КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В общении
Механизмы взаимопонимания Г.М. Андреева Врезка Б9 ошибки. Она ближе театру абсурда — мы видим в другом только то, что подтверждает наше предположение, и решительно отбрасываем все, что ему противоречит. Театр абсурда построен на асимметрии: о себе мы думаем лучше, чем о другом, себе мы приписываем более благородные мотивы, чем другому И наоборот, от другого мы требуем большего, чем от самих себя. Когда мы терпим неудачу, то виним объективные обстоятельства, когда добиваемся успеха, заслуги приписываем исключительно себе. Но стоит добиться успеха другому, как мы видим причину в объективных событиях (ну и повезло парню!), а поражение приписываем исключительно его личным качествам. Точно так же асимметрично мы приписываем ответственность. Подобная асимметрия неплохо уживается с симметрией уподобления, которая опять же с научным познанием не имеет ничего общего. Поэтому приписывание причин поведения идет по той же схеме: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а «хорошим» — хорошие. В одном из экспериментов регистрировались оценки двух групп детей, которые давал наблюдающий. Одна группа была составлена из «любимых», а другая — из «нелюбимых» детей. Хотя «любимые» (т.е. более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его корректно, наблюдающий приписывал положительные оценки «любимым», а отрицательные — «нелюбимым». О других людях мы судим не только так, как нам вздумается, но также как вздумается другим. Иными словами, судим с чужой подачи и по первому впечатлению. В известном эксперименте А.А. Бодалева двум группам студентов показали одну и ту же фотографию, но каждой группе дали разную «сопроводиловку»: первой группе испытуемых человека на фотографии Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему симпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случае налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело — понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему. И тот, и другой аспекты важны, и тот, и другой имеют определенную традицию своего исследования в социальной психологии. Продолжая построения Дж. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули, американские исследователи Г Гибш и М. Форверг построили модель взаимодействия в коммуникативном процессе в общем виде. Они обозначают участников процесса взаимодействия как А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадичес- кого взаимодействия может быть представлена следующим образом. Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация А-> Б и обратная информация о реакции Б на А, Б <- А. Кроме этого у Л и Б есть представление о самих себе А' и Б', а так- охарактеризовали как закоренелого преступника, а второй — как крупного ученого. После завершения опыта каждая группа составляла словесный портрет. В первой группе студенты говорили о том, что глубоко посаженные глаза свидетельствуют о затаенной злобе, а во второй те же глаза якобы свидетельствовали о глубине мысли.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |