КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
МИР ДУШИ 25 страница
[Научная и духовная философия] 105 Слой первый. Философия светская и научная 113 Русский восемнадцатый век 113 Глава 1. Начало 113 Глава 2. Просвещение 119 Глава 3. Философические предложения Якова Козельского 125 Глава 4. О невещественности души Дмитрия Аничкова 129 Глава 5. Наука о душе Ивана Кандорского 136 Глава 6. Русское вольтерьянство. Василий Лёвшин 139 Заключение души в XVIII веке 145 Век девятнадцатый, 147 Глава 1. Мечтао философии. Чаадаев 147 Глава 2. Вопрос о душе — вопрос о сознании. Ушинский 154 Глава 3. Задачи науки о душе. Кавелин 165 Глава 4. Логика науки о душе. Владиславлев 171 Глава 5. Дух осуществившийся. Соловьев 177 Глава 6. Мировая душа. С. Н. Трубецкой 183 Глава 7. Субстанция души. Лопатин 191 Глава 8. Споры о душе 204 Глава 9. Психическая энергия. Грот 208 Глава 10. Мозгидуша. Челпанов 219 Глава 11. Дореволюционные словари 225 Глава 12. Душа человека. Франк 229 Слой второй. Русская религиозная философия 235 Глава 1. Рассуждение о безбожии. Прокопович 237 Глава 2. Узнай себя. Сковорода 239 Глава 3. Вера и душа. Хомяков 246 Глава 4. Наука самопознания или психология. Карпов 249 Глава 5. Не сокрыть мыслей и чувствований. Голубинский 256 Глава 6. Светоносный образ. Авсенев 266 Глава 7. Вольф и русское вольфианство 273 Глава 8. Происхождение души. Гогоцкий 279 Глава 9. Душа как идея. Юркевич 284 Глава 10. Сердце Юркевича 290 Глава 11. Рациональное доказательство бессмертия души. КудрявцевПлатонов 296 Содержание Глава 12. Психия под формою сознания. Несмелов 300 Глава 13. Завершение круга религиозной философии. Карсавин, Ильин.... 306 КРУГ ПЯТЫЙ. ТЕОЛОГИЯ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ [Теология, или Богословие] 311 Слой первый. Внешний 315 Глава 1. Богословские словари 315 Глава 2. Популярные издания 320 Глава 3. Наукоподобное богословие. Ничипоров 323 Глава 4. Христианская психотерапия. Невярович 327 Глава 5. Православная психотерапия Митрополита Иерофея 333 Слой второй. Современное богословие 345 Часть первая. Зарубежные православные богословы 345 Глава 1. Случайно воплотившись. Каллист(Уэр) 346 Глава 2. Душа после смерти. Серафим (Роуз) 353 Глава 3. Неустрашимость души 357 Глава 4. Храни себя как рай. Николай Ким 366 Глава 5. Второе поколение православной эмиграции. Мейендорф 371 Глава 6. Первое поколение эмигрантов. Зеньковский 375 Глава 7. Мистическое богословие. Владимир Лосский 380 Часть вторая. Отечественные богословы 385 Глава 1. Последний рыцарь. Александр Мень 385 Глава 2. О духе, душе и теле. Войно-Ясенецкий 388 Глава 3. Основы искусства святости. Епископ Варнава 392 Слой третий. Богословие прежней России 398 Глава 1. Воспринятый огнь. Феофан Затворник 398 Глава 2. Что есть духовная жизнь 403 Глава 3. Слово о человеке. Игнатий Брянчанинов 407 Глава 4. Спор о вещественности души 415 Глава 5. Догматическое богословие. Митрополит Макарий 421 Глава 6. Состав человека 427 Заключение Богословия 430 Содержание КРУГ ШЕСТОЙ. МИСТИКА Самое общее понятие о мистике 435 Слой первый. Русская мистика 437 Глава 1. Правящее представление 440 Глава 2. Уточнения. Тихоплавы 445 Глава 3. Контактерское пограничье 450 Глава 4. Мистический постмодернизм. Гантимуров 452 Глава 5. Научное пограничье. Искаков 457 Глава 6. Сколько весит душа 464 Слой второй. Американская мистика 467 Глава 1. Великие шестидесятники 468 Глава 2. Смерть и умирание. Кюблер-Росс 473 Глава 3. Жизнь после жизни. Моуди 476 Глава 4. Путешествия души. Ньютон 483 Глава 5. Мир Душ 487 Глава 6. Учеба и самопознание 495 Глава 7. Что-то тут не так! Кэннон 499 Глава 8. Путешествия вне тела. Монро 503 УРОКИ ОЧИЩЕНИЯ [Уроки очищения] 511 Глава 1. Исходное мировоззрение Монро 511 Глава 2. Иное Мировоззрение! 518 Глава 3. Секс и энергия 521 Глава 4. Два мозга Боба Монро 526 ВЫВОДЫ [Выводы] 533 Заключение 538 УКАЗАТЕЛИ: Именной указатель 539 Предметный указатель 544 Список литературы 563
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Это начало Дантова рассказа о его путешествии сквозь царство душ в поисках Души. Ясно, что это путешествие по пространствам сознания, ведь «Комедия» его не содержит в себе ничего, кроме представлений об устройстве мира, как он виделся людям к началу XIV века. И значит, это продолжение все того же путешествия Одиссея в поисках себя. Считается, что Данте определял для себя половину жизни как тридцать пять лет и тем самым относил написание книги к 1300 году. Но на самом деле он написал ее в 1307 году. И даже если он действительно верил, что вторая половина жизни началась для него в 35 лет, это все-таки лишь круглая дата, удобная для подсчетов и чарующая своей математической завершенностью. Действительная же половина его жизни, на мой взгляд, наступила чуть позже — в 1302 году, когда он перевалил за 37 лет. Дело в том, что в 1302 году он был изгнан из родной Флоренции и заочно приговорен победившей там партией «черных» к смерти. На этом рубеже 37—38 лет «легло», как сказал Владимир Высоцкий, поразительно много художников. Похоже, он как-то связан с исчерпанностью их творческого гения. Те же, что «проскочили», либо не были большими художниками, либо еще не исполнили то, зачем пришли. И Данте был среди последних. Что же касается половины жизни, решайте сами, что ею считать. Но мне кажется, вторая половина начинается тогда, когда ты переваливаешь какую-то незримую вершину, и вдруг, в распахнувшемся перед тобой пространстве твоей будущей жизни, тебе приходит глубокое прозрение смерти. Это значит, что с этого места ты видишь конец своей жизни. И как бы далеко он ни отстоял, теперь ты идешь к нему. Возможно, все это определяется самим тобой. Когда-то, еще до рождения, отправляя себя в это путешествие, ты не рассчитывал на жизнь дольше, потому что нам нужно не больше, чем нужно. Чем нужно для того, чтобы сделать дело, ради которого мы сюда пришли. И значит, мы вполне можем определять меру жизненных сил, которую считаем достаточной для избранного тела. Если не предавать себя, то их должно с лихвой хватить на задуманное... «Божественная комедия» поразительно подходит для продолжения моего исследования. И сам Данте, задумавшийся о себе и движущийся сквозь Чистилище из Ада в Рай своего сознания, — лучший проводник по мирам душ. И созданный им образ проводника — великого римского поэта и провидца Вергилия — будто принимает нас из рук Гомеровского Тиресия, к которому направила меня вместе с Одиссеем заботливая Кирка в конце предыдущей книги *. Огромные пласты культурных и исторических представлений, живущие во мне, будоражатся этой великой песней. И если «Одиссея» была повестью о возвращении к себе, песня Данте — это подробный рассказ о той части путешествия Улисса, где он познает себя как душу или как дух. В самой же первой песне «Божественной комедии» есть упоминания того, что является предметом моего исследования: Душа, Дух, Души, Духи и ДУША. Именно в такой последовательности: Я увидал, едва глаза возвел, Что свет планеты, всюду путеводной, Уже на плечи горные сошел, Тогда вздохнула более свободной И долгий страх превозмогла душа, Измученная ночью безысходной. Так и мой дух, бегущий и смятенный, Вспять обернулся, озирая путь, Всех уводящий к смерти предреченной. И с ним волчица, чье худое тело, Казалось, все алчбы в себе несет; Немало душ из-за нее скорбело. И ты услышишь вопли исступленья И древних духов, бедствующих там, О новой смерти тщетные моленья. Но если выше ты захочешь взвиться, Тебя ДУША достойнейшая ждет: С ней ты пойдешь... Это все слова Вергилия — души, вызвавшейся быть проводником в царстве душ. Древний мудрец знает, какие шаги нужно совершить, чтобы найти ту Душу, ради которой предпринято это путешествие.
* Шевцов А.А. Очищение. В 3 томах. — Том 1. Организм. Психика. Тело. Сознание. — СПб.: Тропа Троянова, 2004.
Исследовать душу полагается психологу, и я буду работать как психолог — в ключе культурно-исторической психологии, изучая не как некую естественнонаучную абстракцию, а как собственные представления. И представления взрастившей меня культуры. Мир души состоит для меня из множества кругов, которые уходят куда-то вглубь. Конечно, в глубь моего сознания, я это понимаю, но как это похоже на то, что рисовал великий Дант! Заглядывая туда, я будто погружаюсь в какие-то сумрачные пространства или миры. Это тоже верно, потому что именно эти круги и составляют слои моих представлений о душе и ее жизни, складывающиеся в мой Образ мира. Но Образ мира никогда не бывает единичным или единственным. Когда психологи говорят: образ или модель мира, — хочется спросить: какого? О чем речь? Ведь образы миров отражают как мир-природу, так и те миры, в которые мы уходим своими мечтами или воображением. И что очень важно, эти миры тоже действительность. Пусть действительность моего сознания. Но кто знает, что такое сознание? Единственное, в чем я уверен относительно этих миров, это в том, что в них живет моя душа. И она так ценит их, что может отречься от этого тела и этого мира, если ее понудят предать те якобы несуществующие миры. Поэтому я подхожу к своему погружению, как к священнодейству. Я знаю, где-то тут, прямо где я сейчас озираюсь в своем ослеплении, находится вход в глубинный Храм Души. Вход этот засыпан обломками позднейших эпох и следами моих ошибок. Но это все несущественно. Его можно раскопать, очищая этаж за этажом, круг за кругом. И даже если в итоге моего исследования выяснится, что душа недоступна очищению, само обретение ясного понятия о ней и о себе будет для меня достаточной наградой. Впрочем, и очищением тоже. И начну я с самой поверхности. С самых привычных бытовых и просто-научных представлений о душе.
КРУГ ПЕРВЫЙ. ПОВЕРХНОСТНЫЕ БЫТОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ КРУГ ВТОРОЙ. ПРОСТОНАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ДУШИ 23 КРУГ ТРЕТИЙ. НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ДУШИ 43 КРУГ ЧЕТВЕРТЫЙ. НАУЧНАЯ И ДУХОВНАЯ ФИЛОСОФИЯ 103 КРУГ ПЯТЫЙ. ТЕОЛОГИЯ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ 309 КРУГ ШЕСТОЙ. МИСТИКА 433 УРОКИ ОЧИЩЕНИЯ 509 ВЫВОДЫ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |