КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древний Китай
На протяжении многих веков Китай был изолирован от западной цивилизации, сам собой представляя целый мир. В XIII в. в Китае насчитывалось 110 млн жителей, что составляло около 30% всего населения земного шара. Священная Римская Империя в те времена имела не более 10 млн. Сейчас в Китае более 1,3 млрд жителей. Китай — одна из четырех стран мира, где прежде всего зародилась блестящая цивилизация. По уровню развития древней цивилизации, насчитывающей 7 тысячелетий, Китай стоит в одном ряду с Древним Египтом, Вавилоном и Индией. Недавно археологи обнаружили иероглифы на глиняной посуде, датирующейся 4000 г. до н.э. Оказалось, что китайским иероглифам столько же лет, сколько и египетским. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н.э.). Учение Конфуция (551—479 до н.э.) служило этической стороной всякого школьного образования в средневековом Китае на протяжении столетий. Конфуцианство привнесло в сознание народов Дальнего Востока незыблемые нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским десяти заповедям17. Конфуцианцы, многие из которых посвятили свою жизнь профессии учителя, уделяли массу времени и сил обработке и интерпретации тех древних сочинений, которые использовались ими в процессе обучения. Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их ле- 16 Яковлев А. Индийский вариант (http://ps.lseptember.ru). 17 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. жали общефилософские и социальные воззрения. Он создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» шести искусствам: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. В эпоху Чжоу (XI—III вв. до н.э.) в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ), причем первые — в столице, вторые — в провинциальных городах. Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи. Во II в. н.э. вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере. В соответствии с конфуцианскими принципами путь к карьерному продвижению, к чинам и непосредственно связанному с ним материальному благополучию должен быть открыт перед любым человеком, вне зависимости от его происхождения. Единственным критерием отбора следовало считать наличие индивидуальных способностей и образования, причем не специального, а весьма широкого. Воплощением конфуцианского идеала стала экзаменационная система, которая просуществовала в Китае два тысячелетия и давала выходцам из низов по крайней мере формальные возможности головокружительной карьеры. В конфуцианской цивилизации сложился настоящий культ как собственно образования, так и всякого рода ученых степеней и званий18. Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а преемникам — ревностно оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция передачи знания из уст в уста и «от сердца к сердцу», по сути дела, исключала возможность превратного толкования Учения, тем более что воспользоваться письменными источниками без помоши наставника было совершенно невозможно, поскольку долг ученика перед наставником и старшими товарищами является пожизненным и неоплатным19. Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (V-IV вв. до н.э.). В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное, Рывчина Ю. Путешествие на Восток за знаниями (http://aboutstudy.ru). Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть», «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца». В трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспи- Изготовление бумаги в Древнем Китае тания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7—8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года — питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет — насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет — способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей. И наконец, через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке». Классическое китайское образование давало ученику колоссальный объем знаний, но все уроки в основном были рассчитаны на запоминание. Ученик приобщался к новой культуре, но его отнюдь не поощряли развивать собственное абстрактно-логическое мышление. Этот «соборный дух» сказывается и в том, что по сей день японский или китайский школьник, для того чтобы доказать какое-либо положение, не станет излагать свои аргументы, а скорее сошлется на какого-нибудь историка или писателя20.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |