Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вишнуизм




Вишнуизм — одно из двух главных (наряду с шиваизмом) направ­лений индуизма, в основе которого лежит культ Вишну и связанных с ним богов (прежде всего, Кришны и Рамы).

Фигура Вишну входит в состав ведийского пантеона, занимая в нем внешне незначительное место. Однако, будучи соратником Индры,

20* 307


 



Вишну играет важную роль в его борьбе против Вритры. Он делает знаменитые «три шага», смысл которых истолковывался по-разному, но наиболее существенна космогоническая интерпретация: ими достигает­ся своего рода синтез только что возникшего космоса, укрепляются его структура и целостность. Характерно, что специфической функцией Вишну как члена индуистской триады является именно охрана мира, поддержание в нем порядка и справедливости. Но чтобы занять свое место в этой триаде и стать верховным богом, почти бесплотному ве­дийскому Вишну пришлось пройти долгий и сложный путь развития, в течение которого происходило насыщение его образа разнородным ми­фологическим и культовым материалом. Важнейшей промежуточной фигурой на этом пути был Нараяна, аборигенный по происхождению бог, культ которого включал в себя множество архаических элементов, в том числе человеческие жертвоприношения, а также аскезу и йогу. Во время одного из жертвоприношений Нараяна вбирает в себя весь мир и обретает качество вездесущности. В процессе взаимодействия брах­манизма с местными религиями именно он стал выдвигаться на роль верховного бога. В «Шатапатха-брахмане» и «Маханараяна-упанишаде» он отождествляется с Праджапати и Пурушей и признается высшей сущностью Брахмана, Атманом, всеобщим богом. Важный эпитет, кото­рым наделяется Нараяна,— Бхагават или Бхагаван («Обладающий до­лей», «Наделяющий долей»), давший название течению бхагаватизма (которое можно рассматривать как стадию формирования вишнуизма), закрепившему поклонение высшему космическому началу в форме лич­ного бога, способного одарить адепта благами или определенной судь­бой.

Другой фигурой, сыгравшей существенную роль в процессе форми­рования культа Вишну, был Васудэва, один из пяти братьев, обожеств­ленных героев кшатрийского клана вришниев. Оттеснив в процессе эволюции культа своих братьев и сестру, он стал верховным богом вришниев и получил эпитеты Бхагават и Кришна («Черный»). Один из братьев — Баларама, сохранивший тесную связь с Васудэвой, понимал­ся как воплощение Санкаршаны, аборигенного божества плодородия, связанного с культами воды и змей. Он ассоциировался с Нараяной, но в дальнейшем воплотился в образе Шеши, или Ананты, мирового змея, образовавшего ложе для Вишну посреди мирового океана. Роль Криш-ны-Васудэвы как всемогущего бога особенно отчетливо проявляется в «Бхагавадгите», важнейшем тексте индуизма, входящем в состав эпиче­ской поэмы «Махабхарата». Он представляет собой монолог Кришны, обращенный к герою Арджуне. В нем он многократно именует себя сущностью бытия, Атманом. Он изображается вбирающим в себя весь мир, подобно Нараяне (хотя в тексте так не назван). Лишь вскользь упо-


минается имя Вишну, хотя, с точки зрения вишнуизма, Кришна — его воплощение. В целом процесс взаимоотождествления Васудэвы-Криш-ны, Нараяны и Вишну был долгим, многоступенчатым и во многом для нас неясным. Окончательное слияние этих культов произошло, видимо, лишь во 2-й половине 1 тыс. н. э., что нашло отражение в пуранах, ин­дуистских текстах, содержащих мифологическую историю мира, генеа­логию богов, рассказы об их деяниях и многое другое (напр. «Виш-ну-пурана», «Бхагавата-пурана»). Имя Нараяна стало одним из много­численных имен Вишну.

В эпосе и пуранах Вишну наделен многочисленными достоинства­ми. Он изображается красивым юношей с лотосоподобными глазами, с темным, с отливом в синеву телом. На груди у него крупный сапфир Каустубха, на голове диадема. Цвет одежд желтый. Обычно у него че­тыре руки, в которых он держит палицу, диск (чакру), раковину и лотос. Характерная поза Вишну — возлежание на кольцах змея, плавающего в мировом океане. Когда Вишну спит, вселенная пребывает в нем; когда просыпается, из его пупка вырастает лотос, в венчике которого сидит Брахма, образ, подчеркивающий верховный статус Вишну, порождаю­щего самого бога-творца. Ездовым животным (ваханой) Вишну являет­ся мифический орел Гаруда.

В мифологию Вишну включено представление об аватарах, перио­дических его появлениях в мире в том или ином облике с целью защи­ты богов и людей от опасности или зла (в частности, от демонов-асу-ров). Такие воплощения многочисленны, но основными признаются де­сять: Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (вепрь), Нарасимха (че­ловеко-лев), Вамана (карлик), Парашурама (Рама с топором), Рама (ца­ревич, герой «Рамаяны»), Кришна, Будда, Калкин (будущее воплощение в виде всадника с мечом). Неотъемлемую часть культа Вишну образует почитание его супруги Лакшми. Ее образ также восходит ко многим ис­токам, один из которых — ведийская богиня счастья и благополучия Шри. Связан он и с аборигенными верованиями, в частности, с культа­ми плодородия и животных (в том числе слона и коровы). В индуизме Лакшми почитается и самостоятельно (как богиня удачи и процвета­ния), и вместе с Вишну (как любящая его супруга).

Со II в. н. э. начинается интенсивное развитие вишнуизма. Большую поддержку оказали ему цари династии Гуптов (IV—V вв.), считавшие себя воплощениями Вишну. На юге Индии рост влияния вишнуизма связан с деятельностью алъваров, поэтов, проповедовавших путь лич­ного служения богу, эмоционального его почитания — бхакти. Корпус поэтических текстов, созданных ими с VI по XI вв., составил основу философской традиции, в лоне которой вырос выдающийся философ Рамануджа. В этот же период повсеместно начали строиться крупные


вишнуитские храмы. Приходящие в них адепты почитают бога пуджей: пением гимнов, произнесением «тысячи имен» Вишну. Универсальная мантра вишнуитов, приносящая благо и процветание,— Ом намо нара-яна («Ом, слава Нараяне»). Дающими удачу считаются и знаки чакры и раковины, которые вишнуиты наносят на тело (часто в виде татуиро­вок). Священным налобным знаком вишнуитов является белая «ижица» с красной вертикальной черточкой внутри.

Бурный рост вишнуизма в Средние века в немалой степени связан с исключительной популярностью образов Рамы и Кришны. Культ по­следнего стал мощным всеиндийским течением, чему способствовало распространение идей бхакти, любви к богу, безраздельной преданно­сти ему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.