Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как выбирать задачи




После того, как вы проанализируете образец речи ребенка с помощью про­верочных листов, можно приступать к выбору конкретных задач, совокуп­ность которых должна составить программу речевого развития.

При развитии разговорной речи могут существовать, по меньшей мере, два типа задач — задачи на умение пользоваться речью и задачи на умение выражать различные суждения. Возможно, вы сочтете нужным поставить перед малышом и некоторые грамматические задачи. Как мы покажем дальше, всеми этими направлениями развития вы сможете зани­маться одновременно, а со временем занятия станут просто частью повсед­невной деятельности.

Умение пользоваться речью Работая над этим умением, нужно помнить главные цели:

• Необходимо расширять возможности использования ребенком его разговорных навыков;

• У вас должна быть уверенность в том, что малыш владеет умением участвовать в разговоре, то есть может и завязать (проявить ини­циативу), и поддержать беседу.

• Побуждайте ребенка для удовлетворения всех своих потребностей использовать высший уровень выражения, на который он только способен — будь это отдельные слова или фразы из двух, трех и более слов.

А теперь — несколько указаний, которые помогут вам выбрать задачи, совершенствующие умение пользоваться речью:

1. Сначала внимательно проглядите записи в первой колонке каждого проверочного листа. Заметьте, как распределяются ваши "галочки". В иде­але, в каждой графе должно быть по несколько "галочек", однако, если мы говорим о детях, имеющих какие-либо аномалии или задержки в речевом развитии, то мало у кого из них эта картина будет столь однородна.

2. Если ваш малыш пользуется, в основном, отдельными словами, сфо­кусируйте свое внимание на проверочном листе, в котором оценивается именно это умение. Если же он чаще употребляет фразы, сосредоточьтесь, соответственно, на других листах.

3. Выбирая задачи, останавливайтесь на незаполненных или почти неза­полненных графах.

4. Каждый раз выбирайте одну или две задачи. Многие родители счи­тают, что раз они осознали, что представляет собой данный аспект развития речи, то они с самого начала, побуждая малыша к общению, будут инстинк­тивно стараться, чтобы он использовал все возможные способы. Это, ко­нечно, прекрасно, но все же для особо целенаправленной работы выберите одну или две задачи. Это позволит вам лучще отслеживать достижения ребенка, и, кроме того, если все ваши ожидания или требования будут слиш­ком быстро и одновременно, расти, малыш просто растеряется.

5. Проверьте, согласуются ли ваши задачи на умение пользоваться речью, с задачами на умение выражать различные суждения. Например, нет смысла учить ребенка пользоваться словами, выражающими отказ, до тех пор, пока он не научится произносить слово "нет". Как правило, лишь в совсем немногих случаях задачи в этих двух областях не согласуются.

6. Выбирая задачу, определите количество слов (фраз из двух слов или фраз из трех слов), которое, по вашему мнению, должен использовать ребенок.

7. Обратите внимание на 2 и 3 колонки проверочных листов 3.1 и 3.2, где отмечается, завязывал ваш малыш разговор или поддерживал его. Посмотрите, какая получится картина, если принять во внимание все гра­фы. Налаживание баланса в этой сфере должно входить в число приори­тетных задач. Вот несколько примеров конкретных задач:

• Умение с помощью отдельных слов просить об услугах.

• Умение с помощью отдельных слов завязывать разговор, чтобы о чем-то рассказать.

• Умение с помощью фраз, состоящих из двух слов, отказываться от предметов и услуг.

• Умение с помощью фраз из трех слов просить рассказать о чем-то.

• Умение поддерживать разговор, с помощью фраз из двух или трех слов.

Чуть позже в данной главе мы расскажем, как заниматься с ребенком освоением новых способов применения разговорных навыков.

Мысли и суждения, которые может выразить ваш малыш В этой области развития речи наши общие задачи таковы:

• расширить диапазон различных типов суждений, которые ребенок способен выразить;

• увеличить количество слов и фраз, которые ребенок может произ­нести;. '

• развивать разговорные навыки малыша от довербальных до ис­пользования одиночных слов, от использования одиночных слов до использования фраз из двух слов, далее фраз из трех и более слов.

В зависимости от уровня речевого развития подход к выбору конкрет­ных задач несколько меняется, поэтому о задачах каждого уровня разви­тия мы поговорим отдельно.

Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться отдельными словами На этом этапе вам следует выбрать 4-5 слов, которым вам бы хотелось обучить малыша. Когда он освоит эти слова, вы введете новые. Однако какими же должны быть эти слова?

Сначала решите, каким частям речи следует учить ребенка. Еще раз обратитесь к тем категориям слов, которые указаны в проверочном листе (3.3). Естественно, вам хочется, чтобы малыш научился пользоваться сло­вами разных типов. И все же, с чего начать?

В проверочных листах отражен примерный порядок введения новых категорий слов, но мы не рекомендуем вам пытаться полностью охватить какую-то одну категорию, и только потом переходить к следующей. Пред­ставить себе, каким должен быть процесс освоения слов разных категорий, вам поможет приведенная ниже ступенчатая диаграмма.

Диаграмма, отражающая процесс освоения ребенком одиночных слов

 

      Слова, обозначающие просьбу повторить
  Слова,определяющие местоположение Слова, определяющие положение
  Слова, обозначающие действия
Слова отрицания
Наименования предметов, имена людей

Обычно началу процесса освоения слов соответствует нижний левый угол лесенки. Малыш осваивает несколько существительных и первое слово отрицания "нет". Затем, продолжая узнавать новые существительные и отри­цания, он начинает осваивать слова, обозначающие действия. Чуть позже — некоторые слова, обозначающие местоположение, совершенствуясь при этом в использовании слов трех первых категорий. На последнем этапе вводятся слова, которые используются в просьбе повторить что-то еще раз. Проходит некоторое время, и малыш оказывается на последней ступеньке. Это значит, что он освоил самые разные слова всех пяти категорий.

В действительности, лишь очень немногие дети точно следуют этой модели. Пусть вас не озадачивает возможность полного несоответствия процесса освоения слов вашим малышом приведенной выше диаграмме. Эта диаграмма, тем не менее, может послужить хорошим подспорьем при выборе новых задач. Если ваш ребенок уже научился пользоваться опре­деленным количеством слов, постарайтесь не только развивать его навыки, двигаясь вверх по диаграмме, но подумайте также о том, как заполнить обнаруженные пробелы. Если малыш только-только начинает говорить, от­правляйтесь в путь с левого нижнего угла — с нескольких наименований предметов и слова "нет", а затем постепенно вводите больше слов других категорий, одновременно увеличивая число слов, относящихся к категори­ям, с которыми он уже поработал.

Когда вы решите, какими частями речи заниматься, вам останется выб­рать конкретные слова. Здесь необходимо учитывать, какие слова малыш понимает, какие слова ему нужны и какие он хочет произносить, — это должны быть слова, относящиеся к предметам, которые он любит, к дей­ствиям, которые ему нравятся и которые, в конце концов, станут частью его повседневной жизни. Особенно на первых этапах старайтесь выбирать та­кие существительные и глаголы, которые малыш может прочувствовать самым непосредственным образом. Это должны быть наименования пред­метов, которые находятся рядом, чтобы малыш мог их потрогать. Если это действия, то они должны быть такими, которые он может произвести сам, а не такими, которые нужно ему показывать и т.д. Ориентируйтесь на инте­ресы ребенка, и вы не ошибетесь!

Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из двух слов На этом уровне процесс освоения предложений может быть представлен в виде следующей диаграммы.

Диаграмма, отражающая процесс освоения фраз из двух слов:

      Фразы о принадлежности
    Определительные фразы
    Фразы с указательным словом
  Фразы, указывающие на местоположение
Просьбы повторить что-то еще раз
Фразы отрицания
Фразы, включающие в себя действие и объект
Фразы, включающие в себя субъект и действие

Также как и в предыдущем случае наш гипотетический "типичный" ребенок начинает учиться условно с левого нижнего угла. Сначала он объединяет в одну фразу простые слова — действующее лицо и действие (например, "Мама сидит") или действие и объект (например, "Посади кук­лу"). Примерно в то же время он начинает пользоваться фразами отрица­ния ("Не хочу") и фразами, обозначающими просьбу сделать что-нибудь еще раз ("Еще пирога"). Немного позже малыш овладевает фразами, ука­зывающими на местоположение ("Китти на ручки") и одновременно учит­ся составлять больше комбинаций, относящихся к первым трем категориям. Таким образом, он продвигается по диаграмме вверх и вправо, пока не освоит все указанные типы фраз и не дойдет до третьего уровня — ис­пользования фраз из трех слов.

Приведенная выше диаграмма вместе с проверочным листом 3.4 помо­жет вам решить, с чего начать.

Когда малыш только начинает складывать два слова или приступает к новому типу фраз, бывает полезно определить точно, каким именно фразам его следует учить. Выберите слова, которыми, как одиночными, он владеет свободно, и составьте из них фразы, описывающие любимые малышом си­туации, например, можно начать с фразы типа субъект + действие: "Кукла (ляля) прыг" и фразы отрицания: "Нет молоко".

Когда ребенок научится оперировать этими фразами, предложите ему другие примеры с теми же ключевыми словами, например:

Субъект + действие отрицание

Кукла прыг Нет молоко

Мишка прыг Нет соус

Мама прыг Нет мыться

Собачка прыг Нет сок

Питер прыг Нет морковка

Затем попробуйте внести разнообразие в эти фразы, например:

Субъект + действие Отрицание

Кукла спит Больше нет

Мишка спит Не спит

Мама умывается Не прыг

Кукла умывается Мишка ушел (Мишки нет)

Питер ест Кукла ушла (Куклы нет)

Количество и разнообразие фраз типа субъект + действие можно по­степенно увеличивать и одновременно вводить фразы другого типа, напри­мер, действие + объект.

После того, как малыш научится использовать некоторое количество фраз из двух слов, принадлежащих к одной категории, конкретизировать задачи внутри этой категории уже необязательно. Можно просто определить для себя категорию и работать с примерами, которые придут в голову. Если, на­пример, вы уже работали над определительными фразами, можно использовать обыкновенные бытовые ситуации, чтобы поговорить, например, о больших ложках, маленьких ложках, красных носках, милых цветочках, быстром беге и т.п. Итак, еще раз определим процедуру выбора задач:

* Если малыш только учится складывать слова в предложения или начинает в своей речи пользоваться новой категорией фраз, опреде­лите точно как слова, так и фразы, которым он должен научиться.

• Когда он поймет, как составляются фразы данного типа, выберите только ключевое слово и представьте ему много разных фраз с этим словом.

• Когда малыш овладеет умением составлять фразы из двух слов, вы можете выбрать для работы определенную категорию или тип фраз, например, фразы с просьбой что-то повторить или определительные фразы, и работать уже с любыми примерами.

Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из трех слов Поскольку в обсуждаемый период ребенок уже свободно составляет предло­жения из двух слов и немного понимает, как эти слова согласуются, то, как правило, выбирать конкретные слова в качестве задач не приходится. Ваши задачи могут просто определять тип фраз, которые должен освоить ребенок, а что касается примеров, то можно использовать любые фразы, связанные с событиями дня. Ваши задачи могут формулироваться, например, так:

Определительные фразы из трех слов

• Фразы из трех слов, указывающие на принадлежность.

Если, однако, вы чувствуете, что ребенок испытывает трудности, или вам кажется, что этот подход оставляет слишком много степеней свободы, кон­кретизируйте, скажем, ключевое слово, то есть слово, которому вы придаете наибольшее значение. В таком случае ваши задачи будут формулироваться примерно так:

• Фразы из трех слов, содержащие просьбу сделать что-то еще раз: "Хочу еще..."

Состоящие из трех слов вопросы, которые начинаются с вопроси­тельного слова: "Куда ушел...?"

На этом уровне процесс освоения новых фраз можно представить сле­дующей диаграммой.

Диаграмма, отражающая процесс освоения фраз из трех слов

            Вопросы, требующие ответа "да"/"нет"
          Вопросы, начинающиеся с вопросительного слова
        Фразы с указательным словом
      Фразы о принадлежности
      Определительные фразы
    Фразы отрицания
  Просьбы повторить что-то еще раз
  Фразы, указывающие на местоположение
Фразы, обозначающие действия

Так же, как и в описанных выше случаях, развитие речи "типичного" ребенка происходит в направлении вправо и вверх, начиная с левого нижнего угла.

ВЫБОР ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Учитывая существенное отличие грамматического строя английского язы­ка от русского, здесь целесообразно вкратце рассмотреть этапы развития речи у детей с нарушениями интеллектуального развития так, как они пред­ставлены в отечественной литературе*. Этих этапов шесть.

* В качестве примера можно привести книгу Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой и Т.Б.Фи-личевой "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников", "Просвещение", 1990 г. В ней используются данные А.Н.Гвоздева, опубликованные в книге "Вопросы изучения детской речи", М. 1961


Первый этап "Однословное предложение" Характеризуется наличием в речи ребенка только отдельных слов и их фрагментов, звукоподражаний и других ненормативных средств общения и отсутствием объединения этих слов в одном высказывании.

Второй этап "Предложения из слов-корней" Характеризуется появлением нового качества: умения соединить в одном высказывании два и более слов-корней без каких-либо изменений их грам­матической формы, а также полным отсутствием в речи конструкций типа субъект + действие, где действие могло бы быть выражено глаголом тре­тьего лица изъявительного наклонения с окончанием -ет, -ит, -ут, -ют.

Третий этап "Первые формы слов или первые случаи словоизменения" Примечателен тем, что в детской речи попадаются конструкции типа имени­тельный падеж + согласованный глагол изъявительного наклонения тре­тьего лица с правильным использованием окончаний -ет, -ит (мама спит). Некоторые слова начинают использоваться детьми в 2-3 формах "киса -кису", "теп - теба" (хлеб - хлеба), "ток - токи" (цветок - цветочки).

Четвертый этап "Усвоение флексийной системы языка" Характеризуется появлением возможности оформлять употребляемые сло­ва с помощью разных окончаний. При построении речевого высказывания некоторые слова оформляются грамматически правильно, большинство же употребляется аграмматично. При этом в речи детей отсутствуют предлож­ные конструкции, в которых бы предлог и окончание слова одновременно использовались правильно по смыслу. Часто прилагательные оформляют­ся через аморфные неполногласные окончания "каси" (красный, -ая, -ое), "ивони" (зеленая, -ое, -ый).

Пятый этап "Усвоение предлогов"

Характеризуется усложнением предложений в детских высказываниях. Появляются попытки использовать сложные типы предложений. При упот­реблении предложных конструкций много случаев правильного одновре­менного оформления простого предлога и окончания.

Шестой этап "Развернутая фразовая речь с пробелами формирования лексики, грамматического строя и фонетики" Многие из этих пробелов являются не чем иным, как остаточными прояв­лениями, сохранившимися в речи ребенка от предшествующих периодов его развития.

Проверочный лист 3.6 показывает, в какой последовательности в речи ребенка обычно появляются грамматические категории. Пет необходимости отводить специальное время для их освоения. Грамма­тические задачи следует.вводить постепенно, по мере готовности ребенка, как часть общего развития речи. Помните, что обучение ребенка грамматически правильной речи (по мере развития у него речи вообще) — это прежде всего ожидание от него все более правильной речи, и что процесс этот очень длительный и постепенный.

Несколько вопросов и ответов на тему "Чему учить"

Мой малыш начинает составлять предложения из двух слов, однако в проверочном листе, оценивающем умение пользоваться одиночными сло­вами, у него много пробелов. Должна ли я продолжить работу над задачами первого периода (использование отдельных слов)?

Да. Для того, чтобы уметь составлять много разных фраз, вашему ребенку понадобится много разных одиночных слов. Вы можете работать одновре­менно над задачами обоих уровней, занимаясь освоением новых фраз и слов, которые малыш уже знает, и в то же время пополнять его словарный запас.

Мой ребенок усвоил много "детских словечек". Можно ли их вносить в проверочный лист? И должна ли я теперь учить его тому, какие, в действительности, слова должны употребляться вместо "детских"?

Если малыш употребляет эти слова тогда, когда надо, и вам ясно, что он ими хочет выразить, их следует внести в проверочный лист. Осторожнее следует относиться к болтовне ребенка, не связанной с ситуацией. Дети иногда любят копировать взрослых, совершенно не понимая смысла их слов.

Приступая к новому слову, учите малыша той его форме, которая при­нята у вас дома ("до свиданья" или "пока", "плохой" или "бяка", "возьми" или "на"). Если вы сомневаетесь, остановитесь на правильной форме, хотя, разумеется, нет никакого смысла учить ребенка слову "автомобиль", если все вокруг говорят "машина"!

Если вам кажется, что нужно научить малыша правильно произносить слова, которые он обычно употребляет в "детской" форме, делайте это деликатно. Не следует говорить, что он произнес неправильное слово, но, отвечая, используйте правильную форму. Например, если ребенок скажет "ляля", можно ответить ему: "Да, это кукла".

Мне трудно решить, какими должны быть новые слова. Мой ребенок может попросить меня дать то, что ему нужно (главным образом, это еда), но заинтересовать его чем-то новым, будь то слово, обозначающее действие, или слово, обозначающее местоположение, трудно.

Прежде всего, вам следует осознать, что расширение интересов ребенка входит ц понятие "развитие речи". Время, потраченное вами на освоение новых игровых навыков, не нужно считать отнятым от занятий разговор­ной речью. Наоборот — это часть процесса. Для того, чтобы научиться говорить, необходимы темы и предметы для разговора. Во-вторых, внимательно присмотритесь к тому, что вашего малыша интересует в данный момент, и подумайте, как можно было бы ввести новые слова, чтобы связать их с предметами его интереса. Например, научите его просить не только любимое кушанье, но и ложку к нему. Научите малыша просить, чтобы его подняли и посадили на высокий стульчик. Если его интерес вызывает пища, ему могут понравиться игры в приготовление раз­ных блюд, а для этих игр потребуются глаголы (например, мешать, резать, катать, лить). Возможно, малыша заинтересуют и другие игры, связанные с осязательными ощущениями — игры с тестом, песком и водой. Они также повлекут за собой появление новых слов.

Вашему ребенку необходимо понять, что разговорные навыки могут оказаться полезными не только в тех случаях, когда с их помощью можно что-то попросить. На первых порах ему может показаться, что удобнее объясняться с помощью жестов. Здесь вам пригодятся соображения, изло­женные в главе 2, и замечания о том, как учить ребенка пользоваться речью, приведенные в данной главе чуть дальше.

Слова, которые умеет произносить мой малыш, совершенно не соответ­ствуют картине, данной в проверочных листах и диаграмме. Как же мне выбирать задачи?

Вам придется искать компромисс между развитием навыков, которые ребе­нок уже приобрел, и заполнением пробелов. Используйте проверочные ли­сты и диаграммы как справочный материал. Они подскажут вам в каком порядке осваивать новые навыки.

Лишь очень немногие дети точно следуют представленной модели. Она дается нами как ориентир. Если интересы вашего малыша уводят его в сторону — что ж, и прекрасно!

КАК ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ ОСВАИВАТЬ РАЗГОВОРНЫЕ НАВЫКИ

Учиться разговорной речи ребенок может где угодно. Положение родите­лей в этом смысле уникально, поскольку они рядом с малышом и в радости и в печали, и еще потому, что родители — это те люди, к которым малыш хочет обращаться больше всех.

Как организовать занятия

Большинство родителей считают, что для занятий разговорной речью по­лезно каждый день выделять определенное время (скажем, минут 15). Для этих уроков можно заранее готовить специальные игры и занятия. Кроме того, в условиях, когда не приходится отвлекаться ни на какие другие дела, легче отслеживать успехи ребенка. К занятиям хорошо привлекать других членов семьи. Их поведение может послужить прекрасным примером для

ребенка с аномалиями в развитии. Старайтесь не заниматься всегда в од­ном и том же месте. Лучше разнообразить обстановку настолько, насколько это позволяет ваш дом, сад и т.п.

В любом случае — планируете вы свои уроки, или нет — занятия, в основном, должны проводиться на фоне повседневной деятельности или в процессе игры. Все методы обучения, которые мы представляем ниже, мо­гут с одинаковым успехом использоваться как на специальных уроках, так и в процессе обычного взаимодействия между вами и ребенком.

Ваша роль

Многие наши советы могут вам показаться банальными. Дело в том, что в них нашло отражение естественное поведение родителей. Как мы уже нео­днократно замечали, ученые, занимающиеся проблемами речи, предложили педагогический подход, в основу которого легли их наблюдения затем, как родители разговаривают со своими детьми.

Пока мы не можем предложить вам чего-нибудь абсолютно нового и незнакомого, важно потратить время, чтобы мысленно обернуться и посмот­реть на себя со стороны, чтобы убедиться, что вещи, которые мы описываем, действительно происходят. Возможно, тогда вы сможете более вдумчиво, последовательно и точно применить предлагаемые приемы, чем вы это делали раньше — в отношении своих старших детей, когда они учились говорить.

1. Разговаривайте с ребенком о том, что он делает, описывая его действия и предметы, которыми он занимается.

2. Произносите тщательно подобранные слова и фразы ясно и про­сто, делая особое ударение на том, что соответствует задаче ребенка в настоящий момент.

3. Соблюдайте очередность в разговоре с вашим малышом — не только произнося по очереди слова, но и производя по очереди звуки, жесты, мимические движения. Не следует вести разговор и за себя, и за него. Даже если ребенок пока не говорит ни слова, производимые им звуки и жесты нужно рассматривать как участие в разговоре.

4. Рассчитывайте на ответ и ждите его. Если вы чувствуете, что вам трудно ждать, потренируйтесь, медленно считая про себя до пяти. Не всту­пайте в разговор сами до тех пор, пока вам не станет абсолютно ясно, что ребенок так и не прореагирует.

5. Используйте звуки, жесты и слова ребенка, в качестве отправной точки во время урока, а затем уже постепенно вводите те слова и фразы, которым вы хотите его научить.

6. По мере возможности, следуйте за интересами малыша. Дети говорят только о том, о чем хотят. Если какое-то запланированное вами интересное занятие не увлекает ребенка, или он просто отказывается при­нять в нем участие, проглотите обиду, отложите это занятие на другой день и присоединитесь к игре, которую выбрал он.

7. Реагируйте на жесты, звуки, слова ребенка так, как вы реагируете на слова собеседника, желая поддержать разговор. Если вы просто скаже­те: "Молодец!" или "Как ты хорошо говоришь!", то это не даст ему пред­ставления о том, как протекает нормальная беседа. Поверьте, малышу будет не менее приятно, чем похвалу, услышать вашу естественную реакцию имен­но на то, что он сказал, и это подбодрит его ничуть не меньше. Вот несколь­ко примеров:

Малыш: Там. Взрослый: О, там мишка!

Малыш: Рыбка. Взрослый: Да, рыбка плывет.

Малыш: Хочу бутерброд! Взрослый; Я дам тебе бутерброд с повидлом

Малыш: Бежит большая собака. Взрослый: Да, это большая пятнистая собака'

Выбор материалов

Если вы занимаетесь с ребенком просто в бытовых ситуациях, старайтесь найти возможность включить задачи, над которыми вы работаете, во все, что вы делаете. Несколько слов тут, несколько слов там — и вам не придется специально думать о материалах. Разумеется, есть задачи, которые требуют предварительной подготовки. Если, например, ваша задача — осво­ить слово "мяч", вы можете один мяч положить к игрушкам, с которыми вы будете заниматься, другой - возле одежды, а третий, мягкий, - в кро­ватку. Если вы проходите слово "мишка", может быть, вам придется в течение нескольких дней носить повсюду за собой любимого плюшевого медведя, позволяя ему сидеть с вами за столом во время обеда и слушать вечернюю сказку.

Специально организованные занятия дадут вам возможность использо­вать одни и те же слова в разных ситуациях. Важно, чтобы ребенок узнал, что "чашка" — это не одна лишь та красная штука с двумя ручками, что фраза "Кукла внутри" может быть сказана не только в том случае, когда кукла находится в коробке.

Заведите себе особый ящичек и положите в него самые разные вещи, которые могут пригодиться во время работы над текущей задачей. Меняет­ся задача — меняются и предметы в ящичке.

До сих пор мы рассматривали роль педагога лишь в общих чертах. А теперь обратимся к более конкретным вещам, и, в первую очередь, пого­ворим о тем, как учить ребенка пользоваться разговорными навыками, а затем — как учить его словам и фразам.

КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗГОВОРНЫМИ НАВЫКАМИ

Рассмотрим каждую из трех общих задач, сформулированных под заголов­ком Умение пользоваться речью.

Расширение возможностей использования разговорных навыков Здесь мы направляем свои усилия на обучение ребенка новым для него возможностям использования отдельных слов. Ниже мы поговорим о пере­ходе к фразам.

Если проверочный лист 3.1 покажет, что ваш малыш не умеет пользо­ваться своими разговорными навыками ни в одном из случаев, указанных в этом листе, вам следует выбрать для работы одну (или даже не одну) задачу.

Первым делом проверьте, пользуется ли он навыками довербального периода (звуками или жестами) в тех случаях, когда нам хотелось бы, чтобы он использовал слова. Проверочный лист поможет вам ответить на этот вопрос. Если вы обнаружите, что ребенок в каких-то определенных случаях не использует никаких коммуникативных навыков — ни словес­ных, ни довербальных, начните учить его не только соответствующему сло­ву, но и жесту. Например, если он не прощается с уходящими ни словом ни жестом, побуждайте его не только говорить "пока", но и махать ручкой. Возможно, освоить жест малышу будет легче, чем слово, но если он научит­ся использовать жест, то постепенно можно добавить слово, а со време­нем — заменить им жест.

Когда ребенок научится пользоваться коммуникативными навыками довербального периода в тех или иных целях, то следующим шагом будет обучение соответствующим словам.

1. Реагируйте на жесты ребенка, называя ему нужные слова. Допу­стим, ваша задача — научить ребенка пользоваться отдельными словами для того, чтобы просить то, что ему нужно. Если он в таких случаях указывает на предмет, дайте ему этот предмет, но при этом назовите его.

2. Предоставляйте малышу возможность копировать ваши слова. После того, как вы, обращаясь к ребенку, произнесли то слово, которому хотите его научить, сделайте паузу и посмотрите на него, показывая своим видом, что вы ждете, чтобы он повторил это слово за вами. Если малыш вас о чем-нибудь просит, можно подождать с выполнением его просьбы до тех пор, пока он не повторит за вами нужное слово (при условии, что он его заведомо знает). Однако, таких ситуаций лучше избегать. Пусть для вас более важным будет сам факт общения малыша с вами, а не способ обще­ния. Постарайтесь не передавать ему разочарование, если оно вас постиг­нет. Передайте лучше уверенность в том, что он сумеет выразить свои чувства и мысли.

3. Предоставляйте малышу возможность самому употребить знако­мое ему слово. Как только вы убедитесь, что ребенок научился произно­сить некое конкретное слово, это слово можно больше не демонстрировать. Если же малыш вместо него воспользуется жестом, вы можете проигнори­ровать этот жест, как бы не поняв, и посмотреть на ребенка вопросительно. Если, получив возможность подумать, он все-таки не скажет нужное слово, можно слегка намекнуть, чего вы от него ждете.

Когда насущные задачи прочно войдут в ваше сознание, вы найдете массу возможностей побудить ребенка воспользоваться в нужный момент новым умением. В классах Центра Маккуэри педагоги вывешивают на стене списки задач каждого ребенка. Может быть, и вам покажется полез­ным прикрепить подобную записочку, скажем, на дверцу холодильника или положить на столик для записок. Простая фраза типа "Джонни умеет просить нужные ему вещи" способна удивительным образом изменить учеб­ную обстановку в доме!

Как учить ребенка участвовать в разговоре Если образец речи вашего малыша продемонстрирует значительный пере­кос либо в сторону умения проявлять инициативу в разговоре, либо в сторону умения поддерживать его, то одной из ваших задач должна стать корректировка такого положения. Мы надеемся, что в этом вам помогут следующие заметки.

Если ребенок редко проявляет в разговоре инициативу Убедитесь, что в ваших беседах с малышом бывает достаточно перерывов, которые могут дать ему возможность самому завязать разговор. Если ваши домашние дела постоянно сопровождаются неумолчными разговорами (впол­не возможно, весьма приятными), у ребенка вряд ли часто будет возникать потребность проявить инициативу.

Предположим, вы оказываетесь в какой-то новой для малыша ситуации или среди новых игрушек. Попробуйте выжидательно посмотреть на него и подождать, чтобы он первым сделал какое-нибудь замечание.

Можно помочь ребенку вступить в разговор с другими людьми. Для этого хорошо дать ему к ним поручение — что-нибудь взять, показать и т.п. Возможно, поначалу вам придется ему все время подсказывать, однако, по возможности, старайтесь оставаться в тени. Любому человеку достаточно дать поручение, чтобы он почувствовал, что его инициатива приветствуется.

Ребенку постарше, которому проявить инициативу мешает застенчивость, могут быть очень полезны игры с куклами, надевающимися на руку (или марионетками) и ролевые игры. "Маска" создаст надежный защитный ба­рьер между застенчивым ребенком и человеком, с которым он бы хотел заговорить. Ребенок в таком случае может представить себе, что говорит не он, а, например, Бармалей.

Если ребенок редко поддерживает разговор Обычно так ведут себя активные, живые дети, которые могут ворваться к присутствующим в доме людям, сообщить им что-то и убежать, не дождав­шись ответа. Если ваш ребенок ведет себя именно так, вам надо начинать с его интересов, и, играя с ним в его игры, постепенно приучать к играм, требующим соблюдения очередности, причем в этих играх ваша очередь и ваши слова должны быть неотделимы друг от друга. Кроме того, можно попробовать изменить распорядок дня так, чтобы время, когда он ведет себя наиболее спокойно, оставить за речевыми занятиями. Здесь, однако, нужно следить, чтобы у малыша не создалось впечатление, будто лишь в эти часы он должен слушать то, что говорят другие.

Есть дети, которые пользуются разговорными навыками только для того, чтобы попросить игрушку или еду и отвечают лишь на вопрос: "Чего тебе хочется?". Таким детям необходимы занятия, направленные на расши­рение диапазона их интересов и игровых навыков. Тогда они поймут, что беседа и вообще взаимодействие с окружающими могут в результате дать им не только желаемую вещь или лакомство, но и другие, не менее прият­ные ощущения. Здесь опять-таки важно оттолкнуться от того, что малыша интересует в данный момент. Если его любимое занятие — еда, попробуйте вовлечь его в игру, требующую соблюдения очередности за обеденным сто­лом. Разрешите ему принять участие в приготовлении пищи, поиграйте в воображаемое застолье, например, кукольное чаепитие. Когда он увидит, что можно получить удовольствие не только от еды, но и от общения с вами, у вас появится много тем для разговоров. Чем больше малыш будет желать вашего участия в его занятиях, тем больше он будет слушать и отвечать вам.

Как помочь ребенку научиться пользоваться разговорными навыками в полной мере

Когда малыш научится составлять фразы из двух слов, можно начать помо­гать ему применять эти новые умения для удовлетворения всех тех потребно­стей, которые раньше он пытался удовлетворять с помощью отдельных слов.

Если до сих пор для того, чтобы, например, попросить сок, он использо­вал одно слово ("сок"), то теперь ему нужно учиться в такой ситуации употреблять два слова: "Хочу сока". Если он пользуется одним словом ("нет"), чтобы отказаться от того, чего не хочет, то теперь он может учиться гово­рить: "Нет купаться". Прощаясь, ребенок может научиться говорить не про­сто "Пока", а "Пока, папа". Когда ему нужно будет попросить о какой-нибудь услуге, он уже может сказать, например, не "дверь", а "Открой дверь". Учить малыша этому следует практически так же, как вы учили его пользоваться одиночными словами. Напомним основные правила:

1. Принимайте произнесенное ребенком отдельное слово, и в ответ демонстрируйте фразу.

2. Предоставляйте ему возможность повторить фразу за вами.

3. Давайте ему шанс употребить изучаемую фразу самостоятельно.

Те же соображения нужно иметь в виду, уча малыша употреблять фразы из трех слов вместо фраз из двух слов.

ОБУЧЕНИЕ СЛОВАМ И ФРАЗАМ

На занятиях разговорной речью, также как и на других занятиях, ваша роль — помогать малышу, но помогать столько, сколько нужно — не боль­ше.

В этом разделе мы предложим вам приемы, которые помогут ребенку освоить новые слова и фразы. Интенсивность помощи мы здесь условно будем определять "уровнем". Третий уровень предполагает максимальную помощь, первый — минимальную. Общее правило таково: приемы первого уровня следует использовать в тех случаях, когда малыш уже продемонст­рировал вам, что он может произнести отрабатываемое слово или фразу, а приемы второго и третьего уровней — когда слово или фраза для него еще совсем новые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.