Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа» значит досуг




С. Иванов

Врезка

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

В качестве самостоятельного учреждения школа сформировалась в Древ­нем Египте — в 3-м тысячелетии до н.э. Именно тогда возникли первые об­щеобразовательные школы и профессиональные школы чиновников. Иначе говоря, сформировались роли учителя и ученика, появились специальные средства записи новых знаний — аналоги нынешним тетрадям, средства передачи знаний — учебники, специальное помещение (классная комната), режим занятий, система оценки знаний и многое другое, что составляет неотъемлемые атрибуты полнокровного образования.

Согласно наблюдениям этнографов, в «прими­тивных» племенах никто, как правило, не прояв­ляет особой заботы о детях, переросших младен­ческий возраст, и те всему учатся сами, наблю­дая за родителями. Усиление заботы о подрастающем поколении сопровождается по­всюду резким ужесточением наказаний. «Уши юноши — на спине его, и он внемлет, когда бьют его»,— делится опытом древнеегипетский учи­тель Аменемопе. С тех пор это вошло в практи­ку—в английских закрытых школах секли до недавнего времени.

Институция, которую можно назвать прообразом школы, с самого начала была нацелена на обуче­ние возвышенному. Так, дети малийского племе­ни мандинго по вечерам собирались вокруг ста­рухи, которая рассказывала им предания и мифы, у бразильских тупинамба функцию учите­лей выполняли старейшины. При этом слушали их как дети вождей, так и безродные подкиды­ши. Но лишь только школа чуть формализуется, она немедленно теряет свой изначально демо­кратический характер. Полинезийский народ ма­ори развил у себя сложную двухступенчатую систему обучения, именовавшуюся специальным


термином «варекура». Школа для отпрысков «благородных» родителей (ариков) была одна на все племя, ее строили и в ней преподавали ис­ключительно жрецы. В «класс» поступали в 12-летнем возрасте и учились с осени до весны в течение 4-5 лет. Будущей элите преподавали ми­фологию, генеалогию, искусства, по окончании курса устраивали выпускные экзамены. Знания,

которые усваивали в такой школе, были тайны­ми и хранились в секрете от простого народа. Сакральность школы — обязательный этап в ее развитии. Так было устроено обучение у галль­ских друидов, которые создавали вокруг самого процесса преподавания атмосферу столь неве­роятной секретности, что в результате все их знания погибли без следа. Но по мере того как жрецы становились государственными чиновни-

В Древнем Египте существовали два типа школы — для писцов, которы­ми ведали государственные чиновники, а школы находились под патрона­жем государства; для жрецов, где готовили будущих служителей культа, а школы находились при храмах и на их обеспечении. Обе были рассчита­ны главным образом на молодежь из знати и зажиточного населения. Они отменно выполняли функцию канала вертикальной мобильности. Харак­терным примером может служить карьера чиновника III династии Метена, который, унаследовав от своего отца — писца и судьи — небольшое помес­тье с несколькими душами крестьян, получил во время своей службы огром­ные наделы в качестве царских пожалований. Представители знати носят титул «eripatiu», который переводят: «стоящий над людьми»; таким образом, титул обозначал принадлежность к высшему сословию1.

Оба типа школы — светская (для чиновников) и религиозная (для жре­цов) — имели две ступени: овладение теоретическими знаниями и практи­ческая подготовка к будущей профессии. Детишки египтян поступали в школу рано, а заканчивали ее как и мы — в 16 или 17 лет. Однако в возрасте 13 лет будущие писцы отправлялись в государственный офис и там закреп­ляли свои знания на практике, а будущие жрецы — в храмы, где постигали основы ритуалов и культовых обрядов. На этот период учащиеся получали статус практикантов. Обе стадии, несмотря наряд общих предметов, напри­мер грамматика и письмо, математика, медицина, геометрия, давали раз­ные теоретические знания. Так, светские школы для писцов акцентирова­ли свое внимание на математике, географии, астрономии, прикладных на-

ками, у школы появлялась и практическая функ­ция: воспитывать грамотных писцов. Со време­нем, конечно, писец мог дорасти и до жреца, и в этом случае его обучение астрологии или меди­цине вновь приобретало тайный характер. Одна­ко на ранних своих ступенях и шумерская, и египетская школы вполне похожи на нашу. В от­копанных из нильского песка папирусах исследо­ватели читают живые описания того, как поутру египетский мальчик получает от матери корзин­ку с хлебом и кувшинчик пива — и отправляет­ся на занятия, по дороге шаля и пихаясь; в шко­ле детям преподают счет, чтение и письмо, в котором они тренируются на разграфленных пластинах известняка.

И в Шумере, и в Египте именно эпоха создания регулярной школы стала тем этапом, когда были письменно зафиксированы тексты, которые мы, безбожно модернизируя, называем художествен­ной литературой. Публичная школа есть место, где в обязательном порядке профанируются свя­щенные тексты всякой культуры. Как ни велик был градус назидательности в куль­туре Востока, и роль школы в частности, все же окончательное свое оформление этот институт


получил в Древней Греции. Все «лицеи» и «акаде­мии», все «гимназии» и «педагоги», понятие энцик­лопедической образованности и, наконец, самое слово «школа» — все это пришло к нам от элли­нов. Первое подобное заведение было устроено в VII в. до н.э. в беотийском городе Турий, где за­конодатель Харонд предписал всеобщее обяза­тельное обучение детей грамоте и предусмотрел казенное жалованье учителям. По-государствен­ному сурово подходили к обучению и спартанцы, но все же самой знаменитой стала афинская шко­ла, воспитывавшая не воинов, не жрецов, не пис­цов и не элиту, но граждан. И сама эта концепция обучения как воспитания сыграла в истории вы­дающуюся роль. «Никакое знание не держится прочно, если внедряется насильственно»,— ска­зал Платон. Ведь и слово «схолэ», давшее «шко­лу», когда-то означало «досуг». Поскольку с тех пор всякая школа есть в той или иной мере вос­произведение эллинского образца, сама антич­ность теперь именуется «классической». В этом «классе» перебывало все человечество.

Иванов С. «Школа» значит досуг // Малое пред­приятие. 2003. № 10 (www.dtpress.ru)

Typaee Б.А. История Древнего Востока. Т. I. Л., I936. С. 198.

уках и изящных искусствах, а жреческие — на религиозном воспитании, изучении священных текстов и астрологии.

В Древнем Египте профессия писца была собирательной. Писцами на­зывали ученых, юристов, чиновников и вообще грамотных людей, которые могли читать и писать. Но высшую ступеньку в богатом сословии занима­ли не писцы, а жрецы. Они назначались царем, и он даровал им многочис­ленные привилегии. Их миссия была наиглавнейшей: управление царски­ми храмами, где совершалось поклонение царю всех живущих, приноше­ния и запись просьб на папирусе.

Две элитарные прослойки выполняли в обществе различные функции: жрецы отвечали за формирование идеологии, развитие духовной сферы, заведовали отправлением ритуалов, а писцы занимались менеджментом. В их обязанности входило наблюдение за периодичностью разлива Нила,

Сцена натурального обмена в эпоху Древнего царства

управление строительными и ирригационными работами, возведение жи­лых и нежилых помещений, организация крупных общественных проектов, в том числе пирамид, регистрация урожаев и государственная статистика, учет и сбор налогов с населения, снабжение армии, регулирование внеш-ней'и внутренней торговли, ведение дипломатической работы. Всему это­му и предстояло обучить в школе писцов. Жрецы действовали заговорами и магическими обрядами, врачевали людей от телесных болезней, обучали мирян правильному отправлению культа и соблюдению религиозного эти­кета. Кроме того, жрецы владели ритуальной заупокойной магией и поэто­му обслуживали некрополи и гробницы. Считалось, что жрецы могли серь­езно влиять на посмертное существование «ка» тайными мистическими заклинаниями и ритуальной магией. Жрецы умели мумифицировать тела умерших и клали возле них специальные колдовские предметы «ушебти», которые оберегали «ка» в загробном мире. Помимо этого они часто выпол­няли культурные и художественные функции. Так, Мемфисский храм стал

средоточием художников. Верховный жрец носил титул «великий художе­ством», а Пта сделался богом искусства.

Оба вида занятия пользовались исключительным уважением. Жрецы составляли интеллектуальную элиту общества и ведали тайным знанием. Писцы входили во второй эшелон и больше относились к «исполнительской элите», если возможно такое выражение. Из них набирался государствен­ный аппарат управления. Неудивительно, что в Египте возник культ пис­ца — счетовода, культ профессионала чиновника.

Профессия писца открывала дорогу в государственное учреждение и вела к власти, возможно потому, что для обладания навыками письма иерогли­фами надо было долго и упорно трудиться. В современном Китае изучение бесчисленных иероглифов и по сей день составляет основу обучения чинов­ника. В западном мире так же, как и в Древнем Риме, в привилегирован­ном положении находятся юристы. Они знают сложное законодательство всех народов, обладают красноречием.

В те далекие времена еще не существовало фонетического письма, а иероглифическое письмо Египта, клинопись и пиктограммы Месопотамии были настолько сложны, что овладение ими требовало многолетнего и упор­ного труда, который не всякому человеку был по плечу. Неудивительно, что владение секретами письма создавало вокруг грамотного человека ореол




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.