КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П. Николаев Обыватели
Врезка Культура и образ жизни В англоязычной научной (в том числе социологической) литературе культура и образ жизни нередко рассматриваются как синонимические или же тесно взаимосвязанные понятия2. Аналогичной позиции придерживаются многие отечественные исследователи. Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989. С. 83. См., например: LemerO. America as a Civilisation. N.Y., 1967; Kluchohn C. Culture and behavior. N.Y., 1962; White L. The evolution of culture, N.Y., 1959. Понятие образа жизни тесно связано не только с социальным временем но и с культурой — прежде всего культурой поведения. Правда, само по себе понятие культуры гораздо шире, чем понятие «образ жизни». В чем же их сходство и различие? Действительно, традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том что понятие «культура» выражает возвышенную, духовную сторону этой совокупности элементов, а «образ жизни» — повседневную, материально-практическую сторону. Современные социологи считают, что любую культуру можно рассматривать как традиционный образ жизни, выраженный в специфическом наборе обычаев, институтов и артефактов. Разнообразие культур выражает разнообразие образов жизни. Иначе говоря, вопрос о культуре — это вопрос о том, как и почему различаются формы жизни людей. Образ жизни людей описывает структуру мышления и поведения, т.е. ценности, верования и правила поведения, формы экономической деятельности, условия труда и быта, состояние религиозной и культурной жизни, образование, экологию и многое другое. Иными словами, образ жизни — это собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать самые разные стороны жизни индивида, социальной группы или общества в целом. В приведенном ниже отрывке дается прекрасная иллюстрация образа жизни, увиденного глазами социолога. Образ жизни — это заведенный порядок или уклад жизни. Привычка рано вставать или поздно ложиться, курить натощак, одеваться дома во вес старое, покупать продукты на оптовом рынке, а не в магазине, по выход- В 1853 г. в Москве значилось 27 золотопрядиль-ных, мишурных и канительных фабрик. В их числе фабрика «Вишнякова Петра Михайлова, почетного гражданина, Якиманской части, 6 квартала, в собственном доме № 579. Число рабочего народа: прях 60. Сумма годового производства 166 000 рублей. Производятся: волока, шарфы и эполеты мишурные». Довольно состоятельной по тогдашним меркам считалась купеческая семья Вишняковых. Но отбросим экономику. Заглянем за фасад деловой жизни. Вся семья жила на Малой Якиманке в доме, который состоял из двух каменных зданий, соединенных между собой. Передний дом был двухэтажным с мезонином и выходом на Якиманку, задний (трехэтажный) — стоял во дворе. При доме имелся довольно обширный сад. Через переулок (Полянский) от него находилась фабрика Вишняковых, а их лавка располагалась в большом Золотокружевом ряду в Новом гостином дворе (на месте будущих Верхних торговых ря- дов). Контора фирмы помещалась в нижнем этаже двухэтажного жилого здания. Распорядок дня в семье соблюдался свято. Около девяти утра пили чай. После чего младшие Вишняковы (Сергей и Владимир) торопились в лавку, старшие выезжали немного позже. Все они обедали в городе, оставшиеся дома садились за стол в два часа дня. В пять подавали вечерний чай, в девять — ужин. За столом никогда не было ни водки, ни вина. Строго соблюдали праздники. Вся семья ходила ко всенощным и обедням. Посещение церкви давало возможность видеться с соседями, перекинуться словечком со знакомыми, узнать местную новость, а женщинам — показать новое платье. На Рождество и Пасху наносились официальные визиты. Кроме того, в дом наезжало духовенство из разных приходов, с которыми семья была связана каким-либо образом, а также монахи из монастырей, где были похоронены родственники Вишняковых или куда ездили на богомолье. Прием многочисленного духовенства входил в условия хорошего тона московского купечества. Кроме церкви, обитатели дома на Малой Якиманке редко где бывали. Большую часть времени про- ным оегать в лес или каждый день делать зарядку, читать перед сном и многое другое. Индивидуальный рисунок соединения привычек — образ жизни — определяется не только личными качествами человека (характером, темпераментом, уровнем духовной культуры), но и социальными условиями среды (классовым положением семьи, экономическим уровнем развития общества и политическим режимом страны, климатическими условиями места жительства). Образ жизни южан и северян, выходцев из высшего и низшего классов, граждан высокоразвитого капиталистического или слаборазвитого социалистического общества будет сильно различаться. Чуть ли не в определяющей степени образ жизни человека зависит от его уровня жизни — совокупности тех материальных возможностей, которые определяют уклад жизни. Феодальная знать строила безумно дорогие, часто очень красивые виллы и дворцы, для воспитания детей нанимала иностранных гувернанток или отдавала их в престижные учебные заведения. Средний класс в советском обществе довольствовался небольшой дачей с шестью сотками за городом, до которой добирался электричкой и реже — собственным автомобилем типа «москвич» или «жигули», был счастлив поступлению ребенка хоть в какой-нибудь вуз и не мечтал об отдыхе за границей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |