Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кто Что делают




Властные структуры Указывают

Учреждения распространения Исполняют

Группы интересов Финансируют

Второй элемент в формуле Лассауэла — «что передается» — обозначав содержание посылаемой информации. Под содержанием сообщений мас­совой коммуникации понимаются совокупности передаваемых с их помо­щью знаний, оценок, верований, представлений специализированного i обыденного уровней. Это содержание может подаваться аудитории в различ­ных формах: устных высказываниях, печатных текстах, рисунках, фотогра фиях, экранных изображениях.

У содержания сообщения есть два наиглавнейших параметра — форма \ объем. Объем сообщения колеблется от единственного знака до миллионо! и миллиардов бит информации.

Третий элемент — «кому предназначено сообщение» — указывает н; аудиторию. С точки зрения структуры ее нельзя представить себе как одно родное целое. Аудитория чрезвычайно многообразна. Вернее, существует ве ликое множество аудиторий. Многолетние исследования, проведенные i разных странах, убеждают, что некоего усредненного слушателя, читател; или зрителя не существует. Аудитория распадается на множество аудиторш

или социокультурных групп, воспринимающих информацию в зависимос­ти от того:

• к какому классу, сословию, страте обращено сообщение;

• какова степень внушаемости аудитории;

• какие физические недостатки обнаружены у аудитории;

• в каком психологическом состоянии находятся люди;

• каков уровень образования аудитории;

• где проживают люди (город, село);

• каков уровень культуры в данной стране;

• каков политический режим в данной стране;

• каковы религиозные убеждения людей;

• каков уровень расовых и религиозных предрассудков у аудитории;

• каков уровень доверия аудитории к СМИ.

Какую аудиторию или группу вы ни возьмете, сразу же обнаружите, что составляющие их индивиды различаются по психофизиологическим и со­циокультурным особенностям восприятия и переработки информации. Взять, к примеру, публику на стадионе. Она неоднородна по составляющим ее индивидам: на стадион ходят и воспитанные и невоспитанные, и русские и украинцы, и верующие и атеисты и т.п. И каждый воспринимает, перера­батывает и реагирует на увиденное (т.е. на зрительную информацию) по-разному.

Четвертый элемент формулы Лассауэлла — «каналы массовой коммуни­кации». К ним относятся издательства газет, журналов, книг, теле- и радио­трансляционные сети, а сейчас — электронная почта, компьютерные сис­темы. Они различаются техническими возможностями, а стало быть, коли­чеством и качеством передаваемой информации. В любом случае речь идет только о техническом элементе.

Пятый элемент в формуле Лассауэлла — «эффект трансляции» — пред­ставляет сумму двух факторов: организации передачи информации и воспри­ятие информации. От речей Гитлера возбужденная толпа приходила в такой экстаз, что шла громить ближайшие здания и убивать «врагов нации». Речи современных религиозных лидеров бывают не менее эффектными. Неко­торые заканчиваются омницидом — коллективным самоубийством. В дру­гих случаях сообщаемая информация оставляет слушателей в полном рав­нодушии. А порой эффект бывал обратным. В начале 90-х гг. нынешнего президента Б. Ельцина СМИ практически травили. Но народ проголосовал за его избрание. В 1996 г. возможности выступить по каналам СМИ не да­вала уже ельцинская администрация.

По сложившейся в России традиции эффект должен быть обратным: победить на президентских выборах, как ожидалось, должен был кандидат от коммунистов. Однако победил снова Б. Ельцин. Направленность эффекта воздействия СМИ, обнаружившаяся в первый раз, поменяла вектор: теперь уже преследуемый не победил. Причину специалисты видят в историчес­ком контексте, а не в личностном. 70 лет правления коммунистов породи­ли в народе неизгладимый страх перед террором. Он перевесил то разоча­рование, которое вынес народ от четырех лет крайне пассивной и слабоволь­ной политики Б. Ельцина.

Специалисты полагают, что эффект воздействия информации на ауди­торию зависит от следующих факторов:

• квалифицированности организации потока информации;

• технической оснащенности средств передачи информации;

• широты охвата аудитории;

 

• уровня образования и культурного уровня аудитории;

• содержания сообщения;

 

• формы подачи, качества иллюстрирования, доказательности инфор­мации, понятности сообщаемого материала, его занимательности-

• степени доверительности людей к СМИ;

 

• жесткости политических запретов;

• возможности свободно изъявлять свою волю после получения инфор­мации;

• наличия незанятого времени для восприятия информации;

• экономической ситуации в стране;

• религии, степени ее воздействия на умы людей и ее отношения к С М И;

• привлекательности информации для аудитории.

Исследования показывают, что привлекательность информации склады­вается из доступности языка сообщения, личностной значимости темы, эмоциональности окраски информации.

Под коммуникатором понимается субъект, транслирующий информа­цию. Это — источник массовой коммуникации, т.е. СМИ. К индивидуаль­ным коммуникаторам здесь относятся репортеры, журналисты, ньюсмей­керы, критики, редакторы, дизайнеры рекламы и т.п.

Все СМИ можно расположить по степени убывания эффекта воздействия на широкую аудиторию (рис. 57).

Некоторые СМИ имеют четкую периодичность. Новости выходят в те­леэфир через каждые час-два. Ежедневные, еженедельные, ежемесячные, квартальные издания и ежегодники также имеют соответствующую регуляр­ность. В зависимости от периодичности формируется содержание матери­алов. Теле- и радионовости, как и газеты, посвящены самым злободневным событиям, успевающим устареть уже через день-два. Напротив, ежемесяч­ные журналы и ежегодники освещают более фундаментальные проблемы,

Рис. 57. Эффект трансляции и размеры аудитории 74Б

материалы о которых готовятся по полгода и более. Соответственно, разли­чаются и объемы материалов. Научные статьи имеют до 24 машинописных страниц, а газетные заметки — не более 2—4, а часто и полстраницы.

Напротив, в ежемесячниках или ежегодниках, а таковыми считаются журналы, внимание уделяется явлениям, которые не устареют и через год. Публикации архивных материалов, ненапечатанных в свое время повестей, научных анализов, отражающих динамику явлений на протяжении десяти­летий и столетий, дискуссионных материалов, касающихся устойчивых со­циокультурных или экономических тенденций, относятся к разряду «веч­ных» тем.

Уже самим фактом периодичности СМИ классифицируют события на скоротечные, не заслуживающие особого внимания, и крупномасштабные, общественно значимые. Когда в научный журнал автор приносит статью и просит поскорее опубликовать, главный редактор резонно замечает, что журнал — не газета, а если материал через год устареет, грош ему цена. Од­нако если автор с тем же материалом обратится в ежедневную газету, то ему могут столь же резонно заметить, что его данные уже устарели (рис. 58).

Если мы посмотрим на рис. 58, то заметим такую особенность: чем ско­ротечнее отражаемые события, тем шире аудитория и выше тираж СМИ, и наоборот.

Прогресс коммуникации заключается в возрастании мощности и даль­нодействия средств связи, увеличении информационных потоков, скорос­ти передачи сообщений. Изменилась их общественная роль. Сегодня радио, телевидение и пресса, называемые «четвертой властью», выступают чуть ли не самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей. Более мощ­ным, чем семья, правительство, группы сверстников. И подобное произош­ло в последние 50— 100 лет.

Рис. 58. События, отражаемые СМИ, на шкале времени 747

Практически человечество еще не успело как следует привыкнуть к но­вой ситуации. Возникают всевозможные накладки и дисфункции. «Чет­вертая власть» научилась весьма скрытно и эффективно манипулировать общественным мнением, приобрела бесконтрольную власть над людьми Средства связи сделали индивида беспомощным в случае технических не­исправностей: поломка телевизора, телефона, радио на какое-то время изолирует его от нормальной жизни. Дисфункция технических средств коммуникации проявляется еще и в том, что они подменяют естественные

Сегодня люди реже встречаются и переписываются, предпочитая пере­званиваться. Содержание далеко не всех телепрограмм оказывает благотвор­ное действие на людей. Информационная перегрузка, особенно детей, уг­рожает психическому здоровью людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.