Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Николаев Обыватели




Врезка

Культура и образ жизни

В англоязычной научной (в том числе социологической) литературе куль­тура и образ жизни нередко рассматриваются как синонимические или же тесно взаимосвязанные понятия2. Аналогичной позиции придерживаются многие отечественные исследователи.

Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989. С. 83.

См., например: LemerO. America as a Civilisation. N.Y., 1967; Kluchohn C. Culture and behavior. N.Y.,

1962; White L. The evolution of culture, N.Y., 1959.

Понятие образа жизни тесно связано не только с социальным временем но и с культурой — прежде всего культурой поведения. Правда, само по себе понятие культуры гораздо шире, чем понятие «образ жизни». В чем же их сходство и различие?

Действительно, традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценнос­ти составляют основу как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том что понятие «культура» выражает возвышенную, духовную сторону этой со­вокупности элементов, а «образ жизни» — повседневную, материально-практическую сторону.

Современные социологи считают, что любую культуру можно рассмат­ривать как традиционный образ жизни, выраженный в специфическом наборе обычаев, институтов и артефактов. Разнообразие культур выражает разнообразие образов жизни. Иначе говоря, вопрос о культуре — это воп­рос о том, как и почему различаются формы жизни людей.

Образ жизни людей описывает структуру мышления и поведения, т.е. ценности, верования и правила поведения, формы экономической деятель­ности, условия труда и быта, состояние религиозной и культурной жизни, образование, экологию и многое другое.

Иными словами, образ жизни — это собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать самые разные стороны жизни индиви­да, социальной группы или общества в целом.

В приведенном ниже отрывке дается прекрасная иллюстрация образа жизни, увиденного глазами социолога.

Образ жизни — это заведенный порядок или уклад жизни. Привычка рано вставать или поздно ложиться, курить натощак, одеваться дома во вес старое, покупать продукты на оптовом рынке, а не в магазине, по выход-

В 1853 г. в Москве значилось 27 золотопрядиль-ных, мишурных и канительных фабрик. В их чис­ле фабрика «Вишнякова Петра Михайлова, по­четного гражданина, Якиманской части, 6 квар­тала, в собственном доме № 579. Число рабочего народа: прях 60. Сумма годового производства 166 000 рублей. Производятся: волока, шарфы и эполеты мишурные».

Довольно состоятельной по тогдашним меркам считалась купеческая семья Вишняковых. Но от­бросим экономику. Заглянем за фасад деловой жизни.

Вся семья жила на Малой Якиманке в доме, ко­торый состоял из двух каменных зданий, соеди­ненных между собой. Передний дом был двухэ­тажным с мезонином и выходом на Якиманку, задний (трехэтажный) — стоял во дворе. При доме имелся довольно обширный сад. Через пе­реулок (Полянский) от него находилась фабрика Вишняковых, а их лавка располагалась в боль­шом Золотокружевом ряду в Новом гостином дворе (на месте будущих Верхних торговых ря-


дов). Контора фирмы помещалась в нижнем эта­же двухэтажного жилого здания. Распорядок дня в семье соблюдался свято. Око­ло девяти утра пили чай. После чего младшие Вишняковы (Сергей и Владимир) торопились в лавку, старшие выезжали немного позже. Все они обедали в городе, оставшиеся дома садились за стол в два часа дня. В пять подавали вечерний чай, в девять — ужин. За столом никогда не было ни водки, ни вина. Строго соблюдали праздники. Вся семья ходила ко всенощным и обедням. По­сещение церкви давало возможность видеться с соседями, перекинуться словечком со знакомы­ми, узнать местную новость, а женщинам — по­казать новое платье.

На Рождество и Пасху наносились официальные визиты. Кроме того, в дом наезжало духовенство из разных приходов, с которыми семья была свя­зана каким-либо образом, а также монахи из мо­настырей, где были похоронены родственники Вишняковых или куда ездили на богомолье. При­ем многочисленного духовенства входил в усло­вия хорошего тона московского купечества. Кроме церкви, обитатели дома на Малой Якиман­ке редко где бывали. Большую часть времени про-

ным оегать в лес или каждый день делать зарядку, читать перед сном и многое другое.

Индивидуальный рисунок соединения привычек — образ жизни — оп­ределяется не только личными качествами человека (характером, темпера­ментом, уровнем духовной культуры), но и социальными условиями среды (классовым положением семьи, экономическим уровнем развития общества и политическим режимом страны, климатическими условиями места жи­тельства).

Образ жизни южан и северян, выходцев из высшего и низшего классов, граждан высокоразвитого капиталистического или слаборазвитого социа­листического общества будет сильно различаться.

Чуть ли не в определяющей степени образ жизни человека зависит от его уровня жизни — совокупности тех материальных возможностей, которые определяют уклад жизни. Феодальная знать строила безумно дорогие, час­то очень красивые виллы и дворцы, для воспитания детей нанимала инос­транных гувернанток или отдавала их в престижные учебные заведения. Средний класс в советском обществе довольствовался небольшой дачей с шестью сотками за городом, до которой добирался электричкой и реже — собственным автомобилем типа «москвич» или «жигули», был счастлив поступлению ребенка хоть в какой-нибудь вуз и не мечтал об отдыхе за гра­ницей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.