Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура обращения к другому лицу




И. С. Кон

Врезка

В классической латыни слово «Ego» употребля­лось, чтобы подчеркнуть значительность лица и противопоставить его другим. Подобно прямо­му взгляду в глаза, который у многих животных служит знаком вызова, а у людей тщательно регламентируется (подданным нередко запре­щалось поднимать глаза на своего государя; по сей день считается неприличным и вызываю­щим пристально смотреть в глаза незнакомому человеку), обращение от первого лица, незави­симо от своего содержания, имеет оттенок са­моутверждения. Для избежания связанной с этим конфронтации была выработана система языковых ритуалов, в частности, косвенная форма обращения, когда тот, к кому обращают­ся, называется в третьем лице или описатель­но («мой государь», «синьор»). Почтительность в обращении к высшему лицу дополняется уни­чижительными эпитетами по отношению к себе: вместо «я» говорят, например, «покорнейший слуга», «недостойный раб».


Эта церемониальная речь, или «язык титулов», имеет древнюю традицию и представлена во всех языках. Особенно изощрены ее формы в языках народов Юго-Восточной Азии. В китай­ском и вьетнамском языках вообще не принято говорить о себе в первом лице: вместо «я» поло­жено указывать то отношение, в котором гово-

рящий находится к собеседнику. Обычай гово­рить о себе в третьем лице воспроизводит, вплоть до деталей, существующую социальную иерархию. Индивид таким образом без конца на­поминает себе, что перед лицом своего короля он — подданный, перед лицом учителя — ученик,

нарушать другим. Пространственные конвенции можно наблюдать в по­вседневной жизни.

К примеру, в американском обществе общепринятая дистанция при раз­говоре — около двух футов, поэтому когда она чрезмерно сокращается, они чувствуют дискомфорт. Представьте только, какую реакцию вызвал бы у вас незнакомец, приблизивший свое лицо всего лишь на один дюйм.

Пространственные нормы часто определяются тем, как люди использу­ют свои глаза. Вы, наверное, замечали, что в общественном месте люди избегают прямо смотреть в глаза друг другу, предпочитая устремлять взор в пол либо на вывески, висящие наверху. Подходящее объяснение состоит в том, что визуальный контакт глазами может быть понят как приглашение к вербальному контакту. Но мы не стремимся к вербальному контакту с про­хожими в таких ситуациях, где наше личное пространство может быть на­рушено.

Культурные дистанции. Общение между людьми — жестовое и речевое — в разных культурах происходит не только в различных формах, но и, что особенно интересно, на различной дистанции.

В интересной и поучительной книге «Молчаливый язык» (1959) амери­канский антрополог Эдвард Халл описал культурные варианты дистанции, которую держат между собой двое беседующих людей. Она различается от минимальной (нос к носу) в одних обществах до максимальной (несколько шагов) в других. Ее размеры вовсе не произвольны. Они коренятся в мен­талитете народа, в общих представлениях о том, что такое приватное (лич­ное) пространство и с какого расстояния оно нарушается. В другой книге «Скрытое измерение» (1969) Э. Халл, основываясь на данных наблюдений и интервью со взрослыми выходцами из среднего класса севера США, вы­явил четыре общепринятые дистанции, используемые при общении.

перед старшим — младший и т.д. Он, так сказать, не существует иначе, как в связи с другим. Его «Я» последовательно идентифицируется с его многочисленными семейными и социальными ро­лями.

Социальные истоки этой дифференциации от­четливо видны в китайском языке, где понятие «Я» выражается по-разному, в зависимости от того, символизирует ли оно гордость, самоутвер­ждение или самоуничижение. В вежливом разго­воре человек описывает себя словом «чэны> (первоначально — «раб», «подданный») или «моу», что значит «некто», «кто-либо» (значение, прямо противоположное уникальности и непов­торимости «Я»). В служебной переписке Древне­го Китая употреблялось много других уничижи­тельных синонимов «Я» («ню» — «раб», «низ­кий»; «юй» или «мен» — «глупый»; «ди» — «младший брат» и т.п.) Напротив, в обращениях от лица императора подчеркивалась его един­ственность, неповторимость, при этом употреб­лялись выражения «гуа-жэнь» («одинокий чело­век») или «ry-цзя» («осиротелый господин»). Иными словами, форма «Я» служит своеобраз-


ным выражением социального статуса человека и уровня его притязаний.

Американский психолог Р. Браун вывел следую­щую закономерность: формы словесного обраще­ния высших к низшим везде совпадают с форма­ми взаимного обращения хорошо знакомых, близ­ких людей равного статуса, а формы обращения низших к высшим совпадают с теми, которыми взаимно пользуются люди равного статуса, мало знакомые друг с другом.

Так, в русском языке старший по положению или возрасту может обращаться к младшему на «ты», и эта форма обращения принята также среди близких людей равного статуса; младший же обращается к старшему на «Вы», и такое обра­щение принято также среди не особенно близких людей равного статуса.

Та же закономерность действует и в невербаль­ном общении (жесты, прикосновения): старший может похлопать младшего по плечу, тогда как младший должен находиться от старшего на «по­чтительном расстоянии».

Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

Неожиданно встретившиеся, например, любовники, участники поедин­ка по армрестлингу или борьбе, используют реальный телесный контакт либо максимально короткую дистанцию. Такова интимная дистанция, со­ставляющая от 0 до 18 дюймов. На этом расстоянии «присутствие другого человека не является случайным, и однажды оно может ошеломить, так как сильно увеличивает сообщаемую эмоциональную энергию. Взгляд (часто искаженный), запах, испарения, исходящие от человеческого тела, звук, ин­тонация и эмоциональный тон человеческого голоса — все это вместе слу­жит сигналом неслучайного контакта с другим телом».

Личная дистанция (от 1,5 до 4 футов) может мыслиться как малая защит­ная сфера или колпак, каким организм отгораживается от других. Большая часть наших бесед ограничена этим пространством. Случайных встречных мы допускаем к себе на расстояние от 4 до 12 футов. Эту зону можно назвать со­циальной дистанцией. Она характерна для специально устроенных собраний. Наконец, часть коммуникаций происходит «вне круга личной вовлеченнос­ти». На публичной дистанции (более 12 футов) голос преувеличен и усилен, а значительная часть общения перемещается в сферу жестов и телесных поз. Это дистанция публичной аудитории и театральных представлений.

Э. Халл описывает различия в дистанции, поддерживаемой представи­телями разных культур в различных ситуациях. Он показывает, что воспри­ятие частной территории, разговорной дистанции и публичной дистанции, сохраняющихся у американцев, немцев, французов, японцев и арабов, силь­но различается. Так, культурные различия в понятиях пространства отраже­ны в ощущении человеком того, насколько сильно он нуждается в уедине­нии либо, напротив, равнодушен к толпе и перенаселенности.

Сравнивая американцев с арабами, Э. Халл подчеркивает, что обоняние (ощущение запаха) — важнейший механизм, регулирующий дистанцию у




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.