КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И способа (особенностей) выполнения деятельности
Классификация психологических тестов Тестология
В психологической практике в ходе изучения различных психодиагностических проблем важное место занимает проблема целостного подхода. Изучение целостности предполагает ее препарирование и анализ составляющих объекта исследования. В процессе всестороннего анализа могут применяться различные методы психологической оценки. Выбор адекватных методов является сложной задачей практического психолога. В данной ситуации значительную помощь может оказать классификация психодиагностических методов, которая, с одной стороны, систематизирует совокупность психологических методик, тем самым облегчая их поиск для последующего применения, а с другой — дает возможность исследователю произвести оценку объекта в различных "диагностических плоскостях". Классификация может быть построена по различным основаниям. Это положение подробно обсуждалось в главе 1. Нам представляется, что технологический подход, основанный на выявлении уровня объективности получения и интерпретации психологических данных, наиболее продуктивен. Поэтому ниже он приводится более подробно. Безусловно, в классификацию включены не все существующие техники и тесты (это невозможно сделать), но основные методики, применяемые на практике, в ней представлены.
Класс: Объективные методики. Измерение результативности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
Тесты действия (целевые личностные тесты):
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1953) (Модификация — Методика исследования особенностей мышления (ЦВМУ)). Прогрессивные матрицы Равена (оценка особенностей и уровня интеллекта) (Дж. К. Равен, 1936). Визуально-моторный гештальт-тест (зрительная-моторная координация) (Л. Бендер, 1938). Тест визуальной ретенции (зрительная память) (А.Бентон, 1952). Тест Выготского — Сахарова (формирование понятий у детей, взрослых) (Л. Выготский; Л. Сахаров, 1927). Шкала памяти Векслера (WMS) (1946). Корректурная проба (концентрация, устойчивость внимания) (Б. Бурдон, 1895). Тест памяти Мейли (зрительная, слуховая память). Шкала оценки Озерецкого (оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики) (Н.И. Озерецкий, 1923). Тест "Спираль" (оценка двигательных функций). Тест Линеограммы (переключение внимания, психические моторные функции, пластичность мыслительных функций). Сложная реакция с выбором (СРВ) (внимание, кратковременная память, комбинаторные способности). Комбинаторные способности. Количественные отношения (логико-математические способности). Установление закономерностей (внимание, память, логическое мышление). "Узоры" (воображение). "Фигуры" (образная память). Красно-черные таблицы (модификация) (переключение внимания). Перепутанные линии (устойчивость внимания). Тест "Сенсорно-моторная координация". "Информационный поиск" (кратковременная память, внимание). Тест "Слухо-речевая память". Тест "Словарь" (исследование индивидуального тезауруса, кругозора). Тест "Умозаключения" (оценка логического мышления). Тест "Компасы" (пространственное воображение).
Тесты ситуационные (принятие решения в ситуации):
Метод последовательной динамической оценки (МПДО) (Шведин Б.Я., 1989). Автоматизированная ситуационная игра диагностическая "ТЕСТ", "РИТМ" (7 субтестов: состояние, интеллект, игра) (Носс И.Н., Суслов Е.В., 1990-1992). Методика "Дилемма выбора" (описание 12 житейских ситуаций: выбор стратегии поведения — прогноз стиля принятия решения) (Н. Коган, М. Уоллэлч).
Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта)
Тесты способностей:
Шкала измерения интеллекта Векслера (WAIS) (Д. Векслер, 1946). Тест возрастающей трудности (Поляков К., Глушко А., 1986) Оценка уровня интеллекта — модификация Теста Равена. Тест культурно-свободного интеллекта (CFIT) (Р. Кэттелл, 1958). Психологические профили Россолимо (Г.И. Россолимо, 1909). Шкала умственного развития Станфорд-Бине (Л.М. Термен, 1916). Батарея тестов общих способностей (GATB) (оценка интеллекта при ориентации на профессиональный критерий). Школьный тест умственного развития — ШТУР (уровень развития интеллекта у школьников 6-8 кл.) (НИИ Общей и педагогической психологии).
Тесты достижений:
Тест «Арифметический счет» (арифметические способности). Тест «Шкалы приборов» (ориентирование в показаниях приборов). Тест «Координаты» (профессиональные способности).
Критериально-ориентировочные тесты:
Тесты изучения интеллектуальных способностей (четыре субтеста: "Анализ рельефа местности"; "Анализ эмоционального состояния по мимике лица"; "Анализ газетных политических тестов"; "Овладение порядком и правилами отдачи приказаний") (Жильников И.Д., 1990). Тест "Определение способности к обучению" — ОСО) (Носс И.Н., 1990). Технология психосемантического анализа — "Семантический анализ деятельности" (ТПА-САД) (Носс И.Н., 1990). Тест адекватных характеристик объекта — ТАХ (Носс И.Н., 1992).
Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |