Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверочный лист 2.3. Умение соблюдать очередность 1 страница




  Да Нет
Время купания Поплещите водой в детской ванночке. Сделайте это нес­колько раз, выдерживая паузы. Плещет ли малыш, когда условно наступает его очередь? Помойте ручку ребенка, затем — свою руку, затем — снова его. Комментируйте все свои действия. Смотрит ли малыш на вашу руку (пытается ли сам помыть ее), когда приходит его очередь/    
Время кормления Одну ложку дайте малышу, а другую возьмите сами. Постучите своей ложкой по столу. Постучит ли малыш своей и посмотрит ли выжидательно на вас — постучите ли вы снова? Одну ложечку с едой — в рот малышу, другую — маме, теперь снова — малышу. Понимает ли он, что затем ваша очередь? (Возможно, вам придется помочь ребенку обхватить ручкой ложку; при этом вы почувствуете, пыта­ется ли он поднести ложку к вашему рту.)    
Время ложиться спать Покачайте мишку, потом дайте его малышу. Покачает ли он мишку и даст ли затем его вам, чтобы и вы его покачали? (Здесь допускаются два варианта: 1 — ребенок делает это сам, 2 — после того, как вы его попросите об этом.) Погладьте любимого плюшевого зверя малыша. Скажите: "Ты мой хороший!" Погладит ли малыш зверя и посмотрит ли выжидательно на вас — сделаете ли вы это опять?    
Игровое время Бейте в барабан, затем дайте бить в барабан малышу. Кончит ли он бить, когда, предположительно, закончится его время, вернет ли палочку вам? (Здесь допускаются два варианта: 1 — ребенок делает это сам, 2 — после того, как вы его попросите об этом.) Сядьте напротив малыша и покатите к нему мяч. Покатит ли он мяч в вашу сторону? (Если ребенку еще трудно точно направить мяч, положительную оценку можно поставить и за попытку.)    
Любое время Поддерживает ли малыш с вами "разговор" - вы произ­носите какой-нибудь звук, затем звук произносит малыш, затем вы произносите другой звук и т.д.    

 

Делать что-то по очереди — одни из способов игры и способ поддержания беседы даже до того. как малыш заговорит.

Учиться произносить звуки по очереди с кем-то малыш может в любом возрасте и на любой стадии развития! Вы можете начать разговаривать с ним сразу, как только он появится на свет. Од­нако заметим, что здесь нет никаких ограниче­ний - никогда не поздно начать. Разговаривая с ребенком, периодически делайте паузы и выжида­тельно смотрите на него, как бы предполагая, что он вступит в беседу. Для начала старайтесь реаги­ровать даже на едва заметные движения малыша на произносимые им звуки или изменение выражения лица, как бы случайны они ни казались. Реагируйте на них так, как будто он таким образом сам вступил в разговор. Когда малыш научится отвечать вам более адекватно и разнообразно, можно уже будет рассчитывать на большее, но сначала согласи­тесь с тем, что "ведущую партию" в разговоре придется исполнять вам. Это поможет малышу сосредоточиться на вашем лице и голосе, и постепенно у него сложится правильное представление о том, что такое соблюдение очеред­ности. Вы же, в свою очередь, приобретете полезную привычку вести разговор определенным образом, так что скоро вам уже не придется дважды подумать, прежде чем побудить ребенка принять участие в беседе.

Разговаривая с малышом, не только делайте паузы, но время от времени вообще прерывайте беседу, давая малышу возможность произнести звуки в подражание вам. Когда вы заняты домашней работой, а ребеночек что-то пролепечет (вам или сам себе), оторвитесь от ваших дел, улыбнитесь ему и что-нибудь скажите в ответ. После этого дайте малышу шанс ответить вам.

В какой-то момент малыш начнет подражать непосредственно тем зву­кам, которые произносите вы. Подражание - особая форма совершения поочередных действий. Ценность ее в том, что она помогает ребенку узна­вать и учиться произносить те звуки, которые позже он будет употреблять в разговорной речи. Для того, чтобы побудить его имитировать то, что он слышит и видит, начните с подражания его звукам - не каждый раз, конеч­но, когда вы ему отвечаете, но часто. В следующем разделе данной главы мы вернемся к проблеме подражания.

Ваш малыш может учиться не только по очереди с вами произносить звуки, но по очереди играть игрушками и совершать различные дей­ствия. Эти умения помогут ему усвоить модель поведения во время разго­вора. Звуки и действия могут быть предметом любого занятия, поэтому два этих умения не следует рассматривать отдельно друг от друга. Как учить ребенка играть игрушками и совершать определенные действия по очереди с другим человеком, зависит от его игровых навыков и уровня развития навыков тонкой моторики. Если малыш уже научился хлопать в ладоши, махать ручкой, стучать по столу и/или сознательно манипулировать игрушками, вы можете в своих первых занятиях использо­вать именно эти умения. Возможно, сначала вам придется довольно жестко направлять игру, говоря (например): "Мамина очередь... Анина очередь... мамина очередь" и побуждая малышку делать то, что предусмотрено прави­лами игры: давать, брать, смотреть и т.д. Постарайтесь привлечь к игре еще какого-нибудь члена семьи: "Мамина очередь... Петина очередь... Анина очередь". Как только ребенок научится следить за игрой и радоваться ей, откажитесь от ваших указаний и помощи. Дайте ему возможность самому сориентироваться и понять, чья теперь очередь, и, проявив инициативу, предоставить ее другому участнику или самому воспользоваться ею. Вклю­чите действия, которые можно совершать по очереди, в самые разные до­машние дела так, чтобы необходимость соблюдать очередность не ассоции­ровалась у ребенка с определенными игрушками и определенным временем дня. По мере развития игровых навыков и навыков тонкой моторики, усложняйте ваши игры.

Если ребенок еще находится на очень ранней стадии развития тонкой моторики, можно одновременно учить его простым действиям, способам держать игрушки и соблюдению очередности. Ваша очередь даст возмож­ность вам продемонстрировать то умение, которым вы хотите заняться с малышом. Например, ваша очередь — вы трясете погремушку, его оче­редь — и вы помогаете потрясти погремушку ему, затем снова погремушку трясете вы и т.д. Не нужно чувствовать себя обязанным вступать в эту игру всякий раз, когда малыш осваивает новое действие или новую игруш­ку; детям необходимо иметь время для самостоятельных экспериментов Тем не менее, постарайтесь сделать так, чтобы соблюдение очередности ста­ло обязательной частью ваших совместных занятий и игр.

На какой бы стадии развития ни находился ваш малыш, каждое занятие с соблюдением очередности важно преподносить ему как веселое и увлека­тельное. Если ребенок не хочет принять в нем участие, не настаивайте; лучше найдите такое занятие и такой подход к нему, чтобы малышу стало интересно. Руководствуйтесь его склонностями и постепенно проводите в жизнь свои идеи. Очень полезными могут оказаться песенки и стишки, в которых обыгрываются разные действия. Поищите подходящие стишки в • книжках, придумайте сами.

Ниже приводятся занятия, которые можно делать по очереди. У вас, разумеется, появится много других идей.

Младенцам и детям, только начинающим ходить, можно:

стучать в дверь,

• "разговаривать" по телефону,

• пить из чашки (можно только делать вид),

• бросать кубик в коробку,

* утрамбовывать ладонью песок,

• закрывать лицо, играя в "ку-ку, вот и я",

* расчесывать волосы кукле,

• щекотать папу.

Детям постарше можно:

* рисовать цветными мелками,

• достраивать башню, добавляя по кубику,

• играть на пианино,

• спрыгивать со ступеньки,

насыпать в ведерко песок,

бросать в воду камешки,

• размешивать тесто для пирога,

• строить смешные рожицы.

УМЕНИЕ ПОДРАЖАТЬ

В занятиях по развитию речи подражание или копирование играет первосте­пенную роль. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем — составлять слова и предложения.

Хотя наша цель — научить малыша имитировать звуки, многим детям легче подражать действиям или выражению лица. В самом деле, некоторые дети, буквально четырех дней отроду, уже копируют мам — поднимают, как она, брови или высовывают язычок. Имитация мимики и действий подго­тавливает малыша к имитации звуков, а позже — слов.

Проверочный лист 2.4 поможет вам оценить, насколько ваш малыш овла­дел искусством подражания. Отвечайте на вопросы постепенно, выбирая для оценки такие моменты, когда ребенок оживлен и склонен к игре. Для создания игровой обстановки можно привлечь кукол и любимых плюшевых зверей. Прежде, чем произнести звук или показать ребенку действие, убедитесь, что он смотрит на вас и внимательно слушает. Далеко не все дети будут подра­жать тому, что они видят, каждый раз. Поэтому если ваш малыш сразу не прореагирует так, как вам хотелось бы, немного позже попробуйте еще раз. Если вам захочется, можете заменить предложенные в проверочном листе пункты своими, однако при этом следите, чтобы основные особенности каждого из предложенных пунктов сохранились в ваших вариантах.

 

Проверочный лист 2.4. Подражание
  Да Нет
Подражание действиям Подражает ли ребенок следующему: Стучит ли ребенок по столу ладошкой или ложкой? Хлопает ли в ладоши? Машет ли рукой на прощанье?    
Подражание мимике Подражает ли ребенок следующему: Дует ли ребенок, надувая губы и подражая звуку "мотора"? Причмокивает ли губами? Произносит ли "ш-ш", прижимая к губам палец? Облизывает ли губы языком?    
Подражание звукам Имитирует ли ребенок следующие звуки и комбинации зву­ков: Один гласный звук: "аа"? "оо"? Повторяющиеся комбинации гласного + согласного: "да-да-дад"? "му-му-мум"? "бу-бу-буб"? Один согласный + два одинаковых гласных: "буу"? "мее"? Двусложные комбинации: "оо-аа"? "пита-пита"? Любое целое слово, кроме "мама" и "папа"? Воспроизводит ли интонацию? (Здесь вы проверяете ин­тонационную картину, а не конкретное слово.)    

 

Если ваш ребенок умеет имитировать все или большинство описанных здесь действий и звуков, — он готов приступить к освоению слов. Мы настоятельно рекомендуем вам дочитать данную главу до конца прежде, чем перейти к главе 3, поскольку здесь содержит­ся много сведений, полезных и для тех детей, которые уже учатся говорить.

Если малыш копирует вас, но на несколько «опросов проверочного листа 2.4 вы еще не можете ответить положительно, используй­те этот проверочный лист как руковод­ство для дальнейшей работы над слабыми местами. Заметим, что можно одновремен­но работать над умениями имитировать жесты, мимику и звуки. В следующем раз­деле приводятся некоторые рекомендации, которые должны вам помочь.

Если ребенок совсем не подражает вам, попробуйте начать учить его делать это сразу после того, как он научится концентрировать свое внима­ние на вашем лице и голосе.

Как учить ребенка подражать

Подражание — в сущности, особый вид поочередного совершения дей­ствий. Когда малыш осваивает умение соблюдать очередность, то нам не важна точность воспроизведения действий (звуков, мимики). Однако нам хотелось бы, чтобы одновременно с усвоением своей роли в разговоре, малыш учился произносить новые звуки, копируя других. Некоторые дети начинают подражать окружающим сами, но многие для того, чтобы начать копировать то, что они видят и слышат, нуждаются в особом толчке. Ниже мы приведем несколько советов о том, как учить ребенка подражать.

Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже умеет производить. Отложите зна­комство с новыми звуками до тех пор, пока ребе­нок не научится подражать тому, что он умеет делать сам, то есть до тех пор, пока он не научится воспроизводить знакомые ему звуки или действия, услышав (или увидев), как это делаете вы.

Копируйте вашего ребенка. Когда он произнесет какой-нибудь звук, состроит гри­масу или намеренно сделает что-нибудь, ско­пируйте то, что он сделал. Это поможет ему наглядно представить себе модель подражания. Когда вам обоим понравится эта игра, можно вводить новые звуки, кото­рым вам хотелось бы обучить малыша.

Дженни умеет произносить несколько звуков, и с удовольствием произ­носит их с кем-нибудь по очереди, но подражает редко. Мама решает на­учить ее имитировать звуки "дада", которые малышка любит, часто произ­носит сама, но никогда не подражает другим.

Мама: (подбрасывает Дженни на колене) да-да-да-да

Дженни: (радостно) иииии-иииии

Мама: иииии-иииии

Дженни: а-а-а-а-иииин

Мама: а-а-а-а-да-да-да-да

Дженни: юооп1

Мама: да-да-да-да

Дженни: да-да

Мама: (в восторге) да-да-да-да!

(крепко обнимает Дженни и продолжает игру).

Проводите занятия в игровой форме. Так будет веселее и вам, и вашему ребенку. Можно чередовать отработку умений с другими интерес­ными ребенку занятиями.

Давайте ребенку время на ответ. На ранних этапах обучения лишь очень немногие дети способны подражать непрерывно. Будьте готовы к тому, что вам придется искать все новые и новые стимулы, однако можно так увлечься поощрением, что у ребенка просто не будет времени ответить вам. Может произойти и другое — ему будет так весело, что он не почув­ствует потребности внести свою лепту в ваш разговор.

При необходимости помогайте дополнительно. Вы будете учить ребенка, главным образом, демонстрируя, но этого не всегда бывает достаточно. Для того, чтобы малыш научился подражать действиям, ему может понадобиться физическая помощь. О том, как оказывать физическую помощь, мы рассказы­вали в главе 3 книги 2. Физическая помощь бывает полезна и при освоении некоторых звуков, но здесь следует знать, что некоторые дети не любят, когда до их лиц дотрагиваются и таких ситуациях, и, следовательно, это подходит не для всякого ребенка. Вот приемы, которые, можно испробовать:

• "аа" — приложите большой палец к подбородку ребенка и, говоря "аа", легонько нажмите на него так, чтобы он пошел вниз.

• "оо" - сожмите щечки ребенка и потяните их вперед так, чтобы ротик принял форму буквы "оо". Скажите "оо".

• "иии" — легонько раздвиньте уголки рта ребенка, говоря "иии".

• "бубубуб" — большой палец держите под подбородком малыша, и с помощью другого пальца разжимайте и сжимайте его губы, гово­ря "бубубуб".

• "мумумум" — возьмите ручку ребенка и обхватите ею свой нос сверху так, чтобы малыш мог почувствовать вибрацию, которую производит этот звук. Работайте также и просто над звуком "ммм", держа рот малыша закрытым. Позже можно подвигать его губами, как при произнесении "бубубуб". Эта игра хороша для обеденного времени как один из способов сказать "ням-ням".

Если ваш ребенок не хочет или не нуждается в столь непосредственной физической помощи, попробуйте утрированно демонстрировать вашу соб­ственную мимику так, как в приводимом ниже примере делает Кен.

Кен учит свою маленькую дочку. Лайзу имитировать звуки "бубубуб";.

Кен: Бубубуб. Бубубубубуб!

Лайза: Аа, аа.

Кен: (улыбаясь)

Да, ааааа.

А сейчас посмотри на папу!

Я делаю бубубуб!

Лайза: (не отвечает).

Кен: Видишь мой рот?

(утрирует движение рта и форму, которую он принимает при звуке "6").

Ба...

(смотрит выжидательно)

Лайза: Бамумумум.

Кен: Ай да умница!

(продолжает игру).

Когда вы заметите, что ребенок уловил идею, непременно уменьшите вашу помощь.

Сопровождайте звуки действиями. Многие дети, особенно те, что по­старше, охотнее присоединяются к имитационным играм, если звуки в них сопровождаются действиями. Звук "мммммм" может произноситься вмес­те с поглаживанием животика за обедом или воображаемым чаепитием. Можно издать прерывистый звук "о-о-о", если похлопать ладонью по от­крытому рту. Получится индейский клич, который очень нравится детям. В проверочном листе 2.4 звуки, которым дети должны научиться подражать, представлены в порядке усложнения. На этот порядок следует ориентиро­ваться, занимаясь с ребенком, однако данный перечень оставляет широкий простор и для ваших собственных вариантов.

Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками. Это может оказать­ся полезным и более старшим детям. Чтобы побудить ребенка имитировать звуки, которые издают звери, используйте мягкие игрушки или наборы игрушечных сельскохозяйственных животных. В Центре Маккуэри есть, например, плюшевый червяк, который издает звуки "питапита" с такой же легкостью, с какой корова говорит "муу"! Если ваш малыш любит играть с машинками, поработайте со звуком "брммм" и "туутуу". Здесь также сле­дует руководствоваться проверочным листом, однако продолжайте экспе­риментировать, выясняя, что именно работает в вашем случае.

Звук или действие, над которым вы собираетесь работать, следует представлять ребенку в течение, минимум, двух недель, и только после этого переходить к чему-то другому. Чтобы ухватить новую идею, вашему ребенку может потребоваться некоторое время. Поэтому многочисленные перескоки и изменения ь занятиях могут затруднить ему усвоение. Вы може­те работать одновременно над разными задачами, связанными с действиями, мимикой и звуками, но скучно не будет, если их представлять по-разному.

Многие родители говорят: "Что бы я ни делала, мой ребенок никогда не пытается мне подражать". Однако дети все-таки начинают произносить новые звуки, а позже — и слова. Часто дети, не повторяющие за нами действия или звуки на уроке, вспоминают этот опыт, и позже, — лежа в кроватке, сидя в автомобиле или во время какой-нибудь собственной игры, — начинают отрабатывать то, что вы когда-то проходили. Если ваш ребенок не проявляет склонности к подражанию, не поленитесь понаблю­дать за такого рода "пробой звуков". Вслушайтесь, и вы услышите то самое "дададад", над которым вы так долго бились.

Немного о первых словах

О том, как учить ребенка произносить слова, мы более подробно расскажем в следующей главе, однако воспроизведение целого слова столь естествен­но вытекает из воспроизведения звуков, что несколько слов об этом нужно сказать уже сейчас.

Слова, разумеется, с самого начала играют большую роль в вашем взаи­модействии с ребенком. Представление ему звуков никогда не заменит настоящего разговора. Даже если вы знаете, что малыш не будет копиро­вать вас, все же постарайтесь, чтобы он вас слушал, реагировал на ваш голос и учился понимать значения слов, жизненно важных для него.

Первые слова могут родиться спонтанно. Возможно, вы сами сочтете, что наступило время учить его воспроизведению целых слов и выберете несколько слов, на которые будете чаще других обращать его внимание.

Выбирая первые слова для подражания, старайтесь мысленно задать себе следующие вопросы:

1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?

2. Понимает ли малыш, что означает это слово?

 

Можно сформулировать одно общее правило, которому нужно следовать, выбирая первые слова (мы не говорим о таких словах, как "мама", "пала" и важных для ребенка именах). Слова должны относиться к предметам, кото­рые ребенок может как следует пощупать, изучить, а представлять их нужно в ходе естественного развития вашей совместной деятельности.

Отметим, что многим детям полезно продолжить отработку звуков даже после того, как они произнесут свои первые слова. Не забывайте сверяться с проверочным листом 2.4. Если у малыша обнаружатся значительные пробелы, его возможности в освоении слов могут оказаться весьма ограни­ченными. Планируйте занятия так, чтобы ребенок одновременно учился произносить и новые звуки, и новые слова.

УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НАВЫКАМИ ОБЩЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Ценность навыков общения и удовлетворение, которое мы получаем от овладения ими, определяется тем, как нам удается их использовать.

Ребенок, даже с очень ограниченным диапазоном звуков и жестов, мо­жет использовать свои несложные умения для выражения целого ряда социальных, эмоциональных и физических потребностей. Каждому малышу, который умеет слушать окружающих и вносить свою маленькую лепту во взаимодействие с ними, можно помочь более эффективно использовать уже приобретенные им навыки общения.

В довербальный период дети учатся сообщать о своих потребностях тоном или жестами. Они могут качать головой, тянуться к предмету или к человеку, протягивать ему какую-нибудь вещь, указывать, улыбаться, махать ручкой и хлопать в ладоши. Есть и другой способ — имитация реальных действий (например, можно закрыть глаза, чтобы сказать "хочу спать"). Ребенку, который не умеет говорить, чрезвычайно полезно узнать, что он может выразить много самых разных своих потребностей и переживаний посредством звуков и жестов. Помимо этого, развитие подобных навыков в довербальный период закладывает основу для следующей ступени — умения выражать свои потребности словами.

Проверочный лист 2.5 поможет вам определить, как ваш ребенок ис­пользует свои навыки общения в настоящий момент. Желательно, чтобы ваши ответы основывались на внимательном наблюдении за ним в течение нескольких дней. Представленные в таблице вопросы должны служить вам лишь ориентирами; вы можете заменить их, предложив свои ситуации и/ или действия ребенка. Следите только за тем, чтобы в ваших вариантах сохранялась суть коммуникативного поведения ребенка, отраженная в про­верочном листе. Заметим, что положительный ответ должен даваться лишь при условии, что малыш в каждой из описанных ситуаций осознает присут­ствие второго лица, то есть общается с вами.

 

Как учить ребенка использовать навыки общения

В этой области есть два типа задач, которые можно поставить перед собой и перед малышом. Ваш выбор будет зависеть от того, в чем малыш больше нуждается.

1. Можно учить ребенка точнее выражать свои потребности. Может возникнуть, например, такая ситуация: малыш уже умеет с помощью звуков и жестов выражать некоторые свои потребности и намерения, и на вопросы проверочного листа 2.5 вы даете много положительных ответов. Однако, несмотря на это, у ребенка наблюдается тенденция использовать в повсед­невной жизни очень мало жестов общения. Он может заплакать, если хочет отказаться от нелюбимого предмета или блюда, потянуть к себе нужный предмет и проявить еще две-три реакции. В таком случае ваша задача будет заключаться в том, чтобы научить его более правильным и точным жестам, например, качать головой в знак отказа или указывать на нужный предмет. Не забывайте, что все дети проходят через достаточно продолжи­тельный довербальный период, и даже самые умелые "рассказчики" не менее, чем до двух лет опираются в своем взаимодействии с окружающими, главным образом, на несловесные способы общения. Однако, дети развива­ются, и то, что приемлемо для шестимесячного малыша, становится уже менее приемлемым для ребенка, начинающего ходить. По мере того, как ваш малыш будет осваивать новые звуки, новые способы применения соб­ственных рук, помогайте ему научиться использовать и то, и другое для выражения различных потребностей, о которых до этого он сообщал более простыми звуками и жестами.

Приступая к обучению ребенка более подходящим жестам или звукам, начинайте с приятия его звука или жеста, который он обычно использует в соответствующей ситуации. Одновременно демонстрируйте ему то, чему вы хотите его научить. Немного позже начните делать паузы после демонстра­ции. Они должны показать ребенку, что вы ждете, даете ему возможность скопировать вас. Увидев, что малыш научился использовать новый навык, старайтесь больше не демонстрировать его, а только ждите, чтобы он приме­нил это умение сам. Такой подход гораздо эффективнее упреков, которые могут вовсе отбить у ребенка охоту общаться.

Не забывайте о том, что никто из нас не может быть одинаково хоро­шим и активным собеседником все время. Побуждайте ребенка использо­вать более сложные знаки общения мягко, и терпеливо ждите, когда он вступит в контакт. Игнорируйте или делайте вид, что не понимаете его -незрелые или не подходящие к случаю звуки и жесты.

2. Можно учить ребенка новым вариантам использования навыков общения. Обратитесь к тем вопросам проверочного листа, на которые вы ответили "нет". Подумайте, какие из перечисленных способов общения ребенок мог бы освоить, исходя из общего уровня его развития. Затем в качестве первых задач выберите один или два способа.


Проверочный лист 2.5. Использование ребенком навыков общения довербального периода  
  Да Нет  
Умение здороваться Производит ли малыш определенный звук или жест, когда в поле его зрения оказывается знакомый человек?      
Умение прощаться Машет ли рукой на прощание?      
Умение делиться информацией Когда вы вместе рассматриваете книжку с картинками, указы­вает ли малыш на заинтересовавшую его картинку (может быть, похлопывает по ней), взглядывая на вас, чтобы вы тоже посмот­рели? Когда на улице к вам приближается большая собака, смотрит ли ребенок на вас вопросительно, как бы желая удостовериться, что вы не дадите его в обиду?      
Умение давать предметы другим людям Протягивает ли ваш малыш кому-нибудь за завтраком кусочек хлеба, предлагая откусить? Приносит ли он вам игрушки или лоскутки ткани и непарные вещи, типа одной перчатки, найденные где-нибудь в доме?      
Умение оказывать услуги другим Расчесывает ли он ваши волосы (или волосы куклы) настоя­щей или воображаемой расческой? Приносит ли ребенок вам свое полотенце или как-нибудь иначе заботится о вас, когда вы собираетесь принять ванну?      
Умение просить (требовать) нужные ему вещи Смотрит ли малыш на вас, призывая помочь ему достать игруш­ку, которая находится вне пределов его досягаемости? Смотрит ли он на ваш бутерброд, а потом на вас, и издает ли он такой звук, что вы ясно понимаете его желание сказать: "Я хочу!"      
Умение просить (требовать) помощи Сидит (или стоит) ли ребенок, издавая громкие крики, возле своей лошадки-качалки до тех пор, пока вы не посадите его на нее? Тянет ли малыш вас за ногу или подол, глядя на вас снизу вверх, пока вы не возьмете его на руки?    
Отказ от предметов Отталкивает ли малыш вашу руку, когда вы предлагаете ему нелюбимую или нежеланную пищу? Качает ли он головой, когда ему предлагают игрушку, которая ему не нужна?    
Отказ от помощи Оттолкнет ли ребенок ваши руки, если вы захотите взять его на ручки во время игры, которой он увлечен? Качает ли ребенок головой, цепляется ли за вас, когда вы пытае­тесь уложить его в постель, а он еще не хочет спать?    
Несогласие с высказанным суждением Качает ли малыш головой (или протестует), когда вы неправильно называете знакомый ему предмет? Протестует ли он против вашего утверждения, что пора идти до­мой, если ему интересно гулять в парке?    
Игра со звуками "Подпевает" ли малыш, издавая какие-нибудь звуки, песенкам, когда вы смотрите по телевизору детскую музыкальную пере­дачу или слушаете пластинки? Издает ли ребенок звук, типа "брмм-брмм", когда возит по полу свою игрушечную машинку?    
Самостоятельная практики Замечаете ли вы, что ваш ребенок, лежа в кроватке или играя в одиночестве в своем уголке, практикуется в произнесении зву­ков? Разговаривает ли он сам с собой, когда долго сидит за рулем своего игрушечного автомобиля?    
         

 

Ниже дается ряд советов, как научить ребенка применению некоторых навыков общения.

Умение требовать




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.