Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Круг друзей




Врезка

G

ем Андроником (III в. до н.э.). В 60-х гг. II в. до н.э. появились граммати­ческие школы; греческие и латинские школы существовали параллельно.

В 155 г. до н.э. в Риме читали лекции представители трех философских школ Афин (академик Карнеад, пери­патетик Критолай и стоик Диоген). Знатные римские семейства нанима­ли педагогов из числа образованных греков. Риторские школы получили развитие в Риме в эпоху Августа (27— 14 до н.э.) и в I в. н.э. — во всей импе­рии. В эпоху Римской империи основ­ными центрами научной деятельности оставались города эллинистическо­го Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.

Тем не менее упрямые римляне, стремившиеся во всем идти своим пу­тем и всегда добиваться намеченных целей, далеко не все переняли у своих более продвинутых соседей. В отличие от греческой традиции, в римской школе предлагали не вымышленные мифологические сюжеты, а реальные факты римской истории, но завершалось высшее образование по греческому образцу. У римлян не привились и другие элементы греческого воспитания, в частности гимнастика, обучение музыке, пению, танцу. Предки нынеш­них итальянцев, стесняясь наготы, отвергли занятия в палестре31 и вообще спорт, предпочитая бои гладиаторов. Битвы гладиаторов проходили в огром­ных цирках, где толпы пассивных зрителей взирали с трибун на кровавое зрелище. Праздным толпам горожан римские власти предоставили в общей сложности 200 каникулярных дней, посвященных играм и зрелищам. В моду вошли бани, атлетические клубы, гимнастические залы и площадки для игры в мяч. Но еще более популярным занятием у римлян являлось созер­цание акробатов, атлетов и борцов, которые не только соревновались, но и

Когда-то в сельской Лации в патриархальные времена Ромула и Нумы circulus, в самом деле, был группой соседей, которые сходились на пе­рекрестке или усаживались в кружок под дере­вом, чтобы пересказать друг другу городские новости. В классическую же эпоху этим словом обозначали форму интеллектуального досуга: circulus составляли друзья, более или менее ре­гулярно встречавшиеся для обсуждения фило­софских и литературных проблем. Нередко, а скорее даже обыкновенно, эти собрания соеди­нялись с застольем, как это было заведено, на­пример, в доме у Аттика. Отсюда другое назва-


ние этих клубов — convivia. Впрочем, уровень ин­теллектуальности подобного времяпрепровож­дения в каждом конкретном случае зависел от участников собрания: одно дело обед у Аттика, образованного человека, друга Цицерона, и со­всем другое — пирушка Тримальхиона, столь красочно описанная Петронием. Convivium впол­не мог быть и самой обыкновенной попойкой. В беседах и спорах на этих собраниях далеко не последнее место занимали вопросы текущей политики и теории государства, особенно в тех случаях, когда центральной фигурой такого круж­ка был видный государственный деятель.

http://sno.nm.ru

Палестра — помещение для борьбы, кулачного боя и панкратиона (нечто, напоминающее бои без правил).

калечили друг друга. Римляне отошли от идеальных представлений о досу­ге греков как времени для всестороннего развития личности. Римская им­перия — это страна с 100-миллионным населением и 2-миллионной столи­цей. Все игры и развлечения носили массовый характер. Цирк Максима

вмещал 400 тыс., Колизей — 90 тыс. зрителей. Народ требовал хлеба и зрелищ. Игры гладиато­ров, морские сражения в искусственных озерах, гонки на колесницах — это и есть массовое шоу в современном понимании.

В Древней Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний, т.е. образование имело универсальный («энциклопе­дический») характер. У римлян оно носило скорее узкопрофессиональный и прикладной характер. На высшей ступени особое внимание в отличие от Греции уделялось не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины. Латинское слово «edoctus» породило знакомое всем нам новоевро­пейское слово «education» — образование. Подоб­ный генезис не покажется странным, потому что оригинал имел множество самых разных значе­ний, которые позже вошли в привычное нам по­нятие «образование», а именно: инструктировать, отдавать приказ, взращивать, воспитывать, давать плоды. Educator в Древнем Риме обозначал воспи­тателя, наставника, руководителя.

Домашнее воспитание было строгим. В присут­ствии детей не позволялось ни говорить, ни делать ничего непристойного. Женщинам и юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить вино, а на­рушение этого закона каралось как тяжкое преступ­ ление. Прекрасный образец такого обучения дал Катон Старший (234—149 до н.э.), выдающийся пол­ководец, политик, оратор и писатель, поборник староримских нравов32, который еще прославился и как честный судья и гонитель ростовщиков. С ранней молодости он занимался хозяйственны­ми делами, работая в поле, зачастую вместе с рабами. Вскоре после вступле­ния в должность цензора Катон собственноручно написал для сына общедо­ступную историю Рима, представлявшую собой смесь истории и обществоз-нания. А когда сын подрос, изложил ему практическую житейскую мудрость, добытую собственным опытом, в «Наставлении сыну» (Praecepta adfdium).

Это произведение, пронизанное моралистическими сентенциями, счи­тается первой римской энциклопедией. В ней содержались наставления в

32 Рассказывают, что Катон, будучи цензором, исключил из сената Манлия только за то, что тот среди бела дня поцеловал свою жену в присутствии дочери.

сельском хозяйстве, риторике и медицине. Поучение сыну послужило хо­рошим пособием для многих поколений. Оно проповедовало здоровый образ жизни и высокие нравственные устои. Катон выступал поборником древней римской добродетели и получил название последнего из римлян. К педагогическим произведениям причисляют и его стихотворение о нра­вах. Славу доброго супруга и отца он считал выше почестей хорошего сена­тора. Дом свой он держал в строгости и полагал: кто бьет свою жену и детей,

тот оскорбляет самые дорогие святы­ни, какие только могут существовать для людей. Такой же дидактический ха­рактер носило и его прозаическое со­чинение «Об обычаях» (Carmen de moribus). Кроме того, Катон написал несколько пособий для хозяйственной пользы помещика («О сельском хозяй­стве») и политического воспитания гражданина («Заметки о гражданском праве», «О военном деле»). Его семи­томный труд «Начала» (Origines), по­священный истории Рима от основа­ния Энеем в 751 г. до н.э. до падения царской власти, содержал обширные географо-этнографические сведения. Сочинения Катона отличаются добро­совестной обработкой фактов и хорошим знанием предмета.

Если судить по жизнеописанию Плутарха, то несмотря на то что у Като­на был ученый раб, в обязанности которого входило обучение детей, он не доверял ему целиком и полностью воспитание своего сына. Катон лично взял на себя заботы о ребенке, сам учил его грамоте и праву, руководил его физическими упражнениями. Несмотря на огромную занятость государ­ственными делами, он собственноручно написал огромную тетрадь, по ко­торой обучал сына письму. Катона, как и Цицерона, считают первыми рим­скими теоретиками воспитания.

Но больше всего Катон Старший учил сына собственным примером: как садиться на лошадь, как владеть оружием, бороться, как перебраться вплавь через речку, как переносить холод и зной. Даже когда отправлялся куда-нибудь на званый обед, он брал его с собой. Государственный муж, учивший нравам целый народ, естественно, никому не уступал чести сделать своего сына гражданином и солдатом, достойным высокого имени римлянина. Подобная техника наглядных примеров, практика личных примеров дол­гое время была обычным делом в хорошо воспитанных римских семействах. Если даже у ребенка не было отца, то всегда находилось какое-нибудь по­чтенное лицо зрелого возраста, которое его воспитывало и направляло. Сын находился под постоянным наблюдением мужчины.

Согласно нравам того времени, в конце праздничной трапезы полагалось распевать песни, восхвалявшие подвиги великих людей. В обязательном по­рядке в коллективном пении принимали участие и дети. Считалось, что оно воспитывает духовные качества, твердость характера и преданность традици­ям. Даже в годину великих бедствий граждане Рима никогда не падали духом. К примеру, вторая Пуническая война явилась самым тяжелым испытанием, но и она лишь укрепила удивительную стойкость римского народа.

Ученый-энциклопедист Марк Теренций Варрон («отец римской образо­ванности») создал учебное пособие «Науки» (33 до н.э.), включавшее грам­матику, риторику, диалектику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, медицину и архитектуру. Первые семь предметов составили тривиум и квад-ривиум — так называемые семь свободных искусств. Цицерон (106—43 до н.э.) написал философский трактат «Об обязанностях» — совокупность на­ставлений сыну, моральных предписаний о воспитании гражданских чувств. Юлий Цезарь написал латинскую грамматику.

К сожалению, не всегда «отцы нации» оказывались на высоте своего времени, являя образцы культуры и цивилизованности. Тот же Катон

Старший, трепетно воспитывающий собственного сына, рекомендовал продавать раба после того, как он со­старится в доме и не в состоянии уже больше служить. Не лучше был и дру­гой аристократ, консул Муммий33, который с покойным сердцем унич­тожил в Коринфе чудные произведе­ния искусства.

К I в. н.э. система гуманитарного обучения включала элементарную (для детей 7—12 лет; чтение, письмо, счет), грамматическую (12—15 лет; чтение и толкование классических авторов) и риторскую (15—18 лет; уп­ражнения в красноречии) школы. В грамматических школах обучали по греческим образцам, но изучали Вер­гилия, Овидия, Стация, Теренция, Саллюстия и др., особенно Цицерона. О программе риторской школы мож­ но судить по произведению Квинти-лиана «Об образовании оратора». Первая латинская грамматика создана в I в. н.э. Реммием Палемоном (не сохранилась). В IVb. н.э. Донат составил пособие по грамматике, сокращен­ный перевод которого был популярен в средние века. Наиболее обстоятель­ное изложение грамматики дал Присциан (начало VI в. н.э.). Марк Аврелий в 176 г. восстановил 4 философские школы в Афинах и школу риторики. В 425 г. Феодосии и Валентиниан окончательно утвердили государственный характер школы и запретили частное преподавание. В начале VI в. н.э. Юс­тиниан изгнал из школы учителей-язычников и в 529 г. закрыл языческие школы в Афинах34.

33 Муммий Ахейский (ум. 141 до н.э.) — римский полководец, окончательно подчинивший Грецию
Риму. Ему удалось разбить Ахейский Союз, после чего он захватил и разграбил процветающий
город Коринф, переправив основную часть его богатств в Италию. А в благодарность за победу он
построил храм в честь Геркулеса-победителя. Выходца из сравнительно небогатой семьи, его при­
числяли к «новым людям», или нуворишам, и некоторые считали справедливым и снисходитель­
ным правителем.

34 См.: Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).

В I в. н.э. римский педагог Квинтилиан выдвинул так называемую «теорию интереса». Он предложил, чтобы в школе заранее планировалась только часть работы, дабы ученики могли изучать вещи, которые их больше всего интере­суют. Он писал об индивидуальных особенностях учащихся и предлагал пе­дагогу глубже познать своих учеников, выявить то, что они сами хотели бы знать. Спустя столетия та же мысль была повторена Жан-Жаком Руссо. Он выдвинул в качестве первейшей обязанности педагога необходимость позна­вать своих учеников, поскольку, сказал он, «вы наверняка их не знаете».

В последние века Римской империи число схолий и бревиариев35 росло, пропедевтика господствовала над размышлением. Схематизм, упрощен­ность и стремление к краткости, как правило, идущие в ущерб содержанию, становятся характерными чертами учебной литературы этого периода, про­являясь даже в произведениях наиболее известных деятелей культуры и образования36. Возникает новый тип справочно-энциклопедической лите­ратуры, рассчитанный на повседневные потребности, — глоссарии37. Они содержали краткие объяснения интересующих понятий, как правило, ино­язычных и архаизмов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.