КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура обращения к другому лицу
И. С. Кон Врезка В классической латыни слово «Ego» употреблялось, чтобы подчеркнуть значительность лица и противопоставить его другим. Подобно прямому взгляду в глаза, который у многих животных служит знаком вызова, а у людей тщательно регламентируется (подданным нередко запрещалось поднимать глаза на своего государя; по сей день считается неприличным и вызывающим пристально смотреть в глаза незнакомому человеку), обращение от первого лица, независимо от своего содержания, имеет оттенок самоутверждения. Для избежания связанной с этим конфронтации была выработана система языковых ритуалов, в частности, косвенная форма обращения, когда тот, к кому обращаются, называется в третьем лице или описательно («мой государь», «синьор»). Почтительность в обращении к высшему лицу дополняется уничижительными эпитетами по отношению к себе: вместо «я» говорят, например, «покорнейший слуга», «недостойный раб». Эта церемониальная речь, или «язык титулов», имеет древнюю традицию и представлена во всех языках. Особенно изощрены ее формы в языках народов Юго-Восточной Азии. В китайском и вьетнамском языках вообще не принято говорить о себе в первом лице: вместо «я» положено указывать то отношение, в котором гово- рящий находится к собеседнику. Обычай говорить о себе в третьем лице воспроизводит, вплоть до деталей, существующую социальную иерархию. Индивид таким образом без конца напоминает себе, что перед лицом своего короля он — подданный, перед лицом учителя — ученик, нарушать другим. Пространственные конвенции можно наблюдать в повседневной жизни. К примеру, в американском обществе общепринятая дистанция при разговоре — около двух футов, поэтому когда она чрезмерно сокращается, они чувствуют дискомфорт. Представьте только, какую реакцию вызвал бы у вас незнакомец, приблизивший свое лицо всего лишь на один дюйм. Пространственные нормы часто определяются тем, как люди используют свои глаза. Вы, наверное, замечали, что в общественном месте люди избегают прямо смотреть в глаза друг другу, предпочитая устремлять взор в пол либо на вывески, висящие наверху. Подходящее объяснение состоит в том, что визуальный контакт глазами может быть понят как приглашение к вербальному контакту. Но мы не стремимся к вербальному контакту с прохожими в таких ситуациях, где наше личное пространство может быть нарушено. Культурные дистанции. Общение между людьми — жестовое и речевое — в разных культурах происходит не только в различных формах, но и, что особенно интересно, на различной дистанции. В интересной и поучительной книге «Молчаливый язык» (1959) американский антрополог Эдвард Халл описал культурные варианты дистанции, которую держат между собой двое беседующих людей. Она различается от минимальной (нос к носу) в одних обществах до максимальной (несколько шагов) в других. Ее размеры вовсе не произвольны. Они коренятся в менталитете народа, в общих представлениях о том, что такое приватное (личное) пространство и с какого расстояния оно нарушается. В другой книге «Скрытое измерение» (1969) Э. Халл, основываясь на данных наблюдений и интервью со взрослыми выходцами из среднего класса севера США, выявил четыре общепринятые дистанции, используемые при общении. перед старшим — младший и т.д. Он, так сказать, не существует иначе, как в связи с другим. Его «Я» последовательно идентифицируется с его многочисленными семейными и социальными ролями. Социальные истоки этой дифференциации отчетливо видны в китайском языке, где понятие «Я» выражается по-разному, в зависимости от того, символизирует ли оно гордость, самоутверждение или самоуничижение. В вежливом разговоре человек описывает себя словом «чэны> (первоначально — «раб», «подданный») или «моу», что значит «некто», «кто-либо» (значение, прямо противоположное уникальности и неповторимости «Я»). В служебной переписке Древнего Китая употреблялось много других уничижительных синонимов «Я» («ню» — «раб», «низкий»; «юй» или «мен» — «глупый»; «ди» — «младший брат» и т.п.) Напротив, в обращениях от лица императора подчеркивалась его единственность, неповторимость, при этом употреблялись выражения «гуа-жэнь» («одинокий человек») или «ry-цзя» («осиротелый господин»). Иными словами, форма «Я» служит своеобраз- ным выражением социального статуса человека и уровня его притязаний. Американский психолог Р. Браун вывел следующую закономерность: формы словесного обращения высших к низшим везде совпадают с формами взаимного обращения хорошо знакомых, близких людей равного статуса, а формы обращения низших к высшим совпадают с теми, которыми взаимно пользуются люди равного статуса, мало знакомые друг с другом. Так, в русском языке старший по положению или возрасту может обращаться к младшему на «ты», и эта форма обращения принята также среди близких людей равного статуса; младший же обращается к старшему на «Вы», и такое обращение принято также среди не особенно близких людей равного статуса. Та же закономерность действует и в невербальном общении (жесты, прикосновения): старший может похлопать младшего по плечу, тогда как младший должен находиться от старшего на «почтительном расстоянии». Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. Неожиданно встретившиеся, например, любовники, участники поединка по армрестлингу или борьбе, используют реальный телесный контакт либо максимально короткую дистанцию. Такова интимная дистанция, составляющая от 0 до 18 дюймов. На этом расстоянии «присутствие другого человека не является случайным, и однажды оно может ошеломить, так как сильно увеличивает сообщаемую эмоциональную энергию. Взгляд (часто искаженный), запах, испарения, исходящие от человеческого тела, звук, интонация и эмоциональный тон человеческого голоса — все это вместе служит сигналом неслучайного контакта с другим телом». Личная дистанция (от 1,5 до 4 футов) может мыслиться как малая защитная сфера или колпак, каким организм отгораживается от других. Большая часть наших бесед ограничена этим пространством. Случайных встречных мы допускаем к себе на расстояние от 4 до 12 футов. Эту зону можно назвать социальной дистанцией. Она характерна для специально устроенных собраний. Наконец, часть коммуникаций происходит «вне круга личной вовлеченности». На публичной дистанции (более 12 футов) голос преувеличен и усилен, а значительная часть общения перемещается в сферу жестов и телесных поз. Это дистанция публичной аудитории и театральных представлений. Э. Халл описывает различия в дистанции, поддерживаемой представителями разных культур в различных ситуациях. Он показывает, что восприятие частной территории, разговорной дистанции и публичной дистанции, сохраняющихся у американцев, немцев, французов, японцев и арабов, сильно различается. Так, культурные различия в понятиях пространства отражены в ощущении человеком того, насколько сильно он нуждается в уединении либо, напротив, равнодушен к толпе и перенаселенности. Сравнивая американцев с арабами, Э. Халл подчеркивает, что обоняние (ощущение запаха) — важнейший механизм, регулирующий дистанцию у
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |