Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древний Рим




В Древнем Риме обучение прошло несколько исторических этапов. По­началу, в период родового строя (до XI в. до н.э.) существовало только вос­питание в семье, которое позже сменило школьное образование в привыч­ном для нас виде. Однако семейное воспитание — древнейший из извест­ных землянам институт образования — сохранилось и позже, но стало привилегией знати и было названо домашним обучением. Возникла необхо­димость приглашать учителей, стоивших немалых денег, по нескольким предметам, тем, которые изучались в школе, и дополнительным дисципли­нам, которые необходимы были для подготовки юноши к политической карьере или профессиональной деятельности, а девушек — к ведению до­машнего хозяйства и великосветской жизни.

Приблизительно в V—IV вв. до н.э. просвещение и научная жизнь в Риме достигают определенных высот и к 449 году до н.э. относится известие о первой школе. Дальнейший рост городского населения вызвал к жизни широкое строительство школ. Доступны они были далеко не всем. Рассло­ение римлян по имущественному признаку и знатности отразилось в деле­нии школ на элементарные и грамматические. Первые обслуживали ниж­ний слой среднего класса — небогатое и незнатное население. Богатые и знатные пропускали начальную ступень, предпочитая давать сыновьям до­машнее образование. Элементарные школы были частными и платными. В этих школах мальчики учились счету, письму, чтению.

Следующей более высокой ступенью были грамматические школы, где обучались сыновья привилегированных слоев населения. Здесь обучались грамматике латинского языка, греческому языку, риторике (искусству крас­норечия с некоторыми сведениями по литературе, истории). Умение кра­сиво и убедительно говорить требовалось тем, кто собирался занять выбор­ные руководящие должности в Римской республике.

Двухступенчатая система образования существовала на протяжении до­вольно длительного времени, а именно в эпоху Римской республики (XI— I вв. до н.э.). Позже — в период Римской империи (I в. до н.э.— V в. н.э.) — к ним прибавилась третья ступень — школы риторов, выполнявшие функ­цию высшего учебного заведения для подготовки политиков и государствен­ных мужей. В них знатные юноши обучались ораторскому искусству, фило-

софии, правоведению, греческому языку, математике, музыке. Есть сведе­ния, что они возникли уже в последние столетия республиканского Рима.

Так на свет появилась классическая римская система образования. Обу­чение в ней состояло из трех ступеней: начальной школы, школы грамма­тики и школы риторики. Грамматические школы и школы риторов, обла­дая статусом частных, требовали большой платы за обучение, а потому были доступны лишь привилегированным слоям общества.

В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учи­теля-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и аст­рономию, а также архитектуру и меди­цину. Последняя ступень представля­ла собой высшую школу, где давали углубленный курс риторики и фило­ софии. Императоры ассигновали крупные суммы на их содержание, по­скольку они обслуживали политические потребности высшего класса. Вла­дение риторикой было необходимым условием для занятия высших государ­ственных должностей29.

Некоторое время Рим развивался в изоляции от греческой культуры. Но после завоевания Греции (146 г. до н.э.) афинская культура быстро прони­кает в Рим, и греческий язык становится языком знати. По отношению к классическому греческому искусству римляне выступали одновременно в роли завоевателей и филантропов. Во II в. до н.э. римские военачальники перешли к систематическому грабежу греческих городов, демонстрируя трофеи во время триумфальных шествий. О масштабах грабежа говорит тот факт, что лишь один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных греческих скульптур.

Все новые и новые завоевания способствовали обогащению римских граждан и невиданному развитию меценатства. Во времена императора Августа прославился Гай Цильний Меценат. Он оказывал материальную под­держку самым талантливым поэтам. Среди них были Вергилий, член круж­ка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы «Энеида», Гораций Флакк — мастер совершенной формы стиха.

Римские патриции, разбогатевшие на ограблении колоний, могли позво­лить себе выступить в роли спонсоров искусства. Они покровительствова­ли обедневшим греческим художникам и скульпторам, которые в огромном количестве стекались в Рим. Даже римские императоры покровительство­вали изобразительным искусствам и архитектуре. Многие богатые римля­не, в том числе Цицерон, собирали коллекции греческой скульптуры. Имен­но римским копиям с греческих оригиналов мы обязаны большей части наших знаний о древнегреческой скульптуре.

Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в бога­тые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские уче­ные мужи, использовавшие свои аналитические способности в более прак­тических целях, например, в земледелии или управлении государством. В области науки и философии достижения римлян были скромными. Гре-

ВинничукЛ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима: Пер. с польск. В.К. Ронина. М., 1988.

ческие учителя, в большом числе приезжавшие в Рим в качестве препода­вателей языка и литературы, составили одну из самых ранних и самых из­вестных волн интеллектуальной миграции, которую сегодня называют «утечкой мозгов».

В римской системе образования, хотя она и позаимствовала образцы у греков, математика отошла на второй план, а на первый выдвинулись пра­во, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. Если у греков воспитание было направлено на достижение красоты и добра, то у римлян — практичности и полезности. В 15—16 лет юноши под руководством оратора изучали гражданские права и в течение года находились на военной службе. И это дало свои плоды: римские легионы, обученные по последнему слову военной науки, завое­вали полмира, а римская система права, доведенная до совершенства, по­служила основой законодательных систем в более чем 70 странах мира.

Юридические школы давали высшее образование для людей состоятель­ных, имеющих собственность, и немалую, вынужденных защищать ее в су­дах и при помощи адвокатов. Вот почему одновременно с правоведением здесь глубоко изучали риторику и ораторское мастерство. Но у низшего класса, особенно у детей рабов, не было собственности и им не было что

защищать, а потому их интересы ле­жали совсем в иной плоскости. Для них римляне, т.е. те самые рабовла­дельцы, которые воспитывали своих детей в привилегированных юриди­ческих пансионатах, учредили так на­зываемые педагогиумы — школы, про­грамма обучения которых включала в себя чтение, письмо, начатки счета и физические упражнения. Здесь ма­леньких изгоев общества, достигших возраста 12 лет, готовили к реальной жизни, обучая их практическим профессиям, от сельскохозяйственного производства до поварского искусства. Обучение продолжалось 6 лет. Судя по сохранившимся данным, содержать педагогиум было делом частной ини­циативы, поддерживаемой государством. До нашего времени сохранились списки и учителей, и учеников некоторых из этих школ. Уже во II в. до н.э. в Риме существовал крупный педагогиум, где 24 преподавателя вели заня­тия с несколькими сотнями учеников30.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция — наука о праве. Уже с III в. до н.э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II в. до н.э. появляются первые правоведческие исследования, а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые за­нимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах. В течение 200 лет основным учебным пособием в латинской школе слу­жила «Одиссея» Гомера, переведенная греком-вольноотпущенником Ливи-

3(1 Карлов Н.В. В начале была школа... (http://spkurdyumov.narod.ru).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.