КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дописьменное общество
ОБРАЗОВАНИЯ Эволюцияшкольного Образование как особый социальный институт существовал не всегда. Его не было в примитивном, первобытном обществе, где овладение навыками и знаниями новыми поколениями было непосредственно вплетено в социальный и производственный процессы и вовсе отсутствовали школы, учителя и т.д. Выделение особого института образования начинается в доиндустриальном обществе на основе расширения и углубления общественного разделения труда, развития сословного неравенства и государственной системы с целью обеспечения специальной подготовки представителей привилегированных слоев общества. Остальная масса людей усваивала тогда необходимые ценности и знания в семье и в процессе производственного обучения (ученики, подмастерья и др.). В средневековой Европе возникают религиозные школы и первые университеты, в которых может обучаться лишь очень узкий круг людей из богатых и высших сословий. Основная задача образования — передать потомкам свод знаний, разработанный предками. В дописьменных обществах это делается изустным способом. Специалисты полагают, что по отношению к примитивным, до-письменным, обществам надо говорить скорее не столько об образовании, сколько об инкультурации, в процессе которой культурные ценности и практические знания, а также мифы и легенды передавались от одного поколения к другому. Передача знаний самым примитивным способом возникла еще в первобытном обществе и сохранилась по сию пору, например, у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, како- вы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как надо ориентироваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, он сообщает также о загадочных явлениях природы, традициях и обычаях племени. Конечно, и это надо считать образованием, точнее его ранней формой. Школа существовала не как система правил, а как цепь людей, одни из которых рассказывают, а другие слушают, одни показывают, а другие смотрят. Изустная традиция являлась основой первобытного образования. Не было еще отдельно стоящих зданий, которые именовали бы школой. Вся социальная жизнь у таких людей умещается на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и приготовляли пищу, рожали и воспитывали детей, передавали охотничьи знания от стариков молодым. Передача навыков и знаний происходила здесь же, чаще всего у костра, в лесу, в походе. Чтобы загнать крупного мамонта, а затем убить его, или чтобы поймать среднего по размерам парнокопытного, надо было обладать выносливостью, мужеством, знанием повадок животного, умением бесшумно нападать, метко стрелять. Как надо было знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилучшего сбора, иначе в такой трудной профессии, как собирательство, не удержишься. Первобытный человек должен был хорошо знать также сезонные маршруты миграции животных, рецепты приготовления и выпечки мяса, изготовления и применения шкур в качестве одежды, домашней утвари, оружия и домашней обстановки, секреты изготовления сложносоставных орудий труда и оружия. Не было и никаких специальных предметов, которые позже назовут школьными принадлежностями. Материальная культура охотников и собирателей сведена к минимуму, а собственность на вещи и предметы высокой ценностью еще не обладает. Они мешают быстрому передвижению в пространстве. Основные орудия — палка, дубинка, пика, лук и стрелы, рыболовные принадлежности, ловушки, огонь и емкости для хранения и транспортировки пищи. Люди древнего каменного века приобрели обширные знания о материалах, используемых при производстве орудий труда, оружия, одежды и посуды, устройстве жилищ. Эти знания позволяли им находить новые источники добывания пищи и способы охоты. Вместо крупных животных, мамонтов и северных оленей объектом охоты стали туры, дикие свиньи, олени, косули и лоси. Охотники должны были отлично знать повадки животных, перемещавшихся по территории, на которой люди уже жили оседло. Охотники и собиратели изучали территорию вокруг своих поселений, чтобы находить новые виды продуктов питания растительного и животного про- исхождения. Это позволяло собирателям на длительный период оседать в районах с изобильными источниками пищи. По мере того как в долине Нила, Тигра и Евфрата возникали первые цивилизации, совокупность знаний, которыми обладали люди, как по своей форме, так и по содержанию, стали настолько сложными, что их уже было невозможно передавать непосредственно — от человека к человеку. Пришлось подумать о способах, при помощи которых можно было бы накапливать, записывать и передавать культурное наследие. Приблизительно за 3500 лет до н.э. люди изобрели письменность. Шумеры проявляли удивительную тягу к научному знанию о мире: задолго до греков они были лучшими математиками и астрономами. Знания, накопленные предками, передавались мальчикам и юношам в многочисленных храмовых школах. Здесь учили читать клинопись, вести хозяйствен ные записи, наблюдать звездное небо, точно определять площади земельных участков. Шумеры высоко ценили мудрость, которая, по их мнению, была сосредоточена в ушах человека; поэтому на многих рисунках людей изображали с большими оттопыренными ушами. Шумерская школа, первая из известных в мире, создавалась при храмах и имела следующую структуру: отец школы, «владеющий хлыстом», обязанностью которого было поддерживать суровую дисциплину, наставник, следящий за посещаемостью, и учителя, перед которыми ставились все те же задачи — научить читать и писать путем многократного копирования. Счи-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |