КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межличностные отношения: от общения к взаимодействию
G1 И секс Прикосновения, аффекты, любовь К. Копак Врезка Сравнивая США и Бразилию, а в принципе и любую другую латиноамериканскую страну, мы обнаруживаем разительные культурные контрасты в области физических контактов и проявления чувств. «Не дотрагивайтесь до меня!», «Уберите свои руки!» — таковы естественные проявления стандартов американской культуры, но не бразильской. Американцы не любят, чтобы их касались. Культуры во всем мире сильно различаются в вопросе о границах персонального пространства. Когда американцы гуляют, разговаривают или танцуют, они сохраняют определенную дистанцию между собой. Это и есть их персональное пространство. Бразильцы, соблюдающие меньшую дистанцию, интерпретировали бы обычаи американцев как проявление холодности. Когда бразильцы вступают в беседу, они делают шаг вперед, а американцы, наоборот, отступают. Подобные телодвиже- ния вовсе не выдают у бразильцев или американцев сознательное намерение установить более дружественные или менее дружественные отношения с собеседником. Каждый выполняет предписанную ему собственной культурой программу поведения. Наиболее разительные культурные различия между двумя народами обнаруживаются в области прикосновений, поцелуев и объятий. Представители среднего класса в Бразилии приучают своих детей, будь то мальчик или девочка, целоваться со всеми родственниками. Поскольку в этой стране распространены большие семьи, то целоваться приходится с сотнями людей. Женщины целуются всю жизнь. Они целуют родственников, мужчин и женщин, друзей, родственников друзей, а если сочтут нужным, то и других людей. Кроме того, мужчины приветствуют друг друга крепким рукопожатием и сниманием головного убора. Чем ближе отношения между людьми, тем горячее приветствия. Проведя долгое время в Бразилии и вернувшись в США, я нашел приветствия американцев хо- арабов. Арабы, когда разговаривают, принюхиваются, находя для себя приятным и желательным переживание запаха тела другого человека. Следовательно, они ведут беседу на более коротком расстоянии, чем американцы. В то же время немцы испытывают острую потребность в частном пространстве, огораживая его стенами и дверями. В терминах территории и собственного пространства у арабов нет понятия границ. В США «собственность» на какую-то общественную территорию (место на публике, например) определятся отчасти тем, кто первым его займет. Для арабов собственность на пространство определяется тем, кто первым начал двигаться по направлению к незанятому месту независимо от того, кто первым достиг его. Для араба не существует такой вещи, как вторжение в общественное место без приглашения. Общественное означает общественное. Например, если А стоит на углу улицы, а В претендует на его место, то В ничуть не нарушит общепринятые нормы, если создаст такие неудобства для А, которые вынудят его покинуть свое место. Известно, что в Германии двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей и создать ощущение приватного пространства. Немцы полагают, что, отгородившись от посторонних шумов, хождений и разговоров, персонал лучше трудится. Напротив, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывают у них чувство отчуждения, заставляют думать о том, что окружающие более неприветливы, чем они есть на самом деле. Очевидно, что один и тот же факт — закрытая дверь — имеет в разных культурах разный смысл, и потому он должен оцениваться исходя из данного культурного контекста Наше личное пространство расширяется и сокращается в зависимости от ситуации. Часто мы рассматриваем близость стоящих рядом людей как по- лодными и безличными. Многие бразильцы разделяют мое мнение. Также думают и американцы итальянского происхождения. Многие американцы боятся физических контактов, стесняются проявлять чувство любви или сексуальные устремления. Согласно авторитетному мнению клинического психолога Дэвида Климека, напи- савшего книгу об интимных и брачных отношениях американцев, «в американском обществе, если мы выйдем за рамки простых физических телодвижений, сексуальное поведение людей не очень-то изощренное». У американцев эмо- ции и любовь замкнуты семейной сферой, которая выступает и сферой сексуальных отношений. Когда жена просит мужа «быть поласковее», она думает или муж думает, что его жена так думает, «быть посексуальнее». Если послушать общественные дискуссии и посмотреть то, что пишут газеты, то окажется, что в американской культуре любовь и секс означают одно и то же. Тем не менее в удачном браке секс и любовь разводятся. Это демонстрируют бразильцы. Они постоянно целуются, обнимаются и прикасаются друг к другу. Однако проявления чувств и проявление сексуальных наклонностей в бразильской культуре означают не одно и то же. Физическая демонстрация теплых чувств укрепляет родственные связи и не подразумевает сексуальных наклонностей. Kottak Conrad Philip. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y: McGraw-Hill, Inc. 1994. P. 40-41. казатель степени доверительности их отношений. Деловая беседа происх дит на одном расстоянии, дружеская беседа — на другом, разговор любящи" друг друга людей — на третьем. Мы приходим к выводу о статусе люде1-* анализируя сохраняемую дистанцию. Кто-то считает дистанцию, котопу ' преподаватель выдерживает по отношению к студентам, подтверждение10 статуса и властной дистанции. Учитель отгораживается от студентов доской помещенной на возвышенность. Тем не менее сегодня мы замечаем чт традиционно четкое статусное пространство между учителем и учеником сокращается. У каждого народа есть некоторое установленное традициями растояние для общения Временные конвенции. Существование конвенций или правил, регулирующих временной аспект поведения людей, мы легко обнаруживаем, когда пытаемся пожать руку другого человека не через 5, как это принято, а, скажем, через 50 секунд. Мы сразу почувствуем неловкость и нарушение привычных культурных норм. Временные конвенции широко ранжируются. К примеру, студенты, входящие в учреждение, начинают обычно с фразы: «Я знаю, вы очень заняты, но...» Очевидно, что секунды, минуты и часы — не просто количественные меры времени, имеющие постоянное значение, но подразумевающие различные символические ценности в различных контекстах, разных обстоятельствах и перед лицом различных аудиторий. Барри Шварц (1975) проанализировал сущность, значение и использование времени. Все мы оказывались в ситуации, когда приходилось ожидать в приемной чиновника. Для него мы не имеем ценности. Но благодаря своему служебному положению чиновник контролирует доступ к ресурсам, которые ценны для нас. Например, нам нужны водительские права, которые выдает нам низший чин в иерархии. Другие заставляют нас ожидать потому, что высоко ценят те услуги или знания, которые собираются нам предложить. Так, доктор вынуждает ждать очереди своих пациентов. В целом чем больше власти и важности у человека, тем с большей силой он регулирует доступ к себе. Мы составляем план распределения своего времени. Пунктуальность — взаимные ожидания во многих социальных кругах, предполагающие, что гости не должны опаздывать и прибыть от 8.30 до 9.00 на вечеринку. В некоторых странах пунктуальность ценится не очень высоко. В Латинской Америке люди могут опаздывать на встречу на час, даже не давая объяснений. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно на ранней стадии социализации. Взаимодействие вырастает из общения и предполагает два процесса обмена: • информацией; • действиями. Беседу двух человек в каком-то смысле можно считать взаимодействием. На самом деле это всего лишь коммуникативный процесс — обмен мнениями. Но вот они что-то не поделили и сцепились. Наступила вторая фаза — обмен действиями. Он может носить мирный и немирный характер. Ведь оба спорящих могли не драться, а пойти в пивбар. В первом случае взаимодействие называется конфликтом, а во втором — сотрудничеством. Всякий раз, когда речь заходит о группе людей, подразумевают, что взаимодействие в ней принимает характер совместных действий, заранее спланированных и организованных ради достижения общей цели. В коммуникативном процессе партнеров называют коммуникатором (другое наименование — адресант) и реципиентом (адресат). В интерактивном процессе (именно так называют ученые взаимодействие) партнеры называются акторами. Они обмениваются действиями, каждому предписана строго определенная роль, например, работодателя и работника, продавца и покупателя. Их усилия направлены на достижение понятных целей, внутренним источником их деятельности выступают некие мотивы и потребности, причем у работодателя и работника, продавца и покупателя — разные. Процесс взаимодействия подчинен определенной логике, например, логике трудового процесса, в котором вначале берется необработанная болванка, затем она штампуется до нужной формы, а в конце подвергается обточке и шлифовке. В основе последовательности таких операций лежит тщательно обдуманная научная технология, которую никому не позволено нарушать. Технология трудового процесса подкрепляется множеством инструкций, разрешающих одни действия и запрещающих другие. Под каждую инструкцию полагаются санкции и ответственность, которые предупреждают нарушение технологии. За соблюдением последней следит специальный мастер, который определяет качество работы и назначает вознаграждение (оплата труда). Если группа работников (производственная бригада) долго трудится в одном месте и в одном составе, люди не просто привыкают друг к другу. Они что называется, сдруживаются. У них возникают общие взгляды и общие интересы, они подчиняются одним и тем же негласным нормам поведения, скажем, не выдавать товарища, испортившего нужную деталь, если тот сделал это впервые (такое с каждым может случиться). Они дружат семьями, одалживают друг другу деньги, вместе отдыхают, вместе защищают свои интересы от третьих лиц, например от начальства. В результате трудовое взаимодействие перерастает в более комплексное и сложное явление, которое мы вправе назвать социальным взаимодействием. Понятно, что общение членов бригады между собой — только одна сторона явления. Впрочем, и обмен действиями — тоже лишь одна сторона. Помимо них есть нечто третье, что не сводится ни к первому, ни ко второму: у них формируются крепкие межличностные отношения Межличностными отношениями можно назвать совокупность отношений между хорошо знакомыми людьми, которые они проявляют в непосредственном — лицом к лицу — контакте. Такие отношения возможны только на основе личных симпатий или антипатий, обмена действиями или информацией в небольшом коллективе. Когда сравнивают социальные и межличностные отношения, то говорят, дабы их различить, что в первом случае люди играют социальные роли, а во втором они от них свободны и проявляют себя как личности. Продавец Иванов взаимодействует с покупателем Сидоровым как носитель субъекта одной роли с субъектом другой, т.е. как представители двух больших социальных групп — покупателей и продавцов. Но вот оба оказались соседями, и Иванов отоварил Сидорова без очереди. Что он сделал? Проявил личное отношение. Они хорошо знают друг друга, часто выручают один другого, а потому отодвигают в сторону формальные отношения и прибегают к личным доверительным. По содержанию межличностные отношения сложнее и вариативнее. Социальные отношения расписаны формальными требованиями и нормами, заданными обществом. Если это повседневные отношения, то за нарушением норм особенно никто и не следит. Что сделает водителю, нагрубившему пассажиру, последний? Да ничего, посетует, выпьет валокордин, выругается. Жаловаться бесполезно — все равно никто и глазом не моргнет. Но попробуйте нагрубить жене или соседу, если, конечно, они многое значат для вас. «Значимые другие» — вот ключ, которым открывается тайна межличностных отношений. Они напоминают рисковое предприятие, проход по минному полю. Один раз ошибся — и потерял кредит доверия весомых для тебя людей. «Значимые другие» — это те знакомые или незнакомые люди, с мнением которых человек больше всего считается, перед кем он стремится прекрасно выглядеть, от кого он, возможно, зависит. Когда «значимые другие» — родственники, друзья или соседи, — здесь все понятно. Но часто «значимыми другими» оказываются совершенно незнакомые люди. Вот вы пришли в театр, но не плюете на пол и не сморкаетесь. Вы думаете о том, что подумают о вас окружающие. Вы не хотите упасть в их мнении. Почему? Потому что это ваш круг общения, ваша социальная среда. А после революции 1917 г. рабочие и крестьяне демонстративно плевали и гадили в дворцах и апартаментах буржуазии, выказывая свое небрежение. Это не их круг общения. Больше того — это классовый враг. Со «значимыми другими» мы держимся подчеркнуто неформально. Не просто приветствуем кивком головы, но останавливаемся, расспрашиваем, стараемся понравиться или как минимум не испортить отношения. Мы знаем: с ними нам еще не раз придется взаимодействовать и в случае чего даже прибегнуть к их помощи. Они нам нужны, а не только приятны. У каждого человека, как правило, есть приятель, знакомый или совсем незнакомый человек, с мнением которого он считается Кстати сказать, межличностные отношения далеко не всегда строятся на эмоциях — нравится или не нравится. В жизни все сложнее. Человек нам неприятен, но выгоден. И вот мы расплываемся в улыбке, старясь поддержать дружественную атмосферу. Улыбкой и добрыми словами мы нейтрализуем возможный вред, который это влиятельное лицо может нам нанести, если сочтет нас своим личным врагом. Между социальными акторами и межличностными существует та большая разница, что первые чаще создают нам проблемы, а вторые — их решают. Нам надо устроить сына в вуз, но там приемная комиссия, требующая не только многочисленные справки, но еще и знания от абитуриента. Она препятствует поступлению всех желающих, а конкретно перед нами созда- ет проблему. Тогда мы ищем знакомых — обычно из числа сотрудников данного вуза (и званием повыше), которые помогут преодолеть формальные препоны и сдать «по знакомству» трудные экзамены. Знакомые — это «значимые другие». Вы их могли и не знать раньше, но расспросили, к кому следует подойти, представились, завязали разговор — желательно по душам, т.е. неформально. Намекнули на то, что «не останетесь в долгу». И вот постепенно общение переросло во взаимодействие. Обмен информацией перерос в обмен действиями: он вашего сына устроил в вуз, а вы ему дали нужную сумму денег. По существу каждый удовлетворил самую острую свою потребность. В таком взаимодействии есть все элементы: два актора, цели, мотивы, потребности, обмен информацией и обмен действиями, свободный выбор средств достижения цели. Межличностные отношения многомернее, сложнее, глубже социальных. Многого ли требует взаимодействие покупателя с продавцом? Отыграли свои роли и разошлись. А вот в межличностные отношения мы вовлекаем нравственные нормы. Мы дружим с теми, кто честен, правдив и никогда не предаст. Мы требует от «значимых других» высоких моральных норм, иначе никакой дружбы. Но от продавца никто этого не требует. Он честен только в тех рамках, которые описаны служебной инструкцией. А там сказано — не обвешивай покупателя. Нравственность здесь вообще ни при чем. Другое дело, если бы он нашел оброненный кошелек и вернул хозяину вместо того, чтобы присвоить себе. В этом случае он совершил бы нравственный поступок, но к служебным обязанностям продавца он не имеет никакого отношения. Он характеризует человека как личность, а не как исполнителя социальной роли. Поэтому мы можем заключить, что межличностные отношения прорываются сквозь маску социальных отношений, идут сверх них, прорастают сквозь все поры этих отношений. Социальные отношения однорепертуарны — у них очень узкий набор ролей, моделей поведения, норм, мотиваций и потребностей. К ним легко перейти с любого этапа межличностных отношений. Допустим, вам разонравился какой-то человек, хотя минуту назад вы искали с ним дружбы. Вы моментально становитесь подчеркнуто формальными, давая понять, что между вами — только служебные отношения. Но от социальных отношений перейти к личным не так-то просто. Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. За подобной метафорой скрываются две простые веши: для установления межличностных отношений необходимы долгое время и регулярное взаимодействие, в котором другой раскрывается со всех сторон. Вот эта особенность — раскрыться со всех сторон — и представляет еще одну важнейшую особенность. Межличностные отношения — это всесторонние отношения в отличие от социальных как односторонних. Если провести статистическое обследование нынешних «новых русских», то окажется, что на 80—90% они начинали свой бизнес не с чужими людьми, а с членами семьи, родственниками или друзьями. Деньги и капиталы, махинации, обман и нарушения, секреты фирмы и технологию успешного бизнеса чужим людям не доверяют. А вот когда дело пошло в гору и маленькая фирма стала экономическим монстром, родственная верхушка нанимает штат служащих. Все они — сплошь посторонние люди. Стало быть, на уровне межличностных отношений вполне можно решать и социальные, и личные проблемы, хотя на уровне формальных далеко не всегда удается решить неформальные дела. Важнейшим компонентом взаимодействия — и социального, и межличностного — выступает взаимопонимание между участниками. Взаимопонимание подразумевает понимание целей, мотивов, установок партнера. Понимание как правильное истолкование целей, мотивов, ролей партнера включает еще один аспект: принятие их как значимых, уважительное к ним отношение, согласие действовать в соответствии с ними, стремление разделить общие цели. А этому предшествует восприятие человека человеком. Ученые называют его «социальной перцепцией». Они говорят о нескольких видах восприятия: один индивид может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). К этому списку до бавляются восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7), наконец, восприятие группой в целом другой группы (8). Часто «восприятие другого человека» превращается в «познание другого человека». В процессе взаимодействия мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его слов, намерений, замыслов, поступков. А расшифровывая их, мы заглядываем «по ту сторону экрана», иными словами, стремимся узнать скрытый смысл слов и поступков. Для коммуникации как технического процесса такое совершенно не свойственно. Оно присуще только общению между людьми. Вглядываясь в скрытый смысл, мы по ходу дела додумываем то, что не видно и не слышно. Додумывание требует творческого акта. В результате у высказанной партнером мысли вроде бы уже не один, а два автора, точнее сказать, один автор, а другой — соавтор. В конце XIX в. Дж. Холмс, описывая ситуацию общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек. Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон: Джон, каков он есть на самом деле 1енри, каков он есть на самом деле Джон, каким он сам видит себя Генри, каким он сам видит себя Джон, каким его видит Генри [енри, каким его видит Джон Джон, каким ему представляется (енри, каким ему представляется его его образ в сознании Генри образ в сознании Джона Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится интерпретировать его поведение, установить причины происходящего. В обыденной жизни люди часто недостаточно хорошо представляют себе действительные причины поведения того или иного человека. И тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и иные характеристики. Анализ этих процессов осуществляется в рамках исследования каузальной атрибуции. Согласно Ф. Хайдеру, людям свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами» и т.д. Идея контрастных представлений заключается в том, что когда «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, сам воспринимающий человек по контрасту оценивает себя как носителя положительных черт. Операциональный уровень этой идеи (Г. Келли)1 отражен на рис. 59. Чего мы только не примешиваем к чужим словам? Собственные страхи и подозрения, злой умысел и неоправданные ожидания. Слушая другого человека, мы часто слышим вовсе не то, что он прямо говорит, а то, что в этот момент пробегает в нашем сознании. Получается, что мы слушаем сразу двоих — своего партнера и самих себя. И неизвестно, кого более внимательно. Мы пропускаем мимо ушей одно и запоминаем другое, придаем больше значения не смыслу, а тону, не словам, а намекам, не смыслу, а подтексту, не губам, а выражению глаз и т.п. Слушая другого человека или наблюдая за его поступками, мы раскрываем его с новой, иногда неожиданной стороны. И все время ждем. Чего? Ждем, пока не накопится достаточно информации, чтобы составить о нем всестороннее мнение. А оно нужно нам для того, чтобы не ошибиться в человеке. Получается как у предпринимателя: ему и окунуться в рисковое мероприятие хочется, и от чрезмерного риска застраховаться необходимо. Он рискует и одновременно жутко боится неожиданностей. Может быть, в общении с другими мы все предприниматели? Поэтому тянемся к проверенным и надежным людям, т.е. к знакомым, а потому предсказуемым в своих действиях партнерам. Рис. 59. Схема приписывания причин Общаясь с партнером, мы внимательно следим не только за его словами и действиями, но и за тем, как он реагирует и оценивает нас самих. Мы смотримся в другого как в зеркало, чтобы получше разглядеть себя. Отсюда возникла известная теория «зеркального Я» американского социолога Ч. Ку- 1 Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 24-25. ли. Часто мы ищем компании лишь для того, чтобы показать себя, проверить правильность своих мыслей, своих оценок. Мы слушаем других только для того, чтобы услышать, что они думают о нас. Сам по себе другой человек и его слова могут нас вовсе не интересовать. Пусть говорит, главное, как он ко мне относится, что думает обо мне, а стало быть, как поведет себя со мной в будущем и на что мне стоит рассчитывать. Если партнер относится к числу «значимых других», то нам не безразлично, какого он мнения о нас. Узнав его оценку, мы стремимся откорректировать ее: плохое мнение о себе исправить на хорошее, плохой поступок загладить хорошим. Познавая другого, мы познаем себя. И не просто познаем, но исправляем, перестраиваем поведение. Межличностное общение и взаимодействие заходят еще дальше. Слушая другого, мы стараемся не пропустить смысл сказанного, одновременно разузнать его мнение о себе, тут же откорректировать его в лучшую сторону. При этом мы мысленно ставим себя на его место и смотрим на себя его глазами. Мы воображаем, а каким он должен увидеть меня, будь я на его месте. Мы можем поставить и его на свое место, вообразив то, каким я должен ему показаться, произнося эти слова и совершая эти поступки. Кроме того, мы стараемся вжиться в его ситуацию, его «болячки» и заботы, сочувствуя ему, проявляя жалость, прощая его жесткость или холодность и одновременно ловим себя на том, какой я хороший, что простил его и понял его проблемы. Театр в нашей душе американские ученые (Дж. Холмс, Т. Ньюком и Ч. Кули) выразили так. Представим, что беседуют двое, Джон и Генри. Поскольку они все время думают о том, что и как другой думает о нем самом, то получается не два, а сразу восемь человек. В этом театре трудно уследить за каждым актором. Еще труднее написать для них сценарий. Но никто из нас его и не пишет. Все происходит стихийно. Сценарий пытаются разгадать ученые, раскладывая, анализируя, изучая все нюансы нашего поведения. Посочувствуем ученым. Как трудно догадаться о переплетениях внутреннего мира, улавливая его микроскопические осколки, прорвавшиеся из глубин «Я». Это как в театре теней — о главном приходится только догадываться. И все-таки многое ученым удалось сделать. Иначе у нас не было бы науки. Они доказали, что даже правильно восприняв и затем поняв другого, мы все равно не сможем точно спрогнозировать совместные действия, поскольку не знаем стратегии каждого партнера. Итак, наше общение и взаимодействие представляют сложнейшую драму, сценарий которой мы постоянно пишем и переписываем по ходу дела — корректируя, торопясь, ошибаясь. Самое парадоксальное состоит в том, что мы норовим написать его не только для себя, но и для партнера. Мы приписываем ему мысли, дела и мотивы, которых он на самом деле мог и не иметь, но которые он, по нашему разумению, в действительности имеет. И как бы нас ни переубеждали, мы твердо стоим на своем. Часто вопреки фактам. Разумеется, такая модель поведения далека от научной, где предположения постоянно проверяются фактами и отбрасываются в случае
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |