Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кришнаизм




Кришнаизм — ветвь вишнуизма, которая, не порывая с ним связи, приобрела самостоятельное религиозное значение. В основе кришнаиз­ма лежит культ Кришны, который является аватарой Вишну. Этот образ имеет древние истоки и складывался в течение длительного времени. Имя Кришна («Черный») встречается в «Ригведе» и в «Чхандогья-упа-нишаде», но образ Кришны, ставшего богом, впервые встречается в «Махабхарате». Кришна здесь царь пастушеского племени ядавов, сын Дэваки и Васудэвы, друг и наставник Пандавов. Вместе с тем он впол­не определенно называется воплощением Вишну, а в «Бхагавадгите» выступает как высший бог, олицетворение Атмана. В этом тексте содер­жится вложенная в уста Кришны первая развернутая проповедь бхакти, безраздельной любви к личному богу, то есть к самому Кришне.

Рождение Кришны от царя кшатрийского клана вришниев Васудэ­вы — относительно поздний момент развития его мифологии. На более раннем этапе Васудэва отождествлялся с Кришной, а еще ранее почи­тался как верховный бог вришниев и в этом качестве именовался Бхага-ватом и Нараяной. Его культ вырос из культа пяти братьев-героев, од­ним из которых был Васудэва. Среди братьев примечательна фигура Баладэвы (Баларамы), ставшего впоследствии братом Кришны. Он был воплощением древнего божества плодородия со змеиной сущно­стью — Санкаршаны. Другая линия развития кришнаизма, также восхо­дящая к весьма архаическим культам, связана с самим Кришной. Его чернота (точнее, темно-синяя или темно-зеленая окраска тела) указыва­ет на аборигенные истоки культа и, возможно, на демоническую приро­ду бога, которая в развитом кришнаизме преодолевается, но все же по­рой проступает в деталях (например, в родстве Кришны с асурой Кан-


сой). В древности Кришна почитался среди пастушеских племен как якша (полудемоническое существо) — дух гор, камней, растений. Дово­льно отчетливы и календарные ассоциации его образа, выявляемые в его связи с «темным» сезоном дождей. Наконец, исключительно важны в кришнаизме темы бога-младенца и бога-юноши, восходящие к древ­ним неарийским, в частности, дравидским культам. Эти темы, однако, формируются в кришнаитском мифе довольно поздно, в вишнуитских пуранах, созданных после «Махабхараты».

Различные эпизоды жизни Кришны, имея разное происхождение, в конце концов собираются вместе, образуя его жизнеописание, имеющее значение кришнаитского мифологического канона. В полном виде оно содержится в 10-й главе «Бхагавата-пураны» (IX—X вв. н. э.), которая, наряду с «Бхагавадгитой», считается основным священным текстом кришнаизма.

История Кришны начинается с того, что царю племени ядавов Кан-се в Матхуре была предсказана гибель от восьмого сына его двоюрод­ной сестры Дэваки. Он убивает шестерых ее детей, но следующих, Ба-лараму и Кришну, удается спасти. Васудэва, отец Кришны, тайком пе­реправляет их в Гокуль, пастушеское селение в Брадже, где они стано­вятся приемными детьми местного царя Нанды и его жены Яшоды. С младенческих лет Кришна проявляет чудесную силу и постоянно спаса­ет пастухов от различных бед, в том числе от демонов. Повседневная жизнь Кришны наполнена шалостями и развлечениями, а когда он по­взрослел, любовными забавами с пастушками (гопи). Он играет для них на флейте, танцует, водит хороводы. Одна из пастушек, получившая в процессе развития мифа имя Радха, особенно любима им, но женой его становится Рукмини, дочь царя Видарбхи. Происходит это уже по­сле того, как Кришна побеждает Кансу и садится на трон в Матхуре. В дальнейшем он обосновывается в Двараке, новой столице племени яда­вов, и принимает участие в событиях, описанных в «Махабхарате». По­сле победы Пандавов в царстве ядавов начинаются распри, и оно поги­бает. Самого Кришну случайно убивает охотник, приняв его за оленя.

Мифы, связанные с детством и юношеством Кришны, исключитель­но популярны в Индии. Они наилучшим образом соотносятся с течени­ем бхакти и представляют адептам хорошую возможность проявления любви к богу. Идентифицируя себя с другими героями мифа, они любят Кришну как шаловливого мальчишку, сына, брата, друга и, наконец, любовника. Взаимоотношения Кришны и Радхи составляют одну из са­мых распространенных тем поэзии, музыки, живописи, скульптуры. На основе эпизода игр Кришны с пастушками развивается кришналила (или распила), мистериальная народная драма Северной Индии. Любов-


ная тема кришнаитского мифа находит и религиозно-философское тол­кование: тяга пастушек к Кришне символизирует влечение индивидуа­льной души к богу.

Поскольку проповедь любви к Кришне, содержащаяся в «Бхагавад-гите», носила умозрительный характер и была адресована ограниченно­му кругу адептов, статус массового религиозного течения кришнаизм обрел лишь когда идея бхакти воплотилась в популярные культовые формы: гимны, песни, танцы. В немалой степени этому способствовало творчество религиозных поэтов, таких, как тамильские алъвары, Джая-дэва, Мира Баи, Сурдас, Чондидаш и др. Их стихи и песни до сих пор используются во время храмовых служб и праздников. В Средние века возникают многочисленные вишнуитские и кришнаитские общины, во главе которых стояли выдающиеся проповедники: Валлабхачарья (1478—1530), основатель общины «Пушти-марг», Чайтанья (1486—1533), с которым связано возникновение течения «Гаудия виш­нуизм» и др. Чайтанья проповедовал экстатический характер почитания Кришны и единственным ритуалом считал массовые песнопения и тан­цевальные процессии. Деятельность Валлабхачарьи и Чайтаньи приве­ли к бурному расцвету кришнаитского бхакти, к религиозному возрож­дению Браджа, Матхуры, Вриндавана — мест, где, согласно мифу, про­шли детство и юность Кришны. Чайтанья одна из главных культовых фигур современных кришнаитов, объединенных в «Международное об­щество сознания Кришны», основная деятельность которого проходит в странах Запада. Объединения этого общества имеются и в России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.