КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизнь как театр
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей, и т.п. Все это — акты социального взаимодействия. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое выясняют не личные отношения, основанные на симпатии же представление о «другом»; у Л представление о 6-6" и у 6 представление об А-А". Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А', обращаясь к Б". Б реагирует в качестве 6' на А". Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б, надо еще исследовать, ибо ни А, ни 6 не знают, что имеются несовпадающие с объективной реальностью А', Б', А" и Б", при этом между А и А", а также между Б и Б" нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А-А'-А" и Б-б'-Б". Значение этого совпадения легко показать на примере взаимодействия оратора с аудиторией. Если оратор {А) имеет неверное представление о себе (А'), о слушателях (Б") и, главное, о том, как его воспринимают слушатели (А"), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено и, следовательно, взаимодействие тоже. Всякое восприятие в то же время есть и определенное взаимодействие двух участников: оцени- вание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин его. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека. Тогда они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и образцы поведения. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов в аналогичной ситуации. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 106-107. или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как облада тели социальных статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде ил видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы значения: предназначение такого территориального поселения, как город" нормах перехода проезжей части, приоритетах человека и автомобиля и щ Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодей ствия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не зна чит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей. Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения. Вступая в социальное взаимодействие, мы делаем это с определенным намерением, например, обмануть, отделаться, привести в замешательство ввести в заблуждение, вызвать вражду, нанести оскорбление. Наше намерение как бы задает интенциональность будущего акта общения, т.е. направленность, генеральную стратегию и тон. Мы выстраиваем общение или действие с другим человеком — любовником, соперником, соседом, начальником — в зависимости от этого намерения. Это тот замысел, та общая идея, которая определяет детали и последовательность сцен в сценарии происходящего взаимодействия. Человек не пишет заранее сценарий каждого конкретного акта взаимодействия. Это невозможно и не нужно. Их чрезвычайно много, и подготовиться к каждому практически нельзя. Заранее мы готовим скорее подмостки будущего представления, т.е. создаем такие объективные условия, которые позволили бы ходу пьесы протекать в максимально выгодном для нас направлении. В таком случае вся жизнь превращается в сценические подмостки и постоянные репетиции. Мы продвигаемся по службе и повышаем свой статус для того, чтобы любой акт социального взаимодействия вести с более благоприятной для себя диспозиции. Всеми силами мы стремимся произвести на окружающих благоприятное впечатление, нередко выдумывая то, чего в действительности нет. Девушки рассказывают знакомым о бесчисленных толпах ухажеров, офицеры — о страшных битвах, в которых им довелось участвовать, чиновники — о влиятельных покровителях, с которыми они якобы дружат. Подобная преамбула перед общением или взаимодействием с другим человеком ставит вас на ступенечку выше, дает определенные преимущества в разговоре. Он подает себя таким образом, чтобы окружающие, составив о нем выгодное для него мнение, добровольно начали действовать в соответствии с его планами. Различные социологические направления по-своему пытались объяснить природу и механизм социального взаимодействия. Особенно упорные попытки предприняла понимающая социология. И неудивительно, поскольку «социология близкодействия» — это как раз то, на чем она специализируется. Эрвин Гоффман, представитель социальной драматургии, изобразил реальное поведение людей так, будто оно происходит на театральных подмостках. Несмотря на проблематиченость подобной параллели, ему удалось многое выяснить в его механизме. Гоффман сравнивает человека с актером, исполняющим в каждой конкретной ситуации предназначенную ему режиссерским замыслом роль: «Мир — словно театральные подмостки, где на всем протяжении отпущенного нам времени мы движемся в плену наших чувств и мыслей, перетирая каждый наш час»2. Коммуникация — это не только взаимодействие лицом к лицу, не только форма межличностного общения, но также способ познания социальной реальности, благодаря которому человек открывает себя и других для самого себя. Общение представляет собой не только перцептивное поле, на котором мы присматриваемся, принюхиваемся, вживаемся, вслушиваемся в партнера, но и театральную сцену, к выходу на которую мы внутренне прихорашиваемся, подтягиваемся, приготавливая все самое лучшее в себе, повторяя не раз проговоренные реплики, жесты, мимику. Действительно, сколько раз каждый из нас ловил себя на этом в повседневной жизни? Опаздывая с вечеринки домой и готовясь встретить недоброжелательный взгляд матери, жены или тещи, мы проговариваем про себя заготовленный текст, репетируем жесты и мимику, проверяем прочность аргументации и убедительность доводов. Подобно тому как в театральной пьесе приготовлены реплики в сторону — фразы, которые произносятся только для зрителей и которые по замыслу не должен слышать главный герой пьесы, — в жизни мы часть текста «закрываем» от посторонних, маскируя его особыми кодами и символами. Дамы обсуждают поведение кавалеров, но при их появлении они либо замолкают, либо заводят разговор о чем-то другом. Иносказания родителей в присутствии детей, разговор на французском в присутствии слуг, даже мимическое общение влюбленных на понятном только им языке — все это напоминает нам огромный театр, но тем не менее составляет неотъемлемую часть повседневного взаимодействия людей. Но кое-чем театр жизни отличается от литературного театра. В жизни взаимодействие не разыгрывается по сценарию. Оно происходит всерьез. И первым правилом реального интерактивного акта становится уважение к себе и другим. Взаимодействуя с другими, конфликтуя, беседуя, покупая или продавая, останавливая такси, провожая девушку, помогая старушке, отвечая на экзамене, человек не только защищает предлагаемый публике образ самого себя, но стремится поддержать высокую репутацию партнеров. Малейшее покушение на нее оборачивается немедленным конфликтом или дискомфортом. Оказывается, человек очень чувствителен к тому идеальному образу себя, который ему удалось создать у окружающих. Благородный дворянин готов отдать свою жизнь за незначительное оскорбление чести или даже попытку сделать подобное. Кравченко Е.И. Творя и познавая себя... (Социальная драматургия Эрвина Гоффмана) // Социс. 1993. № 11. С. 58—66; Goffman E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. N.Y., 1974. P. 1. Когда в интерактивном акте участвуют несколько человек, а достоинство одного из них было оскорблено, то, во-первых, все другие начинают чувствовать себя неловко, так, будто оскорбили их самих или они участвовали в оскорблении, во-вторых, большинство стремятся как-то сгладить ситуацию, поддержать обиженного, осудить обидчика, предпринять иные меры, предписанные правилами этикета. Ощущение общего дискомфоп. та в подобной ситуации называется замешательством, чувством неловкости. В экстремальной ситуации оно может сопровождаться известной психофизиологической реакцией — покраснением. Чувство стыда и присущее ему покраснение — чисто человеческая реакция на неловкость, несвойственная другим животным. Человек краснеет от стыда, а обезьяна — от возбуждения. Экстремальные ситуации, подобные только что описанной, играют в социальном взаимодействии роль творческого катализатора. По мнению Э. Гоффмана, в ситуациях замешательства, конфликта, недоразумения, спора, негодования и т.п., когда нарушается привычная логика поведения и у человека исчерпывается запас готовых решений, перед ним открывается Взаимодейятвие людей — очень тонкая сфера. Каждый может обидеть «маленького человека» творческий горизонт проявить свою неординарность. Он вынужден искать новые решения, его поведение становится эластичным, нерутинным. Выход из ситуации превращается в научную лабораторию, в которой разворачивается поиск новых форм и способов поведения, где активизируются дремлющие в человеке творческие силы. Экстремальные ситуации, обнажающие инновационные способности человека, обычно перетекают в пограничные ситуации, описанные еще экзистенциализмом. В них шансы выжить и умереть делятся поровну. Отсюда их острота, вызывающая у участников таких событий холодок по спине. В пограничных ситуациях все слишком всерьез, речь идет о выживании или о прекращении существования. Именно на таких изломах обнажается подлинная сущность человека, все, на что он способен. Проверяются даже не его физические, а его духовные качества: способен ли он бросить мать, жену или детей ради карьеры, любовных утех, денег; способен ли он предать друга или не оказать помощь, когда его об этом просят. Социальное взаимодействие такого рода в обыденной жизни встречается крайне редко. Наше существование наполнено рутинными взаимодействиями, которые выполняются по заведенному социальному ритуалу: надо утром вставать, чистить зубы, завтракать, собираться на работу, провожать ребенка в школу, здороваться с соседями и т.п. Уставшему от однообразной рутины повседневных взаимодействий человеку в глубине души всегда хочется необычных приключений и романтики. Однако наша урбанизированная действительность предоставить их не может. И тогда на свет является «замещающая активность» — сопереживание зрителя с героями ковбойского фильма, детективного романа, «крутого» боевика. Будучи зрителем, индивид компенсирует то, чего недостает ему в реальности. Мнимое участие в спортивном зрелище или захватывающем поединке также повышает давление и увеличивает количество адреналина в крови, как и реальное действие. Увлекшись детективным сюжетом кинофильма, человек испытывает эмоции, близкие тем, которые переживает участник настоящего приключения. Современная индустрия развлечений выпускает миллиардами копий телевизионные сериалы, триллеры, боевики, «ужастики» и прочие произведения, которые создают новую реальность человеческого взаимодействия. Погружение в искусственный мир позволяет человеку без особого напряжения, проявления силы воли и накала страстей почувствовать себя суперменом, защитником слабых и обездоленных, возлюбленным королевы и т.д. Человек проживает воображаемую жизнь, и вместо реального жизненного опыта у него формируется «замещающий опыт». Но в замещающей активности снимается проблема выбора в пограничной ситуации. Здесь нет борьбы на жизнь или на смерть, здесь нет реального риска, а значит, нет настоящей мобилизации инновационного потенциала личности. Наш кругозор, быть может, и расширяется, но наш духовный опыт вряд ли обогащается. И когда перед индивидом возникают реальные трудности, когда он в самом деле попадает в экстремальные ситуации, как знать, не захочет ли он уйти от них в вымышленный мир, будет ли он к ним готов?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |