КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кто Что делают
Властные структуры Указывают Учреждения распространения Исполняют Группы интересов Финансируют Второй элемент в формуле Лассауэла — «что передается» — обозначав содержание посылаемой информации. Под содержанием сообщений массовой коммуникации понимаются совокупности передаваемых с их помощью знаний, оценок, верований, представлений специализированного i обыденного уровней. Это содержание может подаваться аудитории в различных формах: устных высказываниях, печатных текстах, рисунках, фотогра фиях, экранных изображениях. У содержания сообщения есть два наиглавнейших параметра — форма \ объем. Объем сообщения колеблется от единственного знака до миллионо! и миллиардов бит информации. Третий элемент — «кому предназначено сообщение» — указывает н; аудиторию. С точки зрения структуры ее нельзя представить себе как одно родное целое. Аудитория чрезвычайно многообразна. Вернее, существует ве ликое множество аудиторий. Многолетние исследования, проведенные i разных странах, убеждают, что некоего усредненного слушателя, читател; или зрителя не существует. Аудитория распадается на множество аудиторш или социокультурных групп, воспринимающих информацию в зависимости от того: • к какому классу, сословию, страте обращено сообщение; • какова степень внушаемости аудитории; • какие физические недостатки обнаружены у аудитории; • в каком психологическом состоянии находятся люди; • каков уровень образования аудитории; • где проживают люди (город, село); • каков уровень культуры в данной стране; • каков политический режим в данной стране; • каковы религиозные убеждения людей; • каков уровень расовых и религиозных предрассудков у аудитории; • каков уровень доверия аудитории к СМИ. Какую аудиторию или группу вы ни возьмете, сразу же обнаружите, что составляющие их индивиды различаются по психофизиологическим и социокультурным особенностям восприятия и переработки информации. Взять, к примеру, публику на стадионе. Она неоднородна по составляющим ее индивидам: на стадион ходят и воспитанные и невоспитанные, и русские и украинцы, и верующие и атеисты и т.п. И каждый воспринимает, перерабатывает и реагирует на увиденное (т.е. на зрительную информацию) по-разному. Четвертый элемент формулы Лассауэлла — «каналы массовой коммуникации». К ним относятся издательства газет, журналов, книг, теле- и радиотрансляционные сети, а сейчас — электронная почта, компьютерные системы. Они различаются техническими возможностями, а стало быть, количеством и качеством передаваемой информации. В любом случае речь идет только о техническом элементе. Пятый элемент в формуле Лассауэлла — «эффект трансляции» — представляет сумму двух факторов: организации передачи информации и восприятие информации. От речей Гитлера возбужденная толпа приходила в такой экстаз, что шла громить ближайшие здания и убивать «врагов нации». Речи современных религиозных лидеров бывают не менее эффектными. Некоторые заканчиваются омницидом — коллективным самоубийством. В других случаях сообщаемая информация оставляет слушателей в полном равнодушии. А порой эффект бывал обратным. В начале 90-х гг. нынешнего президента Б. Ельцина СМИ практически травили. Но народ проголосовал за его избрание. В 1996 г. возможности выступить по каналам СМИ не давала уже ельцинская администрация. По сложившейся в России традиции эффект должен быть обратным: победить на президентских выборах, как ожидалось, должен был кандидат от коммунистов. Однако победил снова Б. Ельцин. Направленность эффекта воздействия СМИ, обнаружившаяся в первый раз, поменяла вектор: теперь уже преследуемый не победил. Причину специалисты видят в историческом контексте, а не в личностном. 70 лет правления коммунистов породили в народе неизгладимый страх перед террором. Он перевесил то разочарование, которое вынес народ от четырех лет крайне пассивной и слабовольной политики Б. Ельцина. Специалисты полагают, что эффект воздействия информации на аудиторию зависит от следующих факторов: • квалифицированности организации потока информации; • технической оснащенности средств передачи информации; • широты охвата аудитории;
• уровня образования и культурного уровня аудитории; • содержания сообщения;
• формы подачи, качества иллюстрирования, доказательности информации, понятности сообщаемого материала, его занимательности- • степени доверительности людей к СМИ;
• жесткости политических запретов; • возможности свободно изъявлять свою волю после получения информации; • наличия незанятого времени для восприятия информации; • экономической ситуации в стране; • религии, степени ее воздействия на умы людей и ее отношения к С М И; • привлекательности информации для аудитории. Исследования показывают, что привлекательность информации складывается из доступности языка сообщения, личностной значимости темы, эмоциональности окраски информации. Под коммуникатором понимается субъект, транслирующий информацию. Это — источник массовой коммуникации, т.е. СМИ. К индивидуальным коммуникаторам здесь относятся репортеры, журналисты, ньюсмейкеры, критики, редакторы, дизайнеры рекламы и т.п. Все СМИ можно расположить по степени убывания эффекта воздействия на широкую аудиторию (рис. 57). Некоторые СМИ имеют четкую периодичность. Новости выходят в телеэфир через каждые час-два. Ежедневные, еженедельные, ежемесячные, квартальные издания и ежегодники также имеют соответствующую регулярность. В зависимости от периодичности формируется содержание материалов. Теле- и радионовости, как и газеты, посвящены самым злободневным событиям, успевающим устареть уже через день-два. Напротив, ежемесячные журналы и ежегодники освещают более фундаментальные проблемы, Рис. 57. Эффект трансляции и размеры аудитории 74Б материалы о которых готовятся по полгода и более. Соответственно, различаются и объемы материалов. Научные статьи имеют до 24 машинописных страниц, а газетные заметки — не более 2—4, а часто и полстраницы. Напротив, в ежемесячниках или ежегодниках, а таковыми считаются журналы, внимание уделяется явлениям, которые не устареют и через год. Публикации архивных материалов, ненапечатанных в свое время повестей, научных анализов, отражающих динамику явлений на протяжении десятилетий и столетий, дискуссионных материалов, касающихся устойчивых социокультурных или экономических тенденций, относятся к разряду «вечных» тем. Уже самим фактом периодичности СМИ классифицируют события на скоротечные, не заслуживающие особого внимания, и крупномасштабные, общественно значимые. Когда в научный журнал автор приносит статью и просит поскорее опубликовать, главный редактор резонно замечает, что журнал — не газета, а если материал через год устареет, грош ему цена. Однако если автор с тем же материалом обратится в ежедневную газету, то ему могут столь же резонно заметить, что его данные уже устарели (рис. 58). Если мы посмотрим на рис. 58, то заметим такую особенность: чем скоротечнее отражаемые события, тем шире аудитория и выше тираж СМИ, и наоборот. Прогресс коммуникации заключается в возрастании мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, скорости передачи сообщений. Изменилась их общественная роль. Сегодня радио, телевидение и пресса, называемые «четвертой властью», выступают чуть ли не самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей. Более мощным, чем семья, правительство, группы сверстников. И подобное произошло в последние 50— 100 лет. Рис. 58. События, отражаемые СМИ, на шкале времени 747 Практически человечество еще не успело как следует привыкнуть к новой ситуации. Возникают всевозможные накладки и дисфункции. «Четвертая власть» научилась весьма скрытно и эффективно манипулировать общественным мнением, приобрела бесконтрольную власть над людьми Средства связи сделали индивида беспомощным в случае технических неисправностей: поломка телевизора, телефона, радио на какое-то время изолирует его от нормальной жизни. Дисфункция технических средств коммуникации проявляется еще и в том, что они подменяют естественные Сегодня люди реже встречаются и переписываются, предпочитая перезваниваться. Содержание далеко не всех телепрограмм оказывает благотворное действие на людей. Информационная перегрузка, особенно детей, угрожает психическому здоровью людей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |