КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социокультурные функции СМИ
Информационная функция. Радио- и теленовости, газетные новости призваны информировать слушателей, зрителей и читателей о том, что произошло за сегодняшний и вчерашний дни в стране и мире. Познавательно-просветительская функция. Специальные теле- и радиопрограммы, газетные и журнальные рубрики посвящены расширению кругозора людей, направлены на приращение новых знаний практически во всех областях человеческой деятельности. Мы читаем и слышим информацию о том, как предохраняться от СПИДа, солить грибы, шить одежду, ухаживать за цветами и другими садовыми насаждениями, на какие периоды делится отечественная история и сколько атомов в одной молекуле, почему растет безработица и как оказать первую помощь пострадавшему. Эта информация учит нас тому, чего мы не умеем или не знаем. Благодаря этой функции СМИ всем членам общества гарантируется приобретение некоторого уровня культурной компетентности, что особенно важно в эпоху, когда хорошие школы доступны только богатым, а в обычных постоянно снижается качество образования. Рекреационная функция. Значительная часть информации в теле- и радиоэфире, в газетах и журналах отдана развлекательным темам. Это классическая и эстрадная музыка, телешоу, игры и лотереи, праздники и фестивали, спортивные программы. В популярных журналах и газетах публикуют криминальную хронику, беллетристику, любовные и детективные романы. Нормативно-регулятивная функция. СМИ не только информируют, просвещают и развлекают аудиторию. Они формируют наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. А это означает, что СМИ целенаправленно влияют на поведение людей. Воздействие на слушателя и зрителя идет уже на стадии отбора материалов, которые попадают в эфир или на газетную полосу. Что публиковать, а что нет — решают вначале журналист, написавший репортаж, а затем главный редактор, дающий добро или запрещающий публикацию. Но главный редактор далеко не всегда решает судьбу материала. В советские времена над ним стоял инструктор Отдела пропаганды и идеологии ЦК КПСС. Здесь и принимались окончательные решения. В 90-е гг. гласная цензура была снята, хотя некоторые начальники по старинке пытались использовать «телефонное право» и навязать свою
волю издателю. Но постепенно это становилось сделать все труднее. Появился другой заказчик — мощные финансовые группировки, которые нанимают журналистов, заказывают им тему, направление мысли, оплачивают эфирное время и т.п. События в новостях не просто подаются, но комментируются и ранжируются по степени важности. Зрителям и читателям события подаются в выгодном для СМИ виде. Но что именно выгодно СМИ, решают политические власти страны, политическая ситуация. Коммунисты навязывали аудитории свою версию событий. Пришли демократы, и они стали навязывать, пусть более профессионально, собственную версию. Нормативно-регулятивная функция состоит в возможности коммуникатора в соответствии со своими целями и интересами манипулировать общественным мнением зрителей, слушателей, читателей. Стремясь повысить до максимума эффективность воздействия на аудиторию, коммуникатор подыскивает для этого оптимальные средства: надлежащие каналы (печать, радио, телевидение, уличная реклама); соответствующий тип обращения к аудитории (лозунг, просьба, призыв, требование, сообщение); стиль подачи материала (строгий или свободный, новый или классический). При манипулировании коммуникатора вовсе не интересует то, чего хочет услышать или увидеть аудитория, главное для него — собственные цели и задачи. Разумеется, он учитывает социально-демографический состав аудитории, ее вкусы и предпочтения, но лишь как средство усилить эффективность воздействия.
Конечно, навязывать свои интересы, не считаясь с мнением аудитории, можно только до известного предела. Если передача не удержала аудиторию, если зрители переключили телевизор на другую программу, то эффективность воздействия сведена к нулю, а деньги выброшены на ветер. Коммуникатор всегда балансирует на грани, как бы торгуется со слушателями, протаскивая нужную информацию в привлекательной упаковке. Элементы торга видны, особенно на телевидении, практически повсюду. Заказчик покупает сногсшибательный западный боевик, но с условием, что в него будут вмонтированы рекламные ролики. Зритель получает фильм, а коммуникатор — рекламу. Если коммуникатор пользуется одними и теми же стереотипными приемами, заезженными роликами и сюжетами, аудитория перестает обращать внимание на содержание сообщения, а то и вовсе отворачивается от рекламируемого продукта. Влияние аудитории. Аудиторией называется потенциальная совокупность людей, которых в данный момент можно классифицировать как слушателей, читателей, зрителей. Это те, к кому адресовано сообщение СМИ, те, кто знакомится с новостями о текущих событиях, смотрит развлекательные программы или посещает художественные выставки, читает газеты или слушает радиопередачи. Все это аудитория СМИ. Но не аудитория как таковая. Понятие аудитории вообще шире: к ней относятся также те, кто в данный момент не имеет контакта со СМИ, например, слушающие лектора общества «Знание» или посещающие кино, эстрадный концерт, футбольный матч. Аудитории СМИ классифицируются чаще всего в зависимости от коммуникатора, например, читатели «Комсомолки» или «Литературной газеты», слушатели «Маяка», телезрители ОРТ и т.п. Свои аудитории есть у те- лесериалов — «Санта-Барбары» и «Марии», телепередач, например «Нащ сад». Разумеется, границы аудитории условны. Никто навечно не прикреплен к одной газете или передаче. Как раз наоборот: аудитория — явление кратковременное, размытое. Хотя в социологических опросах пытаются выяснить состав то одной, то другой аудитории. Более точное установление
состава и вкусов конкретных аудиторий помогает лучше организовать информационный поток в СМИ. За рубежом за социологические данные такого рода платят немалые деньги. Социологи в Англии выявили достаточно устойчивые аудитории. Так, мало- и среднеобразованную аудиторию интересуют преступления, секс, спорт, развлечения и комиксы. Высокообразованная аудитория предпочитает политику, традиционные виды искусства, дискуссии. Массовая коммуникация адресована большой и анонимной аудитории — «всем, кому это может быть интересно». Это послание должно привлечь как можно большее число людей, в противном случае те, кто его произвел, не смогут удержаться в бизнесе. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КОММУНИКАЦИИ Коммуникацию можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от языка сообщения коммуникацию делят на вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются неречевые знаковые системы, например жесты). В вербальной коммуникации используют в качестве передатчика человеческую речь, т.е. звуковой язык — систему фонетических знаков, включающую два элемента: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством общения в человеческом сообществе. Считается, что благодаря ей менее всего теряется смысл сообщения. Существуют такие типы невербальной коммуникации, которые связаны с использованием не жестов и движений, а предметов и рисунков, например, дорожные знаки и светофоры, религиозные символы, национальные и государственные флаги. Примерно 30% населения Земли старше 15 лет неграмотны. Эти люди не умеют ни читать, ни писать. Для общения они используют не письменную, а устную речь, а также невербальные символы. На протяжении истории человечество пользовалось письменным языком только 4—5 тыс. лет. До сих пор существуют общества, знающие только разговорный и жестовый языки. Из 3 тыс. языков мира меньше половины имеют письменную форму. Культурное наследие передается следующим поколениям путем устной коммуникации.
за основание классификации можно взять цели, намерения и мотивы участников как единый критерий и выделить следующие виды коммуникации. Информативная коммуникация — это процесс передачи информации о мире, в котором живут коммуникатор и реципиент. Ожидается, что информационные сообщения являются правдивыми, непротиворечивыми и беспристрастными оценками обсуждаемых проблем. Например, спортивные сводки или прогноз погоды в разных газетах должны быть одинаковыми. Такими же правдивыми и объективными должны быть сведения в учебниках и научных монографиях, в которых содержится важная информация для следующих поколений. Существуют определенные санкции к нарушителям и способы контроля достоверности информации, в частности, за лживую информацию автора публикации могут привлечь к суду, а в редакции журнала или газеты часто хранятся подлинные документы, фигурировавшие в публикации. Точно так же аппарат ссылок в научной статье позволяет любому читателю перепроверить изложенные ученым факты. Информативной стороне коммуникации сегодня придается огромное значение. Каждый год информация в мире удваивается, а по некоторым оценкам утраивается, открываются все новые информационные каналы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости. Термин «информационное» дал название новому типу общества, пришедшему на смену индустриальному. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндустриальным, но также информационным, поскольку 60—80% рабочей силы прямо или косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации. Энциклопедии, словари, географические атласы, персоналии, библиотечные указатели, альманахи, нормативные и юридические документы, статистические показатели и таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации и т.д. несут фактологическую информацию об объективном положении дел и ценятся в возрастающем объеме. Научно-справочная информация постепенно вытесняет фантастическую, сказочную, приключенческую, порнографическую и другую литературу. Информация стремительно становится все более и более доступной благодаря развития технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие видеоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы. Использование компьютеров разительным образом изменило способ хранения, анализа и получения информации в коммерческих и правительственных агентствах. Аффективно-оценочная информация. Людям важно получить не только беспристрастную и объективную информацию, но также пристрастную и очень субъективную. Признание в любви относится к такого рода информации. Здесь налицо не только эмоциональная составляющая, но и оценочная: возлюбленная или возлюбленный ждет от партнера признания того, что он или она — самый лучший на свете. Хотя очевидно, что это вовсе не так. Но высокая оценка окрыляет человека, повышает жизненный тонус. В аффективно-оценочной информации нет объективного изложения фактов, а стоит перепроверить сообщенные сведения, как они тут же ока жутся ложными или неподтвержденными. Но пристрастность необходима во многих сферах жизни. И по форме она гораздо вариативнее, чем мы привыкли думать. Этнические предубеждения, стереотипы, предрассудки, обы вательское мнение, всевозможные слухи, циркулирующие в окружающем мире, — все это аффективно-оценочная информация. Она может выполнять не только положительную, но и отрицательную роль. Яркий пример — анонимка, т.е. сообщение непроверенной, часто ложной, информации без указания автора. Анонимки, пришедшие в партийные или правоохранительные органы, часто ломали судьбы людей, приводили на скамью подсудимых совершенно невинных людей. Аффективно-оценочная информация может направляться вовне, как в случае публичной критики оппонента или распускания слухов, либо на самого себя. Тогда она называется самоанализом. Мы им пользуемся очень часто, критикуя самих себя за совершенную ошибку, упущенный шанс, неправедный поступок. Выражение положительных чувств в отношении другого человека помогает установить с ним близкие отношения: коммуникатор и реципиент дают знать, что высоко ценят друг друга. Напротив, выражение отрицательных чувств позволяет избавиться от надоедливого человека, пригрозить противнику, заставить его отступить и т.д. При этом словесный текст перемежается с жестовым: нахмуренные брови, сжатые кулаки, агрессивная жестикуляция. Замечено, что чем старше возраст, тем сильнее тяготение человека к объективной информации. И наоборот. Поэтому можно сказать, что детство — это по преимуществу мир аффективно-оценочной информации. Объясняется это тем, что в этом возрасте мы очень зависимы и менее защищены, нуждаемся в постоянной эмоциональной поддержке, дружеской и материнской опеке. Маленьких детей хвалят гораздо чаще и за более мелкие достижения, чем подростков или взрослых. Современная педагогическая концепция вообще полагает, что в школе надо пользоваться по преимуществу позитивными санкциями. Надо больше хвалить ребенка, и он лучше усваивает учебный материал. Правда, в отличие от первого, информативного, вида коммуникации, аффективно-оценочный очень неоднозначен. У него есть встроенная мера. Нельзя факт сделать более или менее объективным или правдивым. Факт остается фактом. Но оценку или выражение чувства можно сделать и менее, и более сильными. Перешагивание за определенную черту немедленно превращает положительное чувство в свою противоположность или псевдочувство. Ребенка можно хвалить, но можно его и захваливать. Можно установить в классе строгую дисциплину, а можно — палочную и т.д. Постоянный перекос в одну сторону — положительную или отрицательную — всегда имеет вредные последствия. Учащиеся, которых хвалят родители, учителя и ровесники, скорее всего будут иметь высокую самооценку, а те, которых все критикуют или оскорбляют, — низкую. У первых постепенно формируется комплекс превосходства и самомнения, а у вторых — комплекс неполноценности и недооценки себя. Аффективно-оценочная коммуникация необходима на всех этапах социализации. Работодатели ценят тех сотрудников, которые хорошо ладят с другими людьми, адекватно воспринимают критику, честны и открыты. Они вырастают, как правило, из тех детей, которых в семье и школе не перехваливали и не недохваливали, разумно сочетая оба вида коммуникации. Качество жизни в семье определяет качество всей последующей жизни человека. Психологи — консультанты по проблемам семьи подчеркивают важность откровенного общения дома. В удачных семьях родственники свободно говорят как о положительных эмоциях (любви, радости), так и об отрицательных (гневе, страхе, разочаровании). Важной составляющей аффективной коммуникации является эмпатия — способность видеть мир с точки зрения другого, разделять радость и разочарование, которые тот переживает. Эмпатия состоит из двух частей. Во-первых, это чувствительность к эмоциональным потребностям близкого человека, умение понять вербальные и невербальные проявления чувств (слова, прикосновения, заигрывания, жесты), наконец, готовность разделить эти чувства. Во-вторых, это уме ние ответить на эмоциональную потребность таким способом, который будет уместен и действенен для собеседника. В таком случае говорят о культуре общения и проявления чувств. Рекреативная коммуникация. Она включает творческую, развлекательную, волшебную, отвлекающую, юмористическую и другую информацию, которая помогает расслабиться, отдохнуть, унестись куда-то воображением и мечтами, пофантазировать. В этом типе коммуникации люди создают воображаемые ситуации и передают друг другу информацию о них — рассказывают истории и анекдоты, размышляют, мечтают, заставляют других поверить в сообщаемое. Они читают художественную литературу, смотрят фильмы, телевизионные и театральные спектакли. Дошкольники смотрят мультфильмы по телевизору, рассматривают иллюстрированные книжки, слушают истории, которые им читают старшие, играют в «дочки-матери» и «школу» и строят воображаемые замки в песочнице. Школа становится местом неуемного проявления творчества и фантазии детей. Школьники сочиняют стихи, рассказы, пьесы, разыгрывают одноклассников и учителей, иногда не чувствуя меры, ставят спектакли, создают мультфильмы, а сегодня уже они организуют всевозможные творческие студии. В старших классах школьники, познакомившись с более серьезной литературой, начинают подражать романтическим героям, убегая из дома в поисках приключений или подвигов, страстно влюбляясь и страдая. Изменяется их жестовый язык, мальчишки уже не дергают девчонок за косички, а передают любовные записки, дерутся за них на поединках, клянутся друг другу в верности «до гроба», строят планы на будущее. Более серьезный, полуакадемический вид рекреационной коммуникации связан с участием школьников в классных дискуссиях, математических и гуманитарных олимпиадах и конкурсах, постановках, занятиях журналистикой и т.д. По мере взросления человека придуманный мир усложняется. Молодые революционеры не довольствуются придуманным обществом, о котором они готовы поведать узкому кругу друзей, — они перекраивают все общество, пытаясь реализовать утопический проект, созданный их воображением. Взрослые обычно охотно потребляют придуманные сообщения. Как было выявлено, они посвящают 40% свободного времени просмотру развлекательных программ. С возрастом все больше взрослых людей читают, смотрят и слушают чужие развлекательные сочинения и все меньше создают собственные. Взрослые считают их несерьезным делом. Они заняты бизнесом и политикой, которые поглощают все творческие силы. Поэтому приходится довольствоваться чужими фильмами и книгами. Большинство сообщений, которые можно назвать придуманными, люди создают в детстве. Убеждающая коммуникация. Она выражается в приказе, совете, просьбе и рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. На этой основе формируются приказная и бюрократическая лексика, пропагандистская литература, тактика избирательных кампаний, популистская риторика (искусство убеждения посредством речи). Здесь участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. В процессе убеждающей коммуникации люди пытаются повлиять на убеждения или действия других людей. Он подразумевает участие людей, которые значимы друг для друга: родители влияют на детей, дети влияют на родителей, друзья влияют друг на друга, агитатор влияет на мнения агитируемых, защищающий кандидатскую диссертацию пытается убедить членов ученого совета, начальник в разговоре с подчиненным старается повлиять на его поведение и т.д. В других ситуациях происходит воздействие незнакомых людей друг на друга. Потребитель посылает письменную рекламацию на некачественный товар в магазин или вышестоящую организацию, телезритель звонит на студию с жалобой на местные власти, надеясь призвать их к порядку. Реклама на городских стендах, в газетах, на телевидении также выступает примером убеждающей коммуникации. Хотя газеты считаются средством информативной коммуникации, около 65% их объема занимает явная и скрытая реклама. Когда люди добираются на работу или возвращаются домой, повсюду — в метро, автобусе, на специальных щитах и вывесках в магазинах — их сопровождает реклама. К убеждающей коммукации мы прибегаем с самого раннего возраста. Дети плачут, улыбаются, хнычут, жалуются, надеясь повлиять на родителей, убедить их в чем-то, привлечь внимание и вызвать ответные действия. Убеждающая коммуникация превращается в способ манипуляции поведением других людей. Даже лексика культурного диалога подчиняется той же цели. Когда мы улыбаемся, говорим «пожалуйста» или «спасибо», то неявно надеемся смягчить собеседника, вызвать его расположение, задобрить. Внешний вид также может выполнять функцию убеждающей коммуникации: неопрятным видом мы намеренно отталкиваем незначимых других, опрятным видом стараемся расположить к себе тех, от кого зависят наши шансы на успех. Букет цветов может выполнять аффективно-оценочную и убеждающую роль, так как помогает расположить к себе, повлиять на будущее поведение партнера. Для таких профессий, как юрист, коммивояжер, по- литик или бизнесмен, использование приемов убеждающей коммуникации является обязательным. Ритуальная коммуникация — это процесс соблюдения или выполнения социально предписанного поведения. Когда в класс входит учитель, школьники дружно встают. Каждый отдельно участвует в коллективном ритуальном действии. Когда незнакомые военные встречаются на улице, они отдают честь, прикладывая руку к козырьку. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием, приподниманием шляпы, устной речью. Понравившееся выступление мы приветствуем аплодисментами. У нарушающих нормы ритуальной коммуникации возникают трудности при общении с окружающими людьми. Они вызывают непонимание или неодобрение. Ребенок, который не может распознать, когда другие дети шутят, или слишком болезненно реагирует, когда его дразнят, с трудом приспосабливается к школьной жизни. Подростка, который неохотно участвует в подшучивании над кем-то или не может ответить на оскорбление, ровесники считают странным. Взрослые, которые кажутся слишком строгими в неформальной обстановке или, наоборот, слишком развязными в официальной, вряд ли станут желанными гостями или партнерами. Частью ритуальной коммуникации выступает необходимость представлять своих спутников, приглашать вызываемого к телефону, правильно вести себя за столом, говорить по очереди в коллективной беседе, не перебивать других, показывать заинтересованность в том, что высказал собеседник, соглашаться с мнением других людей, меняться ролями ведущего и ведомого в беседе, следовать договоренностям и т.д. В письменной коммуникации люди стремятся соответствовать нормам ритуальной коммуникации: личные и деловые письма они начинают с вежливого обращения, нормы которого разнятся в разных странах, посвящают стихи определенным людям и с определенным содержанием, не допускающим невежливости или оскорбления, приглашения и ответы на приглашения составляют по общепринятому сценарию.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |