Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурные функции СМИ




Информационная функция. Радио- и теленовости, газетные новости при­званы информировать слушателей, зрителей и читателей о том, что про­изошло за сегодняшний и вчерашний дни в стране и мире.

Познавательно-просветительская функция. Специальные теле- и радио­программы, газетные и журнальные рубрики посвящены расширению кру­гозора людей, направлены на приращение новых знаний практически во всех областях человеческой деятельности. Мы читаем и слышим информа­цию о том, как предохраняться от СПИДа, солить грибы, шить одежду, уха­живать за цветами и другими садовыми насаждениями, на какие периоды делится отечественная история и сколько атомов в одной молекуле, поче­му растет безработица и как оказать первую помощь пострадавшему. Эта ин­формация учит нас тому, чего мы не умеем или не знаем. Благодаря этой функции СМИ всем членам общества гарантируется приобретение некото­рого уровня культурной компетентности, что особенно важно в эпоху, ког­да хорошие школы доступны только богатым, а в обычных постоянно сни­жается качество образования.

Рекреационная функция. Значительная часть информации в теле- и радио­эфире, в газетах и журналах отдана развлекательным темам. Это классичес­кая и эстрадная музыка, телешоу, игры и лотереи, праздники и фестивали, спортивные программы. В популярных журналах и газетах публикуют кри­минальную хронику, беллетристику, любовные и детективные романы.

Нормативно-регулятивная функция. СМИ не только информируют, про­свещают и развлекают аудиторию. Они формируют наши мнения, мировоз­зрение, реакции на те или иные события. А это означает, что СМИ целенап­равленно влияют на поведение людей. Воздействие на слушателя и зрителя идет уже на стадии отбора материалов, которые попадают в эфир или на газетную полосу. Что публиковать, а что нет — решают вначале журналист, написавший репортаж, а затем главный редактор, дающий добро или зап­рещающий публикацию. Но главный редактор далеко не всегда решает судь­бу материала. В советские времена над ним стоял инструктор Отдела про­паганды и идеологии ЦК КПСС. Здесь и принимались окончательные ре­шения. В 90-е гг. гласная цензура была снята, хотя некоторые начальники по старинке пытались использовать «телефонное право» и навязать свою

волю издателю. Но постепенно это становилось сделать все труднее. По­явился другой заказчик — мощные финансовые группировки, которые на­нимают журналистов, заказывают им тему, направление мысли, оплачива­ют эфирное время и т.п.

События в новостях не просто подаются, но комментируются и ранжи­руются по степени важности. Зрителям и читателям события подаются в выгодном для СМИ виде. Но что именно выгодно СМИ, решают полити­ческие власти страны, политическая ситуация. Коммунисты навязывали аудитории свою версию событий. Пришли демократы, и они стали навязы­вать, пусть более профессионально, собственную версию.

Нормативно-регулятивная функция состоит в возможности коммуника­тора в соответствии со своими целями и интересами манипулировать обще­ственным мнением зрителей, слушателей, читателей. Стремясь повысить до максимума эффективность воздействия на аудиторию, коммуникатор по­дыскивает для этого оптимальные средства: надлежащие каналы (печать, радио, телевидение, уличная реклама); соответствующий тип обращения к аудитории (лозунг, просьба, призыв, требование, сообщение); стиль пода­чи материала (строгий или свободный, новый или классический). При ма­нипулировании коммуникатора вовсе не интересует то, чего хочет услышать или увидеть аудитория, главное для него — собственные цели и задачи. Ра­зумеется, он учитывает социально-демографический состав аудитории, ее вкусы и предпочтения, но лишь как средство усилить эффективность воз­действия.

Конечно, навязывать свои интересы, не считаясь с мнением аудитории, можно только до известного предела. Если передача не удержала аудиторию, если зрители переключили телевизор на другую программу, то эффектив­ность воздействия сведена к нулю, а деньги выброшены на ветер. Комму­никатор всегда балансирует на грани, как бы торгуется со слушателями, протаскивая нужную информацию в привлекательной упаковке. Элемен­ты торга видны, особенно на телевидении, практически повсюду. Заказчик покупает сногсшибательный западный боевик, но с условием, что в него будут вмонтированы рекламные ролики. Зритель получает фильм, а комму­никатор — рекламу. Если коммуникатор пользуется одними и теми же сте­реотипными приемами, заезженными роликами и сюжетами, аудитория перестает обращать внимание на содержание сообщения, а то и вовсе отво­рачивается от рекламируемого продукта.

Влияние аудитории. Аудиторией называется потенциальная совокупность людей, которых в данный момент можно классифицировать как слушате­лей, читателей, зрителей. Это те, к кому адресовано сообщение СМИ, те, кто знакомится с новостями о текущих событиях, смотрит развлекательные программы или посещает художественные выставки, читает газеты или слу­шает радиопередачи. Все это аудитория СМИ. Но не аудитория как тако­вая. Понятие аудитории вообще шире: к ней относятся также те, кто в дан­ный момент не имеет контакта со СМИ, например, слушающие лектора общества «Знание» или посещающие кино, эстрадный концерт, футбольный матч.

Аудитории СМИ классифицируются чаще всего в зависимости от ком­муникатора, например, читатели «Комсомолки» или «Литературной газе­ты», слушатели «Маяка», телезрители ОРТ и т.п. Свои аудитории есть у те-

лесериалов — «Санта-Барбары» и «Марии», телепередач, например «Нащ сад». Разумеется, границы аудитории условны. Никто навечно не прикреп­лен к одной газете или передаче. Как раз наоборот: аудитория — явление кратковременное, размытое. Хотя в социологических опросах пытаются выяснить состав то одной, то другой аудитории. Более точное установление

состава и вкусов конкретных аудито­рий помогает лучше организовать ин­формационный поток в СМИ.

За рубежом за социологические данные такого рода платят немалые деньги. Социологи в Англии выявили достаточно устойчивые аудитории. Так, мало- и среднеобразованную аудиторию интересуют преступления, секс, спорт, развлечения и комиксы. Высокообразованная аудитория пред­почитает политику, традиционные виды искусства, дискуссии.

Массовая коммуникация адресована большой и анонимной аудитории — «всем, кому это может быть интересно». Это послание должно привлечь как можно большее число людей, в противном случае те, кто его произвел, не смогут удержаться в бизнесе.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникацию можно классифицировать по разным основаниям.

В зависимости от языка сообщения коммуникацию делят на вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (исполь­зуются неречевые знаковые системы, например жесты).

В вербальной коммуникации используют в качестве передатчика чело­веческую речь, т.е. звуковой язык — систему фонетических знаков, включа­ющую два элемента: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством общения в человеческом сообществе. Считает­ся, что благодаря ей менее всего теряется смысл сообщения.

Существуют такие типы невербальной коммуникации, которые связаны с использованием не жестов и движений, а предметов и рисунков, напри­мер, дорожные знаки и светофоры, религиозные символы, национальные и государственные флаги.

Примерно 30% населения Земли старше 15 лет неграмотны. Эти люди не умеют ни читать, ни писать. Для общения они используют не письменную, а устную речь, а также невербальные символы.

На протяжении истории человечество пользовалось письменным языком только 4—5 тыс. лет. До сих пор существуют общества, знающие только раз­говорный и жестовый языки. Из 3 тыс. языков мира меньше половины име­ют письменную форму. Культурное наследие передается следующим поко­лениям путем устной коммуникации.

за основание классификации можно взять цели, намерения и мотивы уча­стников как единый критерий и выделить следующие виды коммуникации.

Информативная коммуникация — это процесс передачи информации о мире, в котором живут коммуникатор и реципиент. Ожидается, что инфор­мационные сообщения являются правдивыми, непротиворечивыми и бес­пристрастными оценками обсуждаемых проблем. Например, спортивные сводки или прогноз погоды в разных газетах должны быть одинаковыми. Такими же правдивыми и объективными должны быть сведения в учебни­ках и научных монографиях, в которых содержится важная информация для следующих поколений. Существуют определенные санкции к нарушителям и способы контроля достоверности информации, в частности, за лживую информацию автора публикации могут привлечь к суду, а в редакции жур­нала или газеты часто хранятся подлинные документы, фигурировавшие в публикации. Точно так же аппарат ссылок в научной статье позволяет лю­бому читателю перепроверить изложенные ученым факты.

Информативной стороне коммуникации сегодня придается огромное значение. Каждый год информация в мире удваивается, а по некоторым оценкам утраивается, открываются все новые информационные каналы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газе­ту и узнать самые последние новости.

Термин «информационное» дал название новому типу общества, при­шедшему на смену индустриальному. Общество в США или Западной Ев­ропе именуют не только постиндустриальным, но также информационным, поскольку 60—80% рабочей силы прямо или косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации.

Энциклопедии, словари, географические атласы, персоналии, библио­течные указатели, альманахи, нормативные и юридические документы, ста­тистические показатели и таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации и т.д. несут фактологическую информацию об объективном положении дел и ценятся в возрастающем объеме. Научно-справочная информация посте­пенно вытесняет фантастическую, сказочную, приключенческую, порног­рафическую и другую литературу.

Информация стремительно становится все более и более доступной бла­годаря развития технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие ви­деоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы. Использова­ние компьютеров разительным образом изменило способ хранения, анализа и получения информации в коммерческих и правительственных агентствах.

Аффективно-оценочная информация. Людям важно получить не только беспристрастную и объективную информацию, но также пристрастную и очень субъективную. Признание в любви относится к такого рода инфор­мации. Здесь налицо не только эмоциональная составляющая, но и оценоч­ная: возлюбленная или возлюбленный ждет от партнера признания того, что он или она — самый лучший на свете. Хотя очевидно, что это вовсе не так. Но высокая оценка окрыляет человека, повышает жизненный тонус.

В аффективно-оценочной информации нет объективного изложения фактов, а стоит перепроверить сообщенные сведения, как они тут же ока жутся ложными или неподтвержденными. Но пристрастность необходима во многих сферах жизни. И по форме она гораздо вариативнее, чем мы при­выкли думать. Этнические предубеждения, стереотипы, предрассудки, обы вательское мнение, всевозможные слухи, циркулирующие в окружающем мире, — все это аффективно-оценочная информация. Она может выполнять не только положительную, но и отрицательную роль. Яркий пример — ано­нимка, т.е. сообщение непроверенной, часто ложной, информации без ука­зания автора. Анонимки, пришедшие в партийные или правоохранитель­ные органы, часто ломали судьбы людей, приводили на скамью подсудимых совершенно невинных людей.

Аффективно-оценочная информация может направляться вовне, как в случае публичной критики оппонента или распускания слухов, либо на са­мого себя. Тогда она называется самоанализом. Мы им пользуемся очень часто, критикуя самих себя за совершенную ошибку, упущенный шанс, неправедный поступок.

Выражение положительных чувств в отношении другого человека помо­гает установить с ним близкие отношения: коммуникатор и реципиент дают знать, что высоко ценят друг друга. Напротив, выражение отрицательных чувств позволяет избавиться от надоедливого человека, пригрозить против­нику, заставить его отступить и т.д. При этом словесный текст перемежается с жестовым: нахмуренные брови, сжатые кулаки, агрессивная жестикуляция.

Замечено, что чем старше возраст, тем сильнее тяготение человека к объективной информации. И наоборот. Поэтому можно сказать, что дет­ство — это по преимуществу мир аффективно-оценочной информации. Объясняется это тем, что в этом возрасте мы очень зависимы и менее защи­щены, нуждаемся в постоянной эмоциональной поддержке, дружеской и материнской опеке. Маленьких детей хвалят гораздо чаще и за более мел­кие достижения, чем подростков или взрослых. Современная педагогичес­кая концепция вообще полагает, что в школе надо пользоваться по преиму­ществу позитивными санкциями. Надо больше хвалить ребенка, и он луч­ше усваивает учебный материал.

Правда, в отличие от первого, информативного, вида коммуникации, аффективно-оценочный очень неоднозначен. У него есть встроенная мера. Нельзя факт сделать более или менее объективным или правдивым. Факт остается фактом. Но оценку или выражение чувства можно сделать и менее, и более сильными. Перешагивание за определенную черту немедленно пре­вращает положительное чувство в свою противоположность или псевдочув­ство. Ребенка можно хвалить, но можно его и захваливать. Можно устано­вить в классе строгую дисциплину, а можно — палочную и т.д.

Постоянный перекос в одну сторону — положительную или отрицатель­ную — всегда имеет вредные последствия. Учащиеся, которых хвалят роди­тели, учителя и ровесники, скорее всего будут иметь высокую самооценку, а те, которых все критикуют или оскорбляют, — низкую. У первых посте­пенно формируется комплекс превосходства и самомнения, а у вторых — комплекс неполноценности и недооценки себя.

Аффективно-оценочная коммуникация необходима на всех этапах соци­ализации. Работодатели ценят тех сотрудников, которые хорошо ладят с

другими людьми, адекватно воспринимают критику, честны и открыты. Они вырастают, как правило, из тех детей, которых в семье и школе не перехва­ливали и не недохваливали, разумно сочетая оба вида коммуникации. Ка­чество жизни в семье определяет качество всей последующей жизни чело­века.

Психологи — консультанты по проблемам семьи подчеркивают важность откровенного общения дома. В удачных семьях родственники свободно говорят как о положительных эмоциях (любви, радости), так и об отрица­тельных (гневе, страхе, разочаровании).

Важной составляющей аффективной коммуникации является эмпатия — способность видеть мир с точки зрения другого, разделять радость и разо­чарование, которые тот переживает. Эмпатия состоит из двух частей. Во-первых, это чувствительность к эмо­циональным потребностям близкого человека, умение понять вербальные и невербальные проявления чувств (слова, прикосновения, заигрывания, жесты), наконец, готовность разде­лить эти чувства. Во-вторых, это уме­ ние ответить на эмоциональную по­требность таким способом, который будет уместен и действенен для собеседника. В таком случае говорят о куль­туре общения и проявления чувств.

Рекреативная коммуникация. Она включает творческую, развлекательную, волшебную, отвлекающую, юмористическую и другую информацию, кото­рая помогает расслабиться, отдохнуть, унестись куда-то воображением и мечтами, пофантазировать.

В этом типе коммуникации люди создают воображаемые ситуации и передают друг другу информацию о них — рассказывают истории и анек­доты, размышляют, мечтают, заставляют других поверить в сообщаемое. Они читают художественную литературу, смотрят фильмы, телевизионные и те­атральные спектакли. Дошкольники смотрят мультфильмы по телевизору, рассматривают иллюстрированные книжки, слушают истории, которые им читают старшие, играют в «дочки-матери» и «школу» и строят воображае­мые замки в песочнице. Школа становится местом неуемного проявления творчества и фантазии детей. Школьники сочиняют стихи, рассказы, пье­сы, разыгрывают одноклассников и учителей, иногда не чувствуя меры, ставят спектакли, создают мультфильмы, а сегодня уже они организуют все­возможные творческие студии.

В старших классах школьники, познакомившись с более серьезной ли­тературой, начинают подражать романтическим героям, убегая из дома в поисках приключений или подвигов, страстно влюбляясь и страдая. Изме­няется их жестовый язык, мальчишки уже не дергают девчонок за косички, а передают любовные записки, дерутся за них на поединках, клянутся друг другу в верности «до гроба», строят планы на будущее.

Более серьезный, полуакадемический вид рекреационной коммуника­ции связан с участием школьников в классных дискуссиях, математических и гуманитарных олимпиадах и конкурсах, постановках, занятиях журнали­стикой и т.д.

По мере взросления человека придуманный мир усложняется. Молодые революционеры не довольствуются придуманным обществом, о котором они готовы поведать узкому кругу друзей, — они перекраивают все общество, пытаясь реализовать утопический проект, созданный их воображением.

Взрослые обычно охотно потребляют придуманные сообщения. Как было выявлено, они посвящают 40% свободного времени просмотру развле­кательных программ. С возрастом все больше взрослых людей читают, смот­рят и слушают чужие развлекательные сочинения и все меньше создают собственные. Взрослые считают их несерьезным делом. Они заняты бизне­сом и политикой, которые поглощают все творческие силы. Поэтому при­ходится довольствоваться чужими фильмами и книгами. Большинство со­общений, которые можно назвать придуманными, люди создают в детстве.

Убеждающая коммуникация. Она выражается в приказе, совете, просьбе и рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. На этой основе формируются приказная и бюрократическая лексика, пропагандистская ли­тература, тактика избирательных кампаний, популистская риторика (искус­ство убеждения посредством речи). Здесь участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения.

В процессе убеждающей коммуникации люди пытаются повлиять на убеждения или действия других людей. Он подразумевает участие людей, которые значимы друг для друга: родители влияют на детей, дети влияют на родителей, друзья влияют друг на друга, агитатор влияет на мнения агити­руемых, защищающий кандидатскую диссертацию пытается убедить членов ученого совета, начальник в разговоре с подчиненным старается повлиять на его поведение и т.д.

В других ситуациях происходит воздействие незнакомых людей друг на друга. Потребитель посылает письменную рекламацию на некачественный товар в магазин или вышестоящую организацию, телезритель звонит на студию с жалобой на местные власти, надеясь призвать их к порядку. Рек­лама на городских стендах, в газетах, на телевидении также выступает при­мером убеждающей коммуникации. Хотя газеты считаются средством ин­формативной коммуникации, около 65% их объема занимает явная и скры­тая реклама. Когда люди добираются на работу или возвращаются домой, повсюду — в метро, автобусе, на специальных щитах и вывесках в магази­нах — их сопровождает реклама.

К убеждающей коммукации мы прибегаем с самого раннего возраста. Дети плачут, улыбаются, хнычут, жалуются, надеясь повлиять на родителей, убедить их в чем-то, привлечь внимание и вызвать ответные действия. Убеж­дающая коммуникация превращается в способ манипуляции поведением других людей. Даже лексика культурного диалога подчиняется той же цели. Когда мы улыбаемся, говорим «пожалуйста» или «спасибо», то неявно на­деемся смягчить собеседника, вызвать его расположение, задобрить. Вне­шний вид также может выполнять функцию убеждающей коммуникации: неопрятным видом мы намеренно отталкиваем незначимых других, опрят­ным видом стараемся расположить к себе тех, от кого зависят наши шансы на успех. Букет цветов может выполнять аффективно-оценочную и убеж­дающую роль, так как помогает расположить к себе, повлиять на будущее поведение партнера. Для таких профессий, как юрист, коммивояжер, по-

литик или бизнесмен, использование приемов убеждающей коммуникации является обязательным.

Ритуальная коммуникация — это процесс соблюдения или выполнения социально предписанного поведения. Когда в класс входит учитель, школь­ники дружно встают. Каждый отдельно участвует в коллективном ритуаль­ном действии. Когда незнакомые военные встречаются на улице, они отда­ют честь, прикладывая руку к козырьку. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием, приподниманием шляпы, устной речью. Понравивше­еся выступление мы приветствуем аплодисментами. У нарушающих нормы ритуальной коммуникации возникают трудности при общении с окружа­ющими людьми. Они вызывают непонимание или неодобрение.

Ребенок, который не может распознать, когда другие дети шутят, или слишком болезненно реагирует, когда его дразнят, с трудом приспосабли­вается к школьной жизни. Подростка, который неохотно участвует в под­шучивании над кем-то или не может ответить на оскорбление, ровесники считают странным. Взрослые, которые кажутся слишком строгими в нефор­мальной обстановке или, наоборот, слишком развязными в официальной, вряд ли станут желанными гостями или партнерами.

Частью ритуальной коммуникации выступает необходимость представ­лять своих спутников, приглашать вызываемого к телефону, правильно ве­сти себя за столом, говорить по очереди в коллективной беседе, не переби­вать других, показывать заинтересованность в том, что высказал собеседник, соглашаться с мнением других людей, меняться ролями ведущего и ведомого в беседе, следовать договоренностям и т.д.

В письменной коммуникации люди стремятся соответствовать нормам ритуальной коммуникации: личные и деловые письма они начинают с веж­ливого обращения, нормы которого разнятся в разных странах, посвящают стихи определенным людям и с определенным содержанием, не допускаю­щим невежливости или оскорбления, приглашения и ответы на приглаше­ния составляют по общепринятому сценарию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.