Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О работе избы-читальни




 

За последнее время общее благосостояние деревни стало подыматься. Однако одновременно с этим заметно усилилось расслоение деревни: с одной стороны, стали забирать силу кулаки, с другой – стали разоряться бедняки. В деревне усилилась классовая борьба. На одной стороне стоят кулаки, на другой – бедняки и середняки. Бедняки и середняки объединяются против кулака. Чтобы им одержать победу в этой борьбе, чтобы хозяйственно подняться и пойти по пути кооперирования, надо, чтобы борьба их была как можно сознательнее, надо вооружиться им силой знания.

Вот почему только что кончившийся XIII съезд РКП(б) уделил так много внимания вопросу о поднятии культработы в деревне. Съезд постановил, что сосредоточием, центром всей работы в деревне должна стать изба-читальня. К ней надо подтягивать все другие существующие в деревне политпросветучреждения (библиотеки, культпросветы, ликпункты, кружки и пр.). Важно, конечно, делать это так, чтобы никоим образом не стеснить самодеятельности граждан и не прибегать никоим образом к закрытию уже существующих учреждений, имеющих известную опору в населении. Каждым учреждением надо дорожить, но надо вести линию на объединение, надо стараться, чтобы уже существующее учреждение превратить в зародыш избы-читальни и около него развернуть работу. Цель наша – чтобы в каждой деревне была изба-читальня, и только начинаем мы с того, чтобы уж наверняка была изба-читальня в каждой волости. Одновременно с устройством такой избы-читальни в волости надо растить зародыши избы-читальни повсюду.

XIII съезд РКП(б) постановил, что, ввиду того что так мало сил в деревне, их нельзя дробить. Нельзя, чтобы ячейка РКСМ вела отдельно кружки, чтобы школа работала обособленно, чтобы шефы заводили особые культпросветы. Всю работу надо увязывать, тогда только можно чего-либо добиться.

Одна из самых важных задач избача – это суметь сорганизовать около избы все имеющиеся на селе культурные силы. Надо привлечь к работе учительство. Как это сделать? Надо давать учителям посильную и интересную для них работу, но в то же время постараться, чтобы изба-читальня и им помогала в их работе. Надо позаботиться, чтобы в избе-читальне были книжки, нужные для учителей, чтобы всеми другими путями изба-читальня помогала учителям, ставила иногда беседы с населением о школе, о том, чем должна быть советская школа, и т. д. С другой стороны, через школьников можно оповещать население о том, что делается в избе-читальне. Нужна самая тесная смычка между избой-читальней и школой. Не менее важна смычка избы-читальни с агропунктом, привлечение к работе агронома, постановка им при избе-читальне опытов, демонстраций, агрономических экскурсий. Врачу изба-читальня должна служить для санитарного просвещения, сельсоветудля разъяснения декретов, советских законов и т. д.

Культурная помощь шефов должна также быть направлена на поддержку, на усиление, углубление работы избы-читальни. Особенно важна помощь избе-читальне со стороны ячеек РКП(б) и РКСМ. Они при вдумчивом отношении к делу могут много помочь.

Сейчас работа избы-читальни должна ставиться как можно глубже. Необходимо, чтобы она шла навстречу запросам деревни. Избач должен внимательно следить за жизнью деревни, за ее запросами, использовать окружающую жизнь для постановки работы. Темы чтений вслух, темы докладов надо связывать с злободневными вопросами. Особенно обстоятельно останавливаться на вопросах, злободневных для деревни, волнующих ее. Должна быть самая тесная увязка между жизнью деревни и работой избы. Очень сильно может помочь этой увязке стенная газета. Она внесет гласность в деревню. Такая стенная газета при умелом ее ведении может сыграть крупную роль в жизни деревни. Около нее хорошо организовать группу селькоров (сельских корреспондентов), которых на стенной газете можно хорошо научить смотреть, научить понимать, о чем именно важно писать. Корреспондирование[17] в газету важно в том отношении, что поднимает интерес к газете вообще. А цель избы-читальни – сделать чтение газеты живо ощущаемой потребностью для каждого бедняка и середняка. Надо, чтобы его тянуло к газете, как пьяницу к вину. Если изба-читальня сумеет это сделать, она сделает, большое дело. Потребность в газете, потребность в книге заставит бедняка и середняка потянуться и к грамоте. Изба-читальня должна поставить в число своих задач и борьбу с безграмотностью. Она должна помочь осуществить выставленный лозунг: к Х-летию Великой Октябрьской революции уничтожить в стране безграмотность. Изба-читальня может помочь осуществлению этой цели, неустанно будя самодеятельность в этом направлении.

XIII съезд РКП(б) поставил избе-читальне все эти задачи. Теперь надо работать над их осуществлением.

1924 г.

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ РАБОТА В ДЕРЕВНЕ (ДОКЛАД НА 1 СЪЕЗДЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ РСФСР)

 

Товарищи, в последние месяцы особенно много говорят о работе в деревне. Мы видим, например, что этой весной молодежь, едущая в отпуска, готовится к летней работе в деревне с громадным жаром. Из одной Москвы выехало около 12 тысяч человек молодежи, вооруженной книжками, газетами и горячим желанием культурно прийти на помощь деревне.

Эта молодежь, приезжая в деревню, развертывает там сразу большую работу. Мне недавно рассказывали, как в Псковской губернии группа студентов, приехав на практику в совхоз в 10 часов утра, в 5 часов дня уже открыла избу-читальню и успела так оповестить население, что изба-читальня собрала видимо-невидимо народу. Я не знаю, хватит ли у этой молодежи выдержки, чтобы в таком темпе проработать все лето, но несомненно, что рабоче-крестьянская молодежь, едущая на лето в деревню, привезет с собой большие запасы новых идей, большой энтузиазм. И, конечно, не одна молодежь. Мы знаем, что в деревню поехали воодушевленные тем же энтузиазмом красноармейцы. Мы знаем, что в целом ряде других областей идет та же работа, что все работники, имеющие соприкосновение с деревней, думают о том, как помочь деревне подняться. Мы видим, как по фабрикам и заводам идут собрания, где обсуждается, что надо будет делать в деревне тем рабочим, которые туда приедут. Таким образом, вопрос о работе в деревне, о культурной работе, о политпросветительной работе, поставлен во всей широте. И, конечно, библиотекарям надо поставить этот вопрос, надо внимательно присмотреться к тому, как ведется в настоящее время работа в деревне и как ее надо ставить. Этот вопрос не такой простой, как вы сами прекрасно знаете, в особенности те из вас, кто работает в деревне. Вы прекрасно знаете все те трудности, которые стоят перед библиотекарями, работающими в деревне. Партийный съезд дал некоторые директивы относительно работы в деревне.

Одна из этих директив была та, что надо постараться связать всю культурную и политико-просветительную работу в деревне в один узел. В настоящее время мы действительно видим очень пеструю картину работы в деревне. Кое-где есть культпросветы, кое-где есть библиотеки, в других местах – избы-читальни, в третьих некоторая работа ведется отдельными школами – словом, существуют самые различные формы работы, причем бывает так, что в одном селе работа ведется несколькими организациями совершенно разрозненно. Шефы, приезжая в деревню, не ориентируются на тех работников, которые уже работают в деревне, а начинают устраивать свою работу. Комсомольская ячейка работает отдельно, партийная ячейка работает тоже отдельно. Конечно, надо сказать, что в большинстве местностей мы не видим такой плохой картины, но не видим ее просто потому, что там вообще никакой работы не ведется.

Начиная с 1921 г. наши политпросветучреждения стали быстро исчезать с горизонта, они падали, как карточные домики. Настоящих корней в населении у них не было. Конечно, не давали средств, но вопрос о средствах – не единственный вопрос, который имеет здесь значение. Если бы те учреждения, которые в такой массе в первые годы революции были созданы в деревне, имели корни в населении, то, несмотря ни на какое сокращение средств, эти учреждения продержались бы; может быть, они работали бы с меньшей интенсивностью, но мы не видели бы того, что наблюдаем сейчас, когда от некоторых учреждений не осталось решительно никакого следа.

Сейчас, когда говорится о работе в деревне, имеется в виду подход к этой работе таким образом, чтобы каждая культурная сила могла быть в деревне использована максимально, подход к этой работе с наименьшей затратой сил – чтобы не было в деревне толкотни и сумятицы и чтобы все работающие вели работу не разрозненно, а по общему плану. Вот почему партийный съезд принял резолюцию, что в деревне должен быть один политико-просветительный центр – волостная изба-читальня.

Что это значит? Значит ли это, что никакой другой работы, никаких других учреждений не должно быть? Надо сказать, что на местах кое-где так и понимают. Мне пришлось встретиться с таким толкованием, что в волости должна быть только изба-читальня, на нее должны затрачиваться все средства, остального же ничего не должно быть. Конечно, такое понимание резолюции является недопустимым пониманием. Что имеет в виду эта резолюция съезда? То, что должен быть единый политпросветительный центр в деревне. Это значит, что изба-читальня должна быть самым тесным образом связана со всеми просветительными учреждениями, имеющимися в деревне. Если там имеется ликпункт, то она должна быть тесно связана с этим ликпунктом, всячески помогать ему в его работе. Если в деревне есть волостная библиотека, то эта волостная библиотека должна быть тесно связана с избой-читальней. Это не значит, что надо ликпункт переселить в помещение избы-читальни и что занятия должны происходить только в избе-читальне. Это не значит, что книги волостной библиотеки должны быть непременно перенесены в помещение избы-читальни и что ликпункт или волостная библиотека должны прекратить свое самостоятельное существование. Конечно, не в этом смысл принятой резолюции.

Резолюция, принятая на съезде, означает, что и волостная библиотека, и ликпункт, и все те политпросветучреждения, которые могут быть в данном селе, должны тесно и органически связаться с работой избы-читальни. Конечно, если найдется такое помещение, в котором могут поместиться и волостная библиотека и школа грамоты, то в этом помещении можно объединить все существующие учреждения, но это не является обязательным. Надо таким образом делать, чтобы за основу брать то учреждение, которое имеет наиболее прочные корни в населении, и около этого учреждения устраивать избу-читальню.

Точно также необходимо, чтобы была тесная связь между работой школы и работой избы-читальни. Но это вовсе не значит, что не должно быть учителей, что не должна вестись работа со взрослыми, что не должно быть разговоров со взрослыми, что не должна вестись работа с родителями и т. д.

Эта работа должна вестись, но она должна быть тесно связана с работой избы-читальни.

Тесная связь всех культучреждений, намечаемая партийным съездом, имеет в виду точно также, что все организации, желающие помогать деревне, должны работать не вразброд, а направлять все усилия на то, чтобы поддержать работу избы-читальни, связывая с ней все вновь устраиваемые культурные учреждения.

Конечно, такая увязка работы нисколько не умаляет значения волостных библиотек. Напротив, она ставит волостных библиотекарей в гораздо более выгодное положение.

У нас в России существует хорошая традиция с давних пор: всякий библиотекарь знает, что он должен быть не только простым выдавателем книжек, но и общественным работником. Помню, как я, будучи во Франции, поразилась, когда увидала, что в рабочей библиотеке библиотекарь выдает молча книги, которые рабочие и работницы берут по записи. Тут же стоял жандарм – не знаю, для того ли, чтобы наблюдать, будут ли вестись какие-нибудь разговоры, или же для охраны библиотеки от покушений рабочих, но картина библиотеки была весьма печальна.

Конечно, у нас в России традиции совершенно иные. Мы стоим на той точке зрения, что необходимо увязать работу библиотек с широкой общественной работой. Но надо сказать, что если на селе одна только волостная библиотека и нет никаких других учреждений, ведущих общественную работу, то тогда библиотекарь является культурным одиночкой, которому приходится чрезвычайно много уделять времени на чисто организационную работу. Конечно, он не может существовать без той общественной атмосферы, которую необходимо создать около библиотеки, но создание этой общественной атмосферы, поскольку он работает в одиночку, чрезвычайно нелегкая вещь. Гораздо лучше, если волостная библиотека будет даже при избе-читальне, что нисколько не избавляет, конечно, библиотекаря от необходимости разбираться в общественных вопросах и особенно в тех из них, которые имеют в данный момент особое значение для деревни.

Организационная же, мелкая работа, которая отнимает чрезвычайно много времени, может быть снята с библиотекаря, если работа волостной библиотеки будет тесно увязана с работой избы-читальни, ликпункта, с работой школы. Ведь задача избы-читальни – это в первую очередь задача организационная: привлечь как можно больше народу в избу-читальню с тем, чтобы втянуть в общественную работу посетителей читальни, при помощи чтения газет и. книг заинтересовать население общественной работой, организовать ее около избы-читальни. Это задача избы-читальни; и если будет тесная смычка между библиотекой и избой-читальней, то библиотекарь получит то, что ему необходимо, – получит ту массу, с которой он будет работать. Но будет работать он уже не один, а вместе с избачом, со всеми теми культурными работниками, которые должны сосредоточиться в избе-читальне.

Такая постановка дела в значительной степени облегчит работу библиотекаря и позволит ему сосредоточиться на его основной работе – на работе с населением при помощи книг. Эта работа для нас в данный момент является работой колоссальной важности. Агитационная работа как-никак ведется, но для того, чтобы эта работа могла быть углублена, чтобы деревня могла через книгу изменить свою жизнь, чтобы она могла через книгу приобщиться к той интенсивной общественной жизни, которая теперь идет в стране, чтобы деревня могла через книгу выйти из своей оторванности, – для этого, конечно, библиотекарю надо сосредоточить массу внимания- на работе с книгой.

У библиотекаря, так сказать, своя специальность. Задача библиотекаря – связать всю работу с избой-читальней. Скажем, изба-читальня поставила себе целью вести агропропаганду. Удалось прикрепить к избе-читальне агронома, который читает там лекции и ведет показательную работу. Какова же здесь задача библиотекаря? Может ли волостной библиотекарь остаться в стороне от этой работы, или, может быть, он в тот момент, когда изба-читальня ведет агропропаганду, будет заниматься антирелигиозной пропагандой? Этого, конечно, не должно быть; в тот момент, когда читается лекция по агрономии, когда агроном показывает опыты, когда ведется работа в этом направлении, задача волостного библиотекаря – подобрать все, что есть по этому вопросу, постараться самому познакомиться с этими книгами, выставить их, организовать чтение, организовать, может быть, сельскохозяйственный кружок – одним словом, вести параллельную работу, которая углубляла бы работу лектора, которая давала бы возможность серьезно и глубоко проработать то, что получили слушатели-крестьяне во время лекции.

Такая работа с книгой чрезвычайно плодотворна. И тут вся тяжесть работы не целиком падает на библиотекаря. Ряд работников ведет эту работу, но у библиотекаря своя большая работа.

Точно так же, если изба-читальня ведет работу по санитарному просвещению, параллельно должна быть организована работа с книгой. Углубление лекторской работы – это чрезвычайно важная задача, но у библиотекаря есть другая задача: надо учить читателя пользоваться книгой как орудием труда, понять, что книга есть орудие учения, орудие труда, орудие борьбы. Вот если волостной библиотекарь сумеет сделать это, он усилит культурную работу в деревне до чрезвычайности.

Владимир Ильич в одной из своих последних статей, в статье «О кооперации», говорил о том, что мы начали с политической революции, с социальной революции, подошли теперь к революции культурной, перед которой мы стоим. Надо отдать себе отчет, правильно ли это? Стоим ли мы перед культурной революцией? Мне кажется, что да. Когда приходится бывать на фабриках и заводах, то видишь, как подросла за последние годы рабочая масса, видишь, как выступают не только молодежь и пионеры, как выступают и работницы, и рядовые рабочие, которые научились говорить и которым есть что сказать. По этим выступлениям, по тому, что рабочая публика сейчас страстно стремится к знанию, видно, что в рабочей массе совершается эта культурная революция. По крайней мере, в рабочей массе есть в данный момент предпосылки этой культурной революции.

Эта жажда к знанию, конечно, есть и в крестьянских массах. На какой почве выросли все эти разговоры о деревне, стремления помогать деревне? Они выросли на почве роста самодеятельности крестьянской массы. Бедняцкие и середняцкие слои за последнее время, может быть благодаря обострению классовой борьбы в деревне, проявляют чрезвычайную тягу к организации. Те обследования деревни, о которых говорилось на данном съезде и которые в известной степени показывают ее культурное лицо, – эти. обследования рисуют довольно мрачную картину. В деревне ничего нет. Избы-читальни являются редкостью, библиотеки – тоже редкость. Школы развалены. Одним словом, надо глядеть правде в глаза и отдать себе отчет в том, что у нас культурное положение деревни чрезвычайно тяжелое. Но надо сказать, что рядом с этим тяжелым культурным положением в деревне мы видим, что и в деревне есть громадная тяга к знанию. Мы видим, что теперешний крестьянин совершенно не тот, каким он был до войны. Конечно, за годы войны и революции он пережил и продумал чрезвычайно много. У него масса новых запросов.

Предпосылки для культурной работы в деревне есть. Теперь надо работать и работать. В этом отношении перед библиотекарем, работающим в деревне, стоят чрезвычайно большие задачи.

Нужно отдать себе отчет также в том, что нам необходимо деревенские библиотеки обновить, потому что тот книжный состав, который есть в этих библиотеках, чрезвычайно устарел. Не потому, что там особенно много контрреволюционных книг, хотя, конечно, необходимо библиотеки очистить от религиозной и всякой черносотенной литературы. Суть вопроса в том, чтобы сейчас дать деревне ту литературу, которая нужна деревне. В настоящее время ведется большая работа над книгой. Сейчас, например, в Красной Армии ведется большая работа по выяснению запаса слов, запаса понятий, которые есть у красноармейцев, только что пришедших из деревни. В некотором отношении эти наблюдения дают очень интересные результаты. Затем ведется большая работа по переоценке книг. Так, например, при Институте Тимирязева группа биологов ведет работу по пересмотру популярных книг по биологии. Ведется еще работа по пересмотру книг популярных и беллетристических, которые предназначались для деревни и которые по традиции считаются полезными для библиотек. Необходимо, однако, чтобы эта работа по пересмотру книжного богатства производилась не только на основании простых предположений, что такая-то книга теперешнему крестьянину непонятна, неинтересна и т. д., а надо, чтобы был произведен массовый опыт, массовая проверка литературы. Сейчас деревня нуждается в целом ряде книг, которые ей нужны, чтобы пересмотреть свою жизнь. Она нуждается в книгах по землеустройству, в книгах, которые объясняли бы смысл Советской Конституции, смысл советского законодательства. Вот т. Яковлев в своей брошюре[18] которая является результатом обследования волости, рассказывает, как идет работа в народных судах, рассказывает, как крестьянки знают все те законы, которые написаны для того, чтобы поставить их в независимое положение от мужа. Необходимо иметь литературу, которая углубляла бы все вопросы, интересующие крестьянина и крестьянку, те вопросы, которые ставятся жизнью. Надо, чтобы эти вопросы увязывались с общими вопросами и увязывались бы с политикой Советской власти и со всей идеологией пролетариата. Они не должны быть оторваны от тех больших вопросов, которые стоят перед страной и перед всем миром в настоящее время. Такую литературу необходимо создавать. Та литература, которая пишется сейчас, в большинстве своем пишется неумелыми руками. Если мы будем рассматривать книги по кооперативному вопросу, по этому животрепещущему вопросу, то мы увидим, что таких брошюр, которые правильно подходят к вопросу о кооперировании крестьянского населения и которые дают практические указания крестьянину, слишком мало.

Перед нами сейчас огромная задача – это работа над книгой. Это та работа, которую можно произвести, только опираясь на волостного библиотекаря и избу-читальню. Надо на опыте в массовом масштабе проверить, насколько та или другая книга захватывает крестьянина и насколько она ему нужна. Работа волостного библиотекаря заключается в данный момент не только в том, чтобы выдавать книги, а заключается в работе над книгой, т. е. в том, чтобы принимать участие в этой огромной коллективной работе, которую надо проделать для создания новой книги, необходимой крестьянину. Работу эту приходится проводить центру обязательно с участием местных работников. В этой работе волостные библиотекари должны занять одно из первых мест.

Мы говорим о работе волостных библиотекарей и о работе изб-читален. Задача изб-читален и волостных библиотек заключается не только в обслуживании определенного села книгой, но и в агитации за книгу. Практика уже показала, что некоторые волостные избы-читальни имеют в соседних деревнях красные уголки, которые носят различные названия. В некоторых местах они называются крестьянскими клубами, в других – «мягкими избами-читальнями». Суть дела здесь в том, что в деревне образуются такие ячейки читателей, которые берут на свой счет освещение и которые несут расходы по приобретению газет и книг. Это уж является зачаточным типом изб-читален в деревнях. Но если избы-читальни будут тесно связаны с волостными библиотеками, то волостные библиотеки будут опираться на красные уголки в своей работе с передвижками. XIII съезд постановил, что по четыре работника на волость должно быть брошено на эту работу, а именно: избач, волостной библиотекарь, ликвидатор безграмотности и волостной организатор. На волостного организатора падает задача организовать по всей волости зачаточные избы-читальни. Если будут такие организации по всем деревням и если они будут тесно связаны с избами-читальнями, то тем самым в значительной степени облегчится работа передвижек.

Надо обратить сугубое внимание на правильный состав этих передвижек. Надо, чтобы в этих передвижках были книги для разного типа читателей. Передвижка может быть дешевой формой, которая в настоящее время будет обслуживать всю волость.

Конечно, в будущем мы будем иметь более усовершенствованную сеть политпросветительных учреждений в деревне, но в настоящее время надо поставить минимум, к которому мы должны стремиться и который должен быть следующим: избы-читальни, органически связанные с волостными библиотеками, с ликпунктами, со школой, которые могут группировать около себя всю культурную работу в деревне, – эти избы-читальни будут поддерживать и профсоюзы, и различные шефы, и комсомол, и партийные ячейки, все будут стараться поднять политпросветительную работу на более высокую ступень. Это относительно волостей. А о деревнях надо сказать, что зачаточными формами изб-читален являются передвижки и ликпункты.

Конечно, эта задача не так проста и не так легка. Если мы ее выполним надлежащим образом, если мы сумеем развить работу во всех этих учреждениях, поставить работу достаточно глубоко, если мы сумеем ее сделать нужной для деревни, то мы сделаем большое дело в направлении развития той культурной революции, о которой писал Владимир Ильич.

И я думаю, что библиотекарь так же воодушевлен всей этой работой, как и все работники, которые сейчас едут в деревню. Я думаю, что совместными усилиями центра и мест удастся поставить эту работу на ту высоту, которая требуется переживаемым моментом.

1924 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.