Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение джайнизма




ДЖАЙНИЗМ

Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н. э. на территории современного индийского штата Бихар. До тридцати лет он вел жизнь мирянина: женился, имел дочь, но затем, раздарив все свое имущество, ушел из мира и многие годы странство­вал. Через 12 лет подвижник и аскет достиг «высшего знания» и стал Джиной — «победителем» (титул, присваиваемый наиболее почитае­мым религиозным учителям). Еще три десятка лет Джина, он же Маха-вира («великий герой»), в странствиях проповедовал новую веру, обра­тил в нее множество учеников, и наконец, достиг «конечного освобож­дения», нирваны. Последователи учения Махавиры верят, что он был двадцать четвертым тиртханкаром («создателем пути, переправы»), про­должателем и толкователем своих легендарных предшественников, пер­вый из которых — царь Ришабха — жил еще в те времена, когда люди не умели считать, писать, готовить пищу. Именно Ришабха, научив их этому и многому другому, заложил также основы будущей религии.

Такие претензии на исключительную древность джайнизма не нахо­дят фактического подтверждения. Истоки учения, реформатором кото­рого выступил Вардхамана, относятся исследователями к VIII в. до н. э., предполагаемому времени жизни 23-го «создателя пути» Паршва-натхи. Религиозная джайнская литература датируется более поздним периодом, чем время жизни вероучителей. И первые надежные свидете­льства о джайнах (надписи царя Ашоки), и первый вариант писаного канона появились в III в. до н. э. Сама же религиозно-философская сис­тема джайнизма сложилась в середине I тыс. до н. э. В этот период «брожения умов» в Индии появилось множество неортодоксальных те­чений и школ, отрицавших авторитет Вед и ведические ритуально-со­циальные нормы. На базе возникшего комплекса идей, радикально ре­формировавших религиозно-философское содержание ведийско-брах-манистской традиции, и складывалась религиозная система джайнизма.

21* 323


Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии, традиционные риту­алы были во многом восприняты новым учением.

Важнейшие тексты джайнского канона, включающего 45 сочине­ний, приписываются самому Махавире. Однако при попытке созда­ния на основе текстов, изустно передававшихся после его смерти в нескольких поколениях, варианта писаного канона произошел раскол джайнской общины на два направления. На вседжайнском соборе в городе Паталипутре этот канон получил признание «шветамбаров» («одетых в белое»). Последователи другой ориентации — «дигамба-ры» («одетые пространством») — сохранили в своем учении элемен­ты исходного джайнизма. Считая утерянным древний истинный ка­нон Ришабхи, дигамбары составили собственные священные тексты (сравнительно поздние, написанные на санскрите и пракрите, сгруп­пированные в четыре веды) и отрицают ряд эпизодов и положений из канона шветамбаров. Расхождения различных школ затронули глав­ным образом вопросы обрядности, условий жизни верующих и об­щины в целом, в то время как по основным вопросам вероучения со­хранялось согласие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.