Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный и Экономический обмен




Б

Если взаимодействие между субъектами социальных статусов в указан­ных сферах, скажем, между банкиром и кассиром, протекает как личная беседа, межличностное общение, например, выяснение личных отношений, оно не может квалифицироваться в качестве социального в строгом смыс­ле. Подобно тому как социальный статус отличается от личного, социаль­ное взаимодействие надо отличать от межличностного.

Социальное взаимодействие может проявляться в системе управленчес­ких отношений и в организации.

Участие в управлении — одна из форм организационного взаимодействия руководителей с подчиненными. Оно представляет собой систему обмена информацией между руководителем и подчиненными и подразделяется на формальную и неформальную коммуникацию. Формальное взаимодействие

со стороны руководителя осуществля­ется в терминах указаний, поручений и заданий, контроля за деятельнос­тью, применения санкций (вознаг­раждений и наказаний), а со стороны подчиненного — в форме исполнения поручений, соблюдения технологи­ческих требований и трудовой дис­ циплины и т.д. Неформальное взаи­модействие, дополняющее формаль­ное, происходит в терминах дружеских контактов, распространения слухов, формирования клик и коалиций, группового заговора, рестрикционизма. В зависимости от масштаба организации и соответствующего стиля уп­равления участие подразделяется на:

1) небольшие компании, где управление носит характер непосредствен­
ного взаимодействия между руководителем и подчиненным. Участие про­
является в форме совета, консультации руководителя с подчиненным;

2) компании средней величины. Контроль и управление осуществляются
обычно через правила, процедуры, регламентирующие деятельность сотруд­
ников. Участие имеет форму коммуникации руководителя с подчиненным,
проводимой через неформальные каналы;

3) крупные компании, которые имеют сложную формализованную орга­
низационную структуру. Участие имеет форму двусторонней коммуникации
между руководителями компании и подчиненными, в процессе которой
подчиненным разъясняются политика компании, ожидания руководства от
подчиненных вклада в достижение целей компании.

Рабочие могут участвовать в управлении как прямо, так и косвенно. Пря­мое участие рабочих подразумевает наличие для каждого рабочего возмож­ности участвовать в обсуждении и выработке управленческих решений. Косвенное участие осуществляется через своих представителей (выборные депутаты, профсоюзные деятели). Первый тип участия характерен для об­щения с руководителями низшего и среднего уровней при решении такти­ческих вопросов. Второй тип используется в общении с высшим руковод­ством при рассмотрении стратегических проблем.

Руководители более высокого уровня считают, что прямое участие по сравнению с косвенным оказывает большее влияние на такие факторы, как качество решений и их восприятие подчиненными, моральный климат,

одностороннее и двухстороннее общение руководителей и подчиненных Руководители нижнего звена считают оба типа взаимозаменяемыми.

Совокупность всех взаимодействий в организации по горизонтали и вер­тикали дает в итоге систему коммуникаций внутри предприятия.

Итак, сделаем вывод: первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, а вторая — на статусных системах.

Характерная черта взаимодействия, которая отличает его просто от дей­ствия, — это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, вы не найдете ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

Понимаемый столь расширительно обмен — универсальный_процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточно проста:

агенты обмена — два или более человек;

процесс обмена — совершаемые по определенным правилам действия;

правила обмена — устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

предмет обмена — товары, услуги, подарки, знаки внимания и т.п.;

место обмена — заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

Одной из наиболее разработанных в социологии и психологии теорий социального обмена является концепция Джорджа Хоманса. Опираясь на принципы бихевиористской психологии и некоторые положения микроэкономики, он сформулировал шесть универсальных закономерно­стей поведения человека в зависимости от ценностей, «вознаграждений» и «наказаний», из которых можно дедуктивно вывести и объяснить различ­ные типы социальной организации и социального поведения человека.

ХОМАНС Джордж Каспар (Homans) (1910-1989) - американ­ский социолог, профессор Гарвардского университета, один из ав­торов концепции социального обмена, создатель теории малых групп. В ранних работах испытал влияние идей Парето, выступая как сторонник структурно-функционального подхода; позже пе­решел на позиции необихевиоризма. Концепция социального об­мена создана им в начале 60-х гг. в противовес структурному фун­кционализму. Такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., необходимо объяснять не действи­ем макросоциальных структур, как это принято в функционализ­ме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений, суть которых Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими. Центральной категори­ей его социологии является социальное действие, которое пред-

ставляет собой процесс рационального обмена. Социальное поведение рассмат­ривается Д. Хомансом как обмен материальными и нематериальными ценностя­ми. Уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. Соч.: The Human Group. N. Y, 1950; Theorie der sozialen Gruppe. Koln, 1969; Social Behavior. Its elementary forms. N. Y, 1974; The Nature of Social Science. N. Y, 1967.

Из теории обмена Джорджа Хоманса следует, что поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие главные принципы обмена.

1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что оно будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотива­ция к его повторению увеличивается. И наоборот, она снижается в случае неудачи.

2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремить­ся к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль — от того, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и ук­рываете ее от налоговой инспекции, — но прибыль, как и любые другое воз­награждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.

3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые труд­ности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулируют бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он готов совершить любые преступления.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.

Согласно теории Дж. Хоманса, в социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов. Первый — психологичес­кий тип, исходящий из того, что любой социальный институт есть психоло­гическое по генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельнос­тью. Второй тип — исторический, рассматривающий институты как конеч­ный продукт исторического развития определенной сферы деятельности. Третий тип — структурный, доказывающий, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной систе­ме». Четвертый — функциональный, опирающийся на положение о том, что институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в об­ществе, способствуя его интеграции и достижению гомеостазиса.

Принципы Хоманса применимы к действиям одного человека и к взаи­модействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в от­ношениях с другим одними и теми же соображениями.

В общем виде социальное взаимодействие — сложная система обмена, обусловленная способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. Таким образом, теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.

В социальном обмене — так мы можем назвать социальное взаимодей­ствие между вознаграждением и затратами — нет прямо пропорциональной

зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бы­вало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увели­чат во столько же раз производительность. Но реальной отдачи не было: они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.

Причина в том, что затраты и вознаграждения — производные от разных потребностей или биологических побуждений. Стало быть, они — стрем­ление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграж­дение — могут действовать одновременно. Это и создает сложнейший узор человеческих взаимодействий, где в единое целое вплетены обман и лич­ная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, ра­венство результатов и неравенство условий и т.д.

Обмен можно назвать исторической клеточкой возникновения экономи­ки и определить его как социальный запрос или форму взаимодействия, в котором оба участника ожидают получить выгоду.

В каменном веке обмен обставлялся сложнейшими церемониями и при­нимал характер обряда. Нередко участники делали вид, что не обменивают корзину на бумеранг, а дарят их друг другу.

Первоначально обмен трудно отличить от разбоя и грабежа. На заре ци­вилизации устанавливается обычай обмена подарками между племенами по заключении ими мира; этот обмен развивается в «немой» торг, в натураль­ную мену товарами. У индейцев Северной Америки, которые часто враж­довали друг с другом, перемирие объявлялось только на время обменов. На их языке слово «мир» одного корня со словами «обмен» и «торговля».

Обмен совершается на определенных местах, на рынках. С появлением эквивалента обмена денег торговля развивается и усиливается. Нарождает­ся рыночная торговля; этот торг еще многие столетия кратковременен, при­урочен к празднествам или к порубежной черте. Места, куда собирались люди для обмена, становились культурными центрами, на месте которых позже возникли торговые города. В городах торгуют на площади, возле церк­ви после обедни. В дни больших церковных празднеств торг увеличивает-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.