильно, но во многом люди сотрудничают, но преданность не крепнет. Так нужно испытывать преданность от самого малого, она укажет, как обойтись бережно, не создавая осложнений.

Преданность не есть порабощение, она есть улыбка понимания и сочувствия. Вдумайтесь в это прекрасное слово, оно выражает гармонию, основанную на созвучии чувств. Каждый человек мечтает о сочувствии, но часто он требует сочувствия лишь к себе, забывая, что само это понятие предполагает обоюдность. В этом недоразумении скрываются многие несчастья.

Мыслитель говорил: "Человек требует сочувствия, но где его ответное чувство? Он считает себя наиболее несчастным, но мерил ли он несчастья других?"».

«§ 494. Вы знаете, что во время опасности люди забывают даже самые спасительные советы. Даже воображаемая опасность уже лишает людей мышления целесообразного. Самые поучительные рассказы существуют у разных народов, как домохозяин учил своих близких, как поступать на случай пожара, но когда пожар произошел, то все поступили наоборот. В спартанских школах приучали детей к всевозможным опасностям, чтобы развить находчивость. Так же нужно поступать и теперь, когда опасности приумножились. Особенно странно наблюдать людей, изобретающих несуществующие опасности. При этом они менее всего озабочены мировыми опасностями и более всего они трепещут о своем бытии. Никто не может внушить им, что мировые бедствия сметут их очаги. Они никогда не согласятся, что опасность для планеты больше, чем для их дома. Даже не принято обсуждать мировые опасности. Для таких обсуждений должны быть какие-то служебные жрецы. Но когда наступит эпоха, явленная для понимания всеобщей целесообразности, люди могут тогда собрать советы, как им встретить самые сложные невзгоды. Пусть и в школах будут готовиться к возможным опасностям, но это знание не должно лишать род людской жизнерадостности. Каждый прошедший жизнь может сказать, что и в самой опасности есть зарождение радости. Мыслитель знал, что радость зарождается во всех опасностях». Что может быть радостнее оказания помощи близкому во время опасности?!

Родная Юлия Доминиковна, примите еще раз горячую признательность моего сердца за Ваше чуткое понимание принятой на себя ответственности. Да будет благословение Владыки над Вами и Вашими близкими друзьями. Обнимаю Вас крепко и посылаю силу и радость.

Сердцем с Вами.

Е. Р.

 

Е.И.Рерих – А.М.Асееву

19 августа 1939 г.

Дорогой Александр Михайлович, спасибо за майское письмо. Порадовались, что Вы преуспеваете в Вашей врачебной работе. Но, видимо, местные нравы немногим, если только вообще отличаются от Рготинских. Именно всякие Бонзики сейчас настолько завладели и отравили психику многих хороших людей, что просветление возможно лишь при совершенно необычных обстоятельствах. На такие сознания никакие спокойные доводы не действуют. Не приходится удивляться и тому гангстеризму, о котором Вы пишете, все это знамения времени, дискредитирование клерикальной системы идет по всему миру и не кто [иные], как сами представители ее, стараются и кто во что горазд. Не печалуйтесь и спокойно наблюдайте эти гримасы жизни. Есть немало светлых и пока Вам неведомых сознаний, и для них и будем трудиться. Пробьет час, и принесем и заложим то, что нам доверено. Светлые и радостные вести летят с дальних мест, растет и ширится народная целина и в своем мощном устремлении тысячеручно вознесет сужденную Храмину Духа.

Получили первый № «Глагола», не нравится мне его язык. Кому нужна такая грубость? Чувство подсказывает мне явить осторожность с этими кругами. Вы, вероятно, уже знаете, что Батурин продолжает свои нападки на все связанное с Агни Йогой. Но так и должно быть, ибо не он ли восхвалял в своей книге «Враги Вселенной» немецкого фюрера? Читали ли Вы статью Зенкевича, написанную в ответ на Батуринские выпады? В ней есть освещение некоторых любопытных фактов, прилагаю ее к письму. Отвечать на все эти выпады не собираемся, ибо невозможно полемизировать на страницах журнала, когда нет уверенности, что смысл Вами сказанного не будет превратно истолкован. Так, г-н Батурин, приводя речения из Живой Этики, своевольно искажает их; например, «денежный отчет» превратился в редакции г-на Батурина в «банковский счет». Полемика хороша, когда обе полемизирующие стороны понимают, что есть честь и честность, но когда эти понятия отсутствуют, то всякая полемика делается невозможной, да и все прочие отношения становятся под вопросительным знаком.

Точно так же ополчились на нас г-да Аров и Дикман, последний произведен уже в Шри Харри Дикман. Очень не по вкусу пришлось им мое письмо к Вам по поводу хатха-йоги, помещенное в Вашем сборнике. Так, г-н Дикман провещался статьей «Слава хатха-йоги» в журнале «Дивайн Лайф», издаваемом в Индии. Статью г-н Дикман начинает сообщением о том, что президент болгарского отделения общества «Дивайн Лайф» обратился к нему с просьбою написать нечто в защиту хатха-йоги, ибо этот путь так дискредитирован европейскими оккультистами, теософами и рерихианами, и, как говорит г-н Аров, президент берлинского отдела общества «Дивайн Лайф»: «Удивляюсь, какое право имеет г-жа Рерих бросать грязью в эту чудесную систему хатха-йоги? И действительно, если послушать речи этих теософистов, рерихианов и т.д., то можно просто изумиться, не утратили ли эти люди все свои распознавательные способности, или же они имеют какую-то иную цель, вводя читателя в заблуждение?..» Также в этой статье указывается, что «рерихиане так же, как и теософы, верят в мистических Махатм М. и К.Х. Можно лишь сожалеть, что в наши дни, когда преграды между Востоком и Западом устранены, когда учителя высшего порядка стали доступны во плоти и когда сам Парамахамса Суами с Гималаев (я подразумеваю Суами Шивананда Сарасвати) протягивает руку помощи, именно можно пожалеть, что кто-то может еще верить в учителей, которых никто не видал и местопребывание которых иногда на Земле, иногда же – где-то на астральном плане, смотря по тому, насколько это отвечает различным целям писателя...». Затем г-н Дикман пишет, что тот метод, к которому прибегают последователи Агни Йоги, не может пробудить действие кундалини-шакти (!), но не сообщает, в чем же этот метод состоит. И далее: «Обязанность каждого истинного любителя йогической культуры предупредить каждого неспециалиста, каждого начинающего против такой подделки йогической литературы, как "Агни Йога", "Листы Сада Мории" и пр.». Так на каждой строке своего писания г-н Дикман обнаруживает свою поверхностность, вернее, невежество и затаенную злобу, которая, конечно, есть лишь замаскированная зависть. Он, видимо, не знает или умышленно избегает упомянуть, что буддизм, давший целый ряд замечательных учителей и провидцев, всегда преподавал срединный путь, определенно запрещающий предаваться всяким физическим или телесным истязаниям. Их упражнения состояли в очищении мышления, в высоконравственном образе жизни и в воспитании и дисциплинировании мысли, что гораздо труднее всяких физических напряжений. Умение долгого и полного сосредоточения на каком-либо одном предмете и строго последовательная медитация даются с большим трудом, и мало, очень мало охотников подвергнуть себя такой дисциплине. Механические отсчитывания при выдыханиях или же кувыркание и подвешивание вниз головой на шесте гораздо проще и легче. Путь срединный, Путь Золотой, Путь Огненный и есть Путь Агни Йоги. В доказательство необходимости физических упражнений г-н Дикман приводит слова Иогананды, индуса, уже несколько лет как устроившегося в Америке, его мы тоже знаем. Так этот Иогананда говорит: «Как нельзя пройти туннель посредством воображения, так же точно ученик не может поднять кундалини-шакти только лишь воображением». Совершенно правильно, что ни одно великое достижение не может быть достигнуто одним лишь способом, нужна совокупность многих условий. Но сравнение Иогананды неудачно, ибо высокое поднятие кундалини-шакти (экстаз) все же возможно именно при наличии психического устремления, которое очень близко стоит к воображению. Но, вероятно, то воображение, которое имеет в виду Иогананда, ничего общего не имеет с истинным воображением, близким к криашакти, которое так развивается при психических упражнениях. Так раздражение центра кундалини, вызываемое при физических упражнениях и при отсутствии высоких психических и нравственных достижений, никогда не приведет к высокой Йоге. Факиры (прирожденные медиумы) и прочие представители хатха-йоги, обладающие разными сиддхами, не редкость в наших краях. Вы можете увидеть здесь самые невероятные, самые чудовищные выявления подобных сиддх. Так к нам приходил один такой хатха-йог, имевший большое число последователей, он предложил демонстрировать перед нами свое достижение, оно состояло в том, что он мог поднять один маунд, или 32 английских фунта, на своем мембрум вирилэ[320]!!! Сами судите, нужны ли подобные достижения грядущей эволюции. Не этими ли достижениями увлекся и наш милейший Сеплевенко?!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.