КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обработка результатов измерений. Этап 1 – предварительная подготовка к проведению эксперимента
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ Этап 1 – предварительная подготовка к проведению эксперимента. Предварительная подготовка заключается в изучении теории явления, которое исследуется в лабораторной работе, в изучении метода и схемы измерений, принципа действия, конструкции и условий эксплуатации физических приборов, используемых в работе, в составлении плана предстоящих измерений по каждому заданию работы. Результатом предварительной подготовки является письменный конспект, вносимый в рабочую тетрадь в виде короткого, но ясного изложения. Конспект к лабораторной работе составляется при самостоятельной подготовке студента к лабораторной работе и предъявляется преподавателю на аудиторном лабораторном занятии. Без предварительной подготовки к лабораторной работе и конспекта студент не допускается к выполнению эксперимента. Этап 2 – проведение эксперимента. До начала выполнения эксперимента необходимо визуально ознакомиться с устройством стенда, оценить цену деления шкалы всех приборов, используемых для измерений, взять все принадлежности, необходимые для работы, а также узнать у преподавателя постоянные параметры, при которых проводятся экспериментальные измерения. Результаты измерений надо сразу же вносить в таблицу измерений. После проведения эксперимента необходимо на рабочем месте, не разбирая измерительной установки, оценить окончательный результат для одного опыта по измеренным величинам. В случае неудовлетворительного результата измерения необходимо провести вновь. Этап 3 – сдача зачета по выполненной лабораторной работе. Зачет по выполненной лабораторной работе включает в себя защиту теории по контрольным вопросам и представление письменного отчета, в котором помимо данных предварительной самостоятельной подготовки (конспекта) приведены как первичные результаты эксперимента, так и окончательная обработка результатов (расчет искомых величин, оценка погрешностей их измерения, графики, выводы с анализом полученных результатов). К сдаче итогового зачета (экзамена) по физике допускаются только студен- ты, выполнившие полный объем лабораторных работ за семестр.
В физике основным способом получения информации является измерение. Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств. Как бы ни были совершенны приборы и постоянны условия, при которых производятся измерения, всегда определяются только приближенные значения измеряемой величины, а возникающая при этом погрешность характеризует точность измерений. Погрешности возникают из-за конструктивных недостатков приборов, из-за трения между подвижными частями, усталости упругих элементов, изменения параметров среды в процессе эксперимента, ошибок экспериментатора при градуировке приборов, наводке, считывании результатов и т.д. Погрешности разделяются на три вида: случайные, систематические и промахи. Случайными называются погрешности, которые при многократных повторениях опыта изменяются нерегулярным, непредсказуемым образом, приводя к разбросу измеренных значений; их нельзя устранить при обработке результатов измерений. Систематическими называются погрешности измерений, происходящие в результате действия постоянных причин, при повторных измерениях в одинаковых условиях тем же методом они остаются постоянными по величине и по знаку, либо изменяются закономерно, в зависимости от тех или иных факторов. Влияние систематических погрешностей может быть выявлено и учтено при обработке эксперимента введением поправки либо предельной систематической погрешности. Промахи (грубые ошибки) представляют собой случайные погрешности, величина которых резко превышает допустимые и искажает результаты измерения. Они возникают вследствие неисправности прибора, невнимательности наблюдателя, при резком нарушении методики эксперимента или условий его проведения. Промахи выявляются при повторных измерениях и исключаются из результатов измерений. Под абсолютной погрешностью Dх измерения понимают разность между изме-ренным хизм и истинным хист значениями физической величины: Dх = хизм – хист. (1) При выполнении лабораторных работ допускается упрощенная методика обработки экспериментальных данных. Суть ее состоит в следующем. 1. Так как истинное значение хист измеряемой физической величины часто неизвестно, как и конкретные причины погрешностей, то все ошибки, которые меняются от опыта к опыту и вызывают разброс результатов, рассматривают как случайные и называют ошибками разброса. При отсутствии информации о причинах наблюдаемого разброса за наиболее вероятное значение измеряемой величины принимается среднее арифметическое из измеренных значений: , (2)
где х1, х2, …, хn - измеренные значения физической величины; n - число измерений. При большом числе измерений среднее арифметическое <х> из измеренных значений можно считать равным истинному значению физической величины хист:
<х> = хист.
2. Отклонением D xi результатов отдельных измерений xi от среднего <х> называется величина D xi = xi - < x >, (3)
которую можно принять за абсолютную погрешность отдельных измерений, где i =1, 2, …, n. 3. Если ширина разброса отражает все погрешности (как случайные, так и систематические), то за меру точности в упрощенной методике обработки результатов измерений принимают среднююабсолютную погрешность по разбросу , (4)
являющуюся средним арифметическим из абсолютных значений отклонений |D xi | результатов отдельных измерений хi от среднего <х>. 4. Измеренная физическая величина хизм всегда записывается вместе с погрешностью: хизм = <х> ± <Dх>, (5) что эквивалентно неравенству . Интервал <х> ± <Dх> называется доверительным интервалом, отвечающим доверительной вероятности b. Доверительная вероятность интервала <х> ± <Dх> равна 75-80 % при условии, что число измерений не меньше 4-5, и выше, если сделано более пяти измерений. 5. С редней относительной погрешностью измерения называется величина
. (6)
Относительная погрешность выражается в процентах. Точность определения средней относительной погрешности при упрощенной обработке результатов невелика, поэтому следует ограничиваться целыми числами, если dx ³ 2 %, и округлить dx до 1,0 или 1,5 %, если dx £ 1,5 %.
Правила округления физических величин при вычислениях При математических действиях с физическими величинами, измеренными с определенными погрешностями, необходимо следить, чтобы сам процесс вычислений не вносил дополнительной ошибки. Поэтому: 1) произведение (или частное) не может быть записано с бо¢льшим числом цифр, чем наименее точно известный сомножитель; 2) при сложении и вычитании надо сохранять цифру десятичного разряда, следующего за тем, который сохранен в наименее точно известном слагаемом; 3) величины, значения которых берутся из таблиц (математические и физические константы) также следует брать с числом цифр, на единицу бо¢льшим, чем в самом неточном из измеренных чисел. При выполнении указанных правил в ответе число верных знаков будет на один меньше, чем у исходного числа с наименьшим числом верных знаков.
Числа следует округлять по следующему правилу: 1) если последняя цифра меньше 5, то остающиеся цифры не изменяются; например, вместо 12,731 после округления получим 12,73; 2) если последняя цифра больше 5, то предпоследнюю цифру увеличивают на единицу: т.е. вместо 12,736 имеем 12,74; 3) если последняя цифра равна 5, то при наличии предыдущей нечетной цифры последнюю увеличивают на единицу, а при наличии четной – цифру 5 отбрасывают; например, для 12,735 округленное число равно 12,74, а для 12,745 оно остается равным 12,74.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |