Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия Шумера




РЕЛИГИЯ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Долина рек Тигра и Ефрата, называвшаяся в древности греческим именем Месопотамия, что означает «Междуречье», стала колыбелью государств, принадлежавших к числу наиболее древних в истории госу­дарственных образований. Исторически и географически Месопотамия делилась на южную и северную. Южная Месопотамия в некоторых па­мятниках называется Сеннааром. Это название условно принимается в современной исторической науке. 4500—4000 лет до н. э. в приморской части Сеннаара жили шумеры, древнейшие известные нам обитатели страны. Часть шумеров проникла в северную часть Сеннаара, а одна группа продвинулась еще дальше и основала город и государство Мари на Ефрате (на западном рубеже будущей Ассирии). Позднее, вероятно, около 3500 лет до н. э., северную часть Сеннаара заняло кочевое ското­водческое племя, пришедшее из Аравии. Оно принадлежало к числу семитских племен и получило название аккадцев по имени главнейшего их города Аккада.

Изучение истории государства Древней Месопотамии стало воз­можным только в XIX веке. До того в распоряжении исторической нау­ки почти не было подлинных источников истории Месопотамии. Это объясняется тем, что государство неоднократно опустошалось много­численными завоеваниями, разрушавшие до основания города, дворцы, храмы, которые были хранилищами памятников письменности и искус­ства. Разрушенные города не восстанавливались и на их месте остава­лись лишь холмы и курганы. Раскопки были начаты только в первой по­ловине XIX века. В ходе них открывались все новые и новые памятни­ки письменности, культуры, по которым ученым удалось восстановить быт, религию, искусство Древней Месопотамии. Однако памятники письменности могли быть изучены только после дешифровки системы знаков и установления грамматического строя языка, неизвестного уче­ным начала XIX в.


Письменность шумеров — клинопись — надписи на глиняных пли­тах или таблицах. Ряд народов Передней Азии заимствовал эту пись­менность, которая служила им на протяжении трех тысячелетий, посте­пенно эволюционируя и совершенствуясь. Изучение подобной литера­туры имеет ряд трудностей. Во-первых, большинство шумерских тек­стов дошло до нас в записях-копиях, сделанных, когда сам шумерский язык уже вымирал (XIX—XVIII вв. до н. э.), а по копиям трудно дати­ровать оригиналы. Во-вторых, многие тексты записаны с устных преда­ний. В-третьих, количество клинописных памятников зависит от резуль­татов трудных археологических раскопок, в ходе которых было найдено около 150 памятников шумеро-аккадской литературы. Многие из них сохранились в фрагментарном виде. Это — стихотворные записи ми­фов, сказания, молитвы, плачи, гимны богам и царям, псалмы, любов­ные песни, поэмы и т. д. Примерами могут служить: «Гора небес и зем­ли», «Сотворение людей», «Энки и мироздание», «Инанна и Энки», «Когда вверху», «Сотворение мотыги», «Миф о потопе», «Сказание об Атрахасисе», «Полет орла», «Иштар и Думузи», «Ловец рыбы Адапа» и т. д. Одним из самых значительных произведений вавилонян является знаменитая «Поэма о Гильгамеше». Основная тема поэмы —проблема смысла жизни и бессмертия.

Из произведений нравоучительной литературы очень интересен «Разговор господина с рабом», в которой говорится о том, что господин разочаровался в своей жизни и богах. Есть сборники нравоучительных изречений и правил. К числу светских произведений относятся царские надписи исторического содержания. В них иногда в число действую­щих лиц вводятся боги. Например, в надписи о деяниях лагашского правителя (патеси) Эаннаду и его походе против патеси Уммы и одер­жанной победы указывается, что вождем похода был бог Лагаша Ни-нгирсу и что он сам участвовал в сражении с войсками Уммы. Такова же надпись царя Шаррукина, в которой он рассказывает о своем рожде­нии, воспитании, избрании его богиней Иштар. В основном вся литера­тура делилась на восхваления и плачи. Произведения восхвалений включают гимны богам, храмам и правителям, которых обожествляли. Они как бы побуждали божественные силы содействовать правителям. Литература плача, наоборот, выражала скорбь по поводу смерти бога, разрушения храма или гибели правителя.

В конце IV тысячелетия до н. э. в Сеннааре сложилось свыше двух десятков мелких государственных объединений. По титулу «патеси», который носили их правители, эти мелкие государственные объедине­ния принято называть «патесиатами». Каждый патесиат именовался по

9-3404 129


названию своего городского центра. Наиболее древними патесиатами были Эриду, Ур, Ларса, Шуруппак, Киш. Между патесиатами не было единообразия в религиозных ритуалах и мифологии, хотя они и почита­ли несколько общих космических божеств. Так, в городе Эриду почита­ли бога Энки (шум. «владыка земли», «владыка низа»), Эйя, Эа, Хайа (аккад) — одно из главных божеств шумеро-аккадского пантеона. Он — хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, а также поверхностных, земных вод, бог мудрости и заклинаний, владыка боже­ственных «ме» и т. д. Письменные сведения о нем восходят к XXVII—XXVI вв. до н. э. Он также создатель вместе с Энлилем первых людей, скота, чудесных растений, устроитель мирового порядка на зем­ле. Во всех патеси Шумера соблюдался культ бога Энлиля, одного из древнейших шумерских богов, именовавшегося «отцом». Ученые пред­полагают, что это наименование показывает, что вероятнее всего Эн-лиль был богом-родоначальником той племенной группы, из которой произошел шумерский народ. Энлиль — бог-покровитель Ниппура, древнейшего шумерского племенного союза, в столице которо­го— Ниппуре — находился его храм. Его имя уже зафиксировано в пиктографических текстах из Джемдет-Наср (рубеж 4—3 тыс. до н. э.). В Ниппуре храм Энлиля носил название Экур*, что означает «дом на горе». Энлиль также считался богом земли. Он победил чудовище Тиа-мат, которая царила в водяном хаосе, сотворил сушу, землю и людей. Шумерские патеси Сеннаара строили свои храмы в городах, им принад­лежащих, в честь Энлиля и делали обязательные жертвоприношения. Кроме того, шумерские патеси почитали бога Ану (шум. небо) — глав­ного бога Урука, Нинмах (Мах) — богиня-мать. В городе Адаба ей был посвящен храм. В шумерском мифе «Энки и Нинмах» выступает как создательница людей.

На севере Сеннаара около 2400 г. до н. э. усилились семитские пра­вители Аккада. Под руководством первого царя царства Аккада Шарру-кина (Саргона) произошло объединение Шумера и Аккада. Царство Ак­када просуществовало всего 180 лет (2369—2189 г. до н. э.). Последую­щие царства — III династия Ура и древневавилонское царство — были преемниками царства Аккада. Культура Шумера во многом повлияла на культуру Аккада.

При последних двух царях III династии Ура из Аравии вторгаются аморейские племена семитского происхождения. Амореи завоевали шу­мерское царство Мари и основали там свое царство. Постепенно амо­реи стали проникать и в Аккад. Затем последовало вторжение эламитов, разгромивших Шумер. Однако после победы началась борьба между са­мими завоевателями. В результате в конце III тысячелетия стал возвы­шаться Вавилон во главе с аморейскими царями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.