Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы массового поведения




Современный бартер

Врезка

Несомненно, бартер — признак примитивной экономики. Но он случается и сегодня в разви­тых странах, когда те терпят экономический кри­зис, выражающийся в нехватке денежных средств на счетах предприятия. Тогда в ход идут велосипеды, бензин, посуда, масло и иная про­дукция, выпускаемая предприятием либо наибо-


лее доступная ему. Бартером предприятие рас­считывается со своими работниками. И тогда речь идет о натуральной форме оплаты труда. Бартером предприятие расплачивается с постав­щиками или партнерами, которые уже оказали услуги или поставили комплектующие. Практи­чески не удается предприятию расплачиваться с банком, предоставившим кредит.

ный момент, когда клиент психологически «дозрел», быстро провел обмен­ную операцию и исчез. Сделка нетипична лишь в том смысле, что обмени­вались неэквивалентные товары. Она нетипична с точки зрения законов экономической науки. Однако на практике бартерные сделки совершают­ся как раз на неэквивалентные товары. Психологическое искусство, умение вести переговоры и рекламировать товар должны быть тем выше, чем хуже предлагаемый товар, чем меньше он известен и чем ниже на него спрос.

Ценность товаров и услуг определяется также путем договора или того, что на базаре называют «торговаться». Торг, в отличие от торговли, подра­зумевает словесный спор покупателя и продавца, каждый из которых пре­следует собственные интересы: покупатель стремится выторговать товар за меньшую цену, а продавец не уступить.

Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погро­мы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. К формам массового поведения относятся:

массовая истерия состояние всеобщей нервозности, повышенной воз­будимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Примерами массовой истерии являются средневековая «охота на ведьм», послевоенная «холодная война», процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы «третьей мировой войны» в 60—70-е гг., массовая нетерпимость к представителям иной национальности (рис. 60);

слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных ис­точников и распространяются по неформальным каналам.

Распространение слухов — форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не подтверждаются. Они воз­никают в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной инфор­мации. Совокупность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздействия слуха.

Рис. 60. Континуум коллективного поведения 783

Аудитория воздействия слуха_не просто сумма пассивных восприемников информации. Многие являются ее участниками: они не только передают новость дальше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полностью искажают смысл. Согласно гипотезе американского соци­ального психолога Т. Шибутани, слух, как коллективное действие, постро­ен на четком распределении ролей. Первые выполняют роль «посыльного» и только распространяют слух. Вторые играют роль «интерпретатора», до­бавляя к новости собственные соображения. Третьи оказываются в ситуа­ции либо «скептиков», сомневающихся в достоверности слуха, либо «сто­ронников», горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль «прини­мающего решение», готового действовать в соответствии со слухом. Большинство же остается в роли простых зрителей, или аудитории.

Разновидностью слухов выступают сплетни.

Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилующих женщин в лифтах, новости о предстоящем повышении цен — это слухи. Они осно­ваны на подсознательном страхе. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, — это сплетни. Они основаны на любопытстве.

Паника такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшие­ся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.

Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуаци­ях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий. Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а в некото­рых — в погромы.

Погром коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающе­гося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько ев­рейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась вол­на «винных» погромов. Погром — спонтанный «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а страстями. После выступления рок-группы в Санкт-Петербурге и Москве молодежь устраивала погромы в метро и электричках.

Во многих странах Европы футбольные фанаты устраивают погромы после очередных матчей. Самым известным примером погрома являются так называемые линчи самосуды, устраиваемые толпой белых над якобы про­винившимися неграми.

Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм кол­лективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо

(чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной органи­зации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян).

Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихий­ное действие (негодование), а затем в организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий).

Бунт означает неподчинение официальным властям. Студенческие бун­ты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории и не под­чинялись администрации, случались в России накануне Октябрьской рево­люции, в современной Европе (знаменитая весна 1968 г.) и Америке (против войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.