Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная Греция




СПАРТА

Особенно жестко государство регламентировало воспитание и обучение в Спарте — главном городе области Лакония (юго-восточная часть Пелопон­неса), давшем название целому государству. В начале VI в. до н.э. здесь сло­жилось военное государство со своей системой воспитания солдат, солдат­ских жен и солдатских матерей. Государство в Спарте осуществляло тоталь­ный контроль не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, вмешиваясь в бытовые вопросы (отсутствие свободы в выборе про-

2(1 Степанко М. Классическое китайское образование. Китай, Япония // Образование за рубежом. 2003. № 2.

фессии, обязательное участие в совместных трапезах — сисситиях, простая одинаковая одежда, запрет на владение золотом и серебром, запрет на ис­пользование при строительстве дома каких-либо инструментов, кроме то­пора и пилы и т.д.)> в брачно-половые отношения (узаконенные пережит­ки кросскузенного брака и др.) и воспитание детей (уничтожение слабых младенцев; строжайшее воспитание в «стадах» — агелах с семилетнего воз­раста и т.д.). Жизнь гражданина всецело была подчинена интересам госу­дарства.

Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смер­ти. При рождении ребенка только государство определяло, вырастет из него здоровый гражданин или нет. Отец приносил его в «лесху», место, где сиде­ли старшие члены филы, которые ос­матривали ребенка. Если он оказы­вался крепким и здоровым, его отда­вали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участ­ков, но слабых и уродливых детей ки­дали в «апотеты», пропасть возле Тай-гета. Воспитание детей считалось в Спарте одной из главных обществен­ных обязанностей гражданина, было делом исключительно государства.

Сильные новорожденные прохо­дили курс спартанского воспитания. Первые годы жизни мальчик прово­дил дома. Кормилицы не пеленали де­тей, давая рукам, ногам и телу полную свободу, приучали их есть немного, не брезгуя никакой пищей, не бояться темноты, не капризничать и не пла­кать.

С 7 лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре, разбившись на особые отряды. Чтению и письму они учились крайне немного. Спартанские девочки также проходили атлетиче­скую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Кроме того, с малых лет их приучали отличать хорошее от дурного и судить о поведении граждан. В ответе должны были заключаться и причи­на, и доказательство, но в краткой, сжатой форме.

Чем старше возраст, тем суровее подготовка и жестче воспитание: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкно­венно без одежды. Спали они на постелях, сделанных из тростника. Жили подростки практически на самообеспечении, так как их намеренно приуча­ли доставать себе все необходимое воровством. Попадавшегося без поща­ды били плетью. Так формировались ловкость и бесстрашие.

Достигший совершеннолетия и показавший успехи в обучении мог пре­тендовать на заметное место в обществе. Однако те из спартиатов, которые не смогли удовлетворительно пройти испытания, не допускались в аристо­кратическое «братство трехсот». В 20 лет молодой спартиат присоединялся

к фидитии, т.е. компании сотрапезников из пятнадцати человек, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. Происхождение из знатной семьи, хотя и требовалось для успешной карьеры, не было тем не менее обязательным. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог участво­вать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гим-насии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии.

Плутарх в «Жизни Ликурга» так описывает социальные отношения. Об­ращаясь к каждому отдельному взрослому мужчине-спартиату, власть пы­талась регулировать его поведение путем поощрения и наказания. Убежден­ный холостяк наказывался государством и был презираем обществом. С дру­гой стороны, отец трех сыновей освобождался от воинской повинности, а отец четырех детей — от каких бы то ни было обязанностей перед государ­ством. Пытались регулировать и качество потомства путем подбора супру­жеских пар по евгеническому принципу. Спартиатский муж получал пол­ное общественное одобрение, если, не удовлетворенный качеством потом­ства, уходил от жены к другой женщине, с которой надеялся получить лучшее потомство. Так же общество относилось и к женщине, если она в ана­логичной ситуации выбирала себе другого мужа.

Поскольку воспитание захватывало все слои населения и строилось на основе единой концепции, плана и технологии, охватывало все виды жиз­недеятельности человека, в том числе труд, учебу и досуг, то можно гово­рить о первой в истории системе то­тальной социализации, подчиненной милитаристским принципам. Мили­таризация всей жизни спартиатов оз­начала, что они постоянно находи­лись в положении воинов, живущих в военном лагере. Спартанская консти­ туция, изобретенная Ликургом в IX в. до н.э., требовала от граждан соблюде­ния жесткой дисциплины и подчинения закону независимо от возраста, пола и социального происхождения. Спартанцам было запрещено зани­маться чем бы то ни было, кроме военного дела. Труд — дело периэков и илотов. Ликургова реформа ввела возрастные классы; дети также распреде­лялись по возрастным группам, причем старшие присматривали за младши­ми и обучали их. Эти юношеские объединения были первоначальной сту­пенью подготовки к взрослым «общим столам». Всего было сорок таких «годовых классов»; все члены их были военнообязанными. Высшей точкой тринадцатилетнего образования спартанского мальчика была аттестация для вступления в один из «общих столов». Процедура принятия во фратрию была основана на кооптировании, и единственный «черный шар» означал отказ в принятии. Кандидат, которого кооптировали в «общий стол», оста­вался бессменным членом его в течение сорока лет. Он вносил регулярные взносы пожертвованиями и деньгами. Предательство или трусость, прояв­ленные на войне, влекли за собой неминуемое исключение из фратрии21.

21 Тойпби А. Спартанцы (http://blacklight.hl.ru).

Спарта в отличие от других древнегреческих полисов не произвела на свет ни одного известного мыслителя или ученого. Но зато она прославила ан­тичность выдающимися героями и патриотами. Тем не менее Спарта про­играла не только интеллектуальное, но и, как следствие, политическое и экономическое соперничество в Древней Греции. Интеллектуальный капи­тал и в ту эпоху имел решающее значение.

Древняя Греция дала миру образцы демократического образования и свет­ского воспитания. Демократизм проявлялся уже хотя бы в том, что в стране отсутствовала единая и централизованная система обучения. Греция тогда состояла из автономных образований, была крайне разнородной и много­ликой. Таким же было и образование.

Первые достоверные сведения об аттическом образовании дает знамени­тый историк Геродот, который упоминает о существовании школы для под­ростков в 496 г. до н.э. Другой историк Павсаний упоминает иную дату рож­дения античной школы — 491 г. до н.э. Тогда для ее обозначений употреб­лялся термин «didaskaleion», означавший «место для инструкций». Более

привычное нам слово «школа» войдет в повседневный оборот позже. Дело в том, что его первоначальное значе­ ние — время досуга, или свободное время — обозначало на раннем этапе греческой истории только одну из особенностей образа жизни богатого клас­са. Действительно, только у его представителей было то самое scolh. Другим сословиям приходилось трудиться настолько много, что никакого досуга у них попросту не было.

В Греции, по всей видимости, в очень ранние времена большое внима­ние начали уделять образованию детей. С VI в. до н.э. изучались космоло­гия, арифметика, география, астрономия, гармония. Уже к V в. до н.э. сре­ди свободных афинян не было неграмотных людей. Система воспитания, сложившаяся в Афинах в «век Перикла», предусматривала сочетание ум­ственного, нравственного, эстетического (так называемое мусическое вос­питание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома. После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий ребенка»), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в грамматическую школу, где обу­чались чтению, письму и счету, а позже (или одновременно) мальчики по­ступали в кифаристские школы, где учились музыке. С 12—13 лет они пере­ходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к обществен­ной деятельности, посылали их потом в гимнасии.

В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в других полисах в V в. до н.э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определенную спе­циализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну шко­лу, а несколько — для обучения разным предметам. Занятия происходили в

частных зданиях. Ученики писали на вощеных табличках, позднее на папи­русе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (так как цифры изображались буквами). В восточной Греции, особенно в Ионии, обучение в школах, до­ступное для всех свободнорожденных, велось педагогами (оплачивались за счет общества) и было рассчитано на 2 года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали по­добные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе.

В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грам­матистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Го­мера и басни Эзопа. За Гомером шли Гесиод и Феогнид ради их нравоучи­тельных сентенций. Крупными от­рывками заучивали наизусть их произ­ведения. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми дип­тихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскры­вались как книга или переплет. Внут­ренняя поверхность натиралась воском, на котором стилом (металлической палочкой) прорезались буквы и цифры и им же (вернее, его обратной сто­роной, где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с другой стороны. В этом случае диптихи служили «конвертами» для писем, скры­вая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на ка­мешках. Более сложные арифметические расчеты производили на абаке. Этот способ обучения известен и в современной школе22.

В Древней Греции основным методом воспитания было подражание мифологическим образцам, в том числе гомеровским героям, которые вы­ступали образцами поведения для благородного юноши-аристократа. Вос­питание рассматривалось как одна из функций государства, а основным воспитательным институтом в VIII—VI вв. до н.э. служила система религи­озных празднеств, требовавших предварительного обучения «мусическим искусствам». Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре.

С 12 лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно «тренирующий ребенка»). Государство и

22 Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. М., 1994.

семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, силь­ными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Пе-дотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в спе­циально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уро­ки проводились под аккомпанемент флейты23.

Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткаче­ству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в даль­нейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с ли­тературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где де­вушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила зна­менитая поэтесса Сапфо.

С 16 (в некоторых местностях Гре­ции с 18) лет мальчики могли продол­жить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов. Гимна-сии распространились по всей Греции. Название «гимнасий» происходит от греческого слова gymnos, что значит «голый, обнаженный». Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физи­ческими упражнениями или гимнас­тикой. В Аттике гимнасий были орга­низованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц — гимнасиархов. В гимнасиях, завершив курс обучения в палестрах, тренировались знатные юноши 16—18 лет, гото­вящиеся к состязаниям и совершенствующиеся в науках. Были при гимна­сиях и комнаты, где после физических нагрузок и омовений спортсмены могли отдохнуть на удобных лавках. Там же юноши занимались с учителя­ми риторики, выступали ораторы, философы. При некоторых гимнасиях были организованы риторские и философские школы, прославившиеся своими выдающимися учителями. Так, в Афинах в IV в. до н.э. философ Платон основал знаменитую Академию. Ее ученики собирались в гимнасий, построенном в месте, носящем имя героя Академа. А неподалеку от Афин находился Ликей (современный лицей), где преподавал Аристотель, там тоже был гимнасий24. К V в. до н.э. обязательным стало военное образова­ние (эфебия) для юношей 18-20 лет.

иоаосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. 24 Там же.

Юноши в возрасте 18—20 лет проходили подготовку в эфебии. Зачатка­ми высшего образования в Греции можно считать кружки, группировавшие­ся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков и др.). «Школы» в этих случаях именовались по имени ученого или месту обучения (Акаде­мия — школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.). Образование в Греции, как правило, было доступно не толь­ко свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, круп­ные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распро­странения школьного просвещения значительное развитие в Греции полу­чила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит)25.

Уже в VI в. до н.э. в Древней Греции начали складываться философские школы — главные из них пифагорейские и софистические. Древнейшей из

них была пифагорейская, оказавшая сильное воздействие на последующее развитие философской и педагогичес­кой мысли. В пифагорейском братстве обучение и воспитание молодежи было хорошо продуманным делом. Возможно, оно являлось первым в истории инновационным образова­тельным учреждением. Античная школа открыла миру фундаменталь­ный принцип, на котором стала вы­страиваться вся система образования. Софисты были путешествующими лекторами, переезжавшими из одного города в другой, раздавая по пути со­веты и рекомендации в совершенство­вании себя в ораторском мастерстве и философии. Их стремление сделать достоянием широких масс последние достижения науки и философии как ничто другое ускорило процесс инсти-туализации образования. Большую роль в этом сыграла деятельность Со­крата, который в отличие от гастроли­рующих софистов учил только на ули­цах и в палестрах Афин. Наиболее популярным в тот период был особый пе­дагогический метод Сократа, майевтика — приведение собеседника в противоречие с самим собой, который успешно применялся в малых уче­нических группах (5—8 человек). Вокруг Сократа сплотился круг единомыш­ленников, считавших себя его последователями. Организационно они не оформились в школу в принятом смысле слова, а после казни учителя раз­брелись по разным городам Греции, где и возникли самостоятельные шко­лы, получившие название сократических.

25 Бузескул В.П. Античность и современность. 3-е изд. Л., 1924; Медынский Е.Н. История педагоги­ки. М, 1947; Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. 2-е изд. М, 1963.

В IV в. до н.э. философские школы создавали ученики Сократа — Евклид в Мегаре (она просуществовала около 200 лет), Федон в Элиде, Антисфен в Афинах. В своей школе Аристипп, уроженец африканской Кирены, первым из учеников Сократа начал брать плату со слушателей. В 390 г. до н.э. открыл риторскую школу Исократ26. За 40 лет существования школы в ней прошло

обучение около ста учеников, из кото­рых вышли прославленные ораторы (Иссей, Ликург), историки (Эфор, Феопомп), политические деятели и полководцы. Главным предметом за­нятий была систематизация правил риторики и упражнение в составле­нии речей. Исократ считал, что «го­раздо лучше иметь правдоподобное мнение о вещах полезных, чем о бес­полезных иметь точное знание». Курс был рассчитан на трех-четырехгодич-ное обучение, причем из-за высокой платы (около 1000 драхм) был досту­пен весьма состоятельным людям27. В конце IV в. до н.э. возникли фило­софские школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик»), что превратило Афины в центр образования. В 387 г. до н.э. самый знаменитый его ученик Платон учреждает свою Академию, которую историки считают первым европейским университетом. Возник­ли новые научные и культурные центры в Александрии (начало III в. до н.э.) — знаменитый Мусейон с Александрийской библиотекой и в Перга-ме — Пергамская библиотека. В Александрии на базе Мусейона и Библио­теки готовили корпус учителей всех ступеней образования. Здесь трудились Архимед, Евклид и Эратосфен. В V—IV вв. до н.э. Александрия преврати­лась в университетский город в современном понимании слова.

Возникшие в этот период школы условно можно разделить на философ­ские — школы сократиков, преимущественно развивавшие искусство веде­ния бесед (диалектику) и споров (эристику), и риторические, разрабатыва­ющие прежде всего искусство составления разного вида речей. Среди по­следних особенно выделялась школа ученика Горгия и Продика, Исократа (436-338 до н.э.)2".

Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обес­печить свободным юношам успех на гражданском поприще. Молодых лю­дей обучали диалектике (искусству спора) и риторике (красноречию), тре­бовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. Появились учебные пособия по всем отраслям знания, многие из которых были написаны философами стоической школы.

Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994. 7 Johnson H. A note on the number of Isocrates pupils // American J. of Philology. 1957. Vol. 78. P. 297-

Мочапова И.Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Ари­стотеля //AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвуз. сб. Вып. 3. СПб., 2000. С. 226-237.

С создания цепочки школ софистов начинается формирование регуляр­ного школьного обучения, положив основу последующему образованию в

Европе. Именно с софистов начинает­ся становление высшего образования. Важнейшая роль в истории антич­ной педагогики принадлежит Аристо­телю. Его сочинения стали базовыми учебниками по логике, физике, мета­физике и другим наукам. Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и по­зднейшего европейского и арабского.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.